Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 2 апреля 2007 г. N КА-А40/2067-07
(извлечение)
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 26.09.06, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 13.12.06, признано недействительным решение Межрайонной ИФНС РФ N 47 по г. Москве от 25.05.06 N 267 "Об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения и требование об уплате налоговой санкции от 17.07.06 N 4546", вынесенные в отношении Компании "Шелл Трейдинг Раша БиВи" (далее - Компания, заявитель).
В кассационной жалобе Инспекция просит об отмене судебных актов, ссылаясь на то, что они вынесены с нарушением закона.
Выслушав представителей Инспекции, поддержавших доводы жалобы, представителей Компании, возражавших против ее удовлетворения по мотивам, изложенным в судебных актах и в приобщенном к материалам дела отзыве на кассационную жалобу, проверив материалы дела, кассационная инстанция не находит оснований для отмены решения и постановления судов.
Судом установлено, что по результатам рассмотрения и налоговой декларации по НДС за январь 2006 года, и материалов проверки Инспекция приняла решение N 267 от 25 мая 2006 года об отказе в привлечении Компании к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, которым признала неправомерным применение Компанией вычета по НДС в размере 15232927,12 руб., доначислила НДС в размере 1508041,7 руб., пени в размере 65045 руб., привлекла к ответственности по ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 316008,34 руб., а также предложила уплатить сумму штрафных санкций в срок до 02.08.06 согласно требованию N 4546.
Признавая данные ненормативные акты незаконными, нарушающими права заявителя, суды исходили из следующего.
Согласно п. 1 ст. 171 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 Налогового кодекса Российской Федерации, на установленные ст. 171 налоговые вычеты.
В соответствии с п. 8 ст. 171 Налогового кодекса Российской Федерации вычетам подлежат суммы НДС, исчисленные налогоплательщиком с сумм оплаты, частичной оплаты, полученных в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг).
Пунктом 8 ст. 171, п.п. 1, 6 ст. 172 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрены следующие условия для применения данного вида вычета:
- С фактически полученных налогоплательщиком сумм предварительной оплаты товаров должен быть исчислен НДС (п. 8 ст. 171 Налогового кодекса Российской Федерации);
- Вычет производится на основании иных, нежели счета-фактуры, документов (п. 1 ст. 172 Налогового кодекса Российской Федерации);
- Товары, в оплату которых поступили соответствующие суммы предварительной оплаты, должны быть отгружены (п. 6 ст. 172 Налогового кодекса Российской Федерации).
Никаких иных условий для применения данного вычета налоговым законодательством не предусмотрено.
Факт предварительной оплаты товара исследован судами первой и апелляционной инстанций, подтверждается имеющимися в деле платежными документами (платежные поручения N 318 от 28.12.2005, N 156 от 16.01.2006, N 541 от 11.01.2006, т. 2, л.д. 54-56) и не оспаривается Инспекцией.
Факт исчисления Компанией НДС с указанных сумм также подтвержден документально (т. 2, л.д. 30-43 (декларации по НДС за декабрь 2005 года и январь 2006 года), т. 2, л.д. 57-58 (книги продаж за декабрь 2005 года, январь 2006 года)), не оспаривается Инспекцией, и нашел отражение в судебных актах.
Факт отгрузки товара подтвержден имеющимися в деле документами (т. 2, л.д. 59-64 (акты приемки-передачи товаров), не оспаривается Инспекцией и оценен судами первой и апелляционной инстанций.
Судом первой и апелляционной инстанций также установлено, что Компанией представлены Инспекции все документы, необходимые для реализации права на вычет по НДС. В отношении представленных документов у Инспекции также претензий не имеется.
Таким образом, суды обоснованно пришли к выводу, что Компанией соблюдены все условия для применения вычета по НДС, а отказ в предоставлении вычета по иным основаниям противоречит ст.ст. 171, 172 Налогового кодекса Российской Федерации и является незаконным.
Доводы Инспекции о нарушении Компанией требования ст. 169 Налогового кодекса Российской Федерации незаконны.
Как указывалось выше и следует из п. 1 ст. 172 Налогового кодекса Российской Федерации, счет-фактура не является документом, на основании которого производится вычет НДС, исчисленного с сумм частичной оплаты, полученной в счет предстоящих поставок товаров. Указанный вычет производится на основании иных документов.
Более того, Налоговым кодексом Российской Федерации не установлено и обязанности по выставлению счетов-фактур при получении оплаты в счет предстоящих поставок товаров.
В соответствии с п. 3 ст. 168 Налогового кодекса Российской Федерации счета-фактуры должны выставляться при реализации товаров (работ, услуг) не позднее 5 дней, считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг).
Согласно п. 1 ст. 39 Налогового кодекса Российской Федерации под реализацией понимается передача права собственности на товары (результатов выполненных работ, оказание услуг).
Получение в счет предстоящих поставок товаров оплаты не сопровождается передачей права собственности на данные товары, таким образом, реализации при получении аванса не происходит, как не происходит и отгрузки товара.
Таким образом, Компания не должна была составлять счета-фактуры в отношении сумм, полученных в счет частичной оплаты предстоящих поставок товаров.
В связи с вышеизложенным ст. 169 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающая обязательные требования к составлению счетов-фактур, нарушение которых влечет отказ в применении вычетов по НДС, не подлежит применению в рассматриваемой ситуации.
Таким образом, довод Инспекции о том, что счет фактура является обязательным документом для принятия к вычету НДС, исчисленного с полученных сумм предварительной оплаты товаров, а также указание на нарушение Компанией требований ст. 169 Налогового кодекса Российской Федерации, противоречат положениям Налогового кодекса Российской Федерации.
Кроме того, суды отметили, что после реализации товаров, в счет оплаты которых поступили суммы предварительной оплаты, Компания выставила покупателям счета-фактуры с указанием всех обязательных реквизитов согласно ст. 169 Налогового кодекса Российской Федерации.
К указанным счетам-фактурам претензии со стороны Инспекции отсутствуют.
Доводы Инспекции о том, что Компанией нарушены положения Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по НДС, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 914 от 02.12.2000 (далее - Постановление N 914), ошибочны.
Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит такого условия для применения вычета по НДС, исчисленного с сумм авансовых платежей, как выставление счета-фактуры на сумму авансового платежа до факта реализации товара, а также соблюдение порядка ведения книг покупок и книг продаж.
В соответствии с п. 1 ст. 4 Налогового кодекса Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти не могут издавать нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами, которые изменяют или дополняют законодательство о налогах и сборах. Следовательно, Постановление Правительства не может устанавливать дополнительные основания для применения вычетов по НДС или возлагать на налогоплательщиков обязанности, не предусмотренные Налогового кодекса Российской Федерации.
Кроме этого, согласно п. 8 ст. 169 Налогового кодекса Российской Федерации Правительство РФ вправе устанавливать только порядок ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж, но не порядок и случаи составления счетов-фактур.
В связи с этим наличие (отсутствие) таких счетов-фактур у Компании, также как и ошибки в их заполнении не могут повлиять на правомерность применения Компанией рассматриваемых налоговых вычетов.
Вместе с тем, Компанией были соблюдены указанные Правила, поскольку при получении авансовых платежей Компанией были составлены счета-фактуры, предназначенные для внутреннего учета поступивших сумм.
Счета-фактуры, составленные Компанией для внутреннего учета при получении авансов в счет предстоящих поставок, соответствуют форме, установленной Постановлением N 914, и зарегистрированы в книге продаж согласно п. 18 Правил и в книге покупок при отгрузке товаров согласно п. 13 Правил.
Следовательно, Компанией были выполнены все требования налогового законодательства, подтверждающие право на вычет по НДС, в связи с чем оспариваемое решение и требование Инспекции незаконны.
Нормы материального права при разрешении спора применены правильно, требования процессуального закона соблюдены. Оснований, предусмотренных ст. 288 Налогового кодекса Российской Федерации для отмены судебных актов, не имеется.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду статья 288 АПК РФ
Руководствуясь ст.ст. 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 26.09.06 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 13.12.06, оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной ИФНС РФ N 47 по г. Москве - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 2 апреля 2007 г. N КА-А40/2067-07
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании