город Омск |
|
13 сентября 2010 г. |
Дело N А70-2155/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 сентября 2010 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 сентября 2010 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Глухих А.Н.,
судей Еникеевой Л.И., Зиновьевой Т.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Кокориной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
(регистрационный номер 08АП-6101/2010)
Администрации Тюменского муниципального района
на решение Арбитражного суда Тюменской области от 20.05.2010
по делу N А70-2155/2010 (судья Клат Е.В.),
принятое по иску общества с ограниченной ответственностью Строительная компания "Мастер Века"
к Администрации Тюменского муниципального района,
третье лицо: Государственное бюджетное учреждение Тюменской области "Управление автомобильных дорог"
о взыскании 4 172 871 руб. 76 коп.,
при участии в судебном заседании представителей:
от Администрации Тюменского муниципального района - представитель не явился, извещено;
от общества с ограниченной ответственностью Строительная компания "Мастер Века" - представитель Хабаров А.В. (доверенность от 17.03.2010 сроком действия один год);
от Государственного бюджетного учреждения Тюменской области "Управление автомобильных дорог" - представитель не явился, извещено;
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью Строительная компания "Мастер Века" (далее - ООО СК "Мастер Века", истец) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с исковым заявлением к Администрации Тюменского муниципального района (далее - ответчик) о взыскании задолженности по муниципальному контракту N 453/09 от 26.08.2009 года в размере 4 172 871,76 рублей (л.д. 6-8).
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 20.05.2010 по делу N А70-2155/2010 исковые требования удовлетворены. С Администрации Тюменского муниципального района в пользу ООО СК "Мастер Века" взыскано 4 172 871 руб. 76 коп. основного долга, а также 43 864 руб. 46 коп. расходов по уплаченной государственной пошлине.
Не соглашаясь с решением суда первой инстанции, Администрация Тюменского муниципального района в апелляционной жалобе просит его отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
В обоснование апелляционной жалобы указывает, что акты приема выполненных работ N 1/1 и N1/2 за ноября 2009 года подписаны подрядчиком, техническим заказчиком и главой Чернышевского МО. При этом, глава Чернышевского МО не является стороной контракта, не уполномочен со стороны Администрации Тюменского муниципального района на приемку работ.
Отмечает, что в силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Администрация Тюменского муниципального района освобождена от уплаты государственной пошлины.
Заявила ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие ее представителя.
От ООО СК "Мастер Века" поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором истец просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители ответчика и третьего лица, надлежащим образом извещенные в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились.
Суд в порядке статей 156, 266 АПК РФ считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся участников процесса, тем самым удовлетворив ходатайство ответчика.
Представитель истца в заседании суда апелляционной инстанции высказался согласно отзыву на апелляционную жалобу.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу и отзыв на неё, заслушав представителя истца, суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, не находит оснований для его отмены или изменения.
Как следует из материалов дела, 26.08.2009 между Администрацией Тюменского муниципального района (далее - муниципальный заказчик), ГБУ ТО "Управление автомобильных дорог" (далее - технический заказчик) и ООО СК "Мастер Века" (далее - подрядчик) заключен муниципальный контракт N 453/09, в соответствии с которым подрядчик принял на себя обязательства выполнить работы по ремонту автомобильных дорог местного значения Червишевского МО (д.б.Акияры, ул. Заречная) Тюменского муниципального района, согласно проектно-сметной документации и условиям настоящего контракта, технический заказчик обязался принять выполненные работы, а муниципальный заказчик обязался в свою очередь оплатить выполненные работы на основании документов оформленных в соответствии с условиями контракта (л.д. 18-24).
Приложением N 1 к муниципальному контракту N 453/09 от 26.08.2009, стороны согласовали сроки производства работ.
В соответствии с пунктом 5 муниципального контракта N 453/09 от 26.08.2009, цена контракта составляет 4 440 438 руб. 17 коп.
Согласно пункту 3.10 муниципального контракта N 453/09 от 26.08.2009, технический заказчик назначает своего представителя в лице заместителя начальника СРРиС ГБУ ТО УАД Лусикова А.В., который с момента заключения контракта будет принимать непосредственное участие в регулировании деятельности по объекту, принимать исполненные объемы, подписывать формы КС-2 и визировать формы КС-3.
Во исполнение указанного муниципального контракта N 453/09 от 26.08.2009 истцом выполнены работы на сумму 4 172 871 руб. 76 коп., о чем свидетельствуют акты приемки выполненных работ N1/1 и N 1/2 за ноябрь 2009, подписанные представителями подрядчика, технического заказчика и главой Червишевского МО, а также справка о стоимости выполненных работ и затрат N 1 за ноябрь 2009 года.
На основании выше обозначенных документов 18.11.2009, 18.12.2009 подрядчиком на оплату выполненных работ были выставлены счета N 16, 17 на сумму 4 172 871 руб. 76 коп.
Данные письма, согласно оттискам штампа, были получены администрацией 09.12.2010, 21.12.2009 соответственно.
Кроме того, 05.04.2010 истцом в адрес Администрации Тюменского муниципального района было направлено письмо, с приложением актов приемки выполненных работ, справки о стоимости выполненных работ и затрат, счета-фактуры N 17 от 18.11.2009, счета N 16 от 18.12.2009, акта ввода объекта в эксплуатацию.
Указанное письмо, согласно оттиску штампа было получено Администрацией Тюменского муниципального района 05.04.2010 года.
В соответствии с пунктом 5 контракта N 453/09 от 26.08.2009, оплата за фактический объем выполненных работ осуществляется муниципальным заказчиком по заявке технического заказчика в течение 10 банковских дней, на основании представленных подрядчиком следующих документов: актов приемки выполненных работ, справок о стоимости выполненных работ, счетов-фактур, счетов на оплату.
Окончательные расчеты за вычетом промежуточных платежей осуществляются муниципальным заказчиком в течение 10 банковских дней, на основании документов указанных в пункте 5.3. контракта N 453/09 от 26.08.2009 при условии передачи техническим заказчиком исполнительно-технической документации и акта ввода объекта в эксплуатацию подрядчиком.
Однако, муниципальный заказчик, акт приемки законченного ремонтом объекта от подрядчика и акт передачи в эксплуатацию законченного ремонтом объекта от 08.11.2009 не подписал, оплату выполненных работ не произвел.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО СК "Мастер Века" в суд с настоящим иском.
Удовлетворение исковых требований послужило поводом для подачи ответчиком апелляционной жалобы, при оценке доводов которой суд апелляционной инстанции учел следующее.
Статья 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусматривает, что гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
По правилам статьи 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются (статья 310 ГК РФ).
Суд первой инстанции обоснованно признал договор подряда N 08/09 от 01.04.2009 заключенным, применив к нему положения главы 37 ГК РФ, поскольку стороны достигли соглашения по всем существенным для договора подряда условиям, договор подписан уполномоченными лицами, действующему законодательству условия договора не противоречат.
В соответствии со статьей 740 ГК РФ по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
Согласно статье 746 ГК РФ, оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, в сроки и в порядке, которые установлены законом или договором строительного подряда. При отсутствии соответствующих указаний в законе или договоре оплата работ производится в соответствии со статьей 711 ГК РФ.
В силу статьи 711 ГК РФ основанием для возникновения обязательства заказчика по оплате выполненных работ является сдача подрядчиком результата работ заказчику.
Согласно пункту 4 статьи 753 ГК РФ сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами. При отказе одной из сторон от подписания акта в нем делается отметка об этом и акт подписывается другой стороной.
Односторонний акт сдачи или приемки результата работ может быть признан судом недействительным лишь в случае, если мотивы отказа от подписания акта признаны им обоснованными.
Указанная норма означает, что оформленный в таком порядке акт является доказательством исполнения подрядчиком обязательства по договору и при отказе заказчика от оплаты на суд возлагается обязанность рассмотреть доводы заказчика, обосновывающие его отказ от подписания акта приемки результата работ.
Учитывая положения пункта 8 Информационного письма от 24.01.2000 N 51 "Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда", следует, что оформленный в таком порядке акт является доказательством исполнения подрядчиком обязательства по договору и при отказе заказчика от оплаты, на суд возлагается обязанность рассмотреть доводы заказчика, обосновывающие его отказ от подписания акта приемки результата работ.
В подтверждение факта выполнения работ по муниципальному контракту N 453/09 от 26.08.2009 истцом в материалы дела представлены акты приемки выполненных работ N1/1 и N 1/2 за ноябрь 2009, подписанные представителями подрядчика, технического заказчика и главой Червишевского МО.
Оценивая доводы ответчика о том, что указанные акты являются ненадлежащим доказательством выполнения работ ввиду их неподписания со стороны муниципального заказчика, суд апелляционной инстанции учел следующее.
Согласно пункту 4.2 муниципального контракта N 453/09 от 26.08.2009 муниципальный заказчик (истец) вправе участвовать в приемке законченных ремонтными работами объектов и ввода их в эксплуатацию.
При этом, положения указанного договора предусматривают обязательный порядок приема выполненных работ лишь для подрядчика и технического заказчика.
Истец возражений относительно выполненных работ во время составления актов приемки N 1/1 и1/2 за ноябрь 2009 года и в последующем не представил.
Как следует из материалов дела, акт приемки выполненных работ и справка о стоимости выполненных работ подписаны полномочными представителями подрядчика и технического заказчика без претензий и замечаний, указанные ответчиком в отзыве на иск недостатки не были зафиксированы в данных документах.
Кроме того, как следует из пункта 3.7. муниципального контракта N 453/09 от 26.08.2009, технический заказчик, при выявлении фактов нарушения подрядчиком технологии производства работ, отступлений от требований к качеству работ, предусмотренных технической документацией и обязательными для сторон требованиями СНиП, дает предписание подрядчику о приостановке работ до устранения выявленных нарушений, устанавливает сроки устранения этих нарушений (дефектов) и делает соответствующую запись в журнале производства работ.
Вместе с тем, ответчиком, в нарушение требований, установленных статьей 65 АПК РФ, статьями 720, 721, 723, 748 ГК РФ, не представлено доказательств, свидетельствующих о наличии недостатков в выполненных работ, с соответствующим их отражением в предписании о приостановке работ до устранения выявленных нарушений и журнале производства работ.
Кроме того, суд также отмечает, что в силу пункта 5 статьи 720 ГК РФ, при возникновении между заказчиком и подрядчиком спора по поводу недостатков выполненной работы или их причин по требованию любой из сторон должна быть назначена экспертиза.
На основании изложенного, стороны, реализуя, установленное законом право, могли, с учетом положений ст. 65, 82, 159 АПК РФ, заявить ходатайство о назначении экспертизы, с целью определения качества выполненных работ.
Вместе с тем, стороны указанным правом не воспользовались, а, следовательно, с учетом статьи 9 АПК РФ, суд относит риск наступления несовершения указанного процессуального действия на сторон.
На основании изложенного, ответчиком не представлено доказательств невыполнения или ненадлежащего выполнения со стороны истца работ, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные исковые требования.
В силу статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Законодательством Российской Федерации не предусмотрено освобождение государственных и муниципальных органов от возмещения судебных расходов в случае, если решение принято не в их пользу. В этой связи то обстоятельство, что в конкретном случае ответчиком может оказаться государственный или муниципальный орган, освобожденный от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, не влечет отказ истцу в возмещении его судебных расходов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 20 мая 2010 года по делу N А70-2155/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.Н. Глухих |
Судьи |
Л.И. Еникеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-2155/2010
Истец: общество с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Мастер Века", общество с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Мастер Века"
Ответчик: Администрация Тюменского муниципального района
Третье лицо: Государственное бюджетное учреждение Тюменской области "Управление автомобильных дорог"
Хронология рассмотрения дела:
13.09.2010 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-6101/2010