Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 9 марта 2007 г. N КА-А40/710-07
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 1 марта 2007 г.
ООО "Компания "Газ и Нефть" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительным протокола N 1-ОРБ/45-2006 от 26 января 2006 года заседания Комиссии для рассмотрения заявок о предоставлении права пользования участками недр на территории Оренбургской области, отнесенных к компетенции Федерального агентства по недропользованию и незаконным решения об отказе заявителю в оформлении лицензии на право осуществления геологического изучения за счет собственных средств Сакмарской площади незаконным, об обязании Федеральное агентство по недропользованию оформить ООО "Компания "Газ и Нефть" лицензию на право осуществления геологического изучения за счет собственных средств Сакмарской площади на основании решения Главной экспертной комиссии по лицензированию права пользования недрами (кроме общераспространенных полезных ископаемых) на территории Оренбургской области, оформленного протоколом N 166 от 30 июля 2004 года.
В качестве третьего лица по делу привлечено Министерство природных ресурсов РФ.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 24 октября 2006 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе ООО "Компания "Газ и Нефть", излагая обстоятельства дела, просит отменить решение, поскольку оно принято незаконно и необоснованно, с нарушением норм материального и процессуального права. Выводы арбитражного суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
В судебном заседании представители ООО "Компания "Газ и Нефть" поддержали доводы и требования кассационной жалобы, а представители Федерального агентства по недропользованию, Комиссии для рассмотрения заявок о предоставлении права пользования участками недр на территории Оренбургской области, Министерства природных ресурсов РФ возражали против ее удовлетворения и просили оставить законно принятый судебный акт без изменения.
Проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения на нее, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
В соответствии со статьей 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Всесторонне, полно и объективно исследовав материалы дела, арбитражный суд первой инстанции установил, что 26 января 2006 года на заседании Комиссии для рассмотрения заявок о предоставлении права пользования участками недр на территории Оренбургской области принято решение об отказе ООО "Компания "Газ и Нефть" в предоставлении права пользования недрами с целью геологического изучения Сакмарской площади.
Решение оформлено протоколом N 1-ОРБ/45-2006 из которого следует, что на рассмотрение представлены материалы по предоставлению ООО "Компания "Газ и нефть" права пользования недрами с целью геологического изучения Сакмарской площади в Оренбургской области за счет собственных (в том числе привлеченных) средств заявителя.
Материалы направлены на рассмотрении Комиссии Федеральным агентством по недропользованию во исполнение Постановления о возбуждении исполнительного производства N 23765/37/05 от 26 декабря 2005 года, возбужденного на основании исполнительного листа N 496532, выданного Арбитражным судом г. Москвы по делу N А40-58177/05-84-496.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд правомерно исходил из того, что в соответствии с пунктом 1.3 приказа МПР России от 15 марта 2005 года N 61 "Об утверждении порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для целей геологического изучения участков недр", предоставление в пользование участков недр в целях геологического изучения может осуществляться в отношении участков недр, включенных в утвержденные Министерством природных ресурсов Российской Федерации перечни объектов, предлагаемых для предоставления в пользование, официально опубликованные им в установленном законодательством Российской Федерации порядке, - для участков недр, геологическое изучение которых осуществляется за счет собственных средств пользователей недр.
В перечнях объектов, предлагаемых для предоставления в пользование в целях геологического изучения в 2005 году, утвержденных Приказом Министра природных ресурсов Российской Федерации, отсутствует объект для предоставления в пользование в целях геологического изучения Сакмарская площадь на территории Оренбургской области.
Таким образом, суд правильно указал, что у Комиссии отсутствуют правовые основания для предоставления права пользования Сакмарской площадью в целях геологического изучения. Названный протокол согласован, утвержден Председателем Комиссии, Руководителем Федерального агентства по недропользованию 21 февраля 2006 года.
Решение Комиссии принято в соответствии с пунктом 4 статьи 10.1, статьей 16 Закона Российской Федерации "О недрах", пунктом 1.3 Приказа МПР России от 15 марта 2005 года N 61 "Об утверждении порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для целей геологического изучения участков недр".
Решение Комиссии было произведено в рамках исполнительного производства на основании решения Арбитражного суда г. Москвы от 9 декабря 2005 года, которым суд обязал Роснедра принять к рассмотрению документы: заявочные материалы по предоставлению предприятиям права пользования недрами (углеводородное сырье) по объектам, рассмотренные на заседании главной экспертной комиссии по лицензированию пользования недрами (кроме общераспространенных полезных ископаемых) на территории Оренбургской области (Протокол N 166 от 30 июля 2004 года) ООО "Компания "Газ и Нефть", являющегося правопреемником ЗАО "Компания "Газ и Нефть". Заявка была подана 15 марта 2005 года.
На момент подачи данной заявки основания, порядок рассмотрения и требования к содержанию заявочных материалов на получение правапользования участками недр для целей геологического изучения регламентировались Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах", Временными требованиями к содержанию пакета материалов, представляемых на рассмотрение Экспертной рабочей группы МПР России для получения прав пользования недрами с целью геологического изучения (далее - Временные требования), утвержденными МПР России 5 августа 2002 года.
В соответствии с пунктом 5 статьи 10.1 Закона Российской Федерации "О недрах" основанием получения права пользования участками недр для целей геологического изучения является решение федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа, согласованное с заинтересованными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Федеральное агентство по недропользованию, во исполнение решения Арбитражного суда г. Москвы от 9 декабря 2005 года, рассмотрело заявочные материалы ООО "Компания "Газ и нефть" на получение права пользования недрами в целях геологического изучения за счет собственных (в том числе привлеченных) средств отложений перми, карбона и девона Сакмарской площади, расположенной на территории Оренбургской области, в соответствии с пунктом 5 статьи 10.1 Закона Российской Федерации "О недрах".
Роснедра исполнило решение Арбитражного суда г. Москвы по делу N А40-58177/05-84-496 от 9 декабря 2005 года в срок, в полном объеме и в соответствии с требованиями Федерального закона "Об исполнительном производстве".
Пунктом 5 статьи 10.1 Закона РФ "О недрах" установлено, что одним из оснований для получения права пользования участками недр является решение федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа, согласованное с заинтересованными органами исполнительной власти субъектов РФ, для целей геологического изучения участков недр, в том числе участков недр внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа Российской Федерации.
В соответствии с распоряжением Главы Администрации Оренбургской области N 484-р и Комитета по природным ресурсам Оренбургской области N 01-06 от 18 апреля 2000 года "Об утверждении положения, состава и регламента работы Главной экспертной комиссии по предоставлению лицензий на право пользования недрами (кроме общераспространенных полезных ископаемых) на территории Оренбургской области, Главная экспертная комиссия по лицензированию права пользования недрами (кроме общераспространенных полезных ископаемых) на территории Оренбургской области образована в целях обеспечения в рамках государственной системы лицензирования единого порядка предоставления лицензий на право пользования недрами, включая информационную, научно-аналитическую, экономическую и юридическую подготовку материалов для принятия уполномоченными органами решений о предоставлении недр в пользование и прекращении права на пользование недрами.
Согласно пункту 4 Положения, комиссия выполняет следующие функции: вносит предложения об утверждении перечней объектов для лицензирования в порядке конкурса или аукциона; рассматривает и вносит предложения об утверждении условий конкурса или аукциона по каждому участку лицензирования либо по группе участков; проводит экспертизу представляемых заявителями материалов на соответствие их условиям конкурса; проводит конкурсы и аукционы по предоставлению лицензий на право пользования недрами каждого участка недр или группы участков недр; вносит предложения о выдаче лицензий победителям конкурсов или аукционов; рассматривает материалы об исполнении пользователями недр лицензионных условий и в случаях их неисполнения вносит предложения для принятия решений о прекращении пользования недрами; рассматривает и вносит предложения об изменении лицензионных условий.
Из вышеперечисленных функций следует, что Главная экспертная комиссия по лицензированию права пользования недрами (кроме общераспространенных полезных ископаемых) на территории Оренбургской области не наделена правом принимать решения о предоставлении права пользования участками недр для целей геологического изучения.
В соответствии с пунктом 5 Положения о Главной экспертной комиссии по лицензированию права пользования недрами (кроме общераспространенных полезных ископаемых) на территории Оренбургской области, свои предложения комиссия оформляет протоколом и направляет для принятия решения в адрес органов уполномоченных для принятия решения о предоставлении права пользования.
МПР России, его территориальный орган - ГУПР по Оренбургской области, не принимали решения, согласованное с органами исполнительной власти Оренбургской области, о предоставлении ООО "Компания "Газ и нефть" права пользования участком недр Самарской площади для геологического изучения.
Решение Главной экспертной комиссии по лицензированию права пользования недрами (кроме общераспространенных полезных ископаемых) на территории Оренбургской области, Протокол заседания N 166 от 30 июля 2004 года "о рекомендации МПР России выдать лицензии на геологическое изучение за счет средств недропользователей по участку Сакмарский ЗАО "Компания "Газ и нефть" носит рекомендательный характер.
Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (вступил в силу 30.08.2004 года) внесены изменения и дополнения в Закон Российской Федерации "О недрах", в частности в статью 10.1 "Основания возникновения права пользования участками недр".
В соответствии с пунктом 4 статьи 10.1 Закона Российской Федерации "О недрах" основанием возникновения права пользования участками недр является решение комиссии, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются также представители органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации для рассмотрения заявок о предоставлении права пользования участками недр в целях геологического изучения участков недр, за исключением участков недр внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа.
Во исполнение требований Закона Российской Федерации "О недрах" Роснедром была образована Комиссия.
В соответствии со статьей 16 Закона Российской Федерации "О недрах" порядок рассмотрения заявок на получения права пользования недрами для целей геологического изучения устанавливается федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции нормативно-правового регулирования в сфере экономического развития.
Во исполнение Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ, МПР России по согласованию с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации издало приказ от 15 марта 2005 года N 61 "Об утверждении порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для целей геологического изучения участков недр", зарегистрированный Министерством юстиции Российской Федерации 26 апреля 2005 года.
Таким образом, суд правильно указал, что Комиссия осуществляет свою деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации "О недрах" и приказом МПР России от 15.03.2005 г. N 61.
Согласно пункту 1.3 приказа МПР России от 15.03.2005 г. N 61 предоставление в пользование участков недр в целях геологического изучения может осуществляться в отношении участков недр, включенных в утвержденные МПР России перечни объектов, предлагаемых для предоставления в пользование, официально опубликованные им в установленном законодательством Российской Федерации порядке, - для участков недр, геологическое изучение которых осуществляется за счет собственных средств пользователей недр.
В перечнях объектов, предлагаемых для предоставления в пользование в целях геологического изучения в 2005 году, утвержденных приказом МПР России, отсутствует объект для предоставления в пользование в целях геологического изучения - Сакмарская площадь на территории Оренбургской области.
Суд правомерно посчитал, что Комиссия не имела правовых оснований для предоставления заявителю права пользования недрами с целью геологического изучения Сакмарской площади, и Комиссия приняла решение об отказе заявителю в предоставлении права пользования недрами с целью геологического изучения Сакмарской площади.
Установив данные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что оспариваемое решение, оформленное протоколом N 1-ОРБ/45-2006 от 26 января 2006 года принято в рамках исполнительного производства, во исполнение решения Арбитражного суда г. Москвы N А40-58177/05-84-496. Из текста указанного решения арбитражного суда не следует, что судом было удовлетворено требование ООО "Компания "Газ и Нефть" об обязании Федерального агентства по недропользованию, Министерства природных ресурсов РФ оформить ООО "Компания "Газ и Нефть" как правопреемнику ЗАО "Компания "Газ и Нефть" лицензию на право осуществления геологического изучения за счет собственных средств Сакмарской площади на основании решения Главной экспертной комиссии по лицензированию права пользования недрами (кроме общераспространенных полезных ископаемых) на территории Оренбургской области, оформленного протоколом N 166 от 30 июля 2004 года.
Таким образом, правовых оснований в оформлении права заявителя на геологическое изучение за счет собственных средств Сакмарской площади путем выдачи соответствующей лицензии при наличии положительного решения упомянутой Главной экспертной комиссии у федерального агентства по недропользованию не имелось.
Ссылка заявителя на статью 14 Закона РФ "О недрах" правильно признано судом неправомерной, поскольку заявка (заявочные материалы) по предоставлению права пользования недрами комиссией были рассмотрены, и отказано было не в приеме заявки, а в предоставлении права пользования недрами.
При таких обстоятельствах, арбитражный суд первой инстанции полно исследовал материалы дела, дал надлежащую оценку всем доказательствам, правильно применил нормы материального и процессуального права. Выводы, содержащиеся в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Поэтому доводы кассационной жалобы, сводящиеся фактически к повторению утверждений исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, не могут служить основаниями для отмены обжалуемого решения, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права.
Руководствуясь ст.ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 24 октября 2006 года по делу N А40-49878/06-96-218 оставить без изменения, а кассационную жалобу "Компания "Газ и Нефть" без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 9 марта 2007 г. N КА-А40/710-07
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании