Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 19 апреля 2007 г. N КА-А41/1317-07
(извлечение)
ГУ "Всероссийский научно-исследовательский институт птицеперерабатывающей промышленности Российской академии сельскохозяйственных наук" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к ИФНС России по г. Солнечногорску о признании недействительным решения налогового органа N 1481 от 23.06.2006 и требований от 26.06.2006 NN 1540, 220623.
Решением суда от 13.09.2006, оставленным без удовлетворения постановлением от 28.11.2006 Десятого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены на основании ст.ст. 250, 251, 321.1 Налогового кодекса Российской Федерации.
Законность судебных актов проверяется в порядке ст. 284 Налогового кодекса Российской Федерации по кассационной жалобе ИФНС России по г. Солнечногорску, в которой налоговый орган просит решение и постановление отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса РФ
Заявитель в отзыве и его представители в выступлениях в заседании суда кассационной инстанции просили решение и постановление оставить без изменения, считая, что суд правильно применил нормы материального права, не допустил нарушений норм процессуального права, и выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав представителей сторон, суд кассационной инстанции считает, что судебные акты подлежат отмене с передачей дела на новое рассмотрение в Арбитражный суд Московской области на основании ч.ч. 1, 3 ст. 286, п. 3 ч. 1 ст. 287, ч. ч. 1, 2 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку судом неправильно применены нормы материального права и выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Удовлетворяя заявленные требования, суд указал, что арендная плата, перечисляемая арендаторами по договорам аренды имущества, находящегося у учреждения в оперативном управлении, является целевым финансированием учреждения и не подлежит обложению налогом на прибыль в силу подп. 14 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса Российской Федерации.
Принимая решение и постановление, суд руководствовался тем, что платежи по договорам аренды перечислялись арендаторами на счета федерального казначейства по учету доходов федерального бюджета и впоследствии поступили учреждению в качестве дополнительного бюджетного финансирования в соответствии со сметой доходов и расходов.
Вместе с тем, суд не учел следующее.
Согласно ст. 246 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками налога на прибыль признаны российские организации без каких-либо исключений в отношении отдельных субъектов и вида деятельности.
В соответствии со ст. 247 Налогового кодекса Российской Федерации объектом обложения налогом на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. При этом для российских организаций прибылью признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 248 Налогового кодекса Российской Федерации в целях налогообложения прибыли к доходам относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы.
В соответствии со ст. 250 Налогового кодекса Российской Федерации доходы от сдачи имущества в аренду (субаренду) относятся к внереализационным доходам налогоплательщика.
ГУ "Всероссийский научно-исследовательский институт птицеперерабатывающей промышленности Российской академии сельскохозяйственных наук" является бюджетным учреждением.
В ст. 321.1 Налогового кодекса Российской Федерации, определяющей особенности налогового учета в бюджетных учреждениях, под доходами от коммерческой деятельности указаны доходы бюджетных учреждений, полученные от юридических и физических лиц по операциям реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационные доходы.
Пунктом 1 ст. 321.1 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрен порядок расчета базы, облагаемой налогом на прибыль, в отношении доходов от коммерческой деятельности и установлен запрет на направление суммы превышения доходов над расходами от данной деятельности до исчисления налога на прибыль на покрытие расходов, предусмотренных за счет выделенных по смете средств целевого финансирования.
Подпункт 14 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает, что при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования.
К средствам целевого финансирования отнесено имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования, в том числе в виде средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов бюджетного учреждения.
Однако, в силу п. 4 ст. 41 и п. 1 ст. 42 Бюджетного кодекса Российской Федерации доходы от использования имущества, находящегося в государственной муниципальной собственности, в том числе от сдачи государственного имущества в аренду, включаются в состав доходов соответствующих бюджетов после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.
Таким образом, приведенные положения налогового и бюджетного законодательства не позволяются квалифицировать денежные средства, полученные учреждением от осуществления приносящей доход деятельности, в качестве средств целевого финансирования, не учитываемых при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.
При таких обстоятельствах, судебные акты подлежат отмене, а дело передаче на новое рассмотрение для исследования обоснованности размера дохода, с которого исчислен налог и налоговые санкции, соблюдения порядка и процедуры привлечения заявителя к налоговой ответственности с учетом позиции Конституционного Суда, высказанной в Определении Конституционного Суда РФ от 12.07.2006 N 267-О.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение от 13.09.2006 по делу N А41-К2-14655/06 Арбитражного суда Московской области и постановление от 28.11.2006 N А41-К2-14655/06 Десятого арбитражного апелляционного суда отменить, дело передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд Московской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 19 апреля 2007 г. N КА-А41/1317-07
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании