г. Челябинск |
|
11 марта 2011 года |
Дело N А76-18207/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 марта 2011 года
Полный текст постановления изготовлен 11 марта 2011 года
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Ершовой С.Д.,
судей Матвеевой С.В., Столяренко Г.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кочневой М.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Кыштымское автотранспортное предприятие"
на решение Арбитражного суда Челябинской области от 27.12.2010
по делу N А76-18207/2010 (судья Мухлынина Л.Д.),
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Кыштымское автотранспортное предприятие" - Родина И.Л. (доверенность от 17.11.2010) от Администрации Кыштымского городского округа - Отрадных В.Г. (доверенность от 22.03.2010 N 27-юр),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Кыштымское автотранспортное предприятие" (далее - ООО "КАТП", истец) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к Администрации Кыштымского городского округа (далее - Администрация, ответчик) с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления инженерной инфраструктуры администрации Кыштымского городского округа о взыскании за счет средств местного бюджета убытков в сумме 2 925 984 руб. 12 коп.
Определением суда от 18.11.2010 произведено изменение наименования третьего лица на Управление городского хозяйства администрации Кыштымского городского округа (т.1, л.д.95).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 27.12.2010 (резолютивная часть от 23.12.2010) в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме.
С вынесенным судебным актом не согласился истец и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 27.12.2010 отменить, исковое заявление удовлетворить.
В обоснование доводов жалобы ООО "КАТП" ссылается на нарушение судом норм материального и процессуального права. Заявитель указывает, что на основании договора N 16-п от 01.01.2009, заключенного с Администрацией, ООО "КАТП" в 2009 году осуществляло регулярные пассажирские перевозки согласно утвержденному расписанию. Договором предусмотрена возможность его пролонгации при отсутствии возражений сторон, поэтому истец продолжал осуществлять перевозку пассажиров и в 2010 году на прежних условиях, считая это своей обязанностью. Оплата выполненных объемов перевозок в 1 квартале 2010 года осуществлялась Управлением инженерной инфраструктуры Администрации Кыштымского городского округа в соответствии с условиями договоров о предоставлении субсидии на возмещение недополученных доходов по регулярным пассажирским перевозкам в сумме 3 284 700 руб. Однако предоставленные субсидии не возместили истцу убытки, связанные с перевозкой пассажиров. По расчету истца размер возникших у него в связи с исполнением обязательств по договору N 16-т от 01.01.2009 за 1 квартал 2010 года убытков составил 2 925 984 руб. 12 коп., что подтверждено расчетами и представленными документами. При проведении выездной проверки фактических затрат и экономической обоснованности тарифов на услуги по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом в городском и пригородном сообщении Государственный комитет "Единый тарифный орган Челябинской области" подтвердил убытки за 1 квартал 2010 года в размере 2,9 млн.руб. Размер убытков ответчиком не оспорен. Убытки, по мнению истца, подлежат возмещению за счет средств соответствующего бюджета на основании пункта 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации. Истец также не согласен с выводом суда о том, что истцом заявлено требование о взыскании убытков в виде упущенной выгоды, поскольку документально подтверждены фактические затраты (реальный ущерб), возникшие у ООО "КАТП" по договору на оказание пассажирских услуг. Кроме того, судом неправомерно отказано в удовлетворении ходатайства об истребовании у ответчика ряда документов, свидетельствующих о наличии причинно-следственной связи между действиями ответчика и причинением убытков истцу; не было установлено наличие иных аналогичных договоров между Администрацией и другими оказывающими услуги по пассажирской перевозке организациями.
В судебном заседании представитель ООО "КАТП" доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Ответчик доводы жалобы полагает необоснованными, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, ссылаясь на отсутствие у Администрации обязанности по возмещению убытков от предпринимательской деятельности истца, исполнение обязанности по предоставлению субсидий в полном объеме.
Управление городского хозяйства администрации Кыштымского городского округа о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом, в том числе публично путем размещения соответствующей информации на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, в судебное заседание представителя не направило.
С учетом мнения представителей сторон, в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие Управления городского хозяйства администрации Кыштымского городского округа.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, между Администрацией (организатор) и ООО "КАТП" (перевозчик) заключен договор N 16-т от 01.01.2009 об организации регулярных пассажирских перевозок на внутримуниципальной маршрутной сети Кыштымского городского округа (т.1, л.д.32-34), по условиям которого организатор поручает, а перевозчик обязуется осуществлять регулярные перевозки пассажиров автобусом в пределах Кыштымского городского округа по маршрутам и расписаниям, согласованным сторонами в приложениях N 3 и 6 (п. 1.1 договора).
В соответствии с п. 2.1.1 - 2.1.2 договора Администрация обязалась утвердить перевозчику паспорт маршрута в установленном порядке и выдать разрешения на право осуществления перевозок по маршрутам с указанием срока действия согласно приложениям N 1, 2, 4, 5.
Стоимость оказываемых перевозчиком услуг, а также порядок или методика их расчета сторонами в договоре не определены.
В приложениях к договору N 1-6 стороны согласовали расписание и маршруты пассажирских перевозок (т.1, л.д.36-45).
Срок действия договора определен с 01.01.2009 по 31.12.2009 с возможностью его дальнейшей пролонгации (п. 5.5 договора).
Согласно постановлению Государственного комитета "Единый тарифный орган Челябинской области" от 29.01.2009 N 2/12 с 01.02.2009 тариф на услуги по перевозке пассажиров автомобильным транспортом общего пользования в городском сообщении, осуществляемом ООО "КАТП", составил 10 руб. за одну поездку (т.1, л.д.53), утверждена смета затрат и расчет тарифа на перевозку пассажиров для ООО "КАТП" (т.1, л.д.54).
18.01.2010, 04.02.2010, 27.02.2010 между Управлением инженерной инфраструктуры администрации Кыштымского городского округа, как главным распорядителем бюджетных средств, и ООО "КАТП" подписаны договоры о предоставлении субсидии на возмещение недополученных доходов по регулярным пассажирским перевозкам, согласно п. 1.1, 2.1 которых перевозчику предоставляется субсидия из бюджетных средств на возмещение недополученных доходов по регулярным пассажирским перевозкам в январе 2010 года в сумме 784 700 руб. (договор от 18.01.2010, т.1, л.д.46), в феврале 2010 года - 1 000 000 руб. (договор от 04.02.2010, т.1, л.д.48) и марте 2010 года -1 500 000 руб. (договор от 27.02.2010 с учетом дополнительного соглашения от 10.03.2010, т.1, л.д.50, 52).
В соответствии с условиями вышеназванных договоров Управление инженерной инфраструктуры администрации Кыштымского городского округа перечислило ООО "КАТП" 3 284 700 руб., что следует из материалов дела и не оспаривается сторонами (т.3, л.д.1-7).
Ссылаясь на то, что ООО "КАТП" оказало услуги по перевозке пассажиров в соответствии с условиями договора N 16-т от 01.01.2009 согласно утвержденному тарифу, в связи с чем в 1 квартале 2010 года у истца возникли убытки в сумме 2 925 984 руб. 12 коп., последний на основании положений статей 15, 16, 790 Гражданского кодекса Российской Федерации обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
В подтверждение размера убытков истец на основании первичных документов представил расчет убытков по итогам финансово-хозяйственной деятельности за 1 квартал 2010 года (т.1, л.д.62), согласно которому доходы от перевозки составили 1 275 719 руб., расходы - 7 487 303 руб. 12 коп., возмещено в форме субсидий из местного бюджета - 3 285 600 руб., соответственно, убыток от деятельности по перевозке пассажиров составил 2 925 984 руб. 12 коп. Доходы и расходы, указанные в расчете, подтверждены истцом первичными документами: ведомостями учета поступления выручки в кассу (т.1 л.д. 104-150, т.2), затраты на ГСМ, запчасти (т.3, л.д.16-74), затраты на оплату труда, уплату налогов с фонда оплаты труда, общепроизводственные затраты, общехозяйственные затраты, текущий ремонт транспорта, услуги производственного характера (т.3 л.д.75-148, т.4, т.5), путевые листы (т.6-9).
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции пришел к выводу, что истцом не доказана противоправность действий ответчика, причинная связь между его действиями и возникшими у истца убытками в заявленном размере.
С выводами суда первой инстанции следует согласиться по следующим основаниям.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Для применения ответственности в виде взыскания убытков необходимо наличие состава правонарушения, включающего наступление вреда и доказанность его размера, противоправность поведения, вину причинителя вреда, а также причинно-следственную связь между действиями причинителя вреда и наступившими у истца неблагоприятными последствиями. Недоказанность одного из элементов состава правонарушения влечет за собой отказ в удовлетворении исковых требований.
По общему правилу, закрепленному в части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, бремя доказывания названных обстоятельств лежит на истце.
В качестве правового обоснования наличия на стороне ответчика обязательства по возмещению истцу убытков истец указал положения пункта 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.
Между тем, суд приходит к выводу, что указанная норма спорные правоотношения не регулирует, поскольку из обстоятельств дела не следует, что иск заявлен в отношении выпадающих доходов, неполученных истцом в связи с установлением льготы или преимущества по провозной плате отдельным категориям пассажиров.
Истец заявляет об убыточности своей деятельности, осуществление которой являлось для него обязанностью в силу условий договора N 16-т от 01.01.2009 об организации регулярных пассажирских перевозок на внутримуниципальной маршрутной сети Кыштымского городского округа.
Однако, из содержания договора не следует, что истец был обязан осуществлять перевозку независимо от результата своей деятельности, был как-либо ограничен в своем праве требовать расторжения или изменения договора. Договором также не предусмотрена обязанность ответчика возмещать убытки, полученные в результате предпринимательской деятельности истца по организации перевозки.
Согласно положениям статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа отнесены к вопросам местного значения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами.
Постановлением Государственного комитета "Единый тарифный орган Челябинской области" от 29.01.2009 N 2/12 установлен тариф для ООО "КАТП" в размере 10 руб. за одну перевозку пассажиров автомобильным транспортом общего пользования.
Постановлением Главы Кыштымского городского округа от 05.02.2009 N 257 утвержден Порядок предоставления в 2009 году субсидий из местного бюджета юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возмещение недополученных доходов при выполнении муниципального заказа по регулярным пассажирским перевозкам (далее - Порядок), действие которого продлено на 2010 год постановлением Администрации от 19.01.2010 N 39 (т.10, л.д.55-57).
Согласно указанному Порядку из местного бюджета предоставляются субсидии юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, заключившим договор об организации регулярных пассажирских перевозок на внутримуниципальной маршрутной сети с Администрацией в случае превышения расчетной (экономически обоснованной) стоимости 1 км маршрутной сети над стоимостью 1 км, рассчитанной исходя из утвержденной Государственным комитетом "Единый тарифный орган Челябинской области" на 2009 год стоимости одной поездки (одного билета).
Предоставление субсидий осуществляется на основании договоров, заключаемых между Управлением инженерной инфраструктуры администрации Кыштымского городского округа и получателями субсидий в пределах средств, предусмотренных по соответствующему виду расходов в местном бюджете на 2009 год. Получатели субсидий предоставляют в том числе договор об организации регулярных пассажирских перевозок; заявку с расчетом плановых сумм недополученных доходов.
Обязательства по возмещению истцу недополученных доходов по регулярным пассажирским перевозкам, осуществляемых ООО "КАТП" по договору N 16-т от 01.01.2009, за период январь-март 2010 года исполнены Управлением инженерной инфраструктуры администрации Кыштымского городского округа в соответствии с условиями договоров о предоставлении субсидии от 18.01.2010, 04.02.2010, 27.02.2010.
Доказательств обращения истца к ответчику в соответствии с Порядком с заявкой с расчетом плановых сумм недополученных доходов в сумме большей, чем компенсирована ответчиком за счет средств местного бюджета, истец не представил.
Заключая с Администрацией договор N 16-т от 01.01.2009 и пролонгируя его действие на 2010 год, истец выразил своё волеизъявление на исполнение его условий, доказательств принуждения к заключению договора на данных конкретных условиях суду не представлено (статья 421 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Истец является коммерческой организацией, самостоятельно осуществляющей предпринимательскую деятельность на свой риск (статья 2 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Обязанность ответчика возместить истцу убытки, полученные от такой деятельности, действующим законодательством не предусмотрена.
Учитывая вышеизложенное, арбитражный суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
Доводы апелляционной жалобы судом рассмотрены и отклонены.
Актом от 29.07.2010 выездной проверки фактических затрат и экономической обоснованности тарифов на услуги по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом в городском и пригородном сообщении, проводимой Государственным комитетом "Единый тарифный орган Челябинской области" действительно установлено, что убытки истца за 1 квартал 2010 года составили 2 963,7 тыс.руб. (л.д.57-61 т.1). Вместе с тем, акт содержит вывод о том, что убытки истца образовались за счет увеличения накладных расходов на 272,3% и снижения пассажиропотока и пассажирооборота (пункт 7 акта). Истцу рекомендовано для сокращения убытков пересмотреть структуру предприятия, внедрять планы мероприятий по повышению эффективности перевозок и снижению себестоимости услуг по перевозке пассажиров в городском и пригородном сообщении, проводить мероприятия по привлечению пассажиров и оптимизировать маршрутную сеть. Кроме того, акт не может быть оценен судом в качестве надлежащего доказательства наличия всего состава правонарушения, необходимого для привлечения ответчика к гражданско-правовой ответственности путем взыскания с последнего убытков по правилам статей 15, 16 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Также суд не усматривает необоснованности отказа суда первой инстанции в истребовании доказательств. Из материалов дела усматривается, что истцом в судебном заседании 18.11.2010 заявлено ходатайство об истребовании у ответчика выписки из бюджетов Кыштымского городского округа на 2010 год о расходах, заложенных на осуществление пассажирских перевозок; копий договоров, заключенных Администрацией на 2010 год на оказание услуг по пассажирским перевозкам; договоров на предоставление субсидий организациям, осуществляющим пассажирские перевозки на 1 кв. 2010 г.; актов органов местного самоуправления, принятых в отношении пассажирских перевозок на маршрутной сети Кыштымского городского округа в 2010 году (л.д.87 т.1), в удовлетворении которого судом отказано ввиду того, что запрашиваемые документы не имеют отношения к рассматриваемому спору (л.д.96-97 т.1). Истцом не доказано, что имело место обращение к ответчику в установленном порядке с расчетом плановых сумм недополученных доходов и отказ ответчика в предоставлении субсидии в заявленном размере в связи с недостаточностью средств местного бюджета. В связи с чем, обстоятельства об общем размере бюджетного финансирования на осуществление пассажирских перевозок и расходования указанных средств обоснованно исключены судом из предмета исследования.
Что касается утверждения заявителя о доказанности размера убытков, арбитражный суд апелляционной инстанции исходит из того, что само по себе фактическое несение истцом затрат на осуществление пассажирских перевозок по договору N 16-т от 01.01.2009 еще не свидетельствует о причинении убытков в этой сумме непосредственно ответчиком.
Утверждение о частичном возмещении Администрацией в 1 квартале 2010 года понесенных расходов ООО "КАТП", судом отклоняется, поскольку из материалов дела следует, что такое финансирование производилось путем предоставления субсидий на основании иных договоров, а не договора N 16-т от 01.01.2009, при этом доказательств принятия ответчиком на себя обязательств по возмещению убытков в рамках спорного договора и в объеме большем, чем предусмотрено договорами о предоставлении субсидий, суду не представлено.
Оснований для отмены обжалуемого судебного акта по приведенным в апелляционной жалобе истца доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Судебные расходы распределяются между сторонами в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 27.12.2010 по делу N А76-18207/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Кыштымское автотранспортное предприятие" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайтах Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru либо Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по адресу http://rad.arbitr.ru.
Председательствующий судья |
С.Д. Ершова |
Судьи: |
С.В. Матвеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-18207/2010
Истец: ООО "КАТП"
Ответчик: Администрация Кыштымского городского округа
Третье лицо: Управление инженерной инфраструктуры администрации Кыштымского городского округа
Хронология рассмотрения дела:
11.03.2011 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-1500/2011