Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 9 декабря 2010 г. N 09АП-28233/2010
г. Москва |
Дело N А40-406/10-32-1 |
09 декабря 2010 г. |
N 09АП-28233/2010-ГК |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 декабря 2010 г.
Полный текст постановления изготовлен 09 декабря 2010 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Банина И.Н.,
Судей: Семикиной О.Н., Юрковой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём Грибановой М.Е.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу истца -
Государственного унитарного предприятия Чувашской Республики "Чувашавтотранс" Министерства градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики
на решение Арбитражного суда города Москвы от 07.09.2010г.
по делу N А40-406/10-32-1
принятое единолично судьёй Куклиной Л.А.
по иску Государственного унитарного предприятия Чувашской Республики "Чувашавтотранс" Министерства градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации и Чувашской Республики в лице Министерства градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики
о взыскании 54 452 388, 40 руб. убытков
при участии представителей сторон:
от истца - Паршков А.Н. по доверенности N 104-1 от 24.12.2009г.
УСТАНОВИЛ
Государственное унитарное предприятие Чувашской Республики "Чувашавтотранс" Министерства градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании за счёт казны Российской Федерации 54 452 388 руб. 40 коп. убытков, возникших в связи с предоставлением льгот по перевозке отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации (с учётом принятого судом уточнения исковых требований).
Протокольным определением от 18.02.2010г. по ходатайству ответчика к участи в деле в качестве соответчика привлечена Чувашская Республика в лице Министерства градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики.
Решением Арбитражного суда города Москвы 07.09.2010г. по делу N А40-406/10-32-1 исковые требования ГУП ЧР "Чувашавтотранс" Минстроя Чувашии удовлетворены в части взыскания с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании за счёт казны Российской Федерации 33 550 166 руб. убытков. В остальной части иска и в иске к Чувашской Республике в лице Министерства градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики отказано
Министерство финансов РФ не согласилось с принятым решением, обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой прост обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных исковых требований в польном объёме.
Ответчик полагает, что при вынесении оспариваемого решеия судом первой инстанции были неправильно применены нормы материального права, а выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Истец не согласился с доводами апелляционной жалобы, представил письменный отзыв, в котором просит решение в части взыскания 33 550 166 руб. оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, а в части отказа во взыскании 16 254 200 руб. решение отменить и удовлетворить заявленные исковые требования в указанной части. В судебном заседании представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Ответчик и третье лицо, надлежащим образом извещённые о времени и месте проведения судебного заседания, своих представителей для участия в заседании не направили. Каких-либо заявлений и ходатайств, препятствующих рассмотрению дела, от ответчика и третьего лица не поступило. Дело рассмотрено в отсутствие представителей ответчика и третьего лица в порядке, предусмотренном статьй 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей сторон и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд полагает о наличии оснований для частичной отмены решения Арбитражного суда города Москвы.
Как установлено судом и следует из материалов дела, истец является коммерческим транспортным предприятием, целью и предметом деятельности которого является организация перевозки населения общественным транспортом и получение прибыли.
В 2006 году истец осуществлял перевозку граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации, на основании единых социальных проездных билетов, в связи с чем, понёс расходы в размере заявленной суммы исковых требований.
Разрешая спор по существу, Арбитражный суд города Москвы пришёл к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований ГУП ЧР "Чувашавтотранс" Минстроя Чувашии удовлетворены в части взыскания с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании за счёт казны Российской Федерации 33 550 166 руб. убытков.
Арбитражный апелляционный суд не может согласиться с таким выводом суда первой инстанции в силу следующих обстоятельств:
В соответствии со статьей 790 Гражданского кодекса РФ и постановлением Пленума ВАС РФ от 22.06.2006г. N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" возмещение убытков транспортным организациям производится за счет бюджета публично-правового образования, чьим нормативно-правовым актом предусмотрены льготы.
Чувашская Республика во исполнение Федерального закона от 22.08.2004г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ от 22.08.2004г.), руководствуясь пунктом "ж" статьи 72 Конституции Российской Федерации, статьей 26.3. Федерального закона от 16.10.1999г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статьей 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, субъекты Российской Федерации ввели эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан установила расходные обязательства по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта на территории Чувашской Республики, приняв следующие нормативные правовые акты:
- Указ Президента Чувашской Республики от 22.01.2005г. N 5 "О мерах по дополнительной поддержке отдельных категорий граждан (федеральных льготников) на территории Чувашской Республики" (далее - Указ Президента Чувашской Республики N 5);
- постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 03.11.2005г. N 266 "О введении на территории Чувашской Республики единого социального проездного билета";
- постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 28.12.2005г. N 328;
- постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 12.01.2006г. N 1 "О тарифах на перевозки пассажиров и багажа автомобильным и городским электрическим транспортом".
Проезд в общественном транспорте на льготных условиях предусмотрен нормативно-правовым актом Чувашской Республики - постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 03.11.2005г. N 266 "О введении на территории Чувашской Республики единого социального проездного билета".
Перечень категорий граждан, которые имеют право на льготный проезд на территории Чувашской Республики, определен постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 03.11.2005г. N 266 "О введении на территории Чувашской Республики единого социального проездного билета".
В соответствии с Указом Президента Чувашской Республики N 5 обеспечение реализации дополнительных мер социальной поддержки по проезду отдельных категорий граждан, финансируемых за счет федерального бюджета, производится за счет возможностей и ресурсов Чувашской Республики.
В соответствии с позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации необходимо принимать во внимание нормативные правовые акты субъекта, которыми обеспечивается равная доступность услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также договоры, заключаемые истцами и уполномоченными на то органами субъекта Российской Федерации (определения ВАС РФ от 27.09.2010 N ВАС-10887/10, от 30.06.2010 N ВАС-7061/10, от 17.02.2010 N ВАС-1422/10 и т.п.).
Именно во исполнение вышеуказанных нормативных правовых актов Чувашской Республики между Министерством градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики и истцом было заключен Государственный контракт на выполнение услуг по перевозке пассажиров автомобильного транспорта общего пользования в Чувашской Республике от 27.01.2006г. N 2-32/1, в соответствии с которым истец принял на себя обязательства по перевозке отдельных категорий граждан на льготных условиях.
Финансирование по Государственному контракту от 27.01.2006г. N 2-32/1 должно было производиться органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сведений об убытках. Поэтому доказательства, представленные в материалы дела свидетельствуют лишь о наличии взаимоотношений между истцом и Чувашской Республикой, что не относится к предмету заявленных требований, а не о наличии правоотношений между истцом и Российской Федерацией в лице Минфина России.
Бездействие Российской Федерации, выразившейся в неисполнении обязанности перед истцом по возмещению выпадающих доходов, возникших в связи с перевозкой отдельных категорий граждан на льготных условиях, отсутствует.
С 2005 года ни одним нормативно-правовым актом федерального уровня, в том числе Федеральным законом "О ветеранах", Федеральным законом "О социальной защите инвалидов" и т.п. не предусмотрена льгота отдельным категориям граждан в виде льготного (бесплатного) проезда на общественном транспорте, а также обязанность публично-правового образования по возмещению транспортным организациям выпадающих доходов в связи с перевозкой отдельных категорий граждан на льготных условиях.
Федеральный закон от 22.08.2004г. N 122-ФЗ предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающее сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств, что не противоречит статье 7 и 72 Конституции Российской Федерации.
В связи с тем, что субъектами Российской Федерации были введены эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан, Российская Федерация ежегодно оказывала бюджетам субъектов Российской Федерации финансовую помощь, выделяя межбюджетные трансферты (в 2006 году - в виде субвенций). Межбюджетные трансферты - это средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации. Поэтому обязанность по перечислению денежных средств из бюджета одного уровня бюджету другого уровня не может затрагивать права и интересы Истца, который, являясь коммерческой организацией, не участвует в межбюджетных правоотношениях. Перечисление межбюджетных трансфертов свидетельствуют лишь о наличии бюджетных правоотношений между Российской Федерацией и субъектом Российской Федерации, а не о наличии обязательств Российской Федерации перед транспортными организациями по возмещению убытков, возникших в связи с перевозкой граждан на льготных условиях.
В соответствии с Федеральным законом от 26.12.2005г. N 189-ФЗ "О федеральном бюджете на 2006 год" были предусмотрены субвенции бюджетам на обеспечение равной доступности общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации в размере 4 010 127 500 рублей.
Согласно Правилам предоставления, расходования и учета в 2006 году субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2005г. N 827 было запланировано выделение Чувашской Республике из федерального бюджета 3 304 300 рублей (за 1 квартал 2006 года), а также в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2006г. N 436-р - 9 443 600 рублей (II-IV кварталы 2006 года).
Данные обязательства исполнены в полном объеме, что подтверждается Федеральным законом от 03.04.2008г. N 36-ФЗ "Об исполнении федерального бюджета за 2006 год".
Дальнейшее распоряжение (распределение) вышеуказанными денежными средствами из бюджета Чувашской Республики осуществлялось Министерством финансов Чувашской Республики в соответствии с существующими нормативно-правовыми актами субъекта Российской Федерации - Чувашской Республики.
Таким образом, Российская Федерация исполнила свои обязательства перед Чувашской Республикой по перечислению межбюджетных трансфертов в полном объеме.
Вместе с тем, обязательств как договорного, так и внедоговорного характера Российской Федерацией перед истцом не возникло в связи со следующим:
В соответствии с частью 5 статьи 790 Гражданского кодекса РФ компенсация убытков транспортных предприятий осуществляется за счет средств бюджета, нормативно-правовым актом которого были предоставлены льготы или преимущества по провозной плате.
Ни одним федеральным нормативно-правовым актом, в том числе Федеральным законом "О ветеранах", федеральным законом "О социальной защите инвалидов" и т.п., действовавшим в спорный период, не предусмотрена обязанность по возмещению транспортным организациям выпадающих доходов в связи с перевозкой отдельных категорий граждан.
Вместе с тем, в целях обеспечения равной доступности транспортных услуг на всех видах транспорта общего пользования для отдельных категорий граждан, постоянного или преимущественно проживающих в Чувашской Республике, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и Чувашской Республике, постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 03.11.2005г. N 266 был предоставлен отдельным категориям граждан проезд на льготных условиях на основании единого социального проездного билета.
Между истцом и Министерством градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики был заключен Государственный контракт на выполнение по перевозке пассажиров автомобильного транспорта общего пользования в Чувашской Республике от 27.01.2006г. N 20-32/1.
Так, обязанность истца по перевозке пассажиров, в том числе отдельных категорий граждан на льготных условиях возникла не из закона, а из государственного контракта, в соответствии с пунктом 2.1.2. которого установлено, что финансирование расходов истца на компенсацию убытков от перевозки пассажиров автомобильным транспортом общего пользования в связи с государственным регулированием тарифов и реализацией единых социальных проездных билетов производится за счет средств республиканского бюджета.
Таким образом, в случае недофинансирования расходов истца по Государственному контракту от 27.01.2006г. N 20-32/1 возложение обязанности по возмещению непокрытых расходов истца на Российскую Федерацию является незаконным в силу пунктов 4 и 5 статьи 124 Гражданского кодекса РФ.
Принимая во внимание положения вышеуказанных норм материального права, а также учитывая конкретные обстоятельства по делу, арбитражный апелляционный суд считает, что у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения исковых требований ГУП ЧР "Чувашавтотранс" Минстроя Чувашии в части взыскания с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счёт казны Российской Федерации 33 550 166 руб. убытков.
При указанных обстоятельствах решение Арбитражного суда города Москвы от 07.09.2010г. по делу N А40-406/10-32-1 в части удовлетворения исковых требований ГУП ЧР "Чувашавтотранс" Минстроя Чувашии в части взыскания с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счёт казны Российской Федерации 33 550 166 руб. убытков подлежит отмене.
Расходы по уплате госпошлины подлежат распределению в соответствии со статьёй 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ и относятся на истца.
Руководствуясь ст.ст. 110, 176, 266, 267, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда города Москвы от 07.09.2010г. по делу N А40-406/10-32-1 в части взыскания с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счёт казны Российской Федерации в пользу ГУП ЧР "Чувашавтотранс" Минстроя Чувашии в части 33 550 166 руб. убытков отменить и в иске в этой части отказать.
Взыскать с ГУП ЧР "Чувашавтотранс" Минстроя Чувашии в доход федерального бюджета госпошлину по иску в сумме 61 613 руб. 76 коп. и по апелляционной жалобе 2 000 руб.
В остальной части решение оставить без изменения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий |
И.Н. Банин |
Судьи |
О.Н. Семикина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-406/10-32-1
Истец: ГУП ЧР "Чувашавтотранс"
Ответчик: Министерство финансов Российской Федерации, Министерство градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской республики