город Москва |
дело N А40-123286/09-108-940 |
21.12.2010 |
N 09АП-30142/2010-АК |
резолютивная часть постановления объявлена 20.12.2010.
постановление изготовлено в полном объеме 21.12.2010
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Т.Т. Марковой,
судей П.В. Румянцева, Е.А. Солоповой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Е.А. Чайка,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 09.09.2010
по делу N А40-123286/09-108-940, N А40-41877/10-118-232, принятое судьей В.Г. Зубаревым
по заявлению Открытого акционерного общества "Оренбургнефть"
к Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1
о признании недействительными решений;
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Казанцевой А.Б. по доверенности N 264 от 21.12.2009;
от заинтересованного лица - Зверева Е.А. по доверенности N 214 от 03.09.2010;
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Оренбургнефть" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительными решения Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 от 16.06.2009 N 52-14-14/1504р об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения; решения N 52-14-14/1505р об отказе в возмещении (частично) суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, в части отказа в возмещении налога на добавленную стоимость в размере 2.038.153 руб.; решения от 02.02.2010 N 52-14-14/129р об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения; решения N 52-14-14/130р об отказе в возмещении (частично) суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, в части отказа в возмещении налога на добавленную стоимость в размере 2.038.153 руб.; обязании инспекции произвести возврат на расчетный счет общества сумму превышения налоговых вычетов над суммой исчисленного налога от операций, подлежащих налогообложению за 4 квартал 2008 в размере 2.038.153 руб. (с учетом уточнения требований в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 09.09.2010 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Заявителем представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Девятый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в обжалуемой части в порядке ст. 266, ч. 5 ст. 268, ст. 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, заслушав представителей сторон, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва, находит решение суда подлежащим изменению в связи с принятием отказа общества от части заявленных требований. В остальной части суд апелляционной инстанции находит решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению, в связи со следующими обстоятельствами.
Общество в судебном заседании суда апелляционной инстанции заявило устный отказ от требований в части обязания Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 произвести возврат на расчетный счет общества сумму превышения налоговых вычетов над суммой исчисленного налога от операций, подлежащих налогообложению за 4 квартал 2008 в размере 2.038.153 руб., в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Инспекция не возражает против заявления об отказе от части заявленных требований.
Поскольку отказ заявителя от требований в части обязания инспекции произвести возврат на расчетный счет общества сумму превышения налоговых вычетов над суммой исчисленного налога от операций, подлежащих налогообложению за 4 квартал 2008 в размере 2.038.153 руб. не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, суд апелляционной инстанции на основании ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным принять частичный отказ от заявленных требований.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации производство по делу в части обязания инспекции произвести возврат на расчетный счет общества сумму превышения налоговых вычетов над суммой исчисленного налога от операций, подлежащих налогообложению за 4 квартал 2008 в размере 2.038.153 руб., следует прекратить.
Из материалов дела следует, что 20.01.2009 обществом представлена в инспекцию налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2008.
По результатам проведения камеральной налоговой проверки инспекцией составлен акт от 05.05.2009 N 52-14-14/1170а и приняты решения от 16.06.2009 N 52-14-14/1504р об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения; N 52-14-14/1505р об отказе в возмещении (частично) суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению.
Решением от 16.06.2009 N 52-14-14/1504р обществу отказано в привлечении к налоговой ответственности на основании ст. 109 Налогового кодекса Российской Федерации, предложено внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
Решением от 16.06.2009 N 52-14-14/1505р обществу отказано в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 68.617.594 руб.
28.08.2009 обществом представлена в инспекцию уточненная налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2008.
По результатам проведения камеральной налоговой проверки инспекцией составлен акт от 14.12.2009 N 52-14-14/3377а и приняты решения от 02.02.2010 N 52-14-14/129р об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения; N 52-14-14/130р об отказе в возмещении (частично) суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению.
Решением от 02.02.2010 N 52-14-14/129р обществу отказано в привлечении к налоговой ответственности на основании статьи 109 Налогового кодекса Российской Федерации, предложено внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
Решением от 02.02.2010 N 52-14-14/130р обществу отказано в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 68.617.594 руб.
Основанием вынесения оспариваемых решений послужили выводы инспекции о том, что операции по экспорту нефти в Кыргызскую Республику выведены из предмета регулирования международных соглашений между данными государствами по вопросу налогообложения налогом на добавленную стоимость, а потому операции по экспорту нефти в указанные государства подлежат налогообложению по ставке 18 процентов.
В соответствии с п. 1 ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации налогообложение товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, производится по налоговой ставке 0 процентов только при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных ст. 165 Кодекса.
Статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации закреплен исчерпывающий перечень документов, необходимых для подтверждения реализации товаров на экспорт как непосредственно налогоплательщиком, так и через комиссионера, поверенного или агента.
В оспариваемых решениях инспекция не опровергает, что заявителем в подтверждение применения ставки 0 процентов представлен полный пакет документов, предусмотренных ст. 165 Кодекса.
Таким образом, все условия для подтверждения правомерности применения ставки 0 % налогоплательщиком выполнены.
В апелляционной жалобе налоговый орган ссылается на положения Межправительственного Соглашения о принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле, а именно на Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Кыргызской Республики от 10.10.2000.
Статьей 3 указанного Соглашения закреплен принцип налогообложения при вывозе товаров: товары, помещенные под таможенный режим экспорта, вывозимые с таможенной территории государства одной стороны и ввозимые на таможенную территорию государства другой стороны, облагаются косвенными налогами по нулевой ставке в соответствии с порядками, устанавливаемыми сторонами. При этом данная статья соглашения содержит положение, в соответствии с которым закрепленный принцип не распространяется на природный газ и нефть, включая стабильный газовый конденсат.
Таким образом, налоговым органом сделан правильный вывод о том, что операции по экспорту нефти выведены из предмета данных международных соглашений и, соответственно, подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость в соответствии с нормами национального законодательства о налогах и сборах.
Инспекцией не принято во внимание, что с 01.01.2005 Федеральным законом от 18.08.2004 N 102-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" внесены изменения в подп. 1 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым сняты ограничения на применение ставки 0 % по налогу на добавленную стоимость при реализации на экспорт нефти, стабильного газового конденсата и природного газа в страны СНГ.
Налоговое законодательство Российской Федерации не содержит ограничений на применение ставки 0 % при реализации на экспорт нефти в страны СНГ.
Налоговым органом при проведении камеральной налоговой проверки не принят во внимание договор от 26.02.1999 "О таможенном союзе и едином экономическом пространстве", участниками которого, являются, в том числе Россия и Кыргызская Республика.
В статье 13 данного договора в частности закреплено следующее положение: стороны договорились о том, что порядок взимания и поступления таможенных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие, будет определен отдельными соглашениями. При подготовке вышеуказанных соглашений стороны будут учитывать принятые решения и последующие договоренности, которые будут достигнуты сторонами по данному вопросу на двусторонней и многосторонней основе.
В соответствии со ст. 16 данного договора, ставки косвенных налогов на экспортируемые и импортируемые товары не должны превышать аналогичные ставки, которыми облагаются товары национального производства.
Договор о таможенном союзе ратифицирован Российской Федерацией Федеральным законом от 22.05.2001 N 55-ФЗ с оговоркой к статье 16, касающейся экспорта нефти, включая стабильный газовый конденсат, и природный газ: Российская Федерация во взаимной торговле с государствами - участниками договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве, кроме Республики Белоруссия, и другими государствами - участниками Содружества Независимых Государств переходит с 01.07.2001, если иной срок не предусмотрен международными договорами Российской Федерации о порядке взимания косвенных налогов во взаимной торговле, заключенными на двусторонней основе, на взимание косвенных налогов по принципу страны назначения, за исключением взимания налогов при реализации нефти, включая стабильный газовый конденсат, и природного газа.
Такая оговорка к договору, а также соответствующие положения межправительственных соглашений были должным образом подкреплены на уровне национального законодательства, а именно п. 1 ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действующей до 01.01.2005, которой при реализации нефти, стабильного газового конденсата и природного газа в страны-участники СНГ возможность применения ставки 0 % исключалась.
Однако Федеральным законом от 29.12.2004 N 209-ФЗ с 01.01.2005 снята оговорка Российской Федерации к статье 16 договора о таможенном союзе и едином экономическом пространстве, подписанного 26.02.1999, сделанная при его ратификации, а также внесена соответствующая поправка в Налоговый кодекс Российской Федерации.
Таким образом, с 01.01.2005 по налоговой ставке 0 % производится налогообложение всех, без исключения, товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта.
Межправительственное соглашение России о принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле с Правительством Кыргызской Республики не было отменено. Тем не менее, на основании статьи 22 "Снятие оговорок и возражений против оговорок" и статьи 30 "Применение последовательно заключенных договоров, относящихся к одному и тому же вопросу" Венской конвенции о праве международных договоров от 23.05.1969 внесение поправок в названное двустороннее соглашение не является обязательным.
Как установлено статьей 30 Венской конвенции о праве международных договоров от 23.05.1969, если все участники предыдущего договора (в данном случае, двусторонние межправительственные соглашения) являются также участниками последующего договора (договор от 26.02.1999 "О таможенном союзе и едином экономическом пространстве" со снятой Россией оговоркой), но действие предыдущего договора не прекращено или не приостановлено в соответствии со статьей 59, предыдущий договор применяется только в той мере, в какой его положения совместимы с положениями последующего договора.
Таким образом, положения договора (с учетом решения о снятии оговорки), как более поздние по времени вступления в действие имеют приоритетное значение в сравнении с положениями соглашения.
При таких обстоятельствах, с 01.01.2005 реализация нефти в Кыргызскую Республику не может облагаться по ставке 18 %.
Руководствуясь ст. ст. 49, 62, 150, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 09.09.2010 по делу N А40-123286/09-108-940, N А40-41877/10-118-232 изменить.
Принять отказ Открытого акционерного общества "Оренбургнефть" от требований части обязания Межрегиональную инспекцию Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 произвести возврат на расчетный счет общества сумму превышения налоговых вычетов над суммой исчисленного налога от операций, подлежащих налогообложению за 4 квартал 2008 в размере 2.038.153 руб.
В данной части решение суда отменить, производство по делу прекратить.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
Е.А. Солопова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-123286/09-108-940
Истец: ОАО"Оренбургнефть", ОАО "Оренбургнефть"
Ответчик: МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1
Хронология рассмотрения дела:
21.12.2010 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-30142/2010