г. Москва |
Дело N А40-91884/08-65-864 |
29 ноября 2010 г. |
N 09АП-21619/2010-ГК |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 ноября 2010 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 ноября 2010 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Н.И. Левченко,
судей В.Р. Валиева, В.В. Попова
при ведении протокола секретарем судебного заседания Р.Т. Салахетдиновым,
рассмотрев в открытом судебном заседании
дело N А40-91884/08-65-864
по иску ЗАО "Коммерческое агентство аэропорта "Домодедово"
к ОАО "Аэропорт Внуково"
с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ОАО "Авиакомпания "Красноярские авиалинии"
о взыскании 453 260 469 рублей 96 копеек задолженности в соответствии с поручительством
при участии в судебном заседании:
от истца: Горденина М.Д. - доверенность от 01.02.2010
от ответчика: Романова В.В. - доверенность N 05-1798 от 07.10.2010, Комарова М.А. - доверенность N 01-20-4853 от 14.12.2009 В судебное заседание не явились: третье лицо - извещено надлежащим образом.
УСТАНОВИЛ
Закрытое акционерное общество "Коммерческое агентство аэропорта "Домодедово" (далее - ЗАО "Коммерческое агентство аэропорта "Домодедово", истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к открытому акционерному обществу "Аэропорт Внуково" (далее - ОАО "Аэропорт Внуково", ответчик) о взыскании 453 260 469 рублей 96 копеек задолженности по оплате услуг наземного обслуживания по Соглашению о наземном обслуживании N 116/02-05 от 10.03.2005, обязательства по которому обеспечены поручительством ответчика.
Третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено открытое акционерное общество "Авиакомпания "Красноярские авиалинии" (далее - ОАО "Авиакомпания "Красноярские авиалинии").
Решением Арбитражного суда города Москвы от 02.09.2009 исковые требования удовлетворены в заявленном размере. Взыскание произведено с ответчика как с поручителя за третье лицо на основании письма ответчика от 03.09.2008 и письма истца от 11.09.2008 о принятии поручительства со ссылкой на статью 361 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Определением от 26.11.2009 Девятый арбитражный апелляционный суд в соответствии с пунктом 29 Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", перешел к рассмотрению дела N А40-91884/08-65-864 по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (далее - АПК РФ) для рассмотрения дела в суде первой инстанции, поскольку в силу пункта 1 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение дела состоялось незаконным составом суда, что является безусловным основанием для отмены судебного акта суда первой инстанции.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 25.05.2010 исковые требования ЗАО "Коммерческое агентство аэропорта "Домодедово" удовлетворены частично, с ОАО "Аэропорт Внуково" в пользу ЗАО "Коммерческое агентство аэропорта "Домодедово" взыскано 216 056 945 рублей 18 копеек задолженности по договору наземного обслуживания N 116/02-05 от 10 марта 2005 года, а также 48 667 рублей 29 копеек расходов по уплате госпошлины по иску и апелляционной жалобе. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа указанное постановление Девятого арбитражного апелляционного суда отменено, дело передано на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции. При этом суд кассационной инстанции указал на необходимость определения правовой природы правоотношений сторон по основному обязательству, с учетом этого полно и всесторонне исследовать обстоятельства дела, предложить сторонами представить подлинные доказательства, подтверждающие объем и стоимость оказанных услуг, оценить относимые, допустимые доказательства, установить имеющие значение для дела обстоятельства, проверить доводы как истца, так и ответчика о неправильном толковании условий поручительства, предложить сторонами произвести сверку взаиморасчетов.
В предварительном судебном заседании 15.09.2010 истцом представлены подлинники документов, имеющихся в материалах дела N А40-91884/08-65-864.
Суд апелляционной инстанции в судебном заседании 28.10.2010 предложил сторонам произвести сверку взаимных расчетов, истец отказался от ее проведения, сославшись на ранее проводившуюся сверку расчетов и отсутствие результата ее проведения.
В судебном заседании Девятого арбитражного апелляционного суда 15.11.2010 - 22.11.2010 представитель ЗАО "Коммерческое агентство аэропорта "Домодедово" поддержал доводы и требования искового заявления.
Представитель ОАО "Аэропорт Внуково" против удовлетворения исковых требований возражал, просил в удовлетворении иска отказать.
Третье лицо, ОАО "Авиакомпания "Красноярские авиалинии", надлежащим образом уведомленное о времени и месте судебного разбирательства, явку полномочных представителей не обеспечило.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121 - 123, 156 АПК РФ в отсутствие представителя третьего лица, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
В порядке статьи 163 АПК РФ в судебном заседании объявлялся перерыв с 15 по 22 ноября 2010 года.
Суд апелляционной инстанции с учетом указаний суда кассационной инстанции, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, заслушав представителей сторон и третьего лица, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению на основании следующего.
Как установлено судом апелляционной инстанции, 10.03.2005 между обслуживающей компанией ЗАО "ИСТ ЛАЙН ХЭНДЛИНГ" (в настоящее время ЗАО "Коммерческое агентство аэропорта "Домодедово") и ОАО "Авиакомпания "Красноярские авиалинии" (перевозчик) заключено стандартное Соглашение о наземном обслуживании N 116/02-05 (далее - Соглашение), в соответствии с которым истец принял на себя обязательство оказывать ОАО "Авиакомпания "Красноярские авиалинии" услуги наземного обслуживания в аэропорту "Домодедово", а перевозчик обязан был принимать результаты оказанных услуг и оплачивать их в соответствии со счетами-фактурами, выставленными обслуживающей компанией.
Соглашение подготовлено в соответствии с упрощенной процедурой и является Приложением Б 1.0 к Стандартному соглашению о наземном обслуживании (SGHA, апрель 1998 год), изданному Международной ассоциацией воздушного транспорта (ИАТА), которое вступило в силу 01.04.2005 и пролонгировалось сторонами ежегодно, по 2008 год включительно.
Стороны Соглашения о наземном обслуживании пришли к согласию о выполнении части работ и услуг специализированными предприятиями - обслуживающими компаниями.
В соответствии с параграфом 1 и приложением N 1 к Стандартному соглашению о наземном обслуживании обслуживающая компания и перевозчик согласовали перечень оказываемых по договору услуг, составляющих единый технологический цикл аэропортового наземного обслуживания воздушных судов (далее - ВС), и порядок их оказания.
Проанализировав содержание Соглашения, вид деятельности, которую должна была осуществлять обслуживающая компания по условиям договора, суд апелляционной инстанции приходит выводу о том, что по своей правовой природе данное Соглашение является договором возмездного оказания услуг.
В соответствии со статьей 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Во исполнение указаний суда кассационной инстанции истцом были представлены оригиналы первичной документации, имеющейся в материалах дела, которая обозревалась судом апелляционной инстанции и лицами, участвующими в деле, в предварительном судебном заседании 15.09.2010 - 22.09-23.09.2010, в связи с чем по делу N А40-91884/08-65-864 объявлялся перерыв. Об исполнении указанного процессуального действия имеется запись в протоколе судебного заседания.
По выполнению каждого вида услуги истцом представлены доказательства, оформленные в соответствии с условиями Соглашения.
Судом установлены следующие обстоятельства, подтверждающие оказание услуг в рамках заключенного Соглашения.
Истцом представлены сводно-загрузочные ведомости, подтверждающие факт оказания услуг по взлет-посадке (осуществления рейса), обеспечению авиационной безопасности, обслуживанию пассажиров в аэровокзальном комплексе, т.е. услуг, за предоставление которых взимаются аэропортовые сборы и тарифы в соответствии с Приказом Минтранса РФ от 02.10.2000 N 110 "Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов эксплуатантов Российской Федерации в аэропортах Российской Федерации и воздушном пространстве Российской Федерации".
Сводно-загрузочная ведомость представляет собой полетный документ установленного образца, оформляемый по правилам Международной ассоциации воздушного транспорта IATA (форма АНМ 516 - сводно-загрузочная ведомость, заполняемая вручную, и АНМ 517 - сводно-загрузочная ведомость, выпускаемая с помощью ЭВМ).
В сводно-загрузочных ведомостях отражена следующая информация: наименование и код авиакомпании, командир ВС, номер и дата рейса, номер борта, тип воздушного судна (далее - ВС), количество членов экипажа, данные для расчета эксплуатационного веса, информация о загрузке по пунктам назначения (количество пассажиров по категориям, масса грузов, багажа, пассажиров, почты, о разбивке коммерческой загрузки по местам назначения, классам обслуживания и т.п.), изменения в последнюю минуту, информация о центровке и компоновке кресел, подписи ответственных лиц от аэропорта и экипажа ВС.
Вся первичная документация об оказанных услугах оформлена в двустороннем порядке, с участием представителей авиакомпании (командиры воздушных судов, члены экипажа) и содержит отметки о принятии авиакомпанией оказанных услуг.
Довод ответчика об отсутствии в сводно-загрузочных ведомостях стоимости услуг судом отклоняются, поскольку в указанных документах указание стоимости услуг не предусмотрено, а пунктом 2.8 Приказа Минтранса РФ от 02.10.2000 N 110 "Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов эксплуатантов Российской Федерации в аэропортах Российской Федерации и воздушном пространстве Российской Федерации" (в редакции, действующей на момент образования спорной задолженности, далее - Приказ N 110), предусмотрено, что ставки аэропортовых сборов утверждаются компетентным органом в сфере регулирования естественных монополий на транспорте и установлен перечень аэронавигационных и аэропортовых сборов, тарифов за обслуживание воздушных судов эксплуатантов Российской Федерации в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации.
На основании пункта 2 приложения N 2 к Приказу N 110 не допускается применение ставок сборов, тарифов за наземное обслуживание и цен на материально-технические ресурсы, не зарегистрированных и/или не опубликованных в установленном порядке.
Согласно пункту 2.9 Приказа N 110 ставки аэронавигационных и аэропортовых сборов, тарифы за наземное обслуживание и цены на материально-технические ресурсы, предоставляемые эксплуатантам Российской Федерации в соответствии с требованиями и правилами, принятыми в гражданской авиации, регистрируются и/или публикуются для информационного обеспечения эксплуатантов Российской Федерации и других организаций ГА в порядке, установленном Минтрансом России.
Заправка воздушного судна топливом осуществлялась на основании требований на заправку воздушного судна (форма N 1-ГСМ). Требование представляет собой номерной бланк ОАО "Авиакомпания "Красноярские авиалинии" и содержит: реквизиты авиакомпании (код), тип ВС, бортовой номер ВС, фамилию пилота, дату и время заправки, цель, наименование продукта, количество авиаГСМ (в литрах и в кг), плотность и температуру замера, номер контрольного талона, номер заправочного средства, подписи лица, выдавшего топливо, и члена экипажа, получившего топливо (бортинженер, авиатехник).
При дозаправке ВС обслуживающей компанией согласно Соглашению о наземном обслуживании предоставлялись пожарные машины, об этом оформлялись акты, в которых указывалось причина вызова пожарной машины, инициатора вызова, дату, номер рейса, код авиакомпании, номер борта ВС, тип ВС, время использования пожарной машины, подписи от ЗАО "Международный аэропорт "Домодедово", ЗАО "АТБ "Домодедово", члена экипажа ВС.
При предоставлении документации по аэронавигационной информации (АНИ) составлялись акты предоставления сборников АНИ. Акт оформляется на бланке ЗАО "Международный аэропорт "Домодедово" и содержит следующую информацию: наименование авиакомпании-заказчика, номер рейса, номер борта ВС, наименование документации, дата выдачи, стоимость услуги, фамилия и подпись лица, получившего документы, фамилия и подпись лица, сдавшего документы, подпись руководителя Службы наземного штурманского обеспечения полетов - главного штурмана аэропорта.
Документом, подтверждающим факт оперативного технического обслуживание воздушных судов, является карта-наряд на оперативное техническое обслуживание (код 851, форма введена в действие Распоряжением Заместителя руководителя Ространснадзора от 03.10.2007 N АВ14-414), оформленная на бланке ЗАО "АТБ "Домодедово". Содержит информацию о типе ВС, номер борта, авиакомпании, таблицу с разбивкой по видам работ и отметками исполнителя и контролера работ и подписи, подтверждающие выполнение работ: от ЗАО "АТБ "Домодедово" инженера смены/инженера по эксплуатации/авиатехника, от авиакомпании - бортинженер/бортмеханик/пилот.
Техническое обслуживание воздушных судов подтверждается заказ-заданием на устранение дефектов, дополнительные работы и восстановительный ремонт изделий, (не) связанных с вылетом ВС (форма ФО-3). Заказ-задание оформляется на бланке ЗАО "АТБ "Домодедово" и содержит следующую информацию: тип ВС, номер борта, авиакомпания, дата и время вылета ВС, характер необходимой работы, фамилии и подписи представителей заказчика и начальника (инженера) смены. Далее на этом же бланке отображается справка-отчет (расходы по устранению дефектов и восстановительному ремонту), состоящий из данных о трудозатратах, материальных затратах, использованном спецтранспорте и стандартном наземном оборудовании, фамилии и подписи исполнителя и заказчика об исполнении работы и ее принятии.
Оказание услуги по обработке груза и почты подтверждается грузовыми ведомостями и почтово-грузовыми ведомостями, грузовыми авианакладными (утв. Минфином Российской Федерации в 1998 году, код формы по ОКУД 0751323), актами приема-передачи средств пакетирования, квитанциями разных сборов, оформляемыми на бланках ЗАО "Домодедово Терминал Карго".
Грузовая ведомость содержит информацию о рейсе, времени вылета, аэропорте отправления, аэропорте назначения, принадлежности груза к авиакомпании, количестве мест, характере груза, весе и отметки лиц, отправивших и принявших груз.
Почтово-грузовая ведомость содержит информацию о рейсе, времени вылета, аэропорте отправления, аэропорте назначения, принадлежности груза к авиакомпании, отметки лиц, отправивших и принявших груз, отметку члена экипажа ВС, ответственного за загрузку.
Грузовая авианакладная содержит следующую информацию: наименование и адрес отправителя и получателя груза, аэропорт назначения, аэропорт отправления, вес, наименование груза, отметки лиц, отправивших и принявших груз.
Акты приема-передачи средств пакетирования содержат: наименование и код авиакомпании, тип ВС, номер рейса, аэропорт назначения, аэропорт отправления, время начала и окончания погрузочно-разгрузочных работ под бортом ВС, отметки ответственных лиц от ЗАО "Домодедово Терминал Карго" и авиакомпании.
Квитанция разных сборов содержит информацию о заказчике, наименовании услуги, объеме, подписи ответственных лиц от заказчика и исполнителя.
Согласно пункту 2.6 Соглашения обслуживающая компания каждые 10 дней выставляет счета-фактуры для оплаты расходов, связанных с предоставлением услуг. Счета-фактуры направляются в адрес перевозчика не позднее 5 календарных дней с момента окончания декады.
Первичная документация об оказанных услугах оформлена в двустороннем порядке, с участием представителей авиакомпании (командиры воздушных судов, члены экипажа), и содержит отметки о принятии авиакомпанией оказанных услуг.
Факт оказания услуги по размещению экипажей воздушных судов в гостинице (проживание/питание) подтверждается регистрационными картами на проживание/питание членов экипажей ВС и оформляется на номерном бланке ЗАО "Домодедово Аэротель". Карта содержит информацию о питании/проживании членами экипажа в аэротеле: дату, время заезда, код авиакомпании, фамилию командира ВС, номер комнаты, фамилию заселяемого, графу с отметками о количестве завтраков/обедов/ужинов, подпись командира ВС.
Факт обслуживание пассажиров в зале официальных лиц и делегаций подтверждается заявками на обслуживание в зале официальных лиц и делегаций, списками пассажиров ОАО "Авиакомпания "Красноярские авиалинии" и отчетом о затратах на обслуживание в зале официальных лиц и делегаций. Документы содержат информацию о номере рейса, пассажирах, способе оплаты, подпись ответственного лица от авиакомпании. При обслуживании больных и инвалидов составлялись акты, оформляемыми на бланках ЗАО "Аэровокзальный комплекс "Домодедово". Акты содержат следующую информацию: дата, номер рейса с кодом авиакомпании, дата и время вылета/прилета ВС, время начала обслуживания, время вызова службы авиационной безопасности и таможни, время посадки на борт/снятия с борта, время окончания обслуживания, фамилия больного/инвалида, подписи и ответственных лиц от аэропорта и авиакомпании.
Предоставление микроавтобусов пассажирам бизнес-класса: факт оказания услуги подтверждается актами, оформляемыми на бланках ЗАО "Аэровокзальный комплекс "Домодедово". Акты содержат следующую информацию: номер рейса, номер борта ВС, дата и время вылета плановое/фактическое, тип рейса, код авиакомпании, подписи ответственных лиц.
Обеспечение бортпитанием производилось по накладным на бортпитание на бланках ЗАО "Домодедово Эр Сервис", содержащих информацию о номере рейса, дате вылета, меню, наименование и количество продукции с указанием цены, подписи супервайзера и бортпроводника ВС.
В соответствии с пунктом 2 статьи 434 ГК РФ договор в письменной форме может быть заключен как путем составления одного документа, подписанного сторонами, а так и путем обмена документами.
ОАО "Аэропорт Внуково" 03.09.2008 направило ЗАО "Коммерческое агентство аэропорта "Домодедово" письмо N 01-20-4190, в котором поручилось за исполнение обязательств Авиакомпаниями-должниками, входящими в Альянс AIR UNION - ОАО "Авиакомпания "Красноярские Авиалинии", ОАО "Авиакомпания "Самара", ОАО "Авиакомпания "Домодедовские авиалинии" перед истцом по перечисленным в письме договорам, в том числе по Стандартному соглашению о наземном обслуживании (упрощенная процедура) N 167/02-05 от 10.03.2005 и гарантировало со своей стороны оплату текущей задолженности указанных должников со сроком возникновения с 12.08.2008 и сроком оказания услуг не позднее 07.09.2008.
В письме ОАО "Аэропорт Внуково" также просило истца сообщить, принимает ли он данные условия поручительства за вышеуказанные авиакомпании-должники.
Истец письмом от 11.09.2008 N 06390/HDL со ссылкой на статью 361 Гражданского кодекса Российской Федерации известил ответчика о принятии условий поручительства ОАО "Аэропорт Внуково" по обязательствам авиакомпаний-должников, в том числе - ОАО "Авиакомпания "Красноярские авиалинии".
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 57 "О некоторых процессуальных вопросах практики рассмотрения дел, связанных с неисполнением либо ненадлежащим исполнением договорных обязательств" при подготовке к судебному разбирательству дела о взыскании по договору арбитражный суд определяет круг обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, к которым относятся обстоятельства, свидетельствующие о заключенности и действительности договора, в том числе о соблюдении правил его заключения, о наличии полномочий на заключение договора у лиц, его подписавших.
В ходе рассмотрения дела суд исследует указанные обстоятельства, которые, будучи установленными вступившим в законную силу судебным актом, не подлежат доказыванию вновь при рассмотрении иска об оспаривании договора с участием тех же лиц (часть 2 статьи 69 АПК РФ).
Судам также следует иметь в виду, что независимо от состава лиц, участвующих в деле о взыскании по договору и в деле по иску об оспаривании договора, оценка, данная судом обстоятельствам, которые установлены в деле, рассмотренном ранее, учитывается судом, рассматривающим второе дело.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Москвы от 29.05.2009 отказано в удовлетворении иска открытого акционерного общества "Внуково-Инвест" о признании недействительной названной сделки поручительства, заключенной между ОАО "Аэропорт Внуково" и ЗАО "Коммерческое агентство аэропорта "Домодедово". Следовательно сделка поручительства является действительной.
Суд кассационной инстанции указал на ошибочность вывода суда апелляционной инстанции при определении судом периода поручительства и периода, за который взыскан долг. В связи с чем, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о пересмотре ранее занятой позиции, исходя из следующего.
Из материалов дела следует, что 02.06.2008 между истцом и "Авиакомпания "Красноярские Авиалинии" было заключено Дополнительное соглашение к Приложению Б1.0 Соглашения, согласно которому перевозчику была предоставлена отсрочка по оплате оказанных ему услуг. Срок оплаты услуг, оказанных в рамках Соглашения в период с 21.05.2008 по 31.07.2008, наступал 15.08.2008. Таким образом, в период поручительства с 12.0.2008 вошла текущая задолженность со сроком возникновения 15.08.2008.
Приведенный подход определения периода поручительства подтверждается судебной практикой (постановление ФАС Московского округа N КГ-А40/9538-10-П, дело N А40-91883/08-61-820).
Истцом в обоснование исковых требований представлен расчет суммы задолженности за период со сроком возникновения с 12.08.2008 и сроком оказания услуг не позднее 07.09.2008 в размере 453 260 469 рублей 96 копеек.
Ответчик, возражая против указанного способа определения поручительства, указывает на то, что, направляя истцу гарантийное письмо, не брал на себя обязательств по оплате накопившихся задолженностей третьего лица, а ограничил свою ответственность периодом оказания услуг с 12.08.2008 по 07.09.2008.
Оценив письмо N 01-20-4190 от 03.09.2008 (т. 1, л.д. 65) в соответствии с требованиями статьи 431 ГК РФ, суд приходит к выводу об однозначности трактования его текста об оплате ответчиком "текущей задолженности со сроком возникновения с 12 августа 2008 года и сроком оказания услуг не позднее 07 сентября 2008" на условиях Соглашения, в том числе и Дополнительного соглашения от 02.06.2008, являющегося неотъемлемой частью Соглашения.
Таким образом, позиция ОАО "Аэропорт Внуково", утверждающего, что при определении объема поручительства следует руководствоваться периодом фактического оказания услуг с 12.08.2008 по 07.09.2008, не соответствует согласованному сторонами договору поручительства.
Довод ответчика об отсутствии части подлинников документов, опровергается материалами дела, поскольку представители ОАО "Аэропорт Внуково" рассматривали документы лишь соответствующие периоду с датой оказания услуг с 12.08.2008.
Судом обозревались дубликаты счетов-фактур (оригиналы выставлялись ОАО "Авиакомпания "Красноярские авиалинии") и подлинники актов сверки взаиморасчетов, представленные истцом в качестве подтверждения факта оказания услуг наряду с иными первичными документами.
Ответчик, ссылаясь на ненадлежащее оформление ряда документов, не представил доказательств того, что какие-либо рейсы ВС ОАО "Авиакомпания "Красноярские авиалинии" не выполнялись из/в аэропорт "Домодедово" и услуги наземного обслуживания истцом не оказывались.
Пунктом 2.3 Соглашения установлено, что в случае несовпадения сумм, предъявленных к оплате, перевозчик направляет ЗАО "Коммерческое агентство аэропорта "Домодедово" претензию с указанием конкретных рейсов, дат и номеров бортов воздушных судов. После уточнения и признания сторонами спорных сумм, указанных в предъявленной претензии, они учитываются в последующих взаиморасчетах. Претензии направляются в течение трех месяцев со дня оказания услуг.
Однако в нарушение требований статьи 65 АПК РФ ни основной должник (ОАО "Авиакомпания "Красноярские Авиалинии"), ни поручитель (ОАО "Аэропорт Внуково"), которому статьей 364 ГК РФ предоставлено право выдвигать против требования кредитора возражения, которые мог бы представить основной должник, не представили доказательств того, что какие-либо из перечисленных в приложениях к счетам-фактурам воздушные суда не совершали в спорный период взлеты-посадки и, соответственно, не обслуживались ЗАО "Коммерческое агентство аэропорта "Домодедово".
Кроме того, между истцом и третьим лицом был подписан Протокол согласования задолженности в сумме 453 260 469 рублей 96 копеек (т. 1, л.д. 68), на взыскании которой настаивает истец.
В соответствии со статьей 361 ГК РФ по договору поручительства поручитель обязывается перед кредитором другого лица отвечать за исполнение последним его обязательства полностью или в части.
В силу части 1 статьи 367 ГК РФ поручительство прекращается с прекращением обеспеченного им обязательства, а также в случае изменения этого обязательства, влекущего увеличение ответственности или иные неблагоприятные последствия для поручителя, без согласия последнего.
Ответчиком доказательств прекращения поручительства в порядке статьи 367 ГК РФ не представлено.
Согласно статьям 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом или договором.
Статьей 363 ГК РФ установлено, что при неисполнении или ненадлежащем исполнении должником обеспеченного поручительством обязательства поручитель и должник отвечают перед кредитором солидарно. При этом, согласно пункту 2 указанной статьи, поручитель отвечает перед кредитором в том же объеме, как и должник, включая уплату процентов, возмещение судебных издержек по взысканию долга и других убытков кредитора, вызванных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства должником, если иное не предусмотрено договором поручительства.
Предъявленная к взысканию сумма (453 260 469 рублей 96 копеек) находится в пределах установленной договором поручительства ответственности ОАО "Аэропорт Внуково".
Довод ответчика о перечислении ОАО "Аэропорт Внуково" 100 000 000 рублей в счет погашения задолженности судом отклоняется, поскольку вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Москвы по делу N А40-27241/09-48-240 установлено, что денежные средства в сумме 100 000 000 рублей, перечисленные на счет ЗАО "Коммерческое агентство аэропорта "Домодедово", не имеют отношения к поручительствам ОАО "Аэропорт Внуково". Указанный платеж является исполнением обязательств ОАО "Авиационная компания "Атлант-Союз" по договорам цессии N 291-1 и N 292-1 от 02.09.2008 и ЗАО "Коммерческое агентство аэропорта "Домодедово" правомерно приняло исполнение по договорам цессии, заключенным с ОАО "Авиационная компания "Атлант-Союз", предложенное за должника третьим лицом - ОАО "Аэропорт Внуково".
Апелляционный суд считает заявленное требование ЗАО "Коммерческое агентство аэропорта "Домодедово" обоснованным и подлежащим удовлетворению в размере 453 260 469 рублей 96 копеек.
Поскольку решение принято в пользу истца, понесшего предусмотренные законом судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу иска и апелляционной жалобы, данные расходы в силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат взысканию с ответчика.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 1 части 4 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда города Москвы от 02 сентября 2009 года по делу N А40-91884/08-65-864 отменить.
Взыскать с открытого акционерного общества "Аэропорт Внуково" в пользу закрытого акционерного общества "Коммерческое агентство аэропорта "Домодедово" 453 260 469 (четыреста пятьдесят три миллиона двести шестьдесят тысяч четыреста шестьдесят девять) рублей 96 копеек задолженности, а также 100 000 (сто тысяч) рублей расходов по уплате госпошлины при подаче иска и апелляционной жалобы.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Н.И. Левченко |
Судьи |
В.Р. Валиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-91884/08-65-864
Истец: ЗАО "Коммерческое агентство аэропорта "Домодедово""
Ответчик: ОАО "Аэропорт Внуково"
Третье лицо: ОАО "Авиакомпания "Красноярские авиалинии""
Хронология рассмотрения дела:
29.11.2010 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-21617/2010
26.05.2010 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-19209/2009
26.05.2010 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-20417/2009
26.05.2010 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-24326/2009