г. Москва |
Дело N А40-75661/10-106-357 |
30 декабря 2010 г. |
N 09АП-28422/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 декабря 2010 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 декабря 2010 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захарова С.Л.,
судей Гончарова В.Я., Свиридова В.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Марновой Ю.П.,
рассматривает в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Департамента земельных ресурсов города Москвы
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.09.2010
по делу N А40-75661/10-106-357, принятое судьей Кузнецовой С.А.
по заявлению ЗАО "ЛУВЕРЕСТ"
к Департаменту земельных ресурсов города Москвы
о признании незаконным отказа
третье лицо: ОАО "Олимпийский комплекс "Лужники"
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Демченко Б.В., по дов. от 18.06.2010, паспорт 45 10 724792,
от заинтересованного лица - Никоненко А.В., по дов. от 25.12.2009, N 33-И-3032/9, уд-ние N 562,
от третьего лица - не явился, извещен.
УСТАНОВИЛ:
ЗАО "ЛУВЕРЕСТ" (далее заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о признании недействительным отказа в оформлении земельно-правовых отношений с ЗАО "ЛУВЕРЕСТ", выраженного в форме письма Департамента земельных ресурсов города Москвы от 27.04.2010 N 33-5ТО-717/10-(0)-1 и обязании Департамента земельных ресурсов города Москвы выдать распоряжение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) по адресу г. Москва, Новолужнецкий проезд, д.9, стр.1.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 20.09.2010 заявленные требования удовлетворены. При этом суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемый отказ Департамента не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Департамент подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование этого указывается, что оформление земельно-правовых отношений на испрашиваемый земельный участок в настоящее время невозможно в связи с отсутствием правовых оснований для формирования и осуществления государственного кадастрового учета этого земельного участка.
Суд рассмотрел дело в отсутствие третьего лица - ОАО "Олимпийский комплекс "Лужники", извещенного надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании и представленных письменных пояснениях представитель заявителя поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционных жалоб не согласен, считает их необоснованными, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционных жалоб - отказать, изложил свои доводы.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, исследовав доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей, участвующих в деле лиц, и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, ЗАО "ЛУВЕРЕСТ" является собственником здания по адресу: г.Москва, Новолужнецкий проезд, д.9, стр.1 площадью 2449,5 кв.м, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 77 АА 054840 и записью в ЕГРП от 02.09.2002 N 7701/01-343/2002-1222.
ЗАО "ЛУВЕРЕСТ" 15.04.2010 обратилось в Департамент земельных ресурсов г. Москвы с заявлением о выдаче распоряжения Департамента земельных ресурсов г. Москвы об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории по адресу: г. Москва Новолужнецкий проезд, д.9, стр.1 с кадастровым номером 77:01:0005020:11.
Департамент земельных ресурсов г. Москвы письмом от 27.04.2010 N 33-5ТО-717/10-(0)-1 отказал заявителю в выдаче распоряжения, указав на то, что данный земельный участок является частью земельного участка по адресу: г. Москва, ул. Лужники, д. 24, стр. 14, предоставленного в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 16.05.2000 N342 ОАО "Олимпийский комплекс "Лужники" в постоянное (бессрочное) пользование для эксплуатации зданий в целях проведения физкультурно-оздоровительных, спортивно-массовых и культурно-зрелищных мероприятий. Земельный участок сформирован и поставлен на кадастровый учет.
Также указал, что ОАО "Олимпийский комплекс "Лужники" совместно с Москомархитектурой проводят работы по корректировке границ и площади земельного участка по адресу: ул. Лужники, вл. 24, путем исключения земельных участков третьих лиц и территории общегородской магистральной улично-дорожной сети. Формирование и постановка на кадастровый учет земельного участка по адресу: ул. Лужники, вл. 24, стр. 14, возможны только после корректировки границ и площади земельного участка ОАО "Олимпийский комплекс "Лужники".
Заявитель, расценив отказ в выдаче распоряжения Департамента земельных ресурсов г. Москвы об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории по адресу: г. Москва Новолужнецкий проезд, д.9, стр.1 с кадастровым номером 77:01:0005020:11, как отказ в оформлении земельно-правовых отношений, обратился в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что Общество обратилось в Департамент с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане), что соответствует пункту 7 статьи 36 ЗК РФ. При этом суд признал, что Департамент незаконно уклоняется от выполнения возложенных на него обязанностей, установленных Положением о Департаменте земельных ресурсов г. Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 30.10.2007 N 949-ПП.
Вместе с тем данные выводы суда первой инстанции являются ошибочными, исходя из следующих обстоятельств.
Пункт 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ) устанавливает, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно ст. ст. 3, 4 Закона города Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве" решения о предоставлении земельных участков из земель, находящихся в собственности города Москвы, принимаются Правительством Москвы или уполномоченным им органом исполнительной власти города Москвы и являются основанием для оформления правоустанавливающих документов на землю. При этом правомочия собственника земельных участков от имени города Москвы осуществляют Правительство Москвы и уполномоченный им орган исполнительной власти города Москвы в соответствии с установленным порядком управления и распоряжения землями города Москвы.
В соответствии с п. 1.1 Положения о Департаменте земельных ресурсов города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 30.10.2007 N 949-ПП, Департамент является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, который обеспечивает проведение государственной политики в области земельных отношений, осуществляет учет и мероприятия по управлению землями на территории города Москвы, земельными участками, находящимися в собственности города Москвы, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в пределах переданных Правительством Москвы полномочий, а также иными землями, находящимися в собственности города Москвы.
Согласно части 7 статьи 36 ЗК РФ, в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 ЗК РФ исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Материалами дела установлено, что ЗАО "ЛУВЕРЕСТ" 15.04.2010 обратилось в Департамент земельных ресурсов г. Москвы с заявлением о выдаче распоряжения Департамента земельных ресурсов г. Москвы об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории по адресу: г. Москва Новолужнецкий проезд, д.9, стр.1 с кадастровым номером 77:01:0005020:11.
Вместе с тем, материалами дела установлено, что земельный участок, на котором находится здание, принадлежащее на праве собственности ЗАО "Луверест", находится в границах земельного участка, предоставленного ОАО "Олимпийский комплекс "Лужники" в постоянное (бессрочное) пользование в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 16.05.2000 N 342 "Об установлении права пользования земельным участком Открытому акционерному обществу "Олимпийский комплекс "Лужники". Данный земельный участок сформирован и постановлен на кадастровый учет за N 77:01:0005020:11.
Указанный земельный участок с кадастровым номером 77:01:0005020:11 пересекает границы ранее учтенных земельных участков, о чем свидетельствует решение от 18.03.2010 N 4773-01/09 об отказе выдаче кадастрового паспорта земельного участка.
В настоящем случае заявителем ставится вопрос о формировании (определении границ) нового земельного участка путем его выделения из существующего земельного участка, предоставленного ОАО "Олимпийский комплекс "Лужники" в постоянное (бессрочное) пользование, который на момент подачи ЗАО "ЛУВЕРЕСТ" соответствующего заявления уже был поставлен на кадастровый учет в составе единого участка.
Таким образом, при применении положений части 7 статьи 36 ЗК РФ, которой предусмотрена выдача схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, необходимо учитывать иные нормы земельного законодательства, регулирующие особенности формирования (образования) нового земельного участка в случае, если он находится в составе уже сформированного земельного участка.
В соответствии с п. 4 ст. 11.2 ЗК РФ образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.
Кроме того, на основании п. 2 данной ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки, прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки.
При соответствующем отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, осуществляющий предоставление земельных участков, на основании заявления об отказе от права на земельный участок в месячный срок со дня получения такого заявления принимает решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком (п. 4 ст. 53 ГК РФ).
Вместе с тем, согласие собственника земельного участка либо его пользователя на разделение либо выделение из него какой-либо части при обращении заявителя не представлялось.
При таких обстоятельствах утверждение схемы земельного участка, который является составной частью общего земельного участка, находящегося в пользовании ОАО "Олимпийский комплекс "Лужники" и который поставлен на кадастровый учет в составе единого участка, в связи с отсутствием волеизъявления собственника или обладателя права постоянного (бессрочного) пользования на выделение части земельного участка и внесения в установленном порядке соответствующих изменений в кадастровую информацию Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по г. Москве не представляется возможной.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о законности отказа Департамента в оформлении земельно-правовых отношений с ЗАО "ЛУВЕРЕСТ", выраженного в форме письма Департамента земельных ресурсов города Москвы от 27.04.2010 N 33-5ТО-717/10-(0)-1, вопреки выводам суда первой инстанции и заявителя об обратном. Следовательно, решение суда первой инстанции, в котором содержатся выводы, несоответствующие обстоятельствам дела, подлежит отмене.
руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.09.2010 по делу N А40-75661/10-106-357 отменить.
В удовлетворении требований ЗАО "ЛУВЕРЕСТ" о признании недействительным отказа в оформлении земельно-правовых отношений с ЗАО "ЛУВЕРЕСТ", выраженного в форме письма Департамента земельных ресурсов города Москвы от 27.04.2010 N 33-5ТО-717/10-(0)-1 и обязании Департамента земельных ресурсов города Москвы выдать распоряжение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) по адресу: г. Москва, Новолужнецкий проезд, дом 9, стр. 1 отказать.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
С.Л. Захаров |
Судьи |
В.А. Свиридов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-75661/10-106-357
Истец: ЗАО "ЛУВЕРЕСТ", ЗАО "ЛУВЕРЕСТ"
Ответчик: Департамент земельных ресурсов города Москвы
Третье лицо: ОАО "Олимпийский комплекс "Лужники"
Хронология рассмотрения дела:
30.12.2010 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-28422/2010