Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
от 9 февраля 2011 г. N 17АП-13634/2010-АК
г. Пермь |
|
09 февраля 2011 года |
Дело N А60-29266/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 февраля 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 февраля 2011 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Полевщиковой С.Н.,
судей Савельевой Н.М., Борзенковой И.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бакулиной Е.В., при участии:
от заявителя ОАО "Территориальная генерирующая компания N 9" (ОАО "ТГК-9" (ИНН: 5904119383, ОГРН: 1045900550024): не явился,
от заинтересованного лица (Финансовому управлению в Качканарском городском округе (ИНН: 6615003159): не явился,
от третьего лица (Муниципального унитарного предприятия "Управление городского хозяйства" ОГРН 1026601126320, ИНН: 6615005220): не явился, (лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица - Финансового управления в Качканарском городском округе
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 03 ноября 2010 года
по делу N А60-29266/2010, принятое судьей Филипповой Н.Г.
по заявлению ОАО "Территориальная генерирующая компания N 9" (ОАО "ТГК-9")
к Финансовому управлению в Качканарском городском округе,
третье лицо: Муниципальное унитарное предприятие "Управление городского хозяйства",
о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ:
Заявитель обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконными действий Финансового управления в Качканарском городском округе (далее - заинтересованное лицо, финуправление), выразившихся в возврате без исполнения исполнительного листа по делу N А60-25459/2008-С3, обязании Финансового управление в Качканарском городском округе принять исполнительный лист по делу N А60-25459/2008-С3 к исполнению, приостановить расходные операции по лицевым счетам МУП "Управление городского хозяйства" до полного выполнения требований исполнительного листа по делу N А60-25459/2008-С3.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Муниципальное унитарное предприятие "Управление городского хозяйства".
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 03 ноября 2010 года заявленные требования удовлетворены.
Признаны незаконными действия Финансового управления в Качканарском городском округе, выразившиеся в возврате без исполнения исполнительного листа от 19.12.2008 N 001041779 по делу N А60-25459/2008-С3.
Финансовое управление в Качканарском городском округе обязано принять исполнительный лист от 19.12.2008 N 001041779 по делу N А60-25459/2008-С3 к исполнению, приостановить расходные операции по лицевым счетам МУП "Управление городского хозяйства" до полного выполнения требований исполнительного листа по делу N А60-25459/2008-С3.
В порядке распределения судебных расходов с Финансового управления в Качканарском городском округе в пользу открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 9" взыскано 2000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с принятым судебным актом, заинтересованное лицо обратилось в суд с апелляционной жалобой, просит решение отменить в связи с его незаконностью и необоснованностью.
Так, Финуправление считает, что все обязанности, возложенные на него ст. 245.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), должником выполнены, совершение каких-либо иных действий законом не установлено.
Кроме того, Финуправление полагает, что обоснованно возвратило исполнительный лист взыскателю, при этом ссылается на то обстоятельство, что МУП "Управление городского хозяйства" в адрес Финуправления были направлены доказательства оплаты должником долга по исполнительному листу, что подтверждается платежными поручениями за период с сентября по декабрь 2005 года на сумму 27 523 714 руб. 15 коп., платежными поручениям об оплате госпошлины в сумме 79 280 руб. 60 коп.
Отзывы на апелляционную жалобу заявителем и третьим лицом не представлены.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом, в том числе публично. Данные обстоятельства в силу ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не являются препятствием к рассмотрению дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела заявитель направил в адрес Финансового управления в Качканарском городском округе (сопроводительное письмо от 25.03.2010 N 6056-10/153) дубликат исполнительного листа от 19.12.2008 N 001041779, выданного Арбитражным судом Свердловской области, о взыскании с муниципального бюджетного учреждения "Управление городского хозяйства" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Свердловские коммунальные системы" основного долга в сумме 27 523 714 руб. 15 коп., в возмещение расходов по уплате государственной пошлины, понесенных при подаче иска, денежных средств в сумме 79 280 руб. 60 коп.
В связи с отсутствием на счетах МБУ "Управление городского хозяйства" суммы, необходимой для исполнения требований исполнительного документа, учреждение направило главе Качканарского городского округа запрос-требование о необходимости выделения дополнительных лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в сумме 27 523 714 руб. (исх. N 652 от 16.04.2010).
Письмом от 28.05.2010 исх. N 1201 Глава Качканарского городского округа сообщил, что выделение дополнительных бюджетных средств на исполнение решения суда не представляется возможным, так как в заявке-требовании источник образования задолженности указан неверно, согласно решению суда источник возникновения задолженности - средства населения.
Письмом от 30.06.2010 N 502 Финансовое управление Качканарского городского округа возвратило исполнительный лист без исполнения, указав, что источниками поступлений денежных средств, используемых абонентом в расчетах с энергоснабжающей организацией, являются средства, выделяемые из муниципального бюджета и поступающие от населения.
Дотационные бюджетные средства, поступившие на счета абонента за спорный период, перечислены им энергоснабжающей организации в полном объеме. В связи с чем, бюджет Качканарского городского округа не вправе производить расходование бюджетных средств на цели, не предусмотренные в законе о бюджете, а в законе о бюджете эти средства не могут быть предусмотрены по причине отсутствия задолженности бюджета перед энергоснабжающей организацией. Также сообщило, что средств от внебюджетной деятельности, поступающих на лицевой счет должника МБУ "Управление городского хозяйства", недостаточно для погашения взыскиваемой задолженности в предусмотренный Бюджетным Кодексом РФ 3-х месячный период.
Кроме того, основанием для возврата исполнительного листа без исполнения основного долга послужило письмо МБУ "Управление городского хозяйства" от 04.06.2010 N 982 о необоснованности исполнения данного исполнительного листа в связи с тем, что у должника имеются платежные документы подтверждающие оплату по контракту N 19/04юр за тепловую энергию в период сентябрь-декабрь 2005 года, не рассматриваемые в судебном заседании арбитражным судом (л.д. 13-14).
Не согласившись с отказом Финуправления исполнить требования исполнительного документа, общество обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что Финуправление, не исполнив требования исполнительного документа в трехмесячный срок, не приостановив осуществление расходных операций на лицевых счетах должника, нарушил положения ст. 242.5 БК РФ.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии с ч. 1 ст. 16 АПК РФ, вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда, являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
В силу п.2 ст.1 Федерального закона "Об исполнительном производстве" порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливается бюджетным законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 239 БК РФ обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с гл. 24.1 Бюджетного кодекса РФ.
Пунктом 4 ст. 242.2 БК РФ установлено, что для исполнения судебных актов по искам к муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов местного самоуправления или их должностных лиц, в том числе в результате издания органами местного самоуправления муниципальных правовых актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального образования (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств местного бюджета), документы, указанные в п. 2 ст. 242.1 БК РФ, направляются для исполнения в финансовый орган муниципального образования.
Исполнение судебных актов производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение (п. 6 ст. 242.2 БК РФ).
Пунктом 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 установлено, что положения ст. 242.2 Бюджетного кодекса РФ подлежат применению при разрешении споров, возникающих в процессе исполнения судебных актов о взыскании денежных средств с публично-правовых образований, вынесенных как по требованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов, так и по иным требованиям.
Орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя.
При наличии оснований, указанных в пунктах 3 и 4 статьи 242.1 настоящего Кодекса, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, возвращает исполнительные документы со всеми поступившими приложениями к ним взыскателю без исполнения в течение пяти рабочих дней со дня их поступления с указанием причины возврата (п. 2 ст. 242.5 БК РФ).
Должник в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, информацию об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы местного бюджета по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года. (п. 3 ст. 242.5 БК РФ).
В соответствии с Положением о финансовом управлении в МО "Качканарский городской округ", утвержденным Постановлением Правительства Свердловской области от 25.06.2009 г. N 726-ПП, Финансовое управление является территориальным отраслевым исполнительным органом Министерства финансов Свердловской области, осуществляющим проведение единой бюджетно-финансовой политики в муниципальном образовании, который в установленном порядке открывает в органах Федерального казначейства счета для зачисления и выдачи бюджетных средств и, следовательно, в данном случае обеспечивающим исполнение судебных решений.
В соответствии с пунктом 4 ст. 242.5 БК РФ, предусматривающей исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджета по обязательствам бюджетных учреждений, предусмотрено, что при отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов и остатка средств, полученных должником от предпринимательской или иной приносящей доход деятельности, для полного исполнения исполнительного документа должник направляет главному распорядителю (распорядителю) средств местного бюджета, в ведении которого он находится, запрос-требование о необходимости выделения ему дополнительных лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения исполнительного документа с указанием даты его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений.
При этом п.5 ст. 242.5 БК РФ предусмотрено, что главный распорядитель (распорядитель) средств местного бюджета в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием.
При неисполнении должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, а также при нарушении должником срока выплат, указанного им в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, по исполнительному документу, предусматривающему выплаты периодического характера, данный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений (п. 7 ст. 242.5 БК РФ).
Факт неисполнения должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа является достаточным основанием для приостановления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника и не требует выяснения причин такого неисполнения.
Данный вывод суда подтверждается сложившейся судебной практикой (определение ВАС от 22.10.2009 N ВАС-13746/09).
В рассматриваемом деле, факт неисполнения должником в течение указанного срока требований исполнительного документа подтверждается материалами дела.
При этом оснований для возвращения без исполнения исполнительного документа взыскателю, предусмотренных п. 3 ст. 242.1 БК РФ (непредставление какого-либо документа, указанного в пункте 2 настоящей статьи; несоответствие документов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, требованиям, установленным Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом "Об исполнительном производстве", нарушение установленного законодательством Российской Федерации срока предъявления исполнительного документа к исполнению; представление взыскателем заявления об отзыве исполнительного документа), из обстоятельств дела не следует.
Таким образом, заинтересованное лицо в нарушение указанных положений законодательства возвратил исполнительный лист без исполнения, не исполнив в трехмесячный срок, предъявленный документ, не приостановив осуществление расходных операций на лицевых счетах должника, выводы суда первой инстанции являются обоснованными.
Ссылка заинтересованного лица на наличие у должника платежных документов об оплате задолженности до принятия решения судом и не учтенных истцом при подаче иска, во внимание не принимается, поскольку, как указано ранее, в соответствии с ч. 1 ст. 16 АПК РФ, вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
При этом указание в решении Арбитражного суда Свердловской области от 19.12.2008 по делу N А60-25459/2008 на отсутствие оснований для применения мер гражданско-правовой ответственности к муниципальному учреждению в связи с несвоевременной оплатой коммунальных услуг населением не изменяет порядка исполнения судебных актов о взыскании задолженности с бюджетных учреждений, установленной бюджетным законодательством Российской Федерации.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являлись предметом исследования при рассмотрении дела по существу, им дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем, подлежат отклонению судом апелляционной инстанции как несостоятельные.
В ходе повторной оценки представленных доказательств и установления всех юридически значимых обстоятельств оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не установлено.
Нарушений, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для безусловной отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 03 ноября 2010 года по делу N А60-29266/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
С.Н. Полевщикова |
Судьи |
Н.М. Савельева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-29266/2010
Заявитель: ОАО "Территориальная генерирующая компания N 9"
Заинтересованное лицо: Финансовое управление в Качканарском городском округе
Третье лицо: Муниципальное унитарное предприятие "Управление городского хозяйства"
Хронология рассмотрения дела:
09.02.2011 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-13634/2010