г. Томск |
Дело N 07АП-9516/10 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 ноября 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 ноября 2010 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Усаниной Н.А.,
судей Бородулиной И.И., Журавлевой В.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Аникушиной Ю.Н. с использованием средств аудиозаписи
без участия сторон
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области и Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии
на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 01 сентября 2010 года
по делу N А27-8340/2010 (судья Аникина Н.А.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Тандем"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральному государственному унитарному предприятию "Федеральный кадастровый центр "Земля",
третьи лица: Коллегия Администрации Кемеровской области,
Грачев Максим Юрьевич, Стерехов Евгений Анатольевич, Деревягина Елена Валериевна, Иванов Сергей Юрьевич, общество с ограниченной ответственностью "Партнер-98", Петрова Наталья Леонидовна, Голева Ольга Николаевна, Петров Валентин Анатольевич, Кульшин Александр Николаевич, Кульшин Константин Николаевич, Воднев Святослав Владимирович, Шахова Ольга Зофэровна, Савченко Александр Романович, Струпалева Марина Валерьевна, Кормишкина Людмила Александровна, Полежаева Жанна Юрьевна, Салимов Валерий Федорович, Уланов Михаил Иванович, Трофимов Илья Владимирович, Степанова Надежда Васильевна,
о признании недостоверным результата государственной кадастровой оценки земельного участка; недействительным пункта 7 решения, оформленного актом проверки от 24.11.2008 N 2; незаконными действий
УСТАНОВИЛ
Общество с ограниченной ответственностью "Тандем" (далее - ООО "Тандем", общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, ранее - Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области (далее - Управление, Управление Росреестра по Кемеровской области), Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Федеральная служба), Федеральному государственному унитарному предприятию "Федеральный кадастровый центр "Земля" (далее - ФГУП ФКЦ "Земля") о признании недостоверным результата государственной кадастровой оценки земельных участков с кадастровыми номерами 42:24:0101018:281 (площадью 6343 кв.м.), 42:24:0101018:284 (площадью 1554 кв.м.) в суммах 39 739 656,16 руб., 9 735 996,48 руб. и в виде удельного показателя кадастровой стоимости в сумме 6 265,12 руб. за кв.м.; о признании недействительным пункта 7 решения Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, оформленного актом проверки отчета об определении кадастровой стоимости N 2 от 24.11.2008 о соответствии отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области Методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 15.02.2007 N 39 в части определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 42:24:0101018:281, 42:24:0101018:284 в суммах 39739656,16 руб., 9735996,48 руб. и в виде удельного показателя для седьмого вида разрешенного использования в сумме 6265,12 руб. за кв.м.; о признании незаконными, не соответствующими статьям 66 Земельного кодекса РФ, Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 N 316, Методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденным Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 15.02.2007 N 39, Административному регламенту Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденному Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 28.06.2007 N 215 действий Федеральной службы, Управления Росреестра по Кемеровской области, выразившихся в формировании в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости указанных земельных участков; обязании Управления исключить из государственного кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области сведения о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 42:24:0101018:281 (площадь 6343 кв.м.), 42:24:0101018:284 (площадь 1554 кв.м.) в суммах 39739656,16 руб., 9735996,48 руб. и в виде удельного показателя кадастровой стоимости в сумме 6265,12 руб. за кв.м.
Определением от 13.07.2010г. привлечены к участию в деле третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора, произведена процессуальная замена стороны Управления Роснедвижимости по Кемеровской области на Управление Росреестра по Кемеровской области.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 01 сентября 2010 года заявленные ООО "Тандем" требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением арбитражного суда, Управление совместно с Федеральной службой подали апелляционную жалобу, в которой просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, мотивируя:
- отсутствием указания в нормативных актах порядка выбора факторов стоимости для построения статистически значимой модели, в том числе не предусмотрена обязанность оценщика использовать для построения модели более 3 факторов из согласованных на МВК;
- отсутствием доказательств о том, что отчет не был проверен непосредственно лицами Федеральной службы;
- акт проверки N 2 от 24.11.2008 не содержит властного предписания, влекущего у кого-либо возникновение прав и обязанностей, а также не содержит указания на лицо в отношении которого издан данный акт; указанный акт не обжалуется в порядке статьи 198 АПК РФ; не нарушает прав и законных интересов заявителя, не создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности;
- оспаривая результат, фактически заявитель оспаривает нормативный правовой акт (Постановление коллегии АКО от 27.11.2008 N 519), следовательно, производство по делу в части требований о признании недостоверным результата государственной кадастровой оценки земельного участка, подлежит прекращению;
- неправильным применением статьи 201 АПК РФ в части устранения допущенных нарушений: в решении следовало указать на внесение в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельных участков в размере равном их рыночной стоимости;
- неправильным определением процессуального положения лиц, участвующих в деле.
Общество в представленном отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, указав на исследование и оценку судом в соответствии со ст. 71 АПК РФ обстоятельств дела и представленных в материалы дела доказательств, исходя из отсутствия достаточных доказательств использования при определении удельных показателей земельных участков рыночной информации и основного количества факторов, отсутствия надлежащего контроля за ходом проведения работ и надлежащей их проверки, в связи с чем, правомерности выводов о признании результатов кадастровой оценки недостоверными, а действий Роснедвижимости и Управления Роснедвижимости по формированию в государственной кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости спорных земельных участков незаконными, нарушающим прав ООО "Тандем", связанные с уплатой установленного законодательством земельного налога.
ФГУП ФКЦ "Земля" в представленном отзыве доводы апелляционной жалобы поддержало, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт указав на то, что право землепользователей на оспаривание кадастровой оценки их земельного участка может быть реализовано лишь в отношении акта, которым утверждена такая оценка, но не в отношении содержания документов оценщика, составленных в рамках выполнения им государственного контракта, которые не публикуются и до сведения землепользователя не доводятся.
От третьих лиц, участвующих в деле на момент судебного разбирательства, отзывы на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представлены.
Лица, участвующие в деле надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в суд апелляционной инстанции не обеспечили, третьи лица - физические лица, также не явились; ФГУП ФКЦ "Земля" в представленном по делу отзыве просит рассмотреть дело в отсутствие его представителя.
Неявка в судебное заседания в силу ч.1 ст.266, ч.3 ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению дела в отсутствие неявившихся лиц по имеющимся материалам дела; ходатайств о приобщении дополнительных доказательств по делу сторонами не заявлено.
Проверив материалы дела в порядке статьи 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, поступивших отзывов на нее, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Кемеровской области от 01 сентября 2010 года не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Следуя материалам дела, ООО "Тандем" является собственником земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018:284, расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Кемерово, ул. Карболитовская 1/1 (свидетельство о государственной регистрации права от 15.04.2009 серия 42АВ N 953700); на праве общей долевой собственности (3224/10000 доля в праве) ООО "Тандем" принадлежит земельный участок с кадастровым номером 42:24:0101018:281, расположенный по адресу: г. Кемерово, проспект Советский, 2/14 (свидетельство о государственной регистрации серии 42АГ N 105865).
Согласно кадастровым выпискам от 01.04.2010 N 4200/001/10-1144005, N 4200/001/10-114019 кадастровая стоимость указанных земельных участков составила соответственно 39739656,16 руб. и 9735996,48 руб., удельный показатель кадастровой стоимости - 6256,12 руб. за кв.м.
В связи со значительностью размера кадастровой стоимости названных участков относительно их рыночной стоимости, 11.02.2010 общество обратилось в Управление с заявлением о разъяснении результатов государственной кадастровой оценки, а также просьбой о предоставлении всех исходных данных, использованных при определении удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков, обоснованного расчета удельных показателей с описанием методов, моделей и алгоритмов расчета, информации об организации исполнителе работ по определению кадастровой стоимости земель населенных пунктов Кемеровской области, предоставлении возможности с ознакомлением отчета об определении кадастровой стоимости, копии документа, на основании которого сведения о кадастровой стоимости интересующих земельных участков внесены в государственный кадастр недвижимости.
Согласно отчету оценочной организации от 13.05.2010 N 05/06-10 рыночная стоимость указанных земельных участков составляет 11 233 000 руб., 2 749 000 руб.
Считая, спорную кадастровую оценку недостоверной, а действия государственных органов по проверке результатов работ по определению кадастровой стоимости, ее определению в части принадлежащего заявителю земельного участка и внесению в государственный кадастр недвижимости - не соответствующими закону, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, в том числе, указал на отсутствие в материалах дела доказательств определения проведения кадастровой оценки с учетом статистического анализа рыночных цен; нарушение процедуры кадастровой оценки земельных участков с кадастровыми номерами 42:24:0101018:284, 42:24:0101018:281, что свидетельствует об отсутствии оснований для формирования в государственном земельном кадастре сведений о кадастровой стоимости указанных земельных участков в сумме 39739656,16 руб. и 9735996,48 руб. и удельном показателе кадастровой стоимости в размере 6256,12 руб. за 1 кв.м.; действия Федеральной службы и Управления Росреестра по Кемеровской области, выразившиеся в формировании указанных сведений, являются незаконными, нарушают права и законные интересы заявителя.
Седьмой арбитражный апелляционный суд поддерживает данные выводы суда первой инстанции, при этом исходит из правильно установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной оценки земель (далее - Правила), которыми регулируется порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории всей Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом.
Пунктом 10 Правил правомочие по утверждению результатов государственной кадастровой оценки земель возложено на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно пунктам 11, 13 Правил при проведении государственного кадастрового учета вновь образуемых земельных участков, а также текущих изменений, связанных с изменением категории земель, вида разрешенного использования или уточнением площади земельных участков, определение их кадастровой стоимости осуществляется на основе результатов государственной кадастровой оценки земель; методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Приказом Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 N 39 утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов (далее - Методические указания).
Порядок определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов урегулирован разделом 2 Методических указаний.
Пунктом 2.2.7 раздела 2 Методических указаний N 39 предусмотрено, если построенная статистическая модель выражает зависимость удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка (кадастровой стоимости земельного участка в расчете на единицу его площади) от значений факторов стоимости, кадастровая стоимость земельного участка определяется следующим образом:
- определяется удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка путем подстановки значений факторов стоимости земельного участка в статистическую модель расчета удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов;
- определяется кадастровая стоимость земельного участка путем умножения удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка на площадь земельного участка.
При этом согласно пункту 2.2.1 данных Методических указаний расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе видов разрешенного использования земель, указанных в подпунктах 1.2.1 - 1.2.10 настоящих Методических указаний, осуществляется на основе построения статистических моделей в следующем порядке:
- определение состава факторов стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов;
- сбор сведений о значениях факторов стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов;
- группировка земельных участков в составе земель населенных пунктов;
- сбор рыночной информации о земельных участках и иных объектах недвижимости;
- построение статистической модели расчета кадастровой стоимости земельных участков (функциональной зависимости стоимости земельных участков от факторов стоимости) в составе земель населенных пунктов;
- расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов.
Указанные положения согласуются с пунктом 5 Правил проведения государственной оценки земель, предусматривающих осуществление государственной оценки на основании статистического анализа, именно рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.
Таким образом, расчет удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка должен основываться на статистическом анализе рыночных цен земельных участков в составе земель населенных пунктов.
Согласно пункту 9.2 Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утверждённого приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 28.06.2007 N 215, отчет исполнителя работ по государственной кадастровой оценке земель должен содержать: использованные при определении кадастровой стоимости земельных участков сведения о значениях факторов, оказывающих влияние на кадастровую стоимость, в отношении каждого земельного участка (далее - значения факторов стоимости), сведения о рынке недвижимости, иные сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов определения кадастровой стоимости, отраженных в отчете, с указанием источников и способов их получения; описание применения методов, моделей и алгоритмов определения кадастровой стоимости земельных участков в объеме, достаточном для расчета их кадастровой стоимости без привлечения исполнителя работ; сведения о кадастровой стоимости земельных участков.
Кроме того, пунктом 4 Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)", утверждённого приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 20.07.2007 N254 (далее по тексту - Федеральный стандарт) установлено, что при составлении отчета об оценке оценщик должен придерживаться следующих принципов: в отчете должна быть изложена вся информация, существенная с точки зрения стоимости объекта оценки (принцип существенности); информация, приведенная в отчете об оценке, использованная или полученная в результате расчетов при проведении оценки, существенная с точки зрения стоимости объекта оценки, должна быть подтверждена (принцип обоснованности); содержание отчета об оценке не должно вводить в заблуждение пользователей отчета об оценке, а также допускать неоднозначного толкования (принцип однозначности); состав и последовательность представленных в отчете об оценке материалов и описание процесса оценки должны позволить полностью воспроизвести расчет стоимости и привести его к аналогичным результатам (принцип проверяемости).
Однако в представленных Управлением Росреестра по Кемеровской области документах не содержится достаточных данных об используемых исходных данных, позволяющих оценить их объективность, достоверность.
В качестве источников рыночной информации было использовано только два источника: Электронная доска объявлений www. SibEstate.ru и Отчет N 1 ГКР 140-025д "Об оценке рыночной стоимости гипотетических земельных участков"; в приложении 7 к Отчету содержатся только окончательные результаты сбора рыночной информации в отсутствие первичных исходных данных, сами же исходные данные об объектах недвижимости, размещенные на Интернет-сайте www. SibEstate.ru, используемые для построения модели, суду не были представлены.
Кроме того, апелляционный суд с учетом требований пункта 19 Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО N 1)", утвержденного Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 20.07.2007 N 256, считает необоснованным использование заинтересованными лицами информации о рыночных ценах после даты оценки; отсутствие точного описания объекта оценки, в качестве объектов оценки указаны "гипотетические земельные участки".
Учитывая, что приложения (таблицы) к Отчету, а также иные материалы дела не содержат доказательства использования при определении кадастровой стоимости земельных участков конкретных сделок купли-продажи земельных участков, цен сделок аренды, ипотеки, цен предложений по земельным участкам, рыночной информации о конкретных объектах недвижимости, отсутствуют сведения об использовании информации, предоставленной УФРС по Кемеровской области (в настоящее время - Управление Росреестра по Кемеровской области), информации о конкретных сделках, совершенных с муниципальным, региональным, федеральным имуществом, информация из баз данных риэлторских, рекламных организаций, сети Интернет, газет, апелляционный суд приходит к выводу, что Отчет не содержит конкретной рыночной информации о земельных участках и иных объектах недвижимости (не приложены копии материалов и распечаток).
В нарушение пункта 10 Федерального стандарта в тексте отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области отсутствуют ссылки на достоверные источники информации, используемой в отчете, позволяющие делать выводы об авторстве соответствующей информации и дате ее подготовки, не приложены копии материалов и распечаток; в нарушение пункта 13 Федерального стандарта, в отчете об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области не содержится описания последовательности определения стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 42:24:0101018:284, 42:24:0101018:281 и других участков, позволяющего пользователю отчета об оценке, не имеющему специальных познаний в области оценочной деятельности, понять логику процесса оценки и значимость предпринятых оценщиком шагов для установления стоимости объекта оценки.
Отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области (в представленном виде) не содержит описание расчетов, расчеты и пояснения к ним, обеспечивающие проверяемость выводов и результатов, указанных или полученных оценщиком в рамках применения подходов и методов, использованных при проведении оценки земельных участков с кадастровыми номерами 42:24:0101018:284, 42:24:0101018:281, что не соответствует пункту 9.2 Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утверждённого приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 28.06.2007 N 215 и пункту 15 Федерального стандарта.
Судом первой инстанции установлено, что при построении статистической модели расчета кадастровой стоимости ФГУП "ФКЦ "Земля" отобрано 3 фактора стоимости - престижность зоны нахождения объекта (наиболее престижные зоны, улицы, части улиц), расстояние от объекта до культурного центра, расстояние от объекта до административного центра (делового центра) (5 группа - таблица 5 приложение 7; 7 ВРИ), без указания на причину, по которой остальные факторы во внимание не приняты.
Управлением Росреестра по Кемеровской области не представлено достаточных сведений об используемых исходных данных, которые бы позволяли, как оценить их достоверность и объективность, так и сделать вывод о наличии оснований для расчета удельного показателя кадастровой стоимости земли в размере 6256,12 руб. за 1 кв.м., и государственной кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 42:24:0101018:284, 42:24:0101018:281 в размере 39739656,16 руб. и 9735996,48 руб.
Соответственно, Управлением не доказано, что кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 42:24:0101018:284, 42:24:0101018:281 определена с соблюдением требований пункта 13 Правил проведения государственной оценки земель.
Кроме того, согласно отчёту ООО НПФ "Инком Прайс" от от 13.05.2010 N 05/06-10 рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 42:24:0101018:284, 42:24:0101018:281 составляет 11 233 000 руб., 2 749 000 руб., несмотря на отсутствие в законе запрета, касающегося превышения кадастровой стоимости над рыночной, заинтересованные лица не обосновали, в связи с чем кадастровая стоимость земельного участка, определенная в 2007 году, в несколько раз выше рыночной стоимости, определенной в 2010 году.
Исполнение государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии в соответствии с Административным регламентом, утвержденным Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 28.06.2007 N 215, в соответствии с которым определяется последовательность и сроки осуществления действий (административных процедур) Роснедвижимости и территориальных органов Роснедвижимости, Управлений Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации, порядок взаимодействия между Роснедвижимостью и Управлениями Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации, а также порядок их взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель.
В соответствии с пунктом 8 Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 28.06.2007 N 215, в обязанность Управления Роснедвижимости по Кемеровской области входит контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации.
В силу пункта 4 Административного регламента исполнение государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель включает следующие административные процедуры:
- подготовка документов, регламентирующих проведение государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации;
- формирование перечня подлежащих государственной кадастровой оценке земельных участков в субъекте Российской Федерации;
- выбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации;
- контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации;
- проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представление результатов государственной кадастровой оценки земель органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение;
- утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок проверки результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков установлен пунктом 9.5 Административного регламента, согласно которому в случае соответствия состава отчета условиям технического задания Управление представляет один экземпляр отчета на проверку в Федеральную службу.
Федеральная служба производит проверку отчета на соответствие методическим указаниям и принимает решение, которое оформляется актом проверки (пункт 9.8).
Как следует из материалов дела, работы по государственной оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов в Кемеровской области выполнялись на основании государственного контракта N 140 от 29.06.2007, заключенного между Управлением Росреестра по Кемеровской области (заказчик) и Федеральным государственным унитарным предприятием Федеральный кадастровый центр "Земля" (исполнитель).
В соответствии с пунктами 1.1, 1.2 государственного контракта исполнитель принимает на себя обязательства по выполнению работ по теме "Выполнение работ по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Кемеровской области" путем сдачи результата выполненных работ , а заказчик обязуется принять работы и оплатить их. Объем работ определяется техническим заданием.
Требования к работам и их содержание, являющиеся предметом контракта определяются согласованным сторонами техническим заданием (приложение N 1), которое является неотъемлемой частью контракта (пункт 2.2 государственного контракта).
Проанализировав положения пункта 2.2.5 Методических указаний, пунктов 9.1, 9.2, 9.4, 9.5, 9.8 Административного регламента, исходя из пункта 4.2.2 технического задания в содержание работ, выполняемых ФГУП ФКЦ "Земля", в которые входит сбор сведений о значениях факторов стоимости земельных участков по каждому виду разрешенного использования из источников информации, содержащих сведения доказательственного значения; сбор и проверка достаточности рыночной информации осуществляется в соответствии с пунктами 4.2.5, 4.2.6 технического задания, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Управление Росреестра по Кемеровской области проводит проверку отчета на соответствие условиям технического задания, а Федеральная служба - Методическим указаниям, которые определяют порядок сбора рыночной информации.
