Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 16 марта 2007 г. N КА-А40/1442-07
(извлечение)
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 29.08.06, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 01.12.06, признано недействительным решение Межрегиональной ИФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам N 1 от 17.02.06 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в части начисления налога на прибыль в размере 4.357.684,08 руб. за 2002 год, 403.620 руб. и 31.440 руб. за 2003 год, и соответствующих сумм пени и штрафа.
В кассационной жалобе Инспекция просит об отмене судебных актов, ссылаясь на то, что они вынесены с нарушением закона.
Выслушав представителя Инспекции, поддержавшего доводы жалобы, представителей Общества, возражавших против ее удовлетворения по мотивам, изложенным в судебных актах и в приобщенном к материалам дела отзыве на кассационную жалобу, проверив материалы дела, кассационная инстанция не находит оснований для отмены решения и постановления судов.
В соответствии с п. 3 ст. 266 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик вправе создавать резервы по сомнительным долгам в порядке, предусмотренном ст. 266 Налогового кодекса Российской Федерации. Суммы отчислений в эти резервы включаются в состав внереализационных расходов на последний день отчетного (налогового) периода.
Оценив представленные сторонами доказательства, суды пришли к выводу, что заявитель - ОАО "Славнефть-Мегионнефтегаз" имело основания для включения в состав внереализационных расходов сумм резерва по сомнительным долгам, образованном в 2002 году.
Судом установлено, что в 2002 году ОАО "Славнефть-Мегионнефтегаз" на основании приказа генерального директора от 07.10.2002 г. N 442 провело инвентаризацию дебиторской задолженности по состоянию на 31.12.2002., в результате которой была выявлена непогашенная задолженность ОАО "Волна" в размере 18 157 017 рублей. Указанная задолженность образовалась в результате неисполнения ОАО "Волна" принятых на себя обязательств по договорам о продаже облигаций от 21.08.1995, 06.09.1995 и 01.11.1995 с ОАО "Славнефть-Мегионнефтегаз". По указанному договору ОАО "Славнефть-Мегионнефтегаз" приобрело облигации ОАО "Волна", срок погашения которых наступил, соответственно, 01.09.1999 г., 01.09.2000 г., 01.09.2001.
Поскольку по состоянию на 31.12.2002 ОАО "Волна" не погасило задолженность, договора купли-продажи облигаций не были обеспечены залогом, поручительством, банковской гарантией, срок возникновения задолженности превышал 90 дней, ОАО "Славнефть-Мегионнефтегаз" приняло решение о создании резерва по сомнительным долгам на всю сумму задолженности ОАО "Волна".
Таким образом, ОАО "Славнефть-Мегионнефтегаз" имело все предусмотренные законом основания для создания резерва по сомнительным долгам в отношении задолженности ОАО "Волна" и включило сумму резерва по задолженности ОАО "Волна" в состав внереализационных расходов за 2002 года.
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 30.01.2003 по делу N АЗЗ-11141/99-с4 завершено конкурсное производство в отношении ОАО "Волна". Тем же определением Арбитражный суд Красноярского края обязал конкурсного управляющего направить определение в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, для внесения записи о ликвидации должника - ОАО "Волна".
На основании указанного определения ОАО "Славнефть-Мегионнефтегаз" приказом от 27.06.2003 N 233 списало дебиторскую задолженность ОАО "Волна" в сумме 18.157.017 рублей за счет резерва по сомнительным долгам, поскольку эта задолженность перешла из категории сомнительной (п. 1 ст. 266 Налогового кодекса Российской Федерации) в категорию безнадежной (п. 2 ст. 266 Налогового кодекса Российской Федерации).
При этом в 2003 году уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль на сумму списанной безнадежной задолженности ОАО "Славнефть-Мегионнефтегаз" не производило.
Доводы Инспекции о том, что заявитель не вправе уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль за 2002 год на сумму резерва по сомнительным долгам, а могло это сделать только в 2003 году после списания безнадежного долга, не основаны на законе, правомерно отклонены судом.
В п. 1.6 оспариваемого решения, Инспекция указала, что Обществом занижен налог на прибыль в сумме 403.620 руб. в связи с завышением расходов на сумму 1.681.750 руб. По мнению налогового органа, поступающие подразделениям вневедомственной охраны в качестве платы за услуги по охранной деятельности, носят целевой характер, в связи с чем организации, осуществляющие указанные расходы, не вправе их учитывать при определении налоговой базы по налогу на прибыль, поскольку в п. 17 ст. 270 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что расходы в виде стоимости имущества, переданного в рамках целевого финансирования, не учитываются для целей налогообложения прибыли.
Однако вывод о том, что средства, уплаченные ОАО "Славнефть-Мегионнефтегаз" за услуги по охране имущества, являются средствами целевого финансирования, не соответствует нормам законодательства о налогах и сборах.
В соответствии с п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации в целях исчисления налога на прибыль налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов.
Согласно подп. 6 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на услуги по охране имущества, обслуживанию охранно-пожарной сигнализации, расходы на приобретение услуг пожарной охраны и иных услуг охранной деятельности.
Как следует из материалов дела, между ОАО "Славнефть-Мегионнефтегаз" и Отделом вневедомственной охраны (далее - ОВО) при ОВД г. Мегион заключен договор на охрану объекта от 17.03.2003 N 156, согласно п. 1.1 которого ОАО "Славнефть-Мегионнефтегаз" поручает, а ОВО при ОВД г. Мегиона принимает на себя обязательство установить пост для охраны объекта в соответствии с дислокацией постов и планом-схемой, ОАО "Славнефть-Мегионнефтегаз" обязуется оплатить эти услуги.
ОАО "Славнефть-Мегионнефтегаз" не является организацией, охрана которой возложена на ОВО при ОВД г. Мегиона в обязательном порядке законодательными актами Российской Федерации. Охрана объекта общества производится на основании гражданско-правового договора, следовательно, в данном случае отсутствует целевое финансированное ОАО "Славнефть-Мегионнефтегаз" деятельности ОВО.
В соответствии с Положением о вневедомственной охране при органах внутренних дел РФ, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 14.08.1992 N 589, вневедомственная охрана вправе оказывать услуги: по охране имущества, по техническому надзору за выполнением проектных и монтажных работ по оборудованию средствами охранной сигнализации, за использованием приборов и систем охраны в соответствии с технической документацией, по приему их в эксплуатацию, обслуживанию и ремонту, по испытанию средств охранной сигнализации, а также по выдаче сертификатов на использование зарубежной охранной сигнализации на территории РФ и др. Конкретный перечень услуг устанавливается договором, заключаемым между ОВО при отделе внутренних дел и предприятием (организацией). Охрана объектов оплачивается по договорным ценам с учетом экономически обоснованных затрат и пятипроцентного превышения доходов над расходами для возмещения убытков в связи с пожарами и кражами.
Согласно п.п. 17 п. 1 ст. 270 Налогового кодекса Российской Федерации, на который налоговый орган ссылается в своем решении определение "средства целевого финансирования" находится в корреспондирующей п.п. 17 п. 1 ст. 270 Налогового кодекса Российской Федерации норме - п.п. 14 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса Российской Федерации. Указанная норма дает определение средств целевого финансирования как имущества, полученного и использованного по тому назначению, которое определяется источником финансирования или законом. ОАО "Славнефть-Мегионнефтегаз" при заключении договора N 156 не оговаривало, на какие цели другая сторона должна израсходовать полученные от него по договору средства. ОАО "Славнефть-Мегионнефтегаз" в данном случае лишь исполняло условия договора об оплате услуг по охране в указанном в договоре размере.
В подп. 14 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса Российской Федерации приведен закрытый перечень видов целевого финансирования, в состав которого расчеты по договорам возмездного оказания услуг не входят.
Таким образом, оплата ОАО "Славнефть-Мегионнефтегаз" денежных средств по договору N 156 является исполнением своих обязательств по договору о возмездном оказании услуг, а не в рамках целевого финансирования.
Согласно ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком.
ОАО "Славнефть-Мегионнефтегаз" осуществило следующие затраты по оплате исполнительных листов, выданных федеральным судом г. Мегиона ХМАО Тюменской области:
- в связи с профессиональным заболеванием работника произведено возмещение морального вреда на основании решения суда от 15.03.2003. по делу N 2-296, которым с ОАО "Славнефть-Мегионнефтегаз" взыскана компенсация морального вреда в сумме 15.000 рублей и расходы на оплату услуг представителя в сумме 3.000 руб.;
- за время вынужденного прогула произведено возмещение морального вреда на основании решения суда от 26.09.2003 по делу N 2-47/м в размере 3.000 руб. и расходы на оплату услуг представителя в размере 5.000 руб.;
- в связи с причинением нравственных страданий в результате смерти супруги на производстве на основании решения суда от 13.10.2003 по делу N 2-614 взыскана компенсация морального вреда в размере 100.000 руб. и расходы на оплату услуг представителя в сумме 5.000 руб.
Экономическая оправданность указанных расходов по возмещению причиненного вреда на основании решений судов обусловлена фактом осуществления деятельности ОАО "Славнефть-Мегионнефтегаз" в нефтегазовой отрасли. Работники, выполняющие трудовые функции, выполняют работы по добыче нефти для ОАО "Славнефть-Мегионнефтегаз", поэтому их деятельность связана с извлечением прибыли.
Согласно Закону РФ от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" нефтяные скважины относятся к опасным производственным объектам. В соответствии с п. 1 ст. 9 указанного Закона осуществлять эксплуатацию таких объектов вправе только предприятия, отвечающие требованию наличия работников соответствующей квалификации, поскольку только они вправе проводить работы на опасных объектах. Соответственно, у предприятия возникают риски, связанные с возможной утратой трудоспособности работников, выполняющих трудовые функции на опасных объектах и обязанностью компенсировать возможный вред, причиненный работникам в связи с их трудовой деятельностью. В частности, подп. 7 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации позволяет налогоплательщикам относить на расходы затраты на лечение профессиональных заболеваний работников.
Таким образом, организация труда на опасных объектах влечет за собой возникновение расходов, напрямую не связанных с реализацией товаров, однако обусловленных выполнением трудовых функций работниками предприятия, которые участвуют в добыче и реализации нефти, следовательно, такие расходы являются экономически обоснованными.
Расходы, в соответствии с п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации должны быть документально подтвержденными и оформленными.
Вышеуказанные выплаты осуществлялись ОАО "Славнефть-Мегионнефтегаз" не произвольно, а на основании исполнительных листов, выданных судом общей юрисдикции в связи со вступлением в законную силу соответствующих решений, из содержания которых видна непосредственная взаимосвязь причиненного вреда пострадавшим с производственной деятельностью ОАО "Славнефть-Мегионнефтегаз".
Таким образом, произведенные расходы по выплате сумм компенсаций морального вреда на основании исполнительных листов Федерального суда по г. Мегиону ХМАО Тюменской области соответствуют требованиям, установленным ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации, экономически оправданны и документально подтверждены. Поэтому ОАО "Славнефть-Мегионнефтегаз" правомерно отнесло эти расходы к прочим внереализационным расходам по подп. 20 п. 1 ст. 265 Налогового кодекса Российской Федерации, доначисление налога на прибыль в сумме 31.440 руб. не соответствует вышеуказанным нормам законодательства о налогах и сборах, поэтому суды правомерно признали оспариваемое решение Инспекции в этой части не соответствующим закону и нарушающим права заявителя.
Нормы материального права при разрешении спора применены правильно, требования процессуального закона соблюдены.
Оснований, предусмотренных ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены судебных актов, не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 29.08.06 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 01.12.06 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрегиональной ИФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам N 1 - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 16 марта 2007 г. N КА-А40/1442-07
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании