Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 28 мая 2003 г. N КА-А40/3367-03
(извлечение)
Согласно определению Федерального арбитражного суда Московского округа от 14 июля 2003 г. N КА-А40/3367-03 об исправлении опечатки в настоящем постановлении слова "1000 рублей штрафа" читаются как "10000 рублей штрафа", датой изготовления настоящего постановления считается "28 мая 2003 г."
Московское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - МРО ФСС России) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "СЕТ" (далее - ООО "СЕТ") 10000 руб. штрафа за нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет.
Решением от 26.02.03 в удовлетворении этого требования отказано.
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, заявитель подал кассационную жалобу, в которой просит его отменить как незаконный.
Обсудив доводы жалобы, проверив в порядке ст. 286 АПК РФ материалы дела и правильность применения норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не нашел оснований для отмены решения суда первой инстанции.
ООО "СЕТ", зарегистрированное МРП 12.10.93 в качестве юридического лица, 15.06.02 подало заявление в орган социального страхования о регистрации его в качестве страхователя.
МРО ФСС России 25.06.02 составило акт камеральной проверки N 184 по факту нарушения срока регистрации и 26.07.02 вынесло решение N 207 о привлечении общества к ответственности по ст. 8 Федерального закона от 11.02.02 N 17-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год" в виде штрафа в сумме 1.000 руб.
В связи с неуплатой штрафа в добровольном порядке орган социального страхования обратился в арбитражный суд с заявлением об его взыскании в принудительном порядке.
Отказывая МРО ФСС России в удовлетворении заявленного требования, Арбитражный суд г. Москвы сослался на несоблюдение установленного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) порядка привлечения общества к административной ответственности.
Утверждение суда о нарушении органом социального страхования установленного КоАП РФ порядка привлечения к административной ответственности является ошибочным.
Ст. 15.6 КоАП РФ, на которую ссылается суд в своем решении (ошибочно указана ст. 15.3 КоАП РФ), определяет порядок привлечения к административной ответственности за непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, не организации, а ее руководителя.
В данном случае субъектом ответственности выступает страхователь - юридическое лицо.
Ответственность страхователя за нарушение сроков регистрации (постановки на учет) в исполнительном органе Фонда социального страхования Российской Федерации в 2002 году регулировалась ст. 8 Федерального закона от 11.02.02 N 17-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год", которой установлено, что за указанное правонарушение применяются штрафные санкции в размере, установленном частью 1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за аналогичное налоговое правонарушение (ч. 2). Названной нормой Закона также было определено, что взыскание штрафа осуществляется в порядке, установленном ч. 1 НК РФ для применения мер ответственности за налоговое правонарушение (ч. 4).
Применительно к НК РФ ответственность за нарушение срока постановки на учет предусмотрена ст. 116 этого Кодекса, включенной в гл. 16 Кодекса.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 27.01.03 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснил (п. 2), что ст. 2 вводного закона к указанному Кодексу признаны утратившими силу лишь п. 4 ст. 91, ст. 124 и п. 3 ст. 126 НК РФ. Ответственность за административные правонарушения в области налогов установлена статьями 15.3-15.9 и 15.11 КоАП РФ. Субъектами этой ответственности являются должностные лица организаций. Поскольку в силу глав 15, 16 и 18 НК РФ в соответствующих случаях субъектами ответственности являются сами организации, а не их должностные лица, привлечение последующих к административной ответственности не исключает привлечении организаций к ответственности, установленной НК РФ.
Таким образом, привлечение страхователя к ответственности за несоблюдение срока регистрации в исполнительном органе ФСС России производится по правилам, установленным НК РФ.
Поэтому в этой части вывод суда является неверным.
Вместе с тем штраф не подлежал взысканию по следующим основаниям.
Федеральным законом от 16.07.99 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" установлена обязанность страхователей встать на учет в сроки, предусмотренные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно ст. 6 Федерального закона от 24.07.98 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" регистрация страхователей - юридических лиц страховщиком производится в десятидневный срок со дня их государственной регистрации. Статьей 19 этого Закона предусмотрено, что в случае уклонения от регистрации страховые взносы взыскиваются со страхователя за весь период уклонения от регистрации с начислением пеней в размере 0,5 процента.
В 1993 году (времени регистрации общества) законодателем не было установлено иного вида ответственности за нарушение срока подачи заявления о постановке на учет в качестве страхователя от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Ответственность за данное правонарушение, установленная ст. 8 Федерального закона от 11.01.02 N 17-ФЗ, в силу ст. 54 Конституции Российской Федерации, не может применяться к отношениям, возникшим в 1993 году.
Поэтому законные основания для взыскания штрафа с ООО "СЕТ" отсутствуют.
При изложенных обстоятельствах суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Руководствуясь ст.ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 26.02.03 по делу N А40-51817/02-121-406 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 28 мая 2003 г. N КА-А40/3367-03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании