Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 11 ноября 2010 г. N 09АП-23102/2010
г. Москва |
Дело N А40-20403/10-144-54 |
02.11.2010 |
N 09АП-23102/2010-АК |
Резолютивная часть постановления объявлена 02.11.2010.
Постановление изготовлено в полном объеме 11.11.2010
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Веклича Б.С.
Судей: Цымбаренко И.Б., Якутова Э.В.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Яцевой В.А.
Рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федеральной таможенной службы
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 30.07.2010
по делу N А40-20403/10-144-54, судьи Папелишвили Г.Н.
по заявлению ООО "Таможенная карта"
к Федеральной таможенной службе
третье лицо: ООО "Таможенная платежная система"
о признании недействительным распоряжения ФТС от 25.11.2009 N 207-р
при участии:
от заявителя: Вартанова А.В. по доверенности от 24.03.2010 N 24-03-10/1, паспорт 28 01 387869;
от заинтересованного лица: Меньшова М.Б. по доверенности от 09.06.2010 N 15-46/45-10д, удостоверение ГСN 010358; Буловой Л.Б. по доверенности от 11.05.2010 N 15-46/37-10д, удостоверение РСN 002234; Емшановой О.В. по доверенности от 28.12.2009 N 15-46/09-107д, удостоверение ГСN 014189;
от третьего лица: Журавлева Ю.А. по доверенности от 16.07.2010, паспорт 45 05 960715,
УСТАНОВИЛ
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 30.07.2010, принятым по данному делу, удовлетворено заявление ООО "Таможенная карта" о признании недействительным распоряжения Федеральной таможенной службы от 25.11.2009 N 207-р "Об использовании платежных (таможенных) карт".
В обоснование принятого решения суд указал на то, что оспариваемое распоряжение вынесено с нарушением норм действующего законодательства, нарушает права и законные интересы заявителя.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает решение суда законным и обоснованным, а доводы жалобы несостоятельными. Пояснил, что оспариваемое распоряжение противоречит нормам действующего законодательства, нарушает права и законные интересы заявителя как координатора эмиссии таможенных карт, создает обществу препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку устанавливает общеобязательное государственное предписание постоянного характера, рассчитанное на многократное применение, а именно незаконно вменяет в обязанность координаторам эмиссии таможенных карт прохождение процедуры тестирования платежных (таможенных) карт с ИРС "Доход" и КАСТО "АИСТ-РТ21".
Представитель третьего лица поддержал доводы апелляционной жалобы ответчика.
Суд апелляционной инстанции, оценив в совокупности все обстоятельства дела и имеющиеся в материалах дела доказательства, заслушав представителей участвующих в деле лиц, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, Федеральная таможенная служба Распоряжением от 25.11.2009 N 207-р "Об использовании платежных (таможенных) карт" обязала Главное управление информационных технологий (ГУИТ) организовать работу по тестированию взаимодействия координаторов эмиссии таможенных карт с ИРС "Доход" и КАСТО "АИСТ-РТ21"; ГНИВЦ ФТС России провести приемку реализованных интерфейсов взаимодействия координаторов эмиссии таможенных карт с ИРС "Доход" и КАСТО "АИСТ-РТ21"; ЦАТ и ЦЭТ провести тестирование взаимодействия координаторов эмиссии таможенных карт с ИРС "Доход" и КАСТО "АИСТ-РТ21" установленной в таможне, а также обязала таможенные органы осуществлять прием платежей с использованием платежных (таможенных) карт только после успешного окончания процесса тестирования; Главное управление федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования осуществлять при переводе таможен согласно предварительному графику закрытия счетов N 40314 прием таможенных платежей с использованием платежных (таможенных) карт только после приемки интерфейсов взаимодействия ГНИВЦ ФТС России.
Посчитав Распоряжение ФТС России от 25.11.2009 N 207-р "Об использовании платежных (таможенных) карт" не соответствующим действующему гражданскому, таможенному и антимонопольному законодательству, нарушающим права и законные интересы ООО "Таможенная карта", как координатора эмиссии таможенных карт, последнее обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ст.13 Гражданского кодекса РФ, ч.1 ст.198 АПК РФ, п.6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения или действия (бездействия) незаконным являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, действием или бездействием гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о незаконности оспариваемого ненормативного акта.
Согласно п.2 ст.403 Таможенного кодекса РФ таможенные органы в пределах своей компетенции взимают таможенные пошлины, налоги, антидемпинговые, специальные и компенсационные пошлины, таможенные сборы, контролируют правильность исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принимают меры по их принудительному взысканию.
В соответствии с Положением "О Федеральной таможенной службе", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.07.2006 N 459, Федеральная таможенная служба (ФТС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями. Федеральная таможенная служба с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право, в том числе организовывать проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований в установленной сфере деятельности.
Таким образом, таможенный орган обладает правом на осуществление в установленной сфере деятельности правового регулирования контроля и надзора в области таможенного дела.
В силу п.2 ст.6 ТК РФ положения правовых актов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, и федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области финансов, не могут противоречить положениям актов таможенного законодательства и иных правовых актов Российской Федерации или устанавливать требования, запреты и ограничения, не предусмотренные актами таможенного законодательства и иными правовыми актами Российской Федерации.
Таможенный орган указывает, что в связи с вступлением в силу Федеральный закон РФ от 09.04.2009 N 58-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Приказа Минфина РФ от 01.10.2009 N 102н "О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 24.11.2004 N 106Н "Об утверждении правил указания информации в полях расчетных документов на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации" существенным образом изменился порядок учета и контроля поступлений в бюджетную систему РФ при уплате таможенных платежей, что повлекло модернизацию Единой Автоматизированной Информационной Системы.
Однако таможенный орган не указывает в чем именно выразилась существенность изменений и какие именно изменения в порядке учета и контроля произошли, поскольку как следует из положений Федерального закона РФ от 09.04.2009 N 58-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" изменился лишь номер счета поступлений таможенных платежей, а также соответственно изменился получатель платежа, что, по мнению суда первой инстанции, не требует глобального изменения программного обеспечения ИРС "Доход" и КАСТО "АИСТ-РТ21".
Суд первой инстанции обоснованно посчитал, что таможенный орган не указал какими именно нормами действующего законодательства и положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 26.07.2006 N 459 "О Федеральной таможенной службе" установлены полномочия и компетенция ФТС России по фактическому ограничению доступа координаторам эмиссии таможенных карт к Единой Автоматизированной Информационной Системы, а также по установлению препятствий при осуществлении предпринимательской деятельности в качестве координатора эмиссии таможенных карт, а также по установлению ограничений к технологическим возможностям самостоятельного хозяйствующего субъекта - координатора эмиссии таможенных карт.
Изменение программного комплекса не должно ограничивать деятельность координаторов эмиссии таможенных карт, действующих на основании генерального соглашения от 10.11.2000 и дополнения к нему, заключенных с ответчиком в виде гражданско-правовых сделок, поскольку согласно ст.1 ГК РФ гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты, при этом возможность решения этого вопроса в административном порядке законодательством не допускается.
ООО "Таможенная карта", внеся соответствующие изменения в свою работу, в том числе программное обеспечение, и руководствуясь действующим законодательством, наравне со всеми банками, производило платежи уже по новым реквизитам при этом без каких-либо претензий со стороны ФТС России и участников ВЭД о некорректном поступлении таможенных платежей на новый счет.
Приказом ГТК России от 03.08.2001 N 757 "О совершенствовании системы уплаты таможенных платежей" была утверждена Технология расчетов по таможенным и иным платежам с применением микропроцессорных пластиковых карт.
Указанный нормативный акт закрепил право плательщика уплачивать платежи с применением таможенной карты, но не право таможенного органа ограничивать использование таможенных карт и как следствие ограничивать предпринимательскую деятельность координатора эмиссии таможенных карт.
Аналогичная позиция высказана Высшим Арбитражным Судом РФ в решении от 01.04.2009 по делу N 14987/08, при этом Высший Арбитражный Суд РФ установил, что ФТС России не вправе регулировать отношения в области приема платежей в бюджет с использованием микропроцессорных карт, выпуска банковских карт, применяемых для осуществления денежных расчетов, в том числе к платежам в бюджет.
При указанных обстоятельствах усматривается наличие условий, предусмотренных ч.1 ст.198 АПК РФ, необходимых для признания оспариваемого распоряжения незаконным, в связи с чем заявленные требования судом первой инстанции удовлетворены правомерно.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильно установленные судом первой инстанции обстоятельства.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем отмене не подлежит. Нормы материального и процессуального права применены судом правильно.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 АПК РФ, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда г.Москвы от 30.07.2010 по делу N А40-20403/10-144-54 ставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Б.С. Веклич |
Судьи |
Э.В. Якутов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-20403/10-144-54
Истец: ООО "Таможенная карта"
Ответчик: Федеральная таможенная служба России
Третье лицо: ООО "Таможенная платежная система"
Хронология рассмотрения дела:
21.06.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7400/11
01.06.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7400/11
22.02.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N КА-А40/412-11
11.11.2010 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-23102/2010