город Омск |
|
08 ноября 2010 г. |
Дело N А81-1284/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 октября 2010 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 ноября 2010 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Кливера Е.П., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Леоновой Г.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции,
дело N А81-1284/2010 (судья Каримов Ф.С.)
по заявлению открытого акционерного общества "Северстроймонтаж"
к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Надыму Ямало-Ненецкого автономного округа
о признании незаконным действия налогового органа по отказу в возврате излишне взысканного налога и взыскании с Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Надыму Ямало-Ненецкого автономного округа излишне взысканные налоги в сумме 969 307 руб. 18 коп.,
при участии в судебном заседании представителей:
от Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Надыму Ямало-Ненецкого автономного округа - Троцай О.Н. (удостоверение, доверенность N 01/12673 от 11.06.2010 сроком действия 1 год);
от открытого акционерного общества "Северстроймонтаж" - не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом.
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Северстроймонтаж" (далее по тексту - ОАО "Северстроймонтаж", Общество) обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением о признании действий Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Надыму Ямало-Ненецкого автономного округа (далее по тексту - ИФНС по г. Надыму ЯНАО, налоговый орган, инспекция) по отказу в возврате излишне взысканного налога незаконными и обязании ИФНС по г. Надыму ЯНАО возвратить излишне взысканные налоги в общей сумме 969 307 руб. 18 коп.
Решением от 11.05.2010 по делу N А81-1284/2010 Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа удовлетворил требования Общества в полном объеме. Признал незаконными действия Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Надыму Ямало-Ненецкого автономного округа, выразившееся в отказе произвести возврат ОАО "Северстроймонтаж" излишне уплаченных налогов.
Суд первой инстанции обязал налоговый орган произвести возврат на расчетный счет ОАО "Северстроймонтаж" излишне уплаченные суммы:
- налог на прибыль, зачисляемый в бюджетный фонд - в сумме 155 руб. 27 коп. (КБК 18210101011010000110, ОКАТО 71174000000);
- налог на прибыль, зачисляемый в бюджет Российской Федерации - в сумме 271 568 руб. 00 коп. (КБК 18210101012020000110, ОКАТО 71174000000);
- налог на прибыль, зачисляемый в бюджет Российской Федерации - в сумме 304 790 руб. 00 коп. (КБК 18210101012020000110, ОКАТО 71185000000);
- налог на прибыль (пени), зачисляемый в бюджет Российской Федерации - в сумме 677 руб. 01 коп. (КБК 18210101012020000110, ОКАТО 71185000000);
- налог на прибыль, зачисляемый в бюджет Российской Федерации - в сумме 100 руб. (КБК 18210101012020000110, ОКАТО 71185000000);
- налог на доходы физических лиц - в сумме 109 руб. 79 коп. (КБК 18210102021010000110, ОКАТО 71174000000);
- налог на доходы физических лиц, облагаемый по налоговой ставке, установленной п. 1 ст. 244 НК РФ - в сумме 3 035 руб. 32 коп. (КБК 18210102021010000110, ОКАТО 71118000000);
- единый социальный налог, зачисляемый в фонд социального страхования Российской Федерации - в сумме 70 387 руб. (КБК 18210909020070000110, ОКАТО 71174000000);
- налог на добавленную стоимость на товары - в сумме 224 343 руб. 79 коп. (КБК 18210301000010000110, ОКАТО 71174000000);
- налог на прибыль, зачисляемый в бюджет муниципального района - в сумме 93 449 руб. (КБК 18210901030050000110, ОКАТО 71156000000);
- переплату по пеням и штрафам по взносам в фонд социального страхования Российской Федерации - в сумме 692 руб. (КБК 18210908030070000140, ОКАТО 71174000000).
Общая сумма подлежащих возврату налогов, сборов составила 969 307 руб. 18 коп.
Суд первой инстанции в обоснование принятого решения указал, что возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности). Поскольку в отношении ОАО "Северстроймонтаж" введена процедура конкурсного производства, то при решении вопросов о возврате (зачете) сумм уплаченных налогов, сборов следует руководствоваться Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (в редакции, действовавшей до 30.12.2008) (далее - Закон о банкротстве). Суд первой инстанции также указал, что порядок расчетов с кредиторами в ходе конкурсного производства определен статьёй 142 Закона о банкротстве, где требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди. Таким образом, порядок удовлетворения требований по уплате обязательных платежей в бюджет и во внебюджетные фонды в отношении несостоятельных должников регулируется нормами законодательства о банкротстве, которое не предусматривает возможность удовлетворения этих требований путем зачета в соответствии с нормами налогового законодательства. Отказ налогового органа в осуществлении возврата излишне уплаченного налога является необоснованным. Также судом сделан вывод о том, что истцом не пропущен трехлетний срок исковой давности для обращения с заявлением о возврате излишне уплаченных налогов.
Не соглашаясь с принятым судебным актом, ИФНС России по г. Надыму ЯНАО обратилась в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт. В обоснование поданной жалобы указано, что судом не дана оценка доводу налогового органа о том, что у Общества на дату обращения с заявлением о возврате переплаты имелась задолженность по текущим налоговым платежам. Ссылаясь на статью 5 Закона о банкротстве полагает, что требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов и могут быть прекращены путем проведения налоговым органом самостоятельного зачета. Полагает, что налоговым органом правомерно проведены следующие зачеты в счет погашения текущей задолженности: N 735 от 17.03.2010 на сумму 271 568 руб. - зачтена в счет погашения текущей задолженности по НДС по декларации за 4 квартал 2009 года по сроку уплаты 22.02.2010; N 584 от 15.03.2010 на сумму 124 736 руб. 43 коп. - зачтены в счет уплаты текущей задолженности по НДС по декларации за 4 квартал 2009 года по сроку уплаты 22.02.2010. Полагает, что налоговым органом правомерно отказано в возврате налога на прибыль организаций в размере 93 449 руб., в связи с пропуском срока на подачу заявления о возврате налога.
Определением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2010 апелляционная жалоба налогового органа принята к производству суда, назначена к рассмотрению на 09.09.2010 на 10 час. 45 мин.
От ОАО "Северстроймонтаж" поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу с доказательствами его вручения лицам, участвующим в деле, который приобщен к материалам дела.
Рассмотрев материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии основания для перехода к рассмотрению дела по правилам рассмотрения дела судом первой инстанции, предусмотренного пунктом 4 части 1, частью 3 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ), пунктом 27 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36.
В соответствии с абзацем 2 пункта 27 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", если судом апелляционной инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы в порядке апелляционного производства будет установлено, что при рассмотрении дела в суде первой инстанции лицо заявляло ходатайство в соответствии со статьей 49 Кодекса об изменении предмета или основания иска, увеличении или уменьшении исковых требований и суд неправомерно отказал в удовлетворении такого ходатайства или рассмотрел заявление без учета заявленных изменений либо по какому-то другому требованию лица, участвующего в деле, не принял решения и утрачена возможность принятия дополнительного решения, то суд апелляционной инстанции, исходя из положений части 1 статьи 268 АПК РФ о повторном рассмотрении дела, в силу части 5 статьи 270 Кодекса переходит к рассмотрению дела по правилам, установленным Кодексом для рассмотрения дела в суде первой инстанции, в рамках которого рассматривает не рассмотренные ранее требования, принимает измененные предмет или основание иска, увеличенные (уменьшенные) требования.
Как усматривается из просительной части заявления, ОАО "Северстроймонтаж" обратилось в суд первой инстанции с требованием признать действия ИФНС по г. Надыму ЯНАО по отказу в возврате излишне взысканного налога незаконными, взыскать с ИФНС по г. Надыму Ямало-Ненецкого автономного округа излишне взысканный налог в размере 673 534 руб. 32 коп., а также обязать ИФНС по г. Надыму ЯНАО вернуть сумму излишне взысканного налога в размере 295 772 руб. 86 коп.
При этом порядок возврата сумм излишне взысканного налога регулируется статьей 79 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ).
Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа решением от 11.05.2010 по делу N А81-1284/2010 удовлетворил требования заявителя, признав незаконными действия ИФНС по г. Надыму ЯНАО, выразившиеся в отказе произвести возврат ОАО "Северстроймонтаж" излишне уплаченных налогов и обязав налоговый орган произвести возврат на расчетный счет ОАО "Северстроймонтаж" излишне уплаченные суммы.
При этом порядок возврата сумм излишне уплаченного налога регулируется статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, данные требования различны по основаниям и по обстоятельствам, подлежащим доказыванию.
Вместе с тем, из материалов дела не усматривается, что заявителем в соответствии со статьей 49 АПК РФ был изменен предмет исковых требований. Письменного ходатайства об уточнении требований материалы дела не содержат.
Таким образом, суд первой инстанции вынес решение, не соответствующее заявленным ОАО "Северстроймонтаж" требованиям, что с учетом правовой позиции, изложенной в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36, является безусловным основанием для отмены решения суда.
При изложенных обстоятельствах в соответствии с частью 6.1. статьи 268 АПК РФ апелляционный суд рассматривает дело в судебном заседании по правилам, установленным для рассмотрения дел в арбитражном суде первой инстанции.
Определением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2010 по делу N А81-1284/2010 суд апелляционной инстанции перешёл к рассмотрению дела по заявлению ОАО "Северстроймонтаж" к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Надыму Ямало-Ненецкого автономного округа по правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции. Рассмотрение дела N А81-1284/2010 по заявлению ОАО "Северстроймонтаж" назначено на 27 октября 2010 года на 14 час. 30 мин.
В порядке статьи 49 АПК РФ от ОАО "Северстроймонтаж" поступили письменные уточнения предмета заявленных требований, с доказательствами их направления налоговому органу, в соответствии с которыми Общество просит признать незаконными действия ИФНС России по г.Надыму ЯНАО, выразившиеся в отказе произвести возврат ОАО "Северстроймонтаж" излишне уплаченных налогов в сумме 969 307 руб. 18 коп. Обязать ИФНС России по г.Надыму ЯНАО произвести возврат на расчетный счет ОАО "Северстроймонтаж" излишне уплаченные налоги в сумме 969 307 руб. 18 коп., в том числе:
- налог на прибыль, зачисляемый в бюджетный фонд - в сумме 155 руб. 27 коп. (КБК 18210101011010000110, ОКАТО 71174000000);
- налог на прибыль, зачисляемый в бюджет Российской Федерации - в сумме 271 568 руб. 00 коп. (КБК 18210101012020000110, ОКАТО 71174000000);
- налог на прибыль, зачисляемый в бюджет Российской Федерации - в сумме 304 790 руб. 00 коп. (КБК 18210101012020000110, ОКАТО 71185000000);
- налог на прибыль (пени), зачисляемый в бюджет Российской Федерации - в сумме 677 руб. 01 коп. (КБК 18210101012020000110, ОКАТО 71185000000);
- налог на прибыль, зачисляемый в бюджет Российской Федерации - в сумме 100 руб. (КБК 18210101012020000110, ОКАТО 71185000000);
- налог на доходы физических лиц - в сумме 109 руб. 79 коп. (КБК 18210102021010000110, ОКАТО 71174000000);
- налог на доходы физических лиц, облагаемый по налоговой ставке, установленной п. 1 ст. 244 НК РФ - в сумме 3 035 руб. 32 коп. (КБК 18210102021010000110, ОКАТО 71118000000);
- единый социальный налог, зачисляемый в фонд социального страхования Российской Федерации - в сумме 70 387 руб. (КБК 18210909020070000110, ОКАТО 71174000000);
- налог на добавленную стоимость на товары - в сумме 224 343 руб. 79 коп. (КБК 18210301000010000110, ОКАТО 71174000000);
- налог на прибыль, зачисляемый в бюджет муниципального района - в сумме 93 449 руб. (КБК 18210901030050000110, ОКАТО 71156000000);
- переплату по пеням и штрафам по взносам в фонд социального страхования Российской Федерации - в сумме 692 руб. (КБК 18210908030070000140, ОКАТО 71174000000).
Указанные уточнения приняты судом апелляционной инстанции к рассмотрению.
От налогового органа поступили дополнительные документы: копия письма от 27.01.2010 N 09-15/01557; копия решения N 2284 от 12.10.2009; копия уведомления о вручении решения N 2284 от 12.10.2010; копия уведомления о произведённом зачете от 16.11.2009 N 6826; копии налоговых деклараций по ЕСН за 3, 4 кварталы 2009 года; копии налоговых деклараций по НДС за 3, 4 кварталы 2009 года. Судом апелляционной инстанции указанные документы приобщены к материалам дела.
От ОАО "Северстроймонтаж" до начала судебного заседания поступило письменное ходатайство о рассмотрении заявления в отсутствие его представителя, которое суд апелляционной инстанции счел необходимым удовлетворить.
Представитель налогового органа в судебном заседании 27.10.2010 с заявленными требованиями не согласилась, просила признать действия налогового органа по отказу в возврате излишне взысканного налога законными и обоснованными.
27.10.2010 в судебном заседании объявлялся перерыв до 28.10.2010. Об объявлении перерыва лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом путём размещения информации на официальном сайте суда в сети Интернет.
Рассмотрев материалы дела, заявление ОАО "Северстроймонтаж", уточненное в порядке статьи 49 АПК РФ, возражения налогового органа, выслушав представителя инспекции, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Определением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 16.12.2008 по делу N А81-5264/2008 принято заявление ОАО "Северстроймонтаж" о признании его банкротом и возбуждено производство о банкротстве. В отношении Общества введена процедура наблюдения, временным управляющим должника утверждена О.В. Леонтьева.
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 01.12.2009 по делу N А81-5264/2008 ОАО "Северстроймонтаж" признано банкротом, в отношении него введена процедура конкурсного производства.
Из справки N 2505 от 10.12.2009 следует, что по состоянию на 10.12.2009 у ОАО "Северстроймонтаж" имелась переплата:
- по налогу на прибыль, зачисляемый в бюджетный фонд - в сумме 155 руб. 27 коп. (КБК 18210101011010000110, ОКАТО 71174000000);
- по налогу на прибыль, зачисляемый в бюджет Российской Федерации - в сумме 271 568 руб. 00 коп. (КБК 18210101012020000110, ОКАТО 71174000000);
- по налогу на прибыль, зачисляемый в бюджет Российской Федерации - в сумме 304 790 руб. 00 коп. (КБК 18210101012020000110, ОКАТО 71185000000);
- по налогу на прибыль (пени), зачисляемый в бюджет Российской Федерации - в сумме 677 руб. 01 коп. (КБК 18210101012020000110, ОКАТО 71185000000);
- по налогу на прибыль, зачисляемый в бюджет Российской Федерации - в сумме 100 руб. (КБК 18210101012020000110, ОКАТО 71185000000);
- по налогу на доходы физических лиц - в сумме 109 руб. 79 коп. (КБК 18210102021010000110, ОКАТО 71174000000);
- по налогу на доходы физических лиц, облагаемых по налоговой ставке, установленной п. 1 ст. 244 НК РФ - в сумме 3 035 руб. 32 коп. (КБК 18210102021010000110, ОКАТО 71118000000);
- по единому социальному налогу, зачисляемому в фонд социального страхования Российской Федерации - в сумме 70 387 руб. (КБК 18210909020070000110, ОКАТО 71174000000);
- по налогу на добавленную стоимость на товары - в сумме 224 343 руб. 79 коп. (КБК 18210301000010000110, ОКАТО 71174000000);
- по налогу на прибыль, зачисляемый в бюджет муниципального района - в сумме 93 449 руб. (КБК 18210901030050000110, ОКАТО 71156000000);
- переплата по пеням и штрафам по взносам в фонд социального страхования Российской Федерации - в сумме 692 руб. (КБК 18210908030070000140, ОКАТО 71174000000);
Общая сумма переплаты согласно справке составила 969 307 руб. 18 коп.
Письмами от 14.01.2010 N 55-1 по N 55/11 и.о. конкурсного управляющего ОАО "Северстроймонтаж" О.В. Леонтьева направила в налоговый орган заявления на возврат излишне уплаченных налогов, отраженных в справке N 2505 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 10.12.2009.
Письмом от 27.01.2010 N 09-15/01557 налоговой орган сообщил заявителю о непринятии к исполнению заявлений на возврат переплаты по выше перечисленным налогам, поскольку у заявителя имеется задолженность по текущим платежам. Кроме того, по некоторым налогам заявления поданы по истечении 3-х лет со дня уплаты налога.
Несогласие с действиями налогового органа, выразившимися в отказе возвратить сумму излишне уплаченных налогов, послужило поводом для обращения ОАО "Северстроймонтаж" с заявлением в суд.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для отказа в удовлетворении заявленных ОАО "Северстроймонтаж" требований, исходя из следующего.
Предметом требований Общества является установление законности (незаконности) действий ИФНС России по г.Надыму ЯНАО, выразившихся в отказе произвести возврат ОАО "Северстроймонтаж" излишне уплаченных налогов в сумме 969 307 руб. 18 коп.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени и штрафов.
В подпункте 7 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации установлена обязанность налоговых органов осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном статьями 78 и 79 Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
В силу пункта 6 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления. Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).
Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (пункт 7 статьи 78 НК РФ).
Как установлено судом апелляционной инстанции, с 16.12.2008 в отношении ОАО "Северстроймонтаж" возбуждено производство о банкротстве, введена процедура наблюдения. Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 01.12.2009 по делу N А81-5264/2008 ОАО "Северстроймонтаж" признано банкротом, в отношении него введена процедура конкурсного производства.
Согласно пункту 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" с момента завершения процедуры, применяемой в деле о банкротстве и введенной до дня вступления в силу этого закона, положения новой редакции Закона о банкротстве применяются к правоотношениям, возникшим с момента завершения соответствующей процедуры, применяемой в деле о банкротстве, независимо от даты принятия указанного дела о банкротстве к производству.
Учитывая, что процедура конкурсного производства в отношении Общества введена 01.12.2009, следовательно, к спорным правоотношениям подлежат применению нормы Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" в редакции Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)".
В силу пункту 1 статьи 5 Закона о банкротстве под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом.
В пункте 41 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 60 "О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" содержится разъяснение о том, что в новой редакции указанного Закона исключено распространение на требования об уплате обязательных платежей, возникших после открытия конкурсного производства, режима требований, заявленных после закрытия реестра требований кредиторов.
В связи с этим требования об уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, в соответствии с абзацем пятым пункта 2 статьи 134 Закона о банкротстве относятся к текущим платежам четвертой очереди. Для взыскания таких платежей налоговый орган вправе на основании статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации направить в банк инкассовое поручение, которое подлежит исполнению банком с учетом очередности, установленной пунктом 2 статьи 134 Закона о банкротстве.
Судом апелляционной инстанции принимаются в качестве доказательства наличия у ОАО "Северстроймонтаж" текущей задолженности по обязательным платежам, представленные ИФНС России по г. Надыму ЯНАО налоговые декларации по НДС за 3 квартал 2009 года с суммой налога, исчисленной к уплате в бюджет, в размере 724 958 руб., за 4 квартал 2009 года с суммой налога, исчисленной к уплате в бюджет, в размере 1 417 880 руб., с суммой налога, подлежащей уплате по сроку 20.01.2010 в размере 472 626 руб. Материалами дела подтверждается отсутствие уплаты заявителем означенной суммы НДС.
В то же время не могут являться доказательством наличия текущей задолженности представленные инспекцией решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения N 2284 от 12.10.2009, поскольку предметом проверки была налоговая декларация по НДС за 1 квартал 2008 года, то есть до введения наблюдения, а также налоговая декларация по ЕСН за 2009 год и расчет по ЕСН за 9 месяцев 2009 года, поскольку из их содержания не представляется возможным установить сумму текущей задолженности Общества.
Таким образом, материалами дела подтверждается наличие текущей задолженности в размере 1 197 584 руб.
Согласно пункту 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве" при рассмотрении заявления должника об оспаривании решения налогового органа об отказе осуществить возврат уплаченных должником (взысканных налоговым органом) после вынесения судом определения о введении наблюдения сумм налогов, требования по которым подлежали включению в реестр требований кредиторов и удовлетворению в порядке, установленном Законом о банкротстве, судам надлежит исходить из следующего.
Положения статей 78, 79 Налогового кодекса Российской Федерации, допускающие возврат только тех сумм налогов, которые являются излишне уплаченными (взысканными), не могут рассматриваться в качестве основания для отказа в удовлетворении заявленного требования, поскольку в данном случае указанные нормы применению не подлежат.
Вместе с тем, судам необходимо учитывать, что налоговый орган вправе осуществить зачет подлежащей возврату суммы налога в счет погашения обязательных платежей, требования, в отношении которых являются текущими.
Таким образом, из содержания указанных норм права и разъяснений вышестоящей судебной инстанции следует вывод о том, что возврат налогоплательщику налога может быть осуществлен налоговым органом только при отсутствии у налогоплательщика недоимки.
Учитывая установленные апелляционным судом обстоятельства наличия у ОАО "Северстроймонтаж" текущей задолженности в размере большем, чем сумма переплаты, у инспекции отсутствовали основания для ее возврата налогоплательщику, в связи с чем действия ИФНС России по г.Надыму ЯНАО, выразившиеся в отказе произвести возврат ОАО "Северстроймонтаж" излишне уплаченных налогов в сумме 969 307 руб. 18 коп., признаются апелляционным судом законными.
При этом, апелляционный суд считает, что при разрешении вопроса о наличии (отсутствии) оснований для возврата налогоплательщику сумм налога, налоговый орган должен прежде всего руководствоваться нормами Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающими порядок возврата налога.
Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит норм, устанавливающих обязанность налогового органа при разрешении вопроса о зачете или возврате налога устанавливать факт наличия (отсутствия) у налогоплательщика иных денежных обязательств и обязательных платежей, относящихся к текущим платежам в соответствии со статьей 5 Закона о банкротстве.
При этом судом апелляционной инстанции отклоняется ссылка Общества на наличие текущей задолженности иной очередности, поскольку из представленных ОАО "Северстроймонтаж" доказательств не следует, что указанная в них задолженность имелась на момент отказа инспекции в возврате сумм переплаты по налогу (27.01.2010).
Довод налогового органа об истечении трехлетнего срока для возврата чести сумм переплаты признается судом апелляционной инстанции необоснованным, поскольку в нарушение части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации инспекцией не представлены доказательства означенного утверждения, что, однако, не может служить основанием для удовлетворения требований заявителя, так как оспариваемые действия налогового органа признаны законными по основанию наличия текущей задолженности.
На основании вышеизложенного, учитывая отсутствие иных оснований заявленных требований, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что заявленные требования удовлетворению не подлежат.
В соответствии со статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина относится на заявителя как на лицо, не в пользу которого принят судебный акт.
В связи с тем, что ОАО "Северстроймонтаж" при рассмотрении дела в суде первой инстанции была предоставлена отсрочка, то с Общества в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина за рассмотрение дела в суде первой инстанции в размере 2000 руб.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь пунктом 6 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.05.2010 N 139, не распределяет расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы ИФНС России по г.Надыму ЯНАО, поскольку инспекция освобождена от её уплаты на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, частью 5 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 11.05.2010 по делу N А81-1284/2010 отменить.
В удовлетворении требований открытого акционерного общества "Северстроймонтаж" отказать.
Взыскать с открытого акционерного общества "Северстроймонтаж" в доход федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение заявления в суде первой инстанции в размере 2 000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.Е. Иванова |
Судьи |
Е.П. Кливер |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А81-1284/2010
Истец: Открытое акционерное общество "Северстроймонтаж"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Надыму Ямало-Ненецкого автономного округа
Хронология рассмотрения дела:
27.06.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7297/11
31.05.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7297/11
22.02.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N А81-1284/2010
08.11.2010 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-5810/2010