г.Москва |
N 09АП-33134/2010-АК |
27.01.2011 |
Дело N А40-109928/10-130-652 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20.01.2011.
Полный текст постановления изготовлен 27.01.2011
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цымбаренко И.Б.,
судей: Попова В.И., Бекетовой И.В.,
при ведении протокола
помощником судьи Коваленко В.В.,
при участии:
от заявителя:
не явился, извещен;
от ответчика:
Эбиров Б.В., по дов. от 30.12.2010, паспорт 85 07 358926
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ГУП г.Москвы ДЕЗ района "Нижегородский"
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 16 ноября 2010 г.
по делу N А40-109928/10-130-652 судьи Кононовой И.А.
по заявлению ГУП г.Москвы ДЕЗ района "Нижегородский"
к Департаменту природопользования и охраны окружающей среды Правительства Москвы
об оспаривании постановлений о привлечении к административной ответственности
УСТАНОВИЛ
ГУП г.Москвы ДЕЗ района "Нижегородский" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о признании незаконными и отмене постановлений Департамента природопользования и охраны окружающей среды Правительства Москвы (далее - ответчик, Департамент) от 24.08.2010 N 1010-003279-1/2010, N 1010-003279-3/2010, N 1010-003279-5/2010 о привлечении заявителя к административной ответственности по ст.ст.8.1, 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и ч.1 ст.4.36 Кодекса г.Москвы об административных правонарушениях (далее - КоАП г. Москвы).
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 16.11.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано, при этом суд сослался на наличие в действиях заявителя составов административных правонарушений, предусмотренных ст.ст.8.1, 8.41 КоАП РФ и ч.1 ст.4.36 КоАП г. Москвы, в том числе его вины в совершении вменяемых правонарушений, а также на отсутствие нарушений со стороны административного органа при производстве по делу об административном правонарушении.
Заявитель не согласился с решением суда и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Ссылается на отсутствие в действиях ГУП г.Москвы ДЕЗ района "Нижегородский" состава вменяемого правонарушения.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает жалобу необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Представитель заявителя в судебное заседание не явился. Располагая доказательствами его надлежащего извещения о времени и месте судебного разбирательства, суд рассмотрел дело в порядке ст. ст. 123 и 156 АПК РФ.
Девятый арбитражный апелляционный суд, проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ, с учетом исследованных доказательств по делу и доводов апелляционной жалобы не находит оснований для отмены судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, 18.08.2010 на основании Распоряжения от 30.06.2010 N 1008003279/10 Департаментом проведена плановая выездная проверка, в ходе которой установлено несоблюдение заявителем экологических требований, что отражено в Акте проверки от 18.08.2010 N 1010-003279/10.
В связи с выявленными обстоятельствами в отношении заявителя возбуждены производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст.ст.8.1, 8.41 КоАП РФ и ч.1 ст.4.36 КоАП г.Москвы.
24.08.2010 по результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях Департаментом в отношении заявителя вынесены три постановления:
- постановлением N 1010-003279-1/2010 заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.1 КоАП РФ, выразившегося в отсутствии разработанных проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;
- постановлением N 1010-003279-3/2010 заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.41 КоАП РФ, выразившегося в невнесении в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду;
- постановлением N 1010-003279-5/2010 заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.4.36 КоАП г.Москвы, выразившегося в непредставлении данных, необходимых для ведения Сводного кадастра отходов производства и потребления г.Москвы.
Не согласившись с принятыми постановлениями, заявитель обратился в Арбитражный суд г.Москвы с настоящим заявлением.
Принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии законных оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии с ч.4 ст.210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Согласно ч.ч.6, 7 ст.210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Статьей 8.1 КоАП РФ установлена ответственность за несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
В соответствии со ст.24 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к экологическим требованиям относится, в том числе разработка лимитов на размещение отходов производства и потребления.
Пунктом 3 ст.18 Федерального закона от 26.06.2008 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что в целях обеспечения охраны окружающей природной среды и здоровья человека установлено требование индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами, разрабатывать лимиты на размещение отходов производства и потребления.
Согласно положениям ст.39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, заявитель обязан иметь разработанные проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Вместе с тем из представленных в материалы дела доказательств усматривается, что проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение заявителем разработан не был, лимит на размещение отходов производства и потребления в установленном порядке не утвержден, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст.8.1 КоАП РФ.
Статьей 8.41 КоАП РФ установлена административная ответственность за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду в виде наложения административного штрафа на юридических лиц от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Негативное воздействие на окружающую среду, согласно п.1 ст.16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.
Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду определен Постановлением Правительства Российской Федерации N 344 от 12.06.2003 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления".
Пунктом 1 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации N 632 от 28.08.1992, установлено, что настоящий Порядок распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием (в дальнейшем именуются природопользователи), и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
В силу п.1 и п.2 Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору "Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду" N 557 от 08.06.2006 плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит уплате по итогам отчетного периода, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал.
Проверкой установлено, что при осуществлении хозяйственной деятельности и эксплуатации рабочих помещений заявителем образуются отходы I -IV класса опасности: люминесцентные лампы, отходы канцелярской деятельности, ТБО и др. Собранные отходы хранятся в специально отведенных местах временного накопления для последующей транспортировки на утилизацию.
Как усматривается из представленных в материалы дела доказательств, заявитель не внес плату за негативное воздействие на окружающую среду за истекший период, что является нарушением ст.16 Федерального Закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст.8.41 КоАП РФ.
Частью 1 статьи 4.36 КоАП г.Москвы установлена административная ответственность за непредставление, несвоевременное представление данных, необходимых для ведения Сводного кадастра отходов производства и потребления города Москвы, лицом, обязанным в соответствии с правовыми актами города Москвы направлять такие данные.
Между тем, в нарушение требований Постановления Правительства Москвы от 14.10.2003 N 865-ПП "О сводном кадастре отходов производства и потребления города Москвы" заявителем такие данные за отчетный 2009 год в Департамент природопользования представлены не были.
Учитывая данные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях заявителя признаков административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена ч.1 ст.4.36 КоАП г.Москвы.
В соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При этом доказательства об отсутствии у заявителя возможности для соблюдения нарушенных правил и норм в материалы дела не представлены.
При таких обстоятельствах, оценив в совокупности представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о доказанности совершения заявителем административных правонарушений, предусмотренных ст.ст.8.1, 8.41 КоАП РФ и ч.1 ст.4.36 КоАП г.Москвы, и правомерного применения к нему административного наказания.
Требования ст.ст.28.2, 25.1, 25.4, 29.7 КоАП РФ административным органом при производстве по делам об административных правонарушениях соблюдены. Наличие нарушений, которые могут являться основанием для отмены оспариваемых постановлений в соответствии с п.10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10, не установлено.
Срок давности привлечения к административной ответственности ответчиком не нарушен.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем отмене не подлежит.
Нормы материального и процессуального права применены судом правильно.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут явиться основанием для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда города Москвы от 16 ноября 2010 по делу N А40-109928/10-130-652 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
И.Б. Цымбаренко |
Судьи |
И.В. Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-109928/10-130-652
Истец: ГУП г.Москвы ДЕЗ района"Нижегородский"
Ответчик: Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы
Хронология рассмотрения дела:
27.01.2011 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-33134/2010