Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 29 сентября 2010 г. N 09АП-19225/2010
г. Москва |
Дело N А40-43938/10-53-307 |
29 сентября 2010 г. |
N 09АП-19225/2010-ГК |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 сентября 2010 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 сентября 2010 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Н.И. Левченко,
судей В.Р. Валиева, Н.В. Лаврецкой
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.С. Никифоровой
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Индивидуального предпринимателя Листкова Николая Александровича
на решение Арбитражного суда города Москвы от 10 июня 2010 года
по делу N А40-43938/10-53-307, принятое судьёй В.Ф. Козловым
по иску Индивидуального предпринимателя Листкова Николая Александровича
к Специализированному государственному унитарному предприятию по продаже имущества г. Москвы
третье лицо: Департамент имущества города Москвы
при участии в судебном заседании:
от истца: Лындин А.Н. - доверенность от 22.09.2010
от ответчика: Прохватова Ю.В. - доверенность N 10/08-2 от 11.01.2010
от третьего лица: Аугулис О.Ю. - доверенность N Д/6261 от 22.12.2009
УСТАНОВИЛ
Индивидуальный предприниматель Листков Николай Александрович обратился в Арбитражный суд города Москвы с иском о понуждении Специализированного государственного унитарного предприятия по продаже имущества г. Москвы (далее - СГУП по продаже имущества г. Москвы, ответчик) заключить договор купли-продажи недвижимого имущества: нежилого помещения общей площадью 53,1 кв.м, расположенного по адресу: г.Москва, Ленинградский пр-т, д.33, корп.1 (этаж 1 помещение II комнаты 1-4), находящегося в арендном пользовании истца по договору аренды от 30.11.2005 N Д-30/1292, заключенному с ФГУП "Российская самолетостроительная корпорация "МиГ" и Территориальным управлением Росимущества по г. Москве, на условиях прилагаемого договора купли-продажи.
Исковые требования заявлены на основании статьи 3 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 159-ФЗ), в соответствии с которым субъекты малого и среднего предпринимательства при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечен Департамент имущества города Москвы.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 10.06.2010 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с данным решением суда первой инстанции, истец обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Представитель истца в судебное заседание апелляционного суда явился, доводы апелляционной жалобы поддержал, просил удовлетворить иск.
Представитель ответчика в судебное заседание апелляционного суда явился, против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по доводам, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, просил решение оставить без изменения.
Представитель третьего лица в судебное заседание апелляционного суда явился, против удовлетворения апелляционной жалобы возражал.
Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив представленные доказательства, Девятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы на основании следующего.
Как установлено судом апелляционной инстанции, спорное недвижимое имущество общей площадью 53,1 кв.м., расположенное по адресу: г.Москва, Ленинградский пр-т, д.33, корп.1 (этаж 1 помещение II комнаты 1-4), находится во владении и пользовании истца по договору аренды от 30.11.2005 N Д-30/1292 (далее - договор аренды), заключенному с ФГУП "Российская самолетостроительная корпорация "МиГ" и Территориальным управлением Росимущества по г.Москве.
Пунктом 2.1 договора аренды срок договора установлен до 01.11.2006.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.04.2006 N 611-р указанное помещение передано в собственность города Москвы. При этом в соответствии со статьей 617 Гражданского кодекса Российской Федерации, постановлением правительства Москвы от 01.01.2008 N 255-ПП, права и обязанности арендодателя по договору перешли к городу Москве в лице Департамента имущества г. Москвы. В связи с отсутствием возражений со стороны арендодателя истец продолжал пользоваться арендуемым помещением по истечении срока действия договора аренды, в связи с чем действие договора возобновлено на неопределенный срок.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона N 159-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29.06.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
При этом указанной статьей установлены критерии, при соответствии которым субъекты малого и среднего предпринимательства имеют преимущественное право на приобретение арендуемого имущества:
арендуемое имущество находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет до дня вступления в силу Федерального закона в соответствии с договором аренды такого имущества;
отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество;
площадь арендуемых помещений не превышает установленные законами субъектов Российской Федерации предельные значения площади арендуемого имущества в отношении недвижимого имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности;
- арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
Департамент имущества г. Москвы 12.01.2010 уведомил истца о прекращении договора аренды, 05.03.2010 распоряжением N 730-р включил помещение в Перечень государственного имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства (далее по тексту также "Перечень"), а 31.03.2010 на основании уведомления о прекращении договора аренды и включении помещения в Перечень отказал заявителю в реализации преимущественного права на выкуп.
ИП Листков Н.А. 17.03.2010 обратился к ответчику - СГУП по продаже имущества г. Москвы, с предложением заключить договор купли продажи спорного помещения по рыночной цене с приложением отчета об оценке.
Ответчик письмом от 29.03.2010 N 10/04-1102 в заключении договора истцу отказал, что послужило основанием обращения ИП Листкова Н.А. в арбитражный суд с иском о понуждении заключить указанный договор.
Включение 05.03.2010 занимаемых истцом помещений в Перечень государственного имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, утвержденный постановлением правительства Москвы от 16.12.2008 N 1140-ПП, после обращения истца 26.11.2009 в ДИГМ, истец, ссылаясь на пункт 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.11.2009 N134 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", истец расценивает как действия, имеющие своей целью исключительно воспрепятствование реализации субъекту малого и среднего предпринимательства права на приобретение арендуемого нежилого помещения.
Часть 4 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" устанавливает право исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации утверждать перечни государственного и муниципального имущества для его предоставления во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Порядок формирования, ведения, обязательного опубликования указанных перечней, а также порядок и условия предоставления в аренду включенного в них государственного и муниципального имущества устанавливаются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Правительство Москвы утвердило такой перечень, издав 16.12.2008 постановление N 1140-ПП, и 05.03.2010 включило в него арендуемые истцом помещения. В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" в редакции изменений, внесенных статьей 8 Закона N 159-ФЗ, имущество включенное перечни, не подлежит отчуждению в частную собственность, в том числе и в собственность субъектов малого и среднего предпринимательства, арендующих это имущество.
Доводу истца о необоснованности включения арендуемого помещения в указанный перечень со ссылкой на пункт 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.11.2009 N 134 судом первой инстанции дана оценка, с которой суд апелляционной инстанции соглашается в полной мере.
Перечень государственного имущества города Москвы, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства утвержден постановлением правительства Москвы от 16.12.2008 N 1140-ПП во исполнение положений Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и Закона N 159-ФЗ.
Указанные федеральные законы возлагают полномочия по формированию перечней имущества исключительно на собственника имущества - субъект Российской Федерации; ограничений права субъекта Российской Федерации - города Москвы по включению государственного имущества в соответствующий перечень не содержат.
Постановление правительства Москвы от 16.12.2008 N 1140-ПП определением Верховного Суда Российской Федерации от 28.04.2010 N 5-Г10-39 признано принятым Правительством Москвы в пределах предоставленных ему полномочий и соответствует федеральному законодательству.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что постановление правительства Москвы от 16.12.2008 N 1140-ПП "Об утверждении Перечня государственного имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства" в том числе и в части включения в данный перечень помещения общей площадью 53,1 кв.м., расположенного по адресу: г.Москва, Ленинградский пр-т, д.33, корп.1 (этаж 1 помещение II комнаты 1-4) не нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя.
Истцом в обоснование цены договора купли-продажи представлен отчет ООО "Фальконэ-оценка" от 04.02.2010 N ФО-002093-Н, согласно которому общая стоимость объекта недвижимости: помещения общей площадью 53,1 кв.м., расположенного по адресу: г.Москва, Ленинградский пр-т, д.33, корп.1 (этаж 1 помещение II комнаты 1-4) составила 3 000 000 рублей Отчет подготовлен по заказу индивидуального предпринимателя Листкова Н.А.
В соответствии со статьей 3 Закона N 159-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Согласно статье 10 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" договор в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям заключается оценщиком с лицом, уполномоченным собственником на совершение сделки с объектами оценки, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Органом исполнительной власти города Москвы, уполномоченным на совершение сделок по приватизации является Департамент имущества города Москвы.
Департаментом имущества города Москвы проведена оценка рыночной стоимости спорного объекта недвижимости. Согласно отчету от 19.05.2010 N 158/2010 стоимость спорного помещения составляет 9 104 000 рублей
Иск о понуждении заключить договор купли-продажи заявлен к Специализированному государственному унитарному предприятию по продаже имущества г. Москвы.
В соответствии со ст.4 Закона N 159-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление функций по приватизации имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, принимают решения об условиях приватизации арендуемого имущества в порядке, установленном Федеральным законом "О приватизации государственного и муниципального имущества" и направляют предложения о заключении договоров купли-продажи государственного или муниципального имущества (далее - предложение) и проекты договоров купли-продажи арендуемого имущества.
В соответствии с постановлением правительства Москвы от 01.01.2008 N 255-ПП, органом исполнительной власти в городе Москве, уполномоченным на совершение сделок приватизации, является Департамент имущества города Москвы.
Специализированное государственное унитарное предприятие по продаже имущества г.Москвы органом уполномоченным на осуществление функций по приватизации имущества не является, в связи с чем исковые требования к ответчику не подлежат удовлетворению.
Кроме того, в соответствии с Законом N 159-ФЗ субъектами малого и среднего предпринимательства может быть реализовано преимущественное право на приобретение арендуемого ими имущества только в отношении того имущества, которое не включено в соответствующий перечень, т.е. не планируется к использованию собственником для выполнения социальных задач, либо то имущество, которое исключается из перечня для его продажи.
Недвижимое имущество: нежилое помещение общей площадью 53,1 кв.м, расположенное по адресу: г.Москва, Ленинградский пр-т, д.33, корп.1, находится в собственности города Москвы на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 29.04.2006 N 611-р.
Согласно статье 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации, в соответствии со статьей 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, является государственной собственностью. От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с постановлением правительства Москвы от 01.01.2008 N 255-ПП, органом исполнительной власти в городе Москве, осуществляющим полномочия собственника по управлению и распоряжению объектами собственности города Москвы, является Департамент имущества города Москвы.
Департамент имущества города Москвы решения на отчуждение нежилого помещения 53,1 кв.м., расположенного по адресу: г.Москва, Ленинградский пр-т, д.33, корп.1, не принимал. Закон N 159-ФЗ исключительной обязанности для собственника на отчуждение принадлежащего ему недвижимого имущества не устанавливает.
Принимая во внимание совокупность изложенных обстоятельств, апелляционный суд не находит предусмотренных законом оснований для удовлетворения требований апелляционной жалобы и отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
Руководствуясь статьями 176, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда города Москвы от 10 июня 2010 года по делу N А40-43938/10-53-307 оставить без изменения, апелляционную жалобу Индивидуального предпринимателя Листкова Николая Александровича - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Н.И. Левченко |
Судьи |
В.Р. Валиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-43938/10-53-307
Истец: ИП Листков Николай Александрович
Ответчик: Специализированное государственное унитарное предприятие по продаже имущества г. Москвы
Третье лицо: Департамент имущества города Москвы