г. Москва |
Дело N А40-97622/10-106-458 |
26 января 2011 г. |
N 09АП-29261/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 января 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 января 2011 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поташовой Ж.В.,
судей: Пронниковой Е.В., Якутова Э.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Яцевой В.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу ООО "Консорциум"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 13.10.2010
по делу N А40-97622/10-106-458 судьи Кузнецовой С.А.
по заявлению ООО "Консорциум"
к Департаменту природопользования и охраны окружающей среды города Москвы
об оспаривании постановлений от 18.11.2009 по делам N 0101000027/9, N 0101000026/9 об административных правонарушениях
при участии:
от заявителя: Молохов А.В. по дов. от 11.10.2010, паспорт 45 10 865824
от ответчика: Козырева Г.А. по дов. от 25.11.2010 N 05-08-2721/10, уд. 21018;
УСТАНОВИЛ
решением Арбитражного суда г. Москвы от 13.10.2010 отказано в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Консорциум" (далее - Общество) о признании незаконными и отмене постановлений Департамента природопользования и охраны окружающей среды г.Москвы от 18.11.2009 N 0101000027/9, N0101000026/9 о привлечении ООО "Консорциум" к административной ответственности по ч.1 ст.4.17 КоАП г.Москвы с назначением административного штрафа в сумме 250 000 рублей и по ч.1 ст.4.18 КоАП г.Москвы с назначением административного штрафа в сумме 300 000 рублей.
В обоснование принятого решения суд первой инстанции указал на наличие в действиях ООО "Консорциум" составов административного правонарушения, предусмотренных ч.1 ст.4.17 и ч.1 ст.4.18 КоАП г.Москвы.
Не согласившись с данным решением, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить принять по делу новый судебный акт о признании незаконными постановлений Департамента природопользования и охраны окружающей среды г.Москвы от 18.11.2009 N 0101000027/9, N0101000026/9 о привлечении ООО "Консорциум" к административной ответственности по ч.1 ст.4.17 КоАП г.Москвыот 22.07.209 и его отмене.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Представил письменные пояснения в порядке ст. 81 АПК РФ.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы. Представил письменные пояснения в порядке ст. 81 АПК РФ.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных по делу доказательств и доводов апелляционной жалобы полагает, что судебный акт подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что Департаментом природопользования и охраны окружающей среды г.Москвы с участием Межрайонной природоохранной прокуратуры г.Москвы проведено обследование территории ООО "Консорциум" по адресу: г.Москва, ул.Островная, вл.2 на предмет соблюдения требований природоохранных требований, о чем составлен акт от 20.07.2009.
В ходе обследования территории установлено, что территория огорожена бетонным забором, на входе имеется охрана и осуществляется пропускной режим. На территорию осуществляется проезд автомобилей.
Указанный земельный участок площадью 55 га предоставлен ООО "Консорциум" на основании договора аренды земельного участка от 26.07.1996 N МО-306283 под строительство "Гольф-комплекса" и последующую его эксплуатацию и благоустройство береговой полосы р. Москвы между территорией "Гольф комплекса" и р. Москвой. На участке помимо гольф-полей, находится несколько специально оборудованных тенистых кортов; автопарковка площадью 1020 кв.м. Территория представляет собой озелененную территорию площадью около 55 га, в границах ООПТ ПиП "Москворецкий".
В ходе обследования территории установлен факт создания молодых посадок в общем количестве 287 шт. деревьев, 20 шт. декоративного кустарника, а также газона на всей территории ООО СП "Консорциум", не занятой капитальными строениями, а также плоскостными сооружениями (корты, автомобильные стоянки).
Посадочный материал не соответствует требованиям, установленным разделом 3.4 Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений города Москвы, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 10.09.2002 N 743-ПП.
Кроме того, в нарушение требований п. 3.6.1 Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений города Москвы работы по благоустройству и озеленению на особо охраняемой природной территории осуществлены без согласования технического задания на проектирование с Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, без разработки проекта, согласованного в установленном порядке с исполнительными органами Правительства Москвы.
В нарушение требований п.3.4.3 Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений города Москвы параметры посадочного материала не определены проектом. При создании зеленых насаждений нарушена технология зеленого строительства, а именно отсутствуют приствольные лунки, деревья не подвязаны кольями.
Установлены факты повреждения трех деревьев, а именно вбиты гвозди в ствол для установки цветочных горшков, что является нарушением требований п. 9.1, 9.3 Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений г. Москвы и ч. 2 ст. 30 Закона г. Москвы от 26.09.2001 N 48 "Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве".
На основании указанных фактов государственным инспектором г.Москвы по охране природы Марченко Л.А в отношении ООО "Консорциум" вынесены определения от 20.07.2009 о возбуждении дела N 1302006290 об административном правонарушении по ч.1 ст. 4.17 КоАП г.Москвы по факту нарушений п.3.4, п.3.4.3 Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений города Москвы, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 10.09.2002 N 743-ПП и дела N 1302006290/1 об административном правонарушении по ч.1 ст. 4.18 КоАП г.Москвы по факту нарушений п. 9.1, 9.3 Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений г. Москвы и ч. 2 ст. 30 Закона г. Москвы от 26.09.2001 N 48 "Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве".
По результатам проведенного расследования, государственным инспектором г.Москвы по охране природы Марченко Л.А в отношении ООО "Консорциум" составлены протоколы от 20.08.2009 N 1302006290 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.4.17 КоАП г.Москвы (т. 2 л.д. 3) и N 1302006290/1 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.4.18 КоАП г.Москвы (т. 2 л.д. 5).
Протокол об административном правонарушении составлен в отсутствие надлежащим образом извещенного законного представителя ООО "Консорциум", что подтверждается письмами ЗАО "ДХЛ Интернешнл" от 11.08.2009 о доставке уведомления о составлении протоколов об административном правонарушении по адресу: г.Москва, ул.Островная, вл.2 и отказе от получения отправления по адресу: г.Москва, ул.Малая Никитская, д.27.
На основании указанных протоколов главным государственным инспектором г.Москвы по охране природы Козловой Т.В. в отсутствии надлежащим образом извещенного законного представителя ООО "Консорциум" рассмотрено дело об административном правонарушении и вынесены постановления от 18.11.2009 N 0101000027/9, N0101000026/9 по делам об административных правонарушениях по ч.1 ст.4.17 КоАП г.Москвы с назначением административного штрафа в сумме 250 000 рублей и по ч.1 ст.4.18 КоАП г.Москвы с назначением административного штрафа в сумме 300 000 рублей (т. 2 л.д. 23-24).
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Общества в арбитражный суд.
Срок обращения с заявлением об оспаривании решений о привлечении к административной ответственности суд первой инстанции обоснованно счел соблюденным.
В соответствии с ч.6 ст.210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с ч.7 ст.210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Согласно ч.1 ст. 4.17 КоАП г.Москвы нарушение правил создания зеленых насаждений влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - трехсот тысяч рублей.
Согласно абз. 3 ст. 2 Закона города Москвы от 05.05.1999 N 17 "О защите зеленых насаждений", собственники, владельцы, пользователи земельных участков, на которых расположены зеленые насаждения, обязаны осуществлять контроль за их состоянием, обеспечивать удовлетворительное состояние и нормальное развитие зеленых насаждений. Работы по уходу за зелеными насаждениями, связанные с проведением агротехнических мероприятий, осуществляются специализированными организациями.
Правила создания, содержания, охраны зеленых насаждений утверждаются в установленном порядке Правительством Москвы (ст. 1 Закона города Москвы от 05.05.1999 N 17 "О защите зеленых насаждений").
Согласно абз. 5 ст. 4 Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений города Москвы (утв. Постановлением Правительства Москвы от 10.09.2002 N 743-ПП), все мероприятия по уходу за зелеными насаждениями должны заноситься в общий журнал работ по уходу за зелеными насаждениями (приложение 28).
В соответствии с п. 3 Постановления Правительства Москвы от 10.09.2002 N 743-ПП, выполнение Правил является обязательным для организаций, выполняющих работы по охране, созданию, ремонту и содержанию природных и озелененных объектов в городе Москве.
Пунктом 8 постановления Правительства Москвы от 19.11.2002 N 939-1111 "Об утверждении Положения о Департаменте природопользования и охраны окружающей среды города Москвы" устанавливает, что Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы является правопреемником Государственного комитета по охране окружающей среды г. Москвы (Москомприроды) в части обязательств перед городскими коммунальными организациями.
В ходе обследования территории установлен факт создания молодых посадок в общем количестве 287 шт. деревьев, 20 шт. декоративного кустарника, а также газона на всей территории ООО "Консорциум" не занятой капитальными строениями, а также плоскостными сооружениями (корты, автомобильные стоянки). При создании зеленых насаждений нарушена технология зеленого строительства, а именно отсутствуют приствольные лунки, деревья не подвязаны кольями. В Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы документации о соответствии экологическим требованиям проектной, предпроектной документации от ООО "Консорциум" не поступало.
Таким образом, административным органом правомерно установлено, что Обществом нарушен п.3.4.3 Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений города Москвы, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 10.09.2002 N 743-ПП, согласно которому параметры посадочного материала должны определяться проектом.
При этом ссылка заявителя на заключение ООО "Парковая реставрация" от 09.08.2010 N 107, согласно которому посадки осуществлены на основании утвержденного в 1989 году "Проекта создания Гольф-Комплекса", не может быть принята во внимание, поскольку проверкой установлено, что нарушена технология зеленого строительства при создании зеленых насаждений.
В нарушение п. 3.6.1 Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений города Москвы, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 10.09.2002 N 743-ПП при проведении работ по благоустройству и озеленению на территории природного комплекса, природных территориях и особо охраняемых природных территориях техническое задание на проектирование не согласовано с Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы.
Отклоняется ссылка представителя Общества, полагающего, что данные деяния следует квалифицировать по 4.2 КоАП г. Москвы, с применением п.2 закона г. Москвы от 26.09.2001 N 48, не допускающий действия, причиняющие вред природным объектам, а именно, самовольные посадки деревьев и кустарников, а также другие самовольные действия граждан, направленные на обустройство отдельных участков особо охраняемой территории.
В настоящем случае применим закон г. Москвы от 10.09.2002 N 743-ПП определяющий в разделе 3. создание зеленых насаждений в п. 3.6.1 обязательное согласование с Департаментом природопользования и охраны окружающей природной среды г. Москвы при проведении работ по благоустройству и озеленению на территории природного комплекса, природных территориях и особо охраняемый природных территориях.
Объективную сторону вмененного административного правонарушения составили в том числе действия Общества по проведении работ по благоустройству и озеленению на указанной территории (закон г. Москвы от 10.09.2002 N 743-ПП), а не самовольные посадки деревьев и кустарников, а также другие самовольные действия граждан, направленные на обустройство отдельных участков особо охраняемой территории (закона г. Москвы от 26.09.2001 N 48).
Согласно ч.1 ст. 4.18 КоАП г.Москвы повреждение зеленых насаждений влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч пятисот до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - трехсот тысяч рублей.
При этом суд правомерно указал на то, что повреждение зеленых насаждений составляет объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 4.18 Кодекса города Москвы об административных правонарушениях, и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере трехсот тысяч рублей.
Статьей 2 Закона города Москвы от 05.05.1999 "О защите зеленых насаждений" установлено, что защите подлежат все зеленые насаждения, расположенные на территории города Москвы, независимо от форм собственности на земельные участки, где эти насаждения расположены.
Согласно ст. 7 Закона города Москвы от 05.05.1999 "О защите зеленых насаждений" граждане и юридические лица обязаны, в том числе, обеспечивать сохранность зеленых насаждений, производить весь комплекс агротехнических мероприятий по уходу за зелеными насаждениями на земельных участках, предоставленных им в собственность, пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование, временное пользование, аренду, в том числе и на озелененных территориях.
В силу ч.2 ст.30 Закона г. Москвы от 26.09.2001 N 48 "Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве" на особо охраняемых природных территориях, категория и режим охраны и использования которых позволяют осуществление хозяйственной деятельности, не допускаются действия, причиняющие вред природным объектам.
Административным органом установлено нарушение требований п.9.1, 9.3 Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений г. Москвы, согласно которым юридические владельцы территорий обязаны обеспечить сохранность насаждений, а также на озелененных и природных территориях им запрещается подвешивать на деревьях гамаки, качели, веревки для сушки белья, забивать в стволы деревьев гвозди, прикреплять рекламные щиты, электропровода, электрогирлянды из лампочек, флажковые гирлянды, колючую проволоку и другие ограждения, которые могут повредить деревьям.
Протоколом об административном правонарушении от 20.08.2009 N 1302006290/1 зафиксирован факт повреждения зеленых насаждений - трех деревьев путем вбивания гвоздей в стволы указанных деревьев с последующим подвешиванием цветочных горшков, что в свою очередь является нарушением п.п. 9.1, 9.3 Правил создания, содержания.
Статьей 18 Закона г. Москвы от 05.05.1999 N 17 "О защите зеленых насаждений" установлено, что за нарушение требований по защите зеленых насаждений граждане, должностные и юридические лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом города Москвы об административных правонарушениях.
Согласно п. 16.1 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц, в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (ст. 2.2 КоАП РФ) не выделяет.
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в ч. 1 или ч. 2 ст. 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
При этом доказательства об отсутствии у Общества возможности для соблюдения нарушенных правил и норм в материалы дела не представлены.
При таких обстоятельствах, оценив в совокупности представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о доказанности совершения обществом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 4.17, ч. 1 ст. 4.18 Кодекса г. Москвы об административных правонарушениях, и правомерного применения к нему административного наказания.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.4 КоАП РФ при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
За совершение указанных правонарушений ответчиком обоснованно, в соответствии с ч. 1 ст. 4.4 КоАП РФ, наложен штраф в пределах установленных санкций за совершение каждого правонарушения.
Учитывая, что наличие состава административного правонарушения в действиях заявителя подтверждено материалами дела, сроки и порядок привлечения Общества к административной ответственности административным органом соблюдены, ответчиком всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства дела, оспариваемое постановление вынесено обоснованно и в соответствии с законом, штраф наложен в пределах санкции ч. 1 ст. 4.17, ч. 1 ст. 4.18 Кодекса г. Москвы об административных правонарушениях, предусмотренные ч. 2 ст. 211 АПК РФ суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требований Общества о признании незаконными и отмене оспариваемых постановлений.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции выяснены все обстоятельства дела, правильно оценены доводы сторон и вынесено законное и обоснованное решение, в связи с чем апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Поскольку заявленные требования не подлежат удовлетворению, требования заявителя о взыскании судебных расходов в размере 75 000 руб. также удовлетворению не подлежит в силу ст. 110 АПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266, 267, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда г.Москвы от 13.10.2010 по делу N А40-97622/10-106-458 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Ж.В. Поташова |
Судьи |
Е.В. Пронникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-97622/10-106-458
Истец: ООО "Консорциум"
Ответчик: Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы
Хронология рассмотрения дела:
26.01.2011 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-29261/2010