На Управление, согласно Административному регламенту возложены следующие административные процедуры: контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации (пункт 8.1 Административного регламента); проверка представленного исполнителем работ Отчета на соответствие его состава условиям технического задания (пункт 9.5 Административного регламента).
В случае несоответствия состава отчета условиям технического задания Управление представляет исполнителю работ извещение о несоответствии состава отчета условиям технического задания, в котором предписывает исполнителю работ произвести доработку отчета и представить доработанный отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в установленные сроки на предварительную проверку (пункт 9.7 Административного регламента).
Таким образом, предусмотрена прямая обязанность Управления проверить отчет об определении кадастровой оценки земельного участка на соответствие его техническому заданию.
Представленный в материалы дела протокол предварительной проверки отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области от 11.11.2008 признан Управлением Росреестра Кемеровской области соответствующим условиям технического задания, вместе с тем, согласно протокола предварительная проверка отчета проводилась по следующим параметрам: наличие копии государственного контракта (с техническим заданием) в составе отчета, соответствие технического задания документации, утвержденной 12.03.2008, соответствие отчета типовой форме отчета, утвержденной Роснедвижимостью, наличие файлов без данных специального программного обеспечения, необходимых подписей на титульном листе, информации в тексте отчета об исполнителях работ, перечня и копий документов по организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории субъекта РФ, анализа рынка земельных участков, объектов недвижимости в тексте отчета, необходимых папок и таблиц, заполненность папок и таблиц, в то же время на соответствие его составу технического задания, в том числе касающемуся вопросов сбора рыночной информации о земельных участках, Управлением не проверялся.
Акт проверки отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков N 2 от 14.11.2008-24.11.2008 содержит сведения об исполнителе и заказчике работ, о прохождении предварительной проверки, о должностных лицах, проводящих проверку отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков; из содержания акта проверки отчета, следует, что проверку отчета проводил начальник управления оценки ФГУП ФКЦ "Земля" Ковалев Д.В., а Волочкова В.В. составила акт проверки, ссылки на должностных лиц Федеральной службы, осуществивших проверку отчета, акт не содержит.
При этом, довод заявителя о некачественной проверке Управлением отчета, что, по его утверждению, повлекло в дальнейшем неправомерное увеличение кадастровой стоимости земельного участка, заинтересованными лицами документально не опровергнут.
При отсутствии определения состава факторов стоимости, сбора сведений о значении соответствующих факторов, сбора рыночной информации, осуществление расчета кадастровой стоимости без учета статического анализа рыночных цен; отсутствии надлежащего контроля за ходом проведения работ и надлежащей их проверки, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для признания результата кадастровой оценки недостоверным, а действий Федеральной службы (г.Москва) и Управления Росреестра по Кемеровской области по формированию в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка незаконными, нарушающими права Общества, связанные с уплатой установленного законодательством земельного налога.
Учитывая, отсутствие в деле достаточных доказательств использования при определении кадастровой стоимости земельного участка рыночной информации, а также обстоятельств, подтверждающих определение кадастровой оценки с учетом статистического анализа рыночных цен, суд первой инстанции дал правильную оценку протоколу предварительной проверки отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков от 11.11.2008, а также акту проверки N 2 от 24.11.2008, формальное соблюдение при составлении которых требований Административного регламента, не свидетельствуют о правомерности произведенной оценки, а также проведение предварительной проверки на предмет соответствия отчета условиям технического задания, осуществления выбора источников информации, порядка сбора рыночной информации, использования рыночной информации с учетом приведения значений факторов стоимости, наличие в отчете первоисточников рыночной информации с указанием на конкретные исходные данные, наличие последних; в том числе, и проверка отчета работником оценщика, составившего данный отчет.
При этом ссылка, подателя апелляционной жалобы на то, что акт проверки N 2 от 24.11.2008, не нарушает прав заявителя, отклоняется, в силу пунктов 2, 5, 10, 11 Правил N 316 государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения, результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр; органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты кадастровой оценки земель, таким образом, утвержденный отчет по результатом его проверки является основанием для внесения соответствующих сведений о государственной кадастровой оценке земель, в том числе и земельных участков заявителя, в государственный земельный кадастр, определение недостоверной оценки влечет за собой нарушение прав, как возлагающее необоснованное завышение налогооблагаемой базы для исчисления налога на землю.
В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для совершения действий, возлагается на соответствующий орган или должностное лицо.
Ни суду первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции не представлено доказательств того, что кадастровая оценка проведена с учетом статистического анализа рыночных цен.
Кроме того, согласно правовой позиции Президиума ВАС РФ, изложенной в Постановлении от 21.09.2010 N 7309/10 по делу N А46-9432/2009, по итогам государственной кадастровой оценки земель орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимает акт об утверждении ее результатов. В полномочия органов кадастрового учета входит внесение в государственный кадастр результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. При этом под утвержденными результатами должны пониматься те показатели, которые непосредственно указаны в обнародованном акте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а не исходные первичные показатели, применявшиеся для расчета включенных в такой акт итоговых цифр.
Судом первой инстанции, исходя из положений ст.ст. 27, 198 АПК РФ, дана надлежащая оценка правовой природы рассматриваемого спора о соответствии или несоответствии закону совершенных государственным органом действий; правомерно пришел к выводу о необходимости рассмотрения требования о признании недостоверным результата государственной кадастровой оценки земельного участка арбитражным судом; основания прекращения производства по делу по пункту 1 части 1 статьи 150 АПК РФ в части признания недостоверными результата государственной кадастровой оценки спорного земельного участка отсутствуют; указанные выводы суда соответствуют положениям ч. 2 ст. 198, п. 1 ч.1 ст. 150 АПК РФ, разъяснениям Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в пункте 1 Информационного письма от 30.05.2005 N 92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком".
Ссылка заинтересованных лиц на нарушение судом первой инстанции процессуальных норм права, была предметом рассмотрения суда первой инстанции, оснований для переоценки указанных обстоятельств у суда апелляционной инстанции не имеется; кроме того, заинтересованными лицами (подателями апелляционной жалобы) не указано каким образом указанные обстоятельства (в частности, привлечение сособственников земельного участка 42:24:0101018:281 в качестве третьих лиц) нарушают их права и законные интересы.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит ссылки на то, какие нормы материального и процессуального права нарушены или применены судом первой инстанции неправильно; при установлении всех обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, применения к возникшим спорным отношениям норм материального права, подлежащих применению, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, а равно принятия доводов апелляционной инстанции, установленных ст.ст. 268, 270 АПК РФ у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271, Арбитражного Процессуального Кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 01 сентября 2010 года по делу N А27-8340/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Н.А. Усанина |
Судьи |
И.И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-8340/2010
Истец: ООО "Тандем"
Ответчик: Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии(Росреестр), ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля", Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области
Третье лицо: Шахова Ольга Зофэровна, Уланов Михаил Иванович, Трофимов Илья Владимирович, Струпалева Марина Валерьевна, Стерехов Евгений Анатольевич, Салимов Валерий Федорович, Савченко Александр Романович, Полежаева Жанна Юрьевна, Петрова Наталья Леонидовна, Петров Валентин Анатольевич, ООО "Партнер-98", Кульшин Константин Николаевич, Кульшин Александр Николаевич, Кормишкина Людмила Александровна, Коллегия Администрации Кемеровской области, Иванов Сергей Юрьевич, Деревягина Елена Валериевна, Грачев Максим Юрьевич, Голева Ольга Николаевна, Воднев Святослав Владимирович
Хронология рассмотрения дела:
15.11.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-119/11
01.07.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7824/11
10.06.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7824/11
24.02.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N А27-8340/2010
16.11.2010 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-9516/10