Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 15 сентября 2010 г. N 09АП-13267/2010
г. Москва |
Дело N А40-59876/09-102-571 |
15 сентября 2010 г. |
N 09АП-13267/2010-ГК |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 сентября 2010 г.
Полный текст постановления изготовлен 15 сентября 2010 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Банина И.Н.,
Судей: Семикиной О.Н., Яремчук Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания председательствующим,
рассмотрев в открытом судебном заседании по правилам, установленным для рассмотрения в арбитражном суде первой инстанции
дело N А40-59876/09-102-571
по иску Муниципального предприятия "Троллейбусный транспорт" муниципального образования "Город Йошкар-Ола"
к Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ
с участием Республики Марий Эл в лице Министерства финансов Республики Марий Эл в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора
о взыскании убытков
при участии представителей сторон:
от истца - Курбанов Д.Ф. по доверенности от 31.12.2009г.
от ответчика - Смирнова Я.М. по доверенности N 01-06-08/182 от 31.12.2009г.
УСТАНОВИЛ
Муниципальное предприятие "Троллейбусный транспорт" муниципального образования "Город Йошкар-Ола" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ, о взыскании 62 808 681 руб. убытков, понесенных при предоставлении льгот гражданам при перевозке транспортом общего пользования.
Ответчик иск отклонил.
Определением от 17.09.2009г. по ходатайству ответчика к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Республика Марий Эл в лице Министерства финансов Республики Марий Эл.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 24.02.2010г. по делу N А40-59876/09-102-571 иск удовлетворен.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии причинной связи между бездействием государства и наступлением вреда и доказанности истцом размера убытков.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит указанное решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
Ответчик полагает, что при рассмотрении дела судом первой инстанции были нарушены нормы материального и процессуального права, а выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
При рассмотрении апелляционной жалобы судом было установлено наличие безусловных оснований для отмены решения суда первой инстанции, так как судом при рассмотрении дела нарушены нормы процессуального права, дело рассмотрено судом в незаконном составе.
Определением от 29.06.2010г. Девятый арбитражный апелляционный суд перешёл к рассмотрению дела N А40-59876/09-102-571 в Девятом арбитражном апелляционном суде по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции в связи с наличием безусловных оснований для отмены решения суда первой инстанции.
При рассмотрении дела в Девятом арбитражном апелляционном суде по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом РФ для рассмотрения дела в суде первой инстанции, представитель истца поддержал заявленные исковые требования, представил доказательства объёма реализации ЕСПБ в спорный период.
Представитель ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, представил контррасчёт и письменные пояснения.
Третье лицо, надлежащим образом извещённое о времени и месте проведения судебного заседания, своего представителя для участия в заседании не направило. Каких-либо заявлений и ходатайств, препятствующих рассмотрению дела, от третьего лица не поступило. Дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица в порядке, предусмотренном статьёй 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей сторон и оценив в совокупности представленные доказательства, с учётом положений части 5 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный апелляционный суд полагает о наличии оснований для отмены решения Арбитражного суда города Москвы и отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Как следует из материалов дела, в обоснование исковых требований истец сослался на то, что в 2006 году он оказал льготные услуги городских пассажирских перевозок гражданам, включенным в федеральный регистр льготников. В связи с тем, что неполученная от потребителей - федеральных льготников плата не была полностью компенсирована истцу в 2006 финансовом году, истец считает, что некомпенсированная плата является его убытками и подлежит взысканию с Российской Федерации за счет казны Российской Федерации.
В соответствии со статьями 1, 2 Гражданского кодекса РФ, гражданское законодательство основывается, в том числе, на свободе договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела и регулирует предпринимательскую деятельность исходя из того, что эта деятельность является самостоятельной, направленной на систематическое получение прибыли лицами, зарегистрированными в установленном порядке.
Согласно статье 424 Гражданского кодекса РФ, исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон, в отдельных случаях применяются цены (тарифы, расценки), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными государственными органами.
Цена товаров и услуг в публичном договоре согласно пункту 1 статьи 424, пункту 2 статьи 426 Гражданского кодекса РФ, устанавливается одинаковой для всех потребителей, кроме случаев, когда отдельным потребителям законом или иными правовыми актами предоставляются льготы.
Договоры на перевозку граждан в субъектах РФ, в том числе на перевозку граждан, имеющих право на льготы при перевозке, являются публичными договорами.
Перевозка указанных категорий граждан производится на основании единых (одинаковых) цен-тарифов, устанавливаемых в субъектах РФ.
Тарифы на проезд устанавливаются в виде размера провозной платы или цены (стоимости) обычных проездных билетов для граждан, так и для граждан, имеющих право на льготы при перевозке, как правило, в виде единых проездных социальных билетов для граждан, имеющих право на льготы.
Указанные тарифы являются одинаковыми для граждан, имеющих право на льготы при перевозке.
Установление единых тарифов при перевозке граждан в сочетании с предоставлением дотаций из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований направлены на обеспечение рентабельности (отсутствие убытков и получение соответствующей прибыли) работы транспортных организаций, осуществляющих перевозку граждан и доступность указанных услуг для граждан.
При этом стороны вправе установить в указанном публичном договоре применение установленных тарифов на перевозку граждан.
Таким образом, обеспечивается баланс интересов предпринимательской деятельности транспортных организаций и социальных интересов граждан в виде обеспечения им доступности указанных услуг.
Согласно правовой позиции ВАС РФ (Пост. N 12479/07 от 05.02.2008г., N 1476/07 от 23.04.2007г.) и ФАС МО (Пост N КГ-А40/2893-10;2;Б от 12.04.2010г., N КГ-А40/1097-10 от 22.03.2010г.,) при разрешении споров по искам о взыскании транспортными организациями убытков, связанных с перевозкой граждан, имеющих льготы, необходимо исследовать имеющиеся нормативные акты субъектов РФ, наличие и исполнение договоров регулирующих перевозку граждан, имеющих льготы, и направленных на возмещение перевозчикам расходов (убытков), связанных с перевозкой граждан, имеющих льготы, в соответствии со статьёй 790 Гражданского кодекса РФ.
Согласно пункту 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006г. N 23 ответчиком по искам о взыскании убытков в связи с предоставлением потребителям бесплатно товаров (работ, услуг) выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
Таким образом, обязанности по финансовому обеспечению предоставления субъектами РФ равной доступности транспортных услуг федеральным льготникам несет Российская Федерация.
Согласно пункту 5 статьи 790 Гражданского кодекса РФ, подлежат возмещению убытки, понесённые по предоставлению льгот и преимуществ, установленных законом или договором.
Федеральным законом N 122-ФЗ от 22.08.2004г. изменен порядок предоставления льгот в Российской Федерации. Отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан. Договорами также не установлено льгот или преимуществ.
Таким образом, оснований для применения пункта 5 статьи 790 Гражданского кодекса РФ не имеется. Соответственно и отсутствуют расходные обязательства Российской Федерации, которые бы подлежали возмещению Российской Федерацией перевозчикам в связи с отменой льгот.
После 01.10.2005г. в Российской Федерации применяется нормативно-тарифное регулирование отношений по перевозке отдельных категорий граждан, которое отнесено к ведению субъектом Российской Федерации.
Вместе с тем, в Определении Конституционного Суда РФ от 02.02.2006г. N 56-О установлено, что субъекты РФ вправе рассчитывать на оказание им помощи от Российской Федерации.
Правительством РФ были утверждены Правила предоставления, расходования и учета в 2006 году субвенций из федерального бюджета (Постановление Правительства РФ от 29.12.2005г. N 827)
Согласно Правилам предоставления, расходования и учета в 2006 году субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.12.2005г. N 827 (далее - Правила), размер субвенций исчисляется с учетом численности граждан в субъекте РФ, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации, включенных в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, сформированный Пенсионным фондом РФ.
Согласно Правилам субъекты РФ определяют порядок и условия обеспечения равной транспортной доступности услуг общественного транспорта.
В соответствии со статьёй 115 Конституции Российской Федерации Постановления Правительства РФ обязательны к исполнению в Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации направляют субвенции на финансирование ежемесячных выплат гражданам взамен бесплатного проезда, расчеты с транспортными организациями за предоставление социальных проездных билетов, возмещение убытков транспортных организаций при предоставлении льготного проезда, погашение задолженности перед транспортными организациями по расчетам за предоставленные льготы по проезду.
Основанием для предоставления мер социальной поддержки на территории Республики Марий Эл является Порядок предоставления единых социальных проездных билетов для категорий граждан, имеющих право на меры социальной поддержки, финансируемые за счет средств федерального бюджета, утвержденный постановлением Правительства Республики Марий Эл от 29.01.2005г. N 23.
В соответствии с пунктом 1.1. вышеуказанного Порядка предоставления единых социальных проездных билетов для категорий граждан, имеющих право на меры социальной поддержки, финансируемые за счет средств федерального бюджета, утвержденных постановлением Правительства Республики Марий Эл от 29.01.2005г. N 23 льготный проезд обеспечивается перевозчиками, заключившими с заказчиком пассажирских перевозок государственный контракт на выполнение пассажирских перевозок.
Порядок финансирования расходов на возмещение убытков транспортных предприятий, связанных с реализацией льготных ЕСПБ, утвержденный постановлением Правительства Республики Марий Эл от 27.02.2006 N 37 (далее - Порядок), разработан в целях финансировав расходов на возмещение убытков транспортных предприятий, связанных с реализацией льготных единых социальных проездных билетов для граждан, отнесенных к региональному и федеральному регистрам. Раздел II Порядка "Расчет и распределение субсидий" четко прописывает метод и те исходные данные, на которых основано распределение денежных средств на возмещение убытков транспортных организаций.
Таким образом, субъект Российской Федерации - Республика Марий Эл в своем нормативном акте предусмотрел порядок и размер возмещения убытков, которые могут возникнуть у транспортных организаций, осуществляющих перевозку отдельных категорий граждан, меры социальной поддержки которых отнесены к расходным обязательствам Российской Федерации, и в соответствии с которым перечисляются денежные средства из бюджета транспортным организациям.
Истец рассчитывает свои убытки, применяя Инструкцию по заполнению форм федерального государственного статистического наблюдения за деятельностью трамвайного и троллейбусного транспорта, утвержденную постановлением Госкомстата России от 28.06.2002г. N 149, что с учетом действующего на территории Республики Марий Эл законодательства и сложившейся судебной практики является необоснованным.
Также в письме Госкомстата России от 12.08.2002г. N МС-09-22/3690 указано, что установленное инструкциями среднее количество поездок по проездным билетам и для лиц с правом бесплатного проезда используется статистическими органами только для оценки и динамики изменения в сопоставимых условиях общего объема перевозок пассажиров и не предназначено для использования при расчете размеров компенсации предприятиям выпадающих доходов от перевозки бесплатных пассажиров.
Республика Марий Эл в лице Министерства финансов Республики Марий Эл в полном объёме исполнила свои обязательства в части перечисления денежных средств, выделенных из федерального бюджета на указанные цели, что подтверждается письмом Министра финансов Республики Марий Эл от 07.09.2009г. N 14-14.
Таким образом, убытки истца в виде реального ущерба были компенсированы в полном объеме.
В соответствии со статьями 15, 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации для взыскания с Российской Федерации убытков необходимо наличие состава правонарушения:
- вина и противоправность действия (бездействия) государственных органов власти;
- размер убытков, который должен быть подтвержден документально;
- причинно-следственная связь между противоправным действием (бездействием) государственных органов власти и возникновением убытков у лица.
Недоказанность хотя бы одного из элементов правонарушения влечет невозможность удовлетворения требований истца.
Истец подал исковое заявление о взыскании убытков, причиненных бездействием Российской Федерации, выразившегося в неисполнении обязанности по возмещению транспортной организации выпадающих доходов, возникших в связи с перевозкой отдельных категорий граждан.
Вместе с тем, ни одним федеральным нормативно-правовым актом, в том числе Федеральным законом "О ветеранах", федеральным законом "О социальной защите инвалидов" и т.п. не предусмотрена обязанность по возмещению транспортным организациям выпадающих доходов в связи с перевозкой отдельных категорий граждан.
Более того, истец необоснованно рассчитал свои убытки без учета нормативно-правовых актов Республики Марий Эл. Документального подтверждения убытков истцом не представлено. Поскольку выпадающие доходы транспортной организации являются реальным ущербом и должны быть документально подтверждены, в том числе бухгалтерскими документами, отсутствие такого документального подтверждения влечет недоказанность таких убытков.
Кроме того, в материалах дела имеются договоры, заключенные истцом в целях перевозки отдельных категорий граждан на льготных условиях.
До 2005 года отношения складывались в иных правовых условиях, нежели после вступления в силу Федерального закона N 122-ФЗ, с введением которого из статьи 10 Закона Российской Федерации от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" исключены нормы, устанавливающие обязанность всех перевозчиков предоставлять льготы по проезду в общественном транспорте. До 2005 года обязанность перевозчика по предоставлению транспортных льгот отдельным категориям граждан возлагалась федеральными законами на всех перевозчиков и выпадающие доходы взыскивались с соответствующего публично-правового образовании.
С 2005 года порядок предоставления льгот с вступлением в силу постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2005г. N 827 "Об утверждении правил предоставления, расходования и учета в 2006 году субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов российской Федерации на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание социального поддержки которых относится к ведению Российской Федерации, и распределения указанных субвенций на I квартал 2006 года" субъекты Российской Федерации вправе самостоятельно определять условия и формы предоставления компенсации предприятиям, оказывающим транспортные услуги отдельным категориям граждан. "Об утверждении правил предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществлении расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и субъектов российской Федерации".
Таким образом, с 2005 года транспортным организациям предоставлена свобода выбора оказания транспортных услуг отдельным категориям граждан: по ЕСПБ - на льготных условиях или на общих условиях - за полный тариф.
При этом транспортная организация, желающая заключить договор на перевозку отдельных категорий граждан с последующей компенсацией выпадающих доходов, связанных с этим, размер которой устанавливается в таком договоре, свободен в заключении данного договора.
Таким образом, заключая подобного рода договор, транспортная организация берет на себя обязательства по перевозке отдельных категорий граждан и получает право требования (и коррелирующей ему обязанностью субъекта Российской Федерации в лице уполномоченного органа исполнительной власти) денежных средств в соответствии с договором в качестве компенсации выпадающих доходов транспортных организаций в связи с перевозкой отдельных категорий граждан.
При этом с момента заключения договора, согласно статьей 425 Гражданского кодекса РФ, условия договора становятся обязательными для сторон его заключивших.
Существенным условием такого договора является цена договора.
В соответствии со статьей 424 Гражданского кодекса РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон, а ее изменение после заключения договора допускается только в предусмотренных договором или законом случаях.
Истец был вправе при несогласии (возражениях) с условиями договора, в том числе в части установленного размера возмещения убытков, вообще не заключать такой договор либо расторгнуть его, если его исполнение (действие) влекло у истца убытки.
Таким образом, бездействие Российской Федерации, выразившееся в неисполнении обязанности по возмещению транспортной организации выпадающих доходов, возникших в связи с перевозкой отдельных категорий граждан, отсутствует.
При таких обстоятельствах, требования истца о взыскания с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации убытков являются необоснованными и не подлежат удовлетворению.
Судебные расходы по уплате госпошлины подлежат распределению в соответствии со статьёй 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ и относятся на истца
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 110, 176, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда города Москвы от 24.02.2010г. по делу N А40-59876/09-102-571 отменить по безусловным основаниям.
В удовлетворении исковых требований Муниципального предприятия "Троллейбусный транспорт" муниципального образования "Город Йошкар-Ола" к Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ о взыскании убытков в размере 62 808 681 руб. отказать.
Взыскать с Муниципального предприятия "Троллейбусный транспорт" муниципального образования "Город Йошкар-Ола" в доход федерального бюджета госпошлину по апелляционной жалобе в размере 2 000 руб.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий |
И.Н. Банин |
Судьи |
О.Н. Семикина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-59876/09-102-571
Истец: МП "Троллейбусный транспорт" муниципального образования "Город Йошкар-Ола"
Ответчик: Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации
Третье лицо: Республика Марий Эл в лице Министерства финансов Республики Марий Эл
Хронология рассмотрения дела:
15.09.2010 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-13267/2010