г. Москва |
Дело N А40-36917/10-144-173 |
29 октября 2010 г. |
N 09АП-23103/2010-АК |
Резолютивная часть постановления объявлена 25.10.2010.
Постановление в полном объеме изготовлено 29.10.2010
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Пронниковой Е.В.,
судей: Гончарова В.Я., Якутова Э. В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Яцевой В.А.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ЗАО "Производственно-торговая фирма "ДАЙМОН"
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 23.07.2010
по делу N А40-36917/10-144-173 судьи Папелишвили Г.Н.,
по заявлению ЗАО "Производственно-торговая фирма "ДАЙМОН"
к Департаменту земельных ресурсов города Москвы
о признании незаконным отказа в оформлении договора аренды земельного участка,
при участии в судебном заседании:
представителей заявителя Гришина А.А. по доверенности от 01.07.2010, паспорт 55 01 020833, Румянцева Е.Е. по доверенности от 01.07.2010, паспорт 45 05 308408,
представителя ответчика Лыбышевой О.В. по доверенности от 29.12.2009 N 33-И-3077/9,
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 23.07.2010, принятым по настоящему делу, ЗАО "Производственно-торговая фирма "ДАЙМОН" отказано в удовлетворении заявления о признании незаконным отказа Территориального управления Департамента земельных ресурсов города Москвы по СВАО в оформлении договора аренды земельного участка, оформленного письмом от 19.01.2010 N 33-5Т2-1448/9-(0)-1; обязании Департамента земельных ресурсов города Москвы по СВАО в срок не позднее 60 (шестидесяти) рабочих дней подготовить проект договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: г.Москва, ул.Молодцова, вл.14А, общей площадью 12 079 кв.м., кадастровый номер 77:02:0005005:11, сроком на 25 лет по ставкам арендной платы, единообразно устанавливаемым в отношении земельных участков, предоставляемых в аренду на территории г.Москвы, и направить его ЗАО "Даймон" с предложением о заключении указанного договора аренды земельного участка.
В обоснование принятого решения суд первой инстанции указал, что спорный земельный участок частично находится в границах красных линий улицы, в связи с чем государственный орган пришел к обоснованному выводу о невозможности оформления земельного участка в аренду в указанных границах.
Не согласившись с данным решением, заявитель в апелляционной жалобе просит его отменить и принять новый судебный акт - об удовлетворении заявленных требований. При этом податель жалобы ссылается на то, что непредставление истцу земельного участка в аренду препятствует исполнению им своего обязательства по оформлению земельных отношений под объектами недвижимости, принадлежащими истцу на праве собственности, и нарушает права истца на получение в аренду указанного земельного участка.
Представитель ответчика в судебном заседании возражал против доводов и требований апелляционной жалобы, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, ссылаясь на то, что отказ ответчика в предоставлении (оформлении) в аренду земельного участка является законным и обоснованным, поскольку часть земельного участка расположена в границах красных линий (земли общего пользования), что является ограничением при аренде земельного участка. Кроме того, указал, что у заявителя отсутствует право на предоставления земельного участка в испрашиваемом размере - 12 079 кв.м., а площадь необходимого для использования земельного участка составляет 5 110 кв.м., что установлено вступившим в законную силу судебным актом по делу N А40- 5378/08-130-52.
Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, поддержавших в судебном заседании свои доводы и требования по существу спора, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, исходя из нижеследующего.
Как усматривается из материалов дела, заявитель является собственником десяти объектов недвижимости, расположенных по адресу: Москва, ул.Молодцова, вл.14А, стр. 1, 2, 3, 4, 7, 8, 9, соор.2 (ограждение), 3 (эстакада), 4 (железнодорожный путь), что подтверждается представленными в дело свидетельствами о государственной регистрации права собственности, и арендует земельный участок, расположенный по указанному адресу общей площадью 12 079 кв.м., кадастровый номер 77:02:0005005:11 на основании договора аренды земельного участка от 31.07.2000 N М-02-505796.
В связи с окончанием срок действия данного договора заявитель 09.12.2009 обратился в службу "одного окна" Территориального управления по СВАО Департамента земельных ресурсов города Москвы с заявлением вх. N 33-5Т2-1448/9-(0)-0 для оформления и заключения договора аренды вышеуказанного земельного участка на новый срок - 25 лет.
По результатам рассмотрения данного заявления ответчиком вынесено решение, оформленное письмом 19.01.2010 N 33-5Т2-1448/9-(0)-1 об отказе в оформлении земельно-правовых отношений (л.д.13).
Указанный отказ мотивирован тем, что земельный участок, расположенный по адресу: г.Москва, ул.Молодцова, вл.14 А, общей площадью 12 079 кв.м., кадастровый номер 77:02:0005005:11, частично находится в границах красных линий ул.Молодцова. На основании п.5 ст.9 Закона города Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве" земельные участки в границах земель общего пользования, занятые транспортными магистралями, улицами, площадями, проездами, дорогами, набережными, береговой полосой, пешеходными путями, могут предоставляться исключительно для ведения ремонтных и строительных работ без права строительства объектов недвижимости.
Заявитель, считая, что данный отказ является незаконным, обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением по настоящему делу.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч.4 ст.200 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу приведенных норм Арбитражного процессуального кодекса РФ, статьи 13 Гражданского кодекса РФ основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, является одновременно как его несоответствие закону или иному нормативно-правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с п.п.1, 5 ст.36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно ст.29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В соответствии с Положением о Департаменте земельных ресурсов города Москвы, утвержденным Постановлением Правительства Москвы от 30.10.2007 N 949-ПП, Департамент является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, обеспечивающим проведение государственной политики в области земельных отношений, осуществляющим учет и мероприятия по управлению землями на территории города Москвы, земельными участками, находящимися в собственности города Москвы, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в пределах переданных Правительством Москвы полномочий, а также иными землями, находящимися в собственности города Москвы. В силу возложенных на Департамент задач и функций, Департамент в том числе заключает в соответствии с федеральным законодательством договоры аренды, дополнительные соглашения к ним и оформляет акты приема-передачи земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
В настоящем случае из представленных доказательств следует, что спорный земельный участок, расположенный по адресу: г.Москва, ул.Молодцова, вл.14 А, общей площадью 12 079 кв.м., кадастровый номер 77:02:0005005:11, частично находится в границах красных линий ул.Молодцова, при этом в материалах дела имеются доказательства действительного пересечения части земельного участка красных линий.
Данное обстоятельство подтверждается и решением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве от 14.05.2010 N 7210-02/10, из содержания которого следует, что граница ранее учтенного Департаментом земельных ресурсов г.Москвы земельного участка с кадастровым номером 77:02:0005005:11 пересекает границы ранее учтенных земельных участков с кадастровыми номерами 77:02:0005005:47 и 77:02:0005005:48.
В соответствии с п.11 ст.1 Градостроительного кодекса РФ красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Согласно п.12 ст.1 Градостроительного кодекса РФ территориями общего пользования признаются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).
В настоящем случае судом установлено, что граница ранее учтенного Департаментом земельных ресурсов города Москвы земельного участка с кадастровым номером 77:02:0005005:11 пересекает границы ранее учтенных Департаментом земельных участков с кадастровыми номерами 77:02:0005005:47 и 77:02:0005005:48.
Согласно Закону города Москвы от 21.03.2007 N 8 "О перечне земельных участков улично-дорожной сети города Москвы", земельный участок с кадастровым номером 77:02:0005005:47 входит в перечень земельных участков улично-дорожной сети города Москвы.
Как установлено п.3 ст.9 Закона города Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве", земельные участки в границах земель общего пользования могут передаваться в аренду на срок не более одного года.
Между тем в настоящем случае заявитель просил заключить договор аренды на срок 25 лет, что противоречит п.3 ст.9 Закона города Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве".
В соответствии со ст.552 Гражданского кодекса РФ заявитель имеет право на аренду земельного участка, расположенного под объектами недвижимости и необходимого для их эксплуатации.
В силу ч.1 ст.36 и ст.35 Земельного кодекса РФ в собственность заявителя может быть предоставлена лишь часть земельного участка, необходимая для содержания и эксплуатации зданий, строений и сооружений, находящихся в собственности заявителя.
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 03.04.2008 по делу N А40-5378/08-130-52 (л.д.63), вступившим в законную силу, постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 28.08.2008 по данному делу (л.д.57) установлено, что в соответствии с результатами обследования земельного участка выявлено, что на спорном земельном участке с разрешенным использованием - эксплуатация зданий и сооружений базы стеклотары, размещены: автосервис, платная парковка, а также организована торговля промышленными и продовольственными товарами, что в свою очередь противоречит функциональному назначению предприятия и разрешенному использованию земельного участка. Учитывая выявленные нарушения и наличие городской программы развития данной территории в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 10.02.2004 N 78-П, расчет баланса от 12.07.2007 был уточнен и площадь, необходимая для эксплуатации зданий и сооружений базы стеклотары составила 0,5110 га.
При этом кассационный суд в постановлении по названному делу указал, что площадь земельного участка в размере 0,5110 га установлена ГлавАПУ Москомархитектуры на основании расчета площади участка, необходимого для эксплуатации существующих зданий. Кассационный суд также указал, что не оспаривая и не отрицая у заявителя права на предоставление ему в аренду земельного участка в размере, необходимом для содержания и эксплуатации принадлежащих ему на праве собственности зданий и строений, суд правильно пришел к выводу, что заявитель не лишен права в установленном порядке обратиться с соответствующим заявлением в надлежащий орган (л.д.61).
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что оспариваемый отказ Департамента в предоставлении заявителю в аренду земельного участка в размере 12 079 кв.м. правомерен.
Собранными по настоящему делу доказательствами в их совокупности и взаимосвязи установлено, что ответчик действовал в рамках закона, и у заявителя имеется возможность для обращения с заявлением об оформлении земельного участка в допустимых границах, необходимого для использования недвижимого имущества, следовательно, нарушения прав и законных интересов заявителя не имеется, в связи с чем основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 23.07.2010 по делу N А40-36917/10-144-173 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.В. Пронникова |
Судьи |
В.Я. Гончаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-36917/10-144-173
Истец: ЗАО "Производственно-торговая фирма "ДАЙМОН"
Ответчик: Департамент земельных ресурсов города Москвы, Департамент земельных ресурсов города Москвы