Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 12 апреля 2007 г. N КА-А40/1706-07
(извлечение)
Открытое акционерное общество "Нижнетагильский металлургический комбинат" (далее - ОАО "НТМК", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 5 (далее - Инспекция) о признании недействительным ее решения от 06/04/2006 N 56-17-21/10/6 в части отказа в возмещении НДС в сумме 323811 руб. по налоговой декларации по НДС по налоговой ставке 0 процентов за декабрь 2005 года.
Решением суда от 20.09.2006 заявленные требования удовлетворены в связи с несоответствием упомянутого решения в оспоренной части требованиям ст.ст. 165 и 172 НК РФ.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2006 решение суда оставлено без изменения.
Законность и обоснованность судебных актов проверяются в порядке ст. 284 АПК РФ в связи с кассационной жалобой Инспекции, в которой ставится вопрос об отмене решения и постановления судов. Инспекция приводит доводы о неправильном применении судами вышеназванных норм материального права, поскольку в контракте, заключенном с инопокупателем, отсутствует адрес регистрации иностранного лица, Общество неправомерно применило вычеты по счетам-фактурам, выставленным ООО "Триумф", который находится на упрощенной системе налогообложения и НДС не уплачивает.
В отзыве на кассационную жалобу Общество указывает на несостоятельность ее доводов как не основанных на требованиях закона и фактических обстоятельствах дела, просит оставить обжалованные судебные акты без изменения. Заявлено ходатайство о приобщении отзыва на кассационную жалобу к материалам дела.
Суд, с учетом мнения представителя Инспекции, не возражавшего против заявленного ходатайства, совещаясь на месте, определил: приобщить отзыв на кассационную жалобу к материалам дела.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы и требования кассационной жалобы, представитель Общества возражал против доводов жалобы и настаивали на ее отклонении по мотивам, изложенным в судебных актах и представленном отзыве.
Обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, выслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы дела и проверив правильность применения арбитражными судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалованных судебных актов.
В решении от 06.04.2006 N 56-17-21/10/6, принятым Инспекцией по результатам камеральной проверки, налогоплательщику подтверждено обоснованное применение налоговой ставки 0 процентов по реализации в размере 1020648719 руб., возмещен НДС в сумме 108107885 руб. Вместе с тем, этим же решением отказано в подтверждении обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов по реализации в размере 4462630 руб. в связи с неподтверждением статуса иностранного лица по контракту от 01.06.2005, и отказано в возмещении НДС в сумме 323811 руб. по счетам-фактурам от 20.07.2005 N 4 и от 22.08.2005 N 5, выставленным ООО "Триумф" в связи с применением названным поставщиком упрощенной системы налогообложения и неуплатой им НДС в бюджет.
Считая решение налогового органа незаконным в части отказа в возмещении НДС в сумме 323811 руб., Общество оспорило его в судебном порядке.
Удовлетворяя заявленные требования, судебные инстанции правомерно исходили из документального подтверждения заявителем права на применение налоговой ставки 0 процентов и налоговые вычеты в заявленном размере со ссылкой на соблюдение налогоплательщиком установленного ст.ст. 165 и 172 НК РФ порядка подтверждения применения налоговой ставки 0 процентов и примененных налоговых вычетов.
При этом суды нашли доказанным факты экспорта товаров, поступления экспортной выручки от инопокупателей.
Довод жалобы о непредставлении налогоплательщиком документов, подтверждающих статус инопокупателя правомерно отклонен судами.
В обоснование применения налоговой ставки 0 процентов Общество представило в налоговый орган, в том числе внешнеторговый контракт от 01.06.2005 N ДГТД5Т000457, заключенный с иностранным покупателем "Rail Trading Limited", в котором указан адрес регистрации названного инопокупателя в иностранном государстве (Британские Виргинские острова), а также его юридический адрес. При этом Инспекция не отрицала факт экспорта товара и поступления экспорной выручки в рамках контракта от 01.06.2005 N ДГТД5Т000457, каких-либо претензий к представленным в обоснование применения налоговой ставки 0 процентов документам не высказывала, на недостоверность изложенных в документах сведений не ссылалась.
Согласно статьям 1 и 2 Налогового кодекса РФ отношения по взиманию налогов в Российской Федерации регулируются законодательством о налогах, которое состоит из Налогового кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. Кодекс устанавливает систему налогов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения в Российской Федерации, в том числе основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов.
Наличие в Главе 21 Кодекса правил, касающихся порядка исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость лицами, обязанными осуществлять реализацию товаров, выполнять работы и оказывать услуги без налога на добавленную стоимость (пункт 5 статьи 173 Кодекса), исключает необходимость применения к данным правоотношениям институтов гражданского законодательства Российской Федерации, как это предусмотрено пунктом 1 статьи 11 Кодекса.
С введением в действие Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации" пунктом 5 статьи 173 Кодекса установлены правила, предусматривающие в отношении лиц, получающих с покупателей или заказчиков суммы налога на добавленную стоимость в нарушение положений Главы 21 Кодекса, следующие налоговые последствия: лица, не являющиеся налогоплательщиками, налогоплательщики, освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, налогоплательщики, осуществляющие реализацию товаров (работ, услуг), операции с которыми не подлежат налогообложению, исчисляют и уплачивают налог на добавленную стоимость в случае выставления ими покупателям счетов-фактур с выделением суммы налога.
В данном случае поставщик заявителя ООО "Триумф" применял упрощенную систему налогообложения, в нарушение подпункта 4 пункта 2 статьи 146 Кодекса и пункта 3 статьи 169 Кодекса выставил Обществу счета-фактуры, в которых указаны суммы налога на добавленную стоимость, поэтому в соответствии с пунктом 5 статьи 173 Кодекса должны уплатить полученные суммы налога в бюджет. Общество оплатило спорные счета-фактуры и, руководствуясь положениями статей 169, 171 и 172 Кодекса, отразило эти суммы в налоговых декларациях в качестве налоговых вычетов.
Порядок применения налоговых вычетов установлен статьями 171 и 172 Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 171 Кодекса налогоплательщик (в данном случае - Общество) вправе уменьшить общую сумму исчисленного им налога на добавленную стоимость при реализации товаров на суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации на основании выставленных продавцами (исполнителями) счетов-фактур (пункт 1 статьи 172 Кодекса), и исчислить сумму налога, подлежащую уплате в бюджет, в порядке, установленном статьей 173 Кодекса: сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 Кодекса, общая сумма налога, счисляемая в соответствии со статьей 166 Кодекса.
То обстоятельство, что НДС уплачен лицам, не являющимися плательщиками НДС данного налога не влияет на право Общества применять спорные суммы по счетам-фактурам к вычетам.
Факт выделения названным поставщиком отдельной строкой НДС в счетах-фактурах не оспаривается налоговым органом.
Ненадлежащее исполнение или неисполнение контрагентом обязанностей по уплате налогов не влияет на право покупателя на налоговые вычеты, если представленные в Инспекцию документы для применения указанного вычета соответствуют требованиям Налогового кодекса Российской Федерации, так как налогоплательщик не может нести ответственность за недобросовестные действия третьих лиц. Законодательство о налогах и сборах не возлагает на налогоплательщика осуществление контрольных функций по уплате налога на добавленную стоимость за его контрагентом, поскольку эти действия относятся к деятельности налогового органа.
Кроме того, согласно пункту 5 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае выставления продавцом, освобожденным от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога указанный налог подлежит уплате в бюджет и его сумма определяется как сумма налога, указанная в соответствующем счете-фактуре, переданном покупателю товаров (работ, услуг), и уплаченная последним.
Данная правовая позиция не противоречит правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 30.01.2007 N 10627/06 и сложившейся арбитражной практике в федеральных судах Московского округа (постановление от 23.01.2006 N КА-А40/13684-05, от 18.05.2006 N КА-А40/4276-06, от 05.12.2005 N КА-А41/11972-05, от 22.03.2007 N КА-А40/905-07), Западно-Сибирского округа от 27.03.2006 N Ф04-2073/2006(20905-А70-33), Северо-Западного округа от 30.06.2005 N А26-892/2005-211, от 18.08.2005 N А05-2344/2005-10, от 30.08.2005 N А05-2898/2005-13, Поволжского округа от 06.09.2005 N А55-19164/2004-11, от 08.04.2005 N А65-19598/04-СА2-8, Уральского округа от 18.04.2005 N Ф09-1406/05АК.
Таким образом, у Инспекции отсутствовали правовые основания для отказа в применении налоговой ставки 0 процентов по реализации в размере 4462630 руб., непринятия к вычету НДС по налоговой декларации по НДС за декабрь 2005 года и отказа в возмещении НДС в сумме 323811 руб.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов соответствующими фактическим обстоятельствам дела и представленным по делу доказательствам. Нормы материального права применены судом правильно. Нарушений процессуального права не установлено. Оснований для отмены обжалованных судебных актов не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 284-289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение от 20.09.2006 Арбитражного суда г. Москвы и постановление от 05.12.2006 N 09АП-16119/2006-АК Девятого арбитражного апелляционного суда по делу N А40-50852/06-20-221 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 5 - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 12 апреля 2007 г. N КА-А40/1706-07
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании