г. Москва |
Дело N А40-24298/07-127-156 |
14 декабря 2010 г. |
N 09АП-27326/2010-АК |
Резолютивная часть постановления объявлена 07.12.2010г.
Постановление изготовлено в полном объеме 14.12.2010г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Н.Н. Кольцовой,
Судей В.Я. Голобородько, Н.О. Окуловой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Н.А. Корсаковой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Нефтяная компания "Роснефть"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 23.12.2009
по делу N А40-24298/07-127-156, принятое судьей Кофановой И.Н.
по заявлению ОАО "Нефтяная компания "Роснефть"
к МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1
о признании частично незаконным решения
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Бондарев А.Ю. по доверенности N СБ-347/Д от 02.12.2008,
от заинтересованного лица- Зверев Е.А. по доверенности N 214 от 03.09.2010
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд г. Москвы обратилось Открытое акционерное общество "Нефтяная Компания "Роснефть" с заявлением о признании недействительным решения Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 от 20.02.2007 года N 52/329 о частичном отказе в возмещении сумм налога на добавленную стоимость в сумме 252 360 786 руб.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 22.08.2007г., оставленным без изменения Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2007 г., решение инспекции признано незаконным.
Суд кассационной инстанции постановлением от 18.06.2009 года решение Арбитражного суда г. Москвы от 22 августа 2007 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20 декабря 2007 года по делу N А40-24298/07-127-156 изменены. Судебные акты в отношении эпизода, связанного с перевозкой, погрузкой и перегрузкой экспортируемого товара, отменены, дело в данной части направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд г. Москвы. Судебные акты в отношении эпизода, связанного с агентским вознаграждением за услуги, оказанные на территории стран СНГ и Балтии, отменены, заявление ОАО "НК Роснефть" в данной части отклонено. В остальной части судебные акты оставлены без изменения.
Судом кассационной инстанции указано на необходимость исследования акта сверки, составленного между сторонами в отношении транспортировки товаров несколькими перевозчиками и агентами с учетом правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 04.03.2008 года N 16581/07.
Решением суда от 23.12.2009 признано незаконным решение Межрегиональной Инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 от 20.02.2007 года N 52/329 "Об отказе частично ОАО "Нефтяная компания "Роснефть" в возмещении сумм налога на добавленную стоимость" в части отказа в возмещении НДС в сумме 15 861 002,02 рублей.
Решение Межрегиональной Инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 "Об отказе ОАО"Нефтяная компания "Роснефть" в возмещении НДС в размере 134 428 040, 75 рублей признано соответствующим закону. При этом суд исходил из того, что по результатам проведенной сверки установлено, что сумма НДС, приходящаяся на счета-фактуры выставленные российскими перевозчиками по услугам по транспортировке нефти, погрузке и перегрузке нефтепродуктов, оказанным до помещения товара под таможенный режим экспорта на основании отметок на временных таможенных декларациях составила 15 861 002, 02 руб., по услугам оказанным после помещения товаров под таможенный режим экспорта составила 134 428 040, 75 руб.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2010 принят отказ ОАО "Нефтяная компания "Роснефть" от заявленных требований в части признания незаконным решения МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 от 20.02.2007 N 52/329 "Об отказе частично в возмещении сумм налога на добавленную стоимость", в части отказа в возмещении 12 109 124 руб.80 коп. за октябрь 2006 г.
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 23.12.2009 по делу N А40-24298/07-127-156 изменено. Отменено решение суда в части отказа в удовлетворении требования о признании незаконным решения МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 от 20.02.2007 N 52/329 "Об отказе частично в возмещении сумм налога на добавленную стоимость", в части отказа в возмещении 12 109 124 руб.80 коп. за октябрь 2006 г. Производство по делу в указанной части прекращено. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 08.10.2010 постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2010 отменено в части отказа в признании решения МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 от 20.02.2007 N 52/329 недействительным в части отказа в возмещении НДС в сумме 122 318 915,95 руб. В этой части дело направлено на новое рассмотрение в Девятый арбитражный апелляционный суд. В остальной части постановление оставлено без изменения.
Судом кассационной инстанции указано, поскольку судебные инстанции при отклонении требований общества соотносили момент помещения товаров под таможенный режим экспорта на основе ВГТД с моментом оказания услуг на основе счетов-фактур, а не с моментом фактического оказания услуг на основе актов приема-сдачи нефти и железнодорожных накладных (квитанциях о приеме груза), и апелляционный суд отклонил ходатайство заявителя об оценке соответствующих расчетов применительно к выработанной Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации позиции, не учел позицию суда, изложенную в Постановлении от 20.04.2010, Постановление апелляционного суда подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует проверить доводы и расчеты заявителя с учетом вышеуказанных правовых позиций, установить, имели ли контрагенты общества возможность подтвердить "нулевую" ставку НДС по оказанным заявителю услугам. По результатам проверки принять судебный акт, соответствующий установленным обстоятельствам.
Судом апелляционной инстанции дело рассмотрено в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ. Решение суда подлежит отмене в части отказа в удовлетворении требования о признании незаконным решения налогового органа об отказе в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 122 318 915 руб.
Из материалов дела следует, что заявитель представил в налоговый орган налоговую декларацию по НДС по ставке 0 процентов за октябрь 2006 г. и документы в соответствии со статьями 165 и 172 Налогового кодекса Российской Федерации.
По результатам проведенной проверки обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость, инспекцией вынесено решение от 20.02.2007г. N 52/329"Об отказе частично в возмещении сумм налога на добавленную стоимость", которым применение налоговой ставки 0 процентов по операциям при реализации товаров (работ, услуг) в сумме 60 301 157 750 руб. признано обоснованным, а в сумме 1 120 660 639 руб. - необоснованным. Заявителю возмещен налог на добавленную стоимость в размере 4 349 250 289 рублей и отказано в возмещении налога на добавленную стоимость в размере 267 669 767 рублей.
Согласно составленному сторонами акту сверки налоговые вычеты в размере 122 318 915, 95 состоят из следующих сумм:
- НДС в сумме 71 431 781, 71 руб. - услуги по транспортировке товара или связанные с ней услуги, начало оказания которых предшествует оформлению ВГТД, в том числе 71 076 388 руб. 05 коп по услугам, оказанным ОАО "АК "Транснефть", 192 900 руб. 56 коп.- услуги перевалки, нефтепродуктов в резервуары для хранения, оказанные ОАО "Ангарская нефтехимическая компания", 1 099 руб. 63 коп.- услуги транспортно-экспедиционного обслуживания, оказанные ЗАО "ТНП-Транском", 16 139 руб. 47 коп. - услуги по организации и управлению отгрузками, оказанные ЗАО "ЮКОС РМ";
- НДС в сумме 94 678, 22 руб. - услуги погрузки сырой нефти;
- НДС в сумме 43 389 529, 92 руб. - услуги перевозки нефти и нефтепродуктов до морских портов, в том числе 1 847 227 руб. 30 коп. - услуги транспортировки нефти, оказанные ОАО "АК "Транснефтепродукт", 306 590 руб. 81 коп. - услуги по наливу нефтепродуктов, оказанные ОАО "Новокуйбышевский НПЗ", 25 158 307 руб. 58 коп.- услуги по перекачки нефтепродуктов, оказанные ОАО "РН-Сахалинморнефтегаз", 427 696 руб. 64 коп. - услуги по наливу нефтепродуктов, оказанные ОАО "Сызранский НПЗ", 6 052 722 руб. 98 коп. - услуги по перевалки нефтепродуктов, оказанные ЗАО "ТНП - Транском", 6 426 072 руб. 98 коп. - услуги транспортировки нефтепродуктов, оказанные ОАО "Новая перевозочная компания", 275 214 руб. 54 коп. - услуги транспортировки нефтепродуктов, оказанные ОАО "РН - Краснодарнефтегаз", 2 841 655 руб. 14 коп. - услуги по перевозки нефтепродуктов, оказанные ООО "Юрганз", 5 513 руб. 07 коп. - услуги транспортно-экспедиционного обслуживания, оказанные ООО "НОВО-СЕРВИС" , 48 528 руб. 88 коп.- по услугам, оказанным ООО "Триэрсервис".
- НДС в сумме 7 402 926, 10 руб., в том числе 3 055 614 руб. 86 коп. услуги по организации и управлению отгрузками, оказанные ЗАО "ЮКОС РМ", 3 652 129, 30 руб.- услуги перевалки, оказанные ОАО "Ангарская нефтехимическая компания", 86 457 руб. 51 коп. - услуги перевалки нефтепродуктов, оказанные ЗАО "ТНП-Транском", 608 724 руб. - услуги перевалки, перевозки, прочие услуги, оказанные ООО "Юрганз".
Инспекция указала, что информация, содержащаяся в настоящем расчете, соответствует документам, полученным от налогоплательщика в ходе камеральной проверки, а также в ходе судебного разбирательства.
В отзыве на апелляционную жалобу Инспекция указывает на то, что оформление временной грузовой таможенной декларации и уплата вывозных таможенных пошлин являются подтверждением факта помещения вывозимых товаров под таможенный режим экспорта. По мнению Инспекции, довод заявителя об отсутствии у него возможности представить в налоговый орган полный пакет документов, подтверждающих обоснованность применения ставки 0 процентов за услуги, оказанные по договору, противоречит нормам законодательства.
Суд апелляционной инстанции, заслушав представителей сторон, исследовав доказательства по делу, считает, что решение суда в части отказа в удовлетворении требования о признании незаконным решения налогового органа об отказе в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 122 318 915 руб. подлежит отмене, а требование заявителя в указанной части - удовлетворению по следующим основаниям.
Отказ в возмещении сумм налога на добавленную стоимость в сумме 43 389 529 руб. 92 коп. по счетам - фактурам, выставленным в отношении услуг, связанных с транспортировкой нефти и нефтепродуктов, вывозимых за пределы Российской Федерации морским транспортом, является необоснованным по следующим основаниям.
Таможенное оформление нефти, в отношении которой заявителю оказывались услуги, производилось непосредственно в морском порту в соответствии с действовавшим в период перевозки Приказом ГТК от 12.09.2001 N 892 "Об утверждении положения о таможенном оформлении и таможенном контроле судов, используемых в целях торгового мореплавания, а также товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации этим судами", Инструкцией "Об особенностях совершения таможенных операций в отношении товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом", утвержденной Приказом Государственного таможенного комитета от 05.12.2003 N 1400, Инструкцией "О действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске товаров", утвержденной Приказом Государственного таможенного комитета от 28.11.2003 N 1356, Инструкцией "О действиях должностных лиц таможенных органов, совершающих таможенные операции при международной перевозке товаров железнодорожным транспортом", утвержденной приказом Федеральной таможенной службы от 16.09.2004 N 50, Приказом Государственного таможенного комитета от 21.07.2003 N 806
Приказом ФТС России от 18.12.2006 N 1327 "Об утверждении порядка действий должностных лиц таможенных органов при подтверждении фактического вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации (ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации)" предписано начальникам таможен, в регионах деятельности которых осуществляется перегрузка вывозимых товаров с одного вида транспорта на другой (в том числе нефти и нефтепродуктов с трубопроводного на железнодорожный транспорт), обеспечить внесение в транспортные документы, оформленные в месте перегрузки, сведений о регистрационных номерах таможенных деклараций и приложение копий таможенных деклараций к каждому транспортному документу (пункт 4).
После проверки факта вывоза товаров Порядком предусмотрено проставление на оборотной стороне таможенной декларации (копии) и если представлен экземпляр транспортного, товаросопроводительного и (или) иного документа или его копия, (на основании которого товар перемещался через таможенную границу Российской Федерации) - на оборотной стороне первого листа данного документа, штампа - "Товар вывезен" (пункт 15).
На основании вышеизложенного, а также в соответствии с положениями пункта 3 статьи 59 Таможенного кодекса Российской Федерации, согласно которому порядки и технологии производства таможенного оформления устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, не предусмотрено проставление технологических отметок на железнодорожных накладных, по которым производилась транспортировка нефтепродуктов на экспорт с использованием периодического временного декларирования российских товаров таможенным постом, в регионе деятельности которого осуществляются погрузка товаров на морские суда, убывающие с таможенной территории Российской Федерации в морской порт для накопления коносаментной партии морским транспортом.
Впоследствии порядок декларирования нефти при транспортировки до морских портов установлен в приказе Федеральной таможенной службы от 24.08.2006 N 800 "О местах декларирования отдельных видов товаров" согласно которому при отгрузке нефти и нефтепродуктов на экспорт морским транспортом временное периодическое декларирование производится таможенными органами, расположенными в морских (речных) портах - таможенными постами, в регионе деятельности которых осуществляется погрузка товаров на морские суда, убывающие с таможенной территории Российской Федерации.
Таким образом, выпуск товаров в случае их вывоза морским транспортом осуществляется только после предъявления товаров таможенному органу для проверки в морском порту и только с этого момента товары в соответствии со ст.ст. 149, 152, 157 Таможенного кодекса Российской Федерации являются помещенными под таможенный режим экспорта.
Перемещение российских товаров с нефтеперерабатывающих заводов до портовых терминалов (накопителей), заявленных таможенному органу, расположенному в месте убытия товаров с таможенной, территории Российской Федерации, по временной грузовой таможенной декларации, не рассматривается таможенными органами как перемещение товаров под таможенным контролем, и помещенных под таможенный режим экспорта в связи с невозможностью их идентификации.
Согласно позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.04.2010 N 17977/09, товар находится под таможенным режимом экспорта, если декларируется в таможенном органе, в регионе деятельности которого расположен пункт отправления.
Подтверждение фактического вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации производится в соответствии с Порядком действий должностных лиц таможенных органов при подтверждении фактического вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации (ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации), утвержденным приказом ФТС России от 18.12.2006 N 1327.
В постановлении Федерального арбитражного суда Московского округа от 22.07.2010 г. N КА - А40/5572-10-П-2 указано, что в рассматриваемой ситуации предъявление груза для таможенного контроля осуществлялось заявителем в морском порту "Светлый" в соответствии с действовавшими в периоде перевозки таможенными правилами: Приказом ГТК России от 12.09.2001 N 892 "Об утверждении положения о таможенном оформлении и таможенном контроле судов, используемых в целях торгового мореплавания, а также товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации этими судами", Инструкцией "Об особенностях совершения таможенных операций в отношении товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом", утв. Приказом ГТК России от 05.12.2003 N 1400, Инструкцией "О действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске товаров", утв. Приказом ГТК России от 28.11.2003 N 1356. Определение в Приказе ФТС России от 18.12.2006 N 800 конкретных таможенных пропускных постов в морских портах не отменило и не изменило ранее действовавших положений о декларировании, которыми руководствовался заявитель.
С учетом изложенного, товары находятся под таможенным контролем, если они декларируются в таможенном органе, в регионе деятельности которого расположена железнодорожная станция отправления, так как в этом случае обеспечивается возможность применения таможенными органами в отношении товаров, предназначенных для последующего вывоза из Российской Федерации в таможенном режиме экспорта мер контроля, предусмотренных ст. 366 Таможенного кодекса Российской Федерации (в частности, проверка документов и сведений, осмотр товаров и транспортных средств).
Таким образом, услуги по транспортировке, связанные с перевозкой трубопроводным транспортом нефти и нефтепродуктов, вывозимых за пределы территории Российской Федерации морским транспортом, подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость как услуги, оказанные, в отношении не помещенных под таможенный режим экспорта товаров, то есть по налоговой ставке 18 процентов.
Налоговым органом необоснованно отказано в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 71 431 781 руб. 71 коп. по услугам по транспортировке товара или связанным с ней услугам начало оказания которых предшествует оформлению ВГТД по следующим основаниям.
В соответствии с позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 10.11.2009 N 10834/09, услуги, оказанные до оформления временных грузовых таможенных деклараций, не могут считаться оказанными в отношении товаров, помещенных под таможенный режим и, соответственно, должны облагаться НДС по ставке 18 процентов.
Для определения подлежащей применению ставки НДС необходимо соотносить момент оказания услуги и помещение товара под таможенный режим экспорта. При этом момент оказания услуги определен по датам актов приема-сдачи нефти в пунктах отправления и в пунктах назначения.
Основанием для применения налоговой ставки 0 процентов является помещение товара под таможенный режим экспорта до начала оказания услуг по его транспортировке.
В рассмотренной Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации ситуации, изложенной в постановлении от 10.11.2009 N 10834/09, помещение товара под таможенный режим экспорта предшествовало принятию партии нефти в пункте отправления для транспортировки и ее сдачи в пункте назначения по актам приема-сдачи нефти.
В связи с этим Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации сделан вывод о том, что товар помещен под таможенный режим экспорта до начала оказания услуг по его транспортировке. Соответственно применению подлежала ставка НДС 0 процентов.
В связи с постоянным характером отгрузок товара для транспортировки заявителем и организациями-поставщиками транспортных услуг установлен порядок документального оформления, согласно которому счет-фактура составляется по итогам месяца, в котором оказывались услуги по транспортировке товара.
Согласно изложенному порядку счет-фактура составляется после фактического оказания услуги. Соответственно, дата оформления счета-фактуры будет позднее даты актов приема-сдачи транспортируемого товара.
Таким образом, момент оказания услуги необходимо определять по датам актов приема-сдачи нефти в пунктах отправления и в пунктах назначения.
В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации работ (услуг) по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории Российской Федерации или ввозимых на территорию Российской Федерации товаров, выполняемые (оказываемые) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями (за исключением российских перевозчиков на железнодорожном транспорте), и иные подобные работы (услуги).
Таким образом, счета-фактуры, которые выставлены до даты оформления ВГТД, в любом случае не подпадают под действие подп. 2 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации и по ним подлежит применению ставка НДС 18 процентов.
Налоговым органом неправомерно отказано в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 7 402 926 руб. 10 коп.
В соответствии с п. 9 ст. 165 Налогового кодекса Российской Федерации документы для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов при выполнении работ (оказании услуг), предусмотренных подп. 2 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации, представляются налогоплательщиками в срок не позднее 180 календарных дней со дня проставления на перевозочных документах отметки таможенных органов, свидетельствующей о помещении товаров под таможенный режим экспорта.
Если по истечении 180 календарных дней налогоплательщик не представил документы, операции по реализации работ (услуг) подлежат налогообложению по налоговой ставке 18 процентов.
Согласно позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.04.2010 N 17977/09, Налоговый кодекс Российской Федерации обуславливает применение налоговых ставок 0 процентов или 18 процентов не только с наличием экспортированных товаров, а также работ и услуг, непосредственно связанными с экспортированными товарами, но и с формальным подтверждением права на ставку 0 процентов надлежаще оформленными документами.
Таким образом, в подтверждение права на применение налоговой ставки 0 процентов необходимо представить документы, подтверждающие вывоз товаров за пределы таможенной территории, оформляемые с учетом указанных особенностей.
Организации, оказывавшие заявителю транспортные услуги, не располагали и не могли располагать указанными в подп. 4 п. 1 и подп. 4 п. 4 ст. 165 Налогового кодекса Российской Федерации документами и поэтому не вправе были претендовать на применение ставки 0 процентов, обоснованно указав в счетах-фактурах налоговую ставку 18 процентов.
Кроме того, услуги, оказанные ЗАО "ЮКОС Рефайнинг энд Маркетинг" не подпадают под действие подп. 2 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации по следующим основаниям.
Согласно договору об оказании услуг от 31.12.2004 N 0000605/0001Д, подписанному с ЗАО "ЮКОС Рефайнинг энд Маркетинг", общество оказывало ОАО "НК "Роснефть" услуги по организации и управлению отгрузками, при этом в п. 1.2. договора указывается, что под организацией и управлением отгрузками стороны понимают: консолидацию заявок на отгрузку в разрезе пунктов погрузки; включение заявок на отгрузку в единый транспортный план по пункту погрузки; организацию оперативного взаимодействия между производством, транспортным организациями и владельцами транспортных инфраструктур; оптимизацию единого транспортного плана по точке погрузки с учетом возможностей мощностей производства, складского хозяйства, погрузки, транспортной инфраструктуры и других технологических возможностей; согласование единого транспортного плана по пункту погрузки с производством, транспортными организациями и заказчиком; согласование изменений заявок на отгрузку для включения изменений в единый транспортный план; оформление в соответствии с заявкой на отгрузку распоряжений (наряд - заказов) в адрес производства и грузоотправителя на отгрузку продукта переработки заказчика.
Таким образом, из условий договора следует, что ЗАО "ЮКОС Рефайнинг энд Маркетинг" оказывало услуги управленческого характера, связанные с информационным обслуживанием и координацией действий ряда нефтеперерабатывающих предприятий по вопросам отгрузки и транспортировки произведенной продукции.
Обязанности ЗАО "ЮКОС Рефайнинг энд Маркетинг" ограничивались выполнением информационных функций, следовательно, данные услуги не могут быть квалифицированы в соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку в данной норме перечислены работы (услуги) по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории Российской Федерации товаров, выполняемые (оказываемые) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями (за исключением российских перевозчиков на железнодорожном транспорте), и иные подобные работы (услуги) и не связаны непосредственно с перевозкой товаров.
ЗАО "ЮКОС Рефайнинг энд Маркетинг" оказывало услуги управленческого и информационного характера, не контактировало непосредственно с перевозимыми товарами и не вывозило их на экспорт, в связи с чем оплата услуг ЗАО "ЮКОС Рефайнинг энд Маркетинг" производилась на основании счетов-фактур, правомерно выставленных с указанием ставки НДС 18 процентов.
Является необоснованным отказ налогового органа в возмещении налога на добавленную стоимость по счетам - фактурам, выставленным за услуги погрузки сырой нефти, являющейся сырьем в сумме 94 678, 22 руб.
Подпункт 2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает применение налоговой ставки по НДС в размере 0 % только при реализации работ (услуг) по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке или перегрузке вывозимых за пределы территории Российской Федерации товаров. Положение данного пункта не распространяется на реализацию работ (услуг) по транспортировке и погрузке сырья.
Сырая нефть, в отношении которой оказаны услуги по перевозке и иные подобные услуги, не предназначалась для отгрузки на экспорт, а являлась сырьем, из которого вырабатывались нефтепродукты на территории Российской Федерации, и именно эти нефтепродукты впоследствии отгружались на экспорт.
ОАО "НК "Роснефть" вычеты по налогу на добавленную стоимость по ставке 18 % заявлены на основании счетов-фактур N 23 от 31.01.2006 г. (т. 3 стр. 27), N 29 от 30.09.2006 (т. 3 л.д. 28), выставленных ООО "НТ-Сервис" за услуги при погрузке сырой нефти в вагоны-цистерны ОАО "РЖД" на общую сумму налога на добавленную стоимость - 94 678,22 руб.
Транспортировка осуществлялась со станции Уяр до станции Дземги с назначением ООО "РН-Комсомольский НПЗ" для переработки нефтепродуктов, что подтверждается актами приема-передачи оказанных услуг N 1 от 31.08.2006 (т. 2 л.д. 26), N 2 от 30.09.2006 г (т. 2 л.д. 27).
Поскольку услуга ООО "НТ-Сервис" была оказана в отношении сырой нефти, которая не являлась экспортируемым товаром, применение вычетов по налогу на добавленную стоимость по ставке 18 % является правомерным.
При изложенных обстоятельствах, решение МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 от 20.02.2007 N 52/329 об отказе частично в возмещении сумм налога на добавленную стоимость в сумме 122 318 915 руб., подлежит признанию незаконным, несоответствующим НК РФ.
В соответствии со ст. 110, 112 АПК РФ с МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 в пользу ОАО "Нефтяная компания "Роснефть" подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в сумме 1000 руб.
Руководствуясь ст. ст.110, 176, 266, 267, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 23.12.2009 по делу N А40-24298/07-127-156 в части отказа в удовлетворении требования ОАО "Нефтяная компания "Роснефть" о признании незаконным решения МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 от 20.02.2007 N 52/329 об отказе частично в возмещении сумм налога на добавленную стоимость в сумме 122 318 915 руб. отменить.
Признать незаконным решение МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 от 20.02.2007 N 52/329 об отказе частично в возмещении сумм налога на добавленную стоимость в сумме 122 318 915 руб. как не соответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации
Взыскать с МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 в пользу ОАО "Нефтяная компания "Роснефть" расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в сумме 1000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Н.Н. Кольцова |
Судьи |
Н.О. Окулова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-24298/07-127-156
Истец: ОАО "Нефтяная компания "Роснефть"
Ответчик: МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1
Третье лицо: УФНС РФ по г. Москве
Хронология рассмотрения дела:
09.03.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N КА-А40/695-11-П
14.12.2010 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-27326/2010
10.06.2010 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-2852/2010
18.06.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N КА-А40/2459-08