г. Томск |
Дело N 07АП - 6664/09 |
21.09.2009 г. |
|
Резолютивная часть объявлена 17.09.2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 21.09.2009 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Залевской Е. А.,
судей: Кулеш Т.А., Ждановой Л.И.,
при ведении протокола судебного заседания судьёй Ждановой Л.И.,
при участии представителей:
от заявителя Открытого акционерного общества "Междуречье" - Мальцева А.В. по доверенности от 01.01.2009г.,
от заинтересованного лица Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 по Кемеровской области - Кругловой Т.Н. по доверенности от 30.12.2008г., Ларьковой П.А. - по доверенности от 16.09.2009г.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 по Кемеровской области на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 10.07.2009 года по делу N А27-6780/2009 по заявлению Открытого акционерного общества "Междуречье" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 по Кемеровской области о признании недействительным решения в части,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Междуречье" (далее по тексту - общество, ОАО "Междуречье") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением (уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 по Кемеровской области (далее - ИФНС, налоговый орган) о признании недействительным решения от 20.02.2009г. N 6 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в части начисления штрафных санкций по статье 123 Налогового кодекса РФ по налогу на доходы физических лиц в сумме 255 938 руб., начисления пени по налогу на доходы физических лиц в сумме 51 329 руб.. доначисления налога на добавленную стоимость в сумме 1 567 683 руб., единого социального налога в сумме 461 021 руб., страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 541 211 руб., начисления соответствующих сумм пени и штрафов; доначисления налога на добычу полезных ископаемых в сумме 131 374 руб.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 10.07.2009 года требование ОАО "Междуречье" удовлетворено частично, признано недействительным решение от 20.02.09г. N 6 в части начисления штрафных санкций по статье 123 Налогового кодекса РФ в размере 255 938 руб., пени по налогу на доходы физических лиц в сумме 51 329 руб., доначисления налога на добычу полезных ископаемых в сумме 131 374 руб., в остальной части в удовлетворении требований отказано.
Полагая решение суда первой инстанции необоснованным, ИФНС обратилась с апелляционной жалобой в Седьмой арбитражный апелляционный суд, просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы указывает:
- при получении Казанцевым А.А. и Трошиным Б.Ю. дохода от реализации имущественных прав ОАО "Междуречье", являющемуся источником выплаты, признается налоговым агентом и в соответствии со ст.ст. 24 и 226 НК РФ обязано исчислять, удержать у физического лица (налогоплательщика) и перечислить удержанную сумму НДФЛ в общеустановленном порядке. Обязанность по исчислению и уплате НДФЛ с доходов от реализации имущественного права возложена на налогоплательщиков только с 01.01.2009г.;
- вывод суда о том, что участок "Каталынский" по пластам ХХХIV - ХХХIVа(ОК) и ХХХIV - ХХХIVа является вновь разработанным на момент подачи декларации за июль, август, сентябрь 2007 г. не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Подробно доводы жалобы изложены в письменном виде.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу возражает против её доводов и указывает, что доводы жалобы необоснованны, решение суда принято в соответствии с действующим законодательством, выводы соответствуют материалам дела.
Подробно доводы отзыва на жалобу изложены в письменном виде.
В судебном заседании при рассмотрении дела в апелляционном порядке представители сторон поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на жалобу.
Законность и обоснованность судебного акта арбитражного суда первой инстанции проверена Седьмым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ, в полном объёме в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена выездная налоговая проверка ОАО "Междуречье" по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов.
По результатам проверки составлен акт выездной налоговой проверки от 23.01.2009г. N 1.
На основании акта выездной налоговой проверки, иных материалов налоговой проверки, возражений ОАО "Междуречье" на акт, при участии представителя общества, инспекцией вынесено решение от 20.02.2009 года N 6 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Указанным решением ОАО "Меджуречье" привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 123 Налогового кодекса РФ за неправомерное неперечисление сумм налога на доходы физических лиц, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, в виде штрафа в размере 255 938 руб., по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса РФ за непредставление в установленный срок в налоговые органы сведений о доходах физических лиц в виде штрафа в размере 700 руб., доначислены налог на добавленную стоимость в сумме 1567683 руб., единый социальный налог в сумме 461 021 руб., страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере 541 211руб., налог на добычу полезных ископаемых в сумме 131 374 руб., начислены соответствующие суммы пени, штрафных санкций. Обществу предложено также удержать доначисленную сумму налога на доходы физических в размере 1 406 530 руб. непосредственно из суммы доходов налогоплательщиков при очередной выплате дохода в денежной форме. При невозможности удержания налога предлагается в месячный срок после вынесения решения о привлечении к налоговой ответственности представить в налоговый орган сведения о невозможности удержания налога по форме N 2-НДФЛ.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Кемеровской области от 13.04.2009г. N 200 решение инспекции от 20.02.2009г. N 6 изменено в части отмены начисления пени по налогу на доходы физических лиц в сумме 294 711 руб. С учетом указанных изменений решение налогового органа N 6 от 20.02.09 утверждено.
Полагая решением инспекции N 6 от 20.02.2009 незаконным в указанной части, ОАО "Междуречье" обжаловало его в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, принимая решение о частичном удовлетворении заявления, исходил из того, что обязанность по исчислению и уплате НДФЛ с доходов от реализации имущественного права возложена на налогоплательщиков, а участок "Каталынский" по пластам ХХХIV - ХХХIVа(ОК) и ХХХIV - ХХХIVа на момент подачи декларации за июль, август, сентябрь 2007 г. является вновь разработанным, следовательно, доначисление НДФЛ и НДПИ необоснованно.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, апелляционная инстанция не находит оснований для отмены или изменения судебного решения.
Основанием для доначисления налога на доходы физических лиц, привлечения к налоговой ответственности по статье 123 Налогового кодекса РФ, послужил вывод налогового органа о невключении обществом в качестве налогового агента в нарушение положений подпункта 1 пункта 3 статьи 24, пунктов 1,4 статьи 226, пункта 1 статьи 210 Налогового кодекса РФ при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц дохода в сумме 9 843 750 руб. в виде оплаты за приобретение реализованной физическими лицами доли в уставном капитале организации ООО "Новокиб".
В силу статьи 209 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения налогом на доходы физических лиц признается доход, полученный налогоплательщиками.
Согласно пункту 1 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации организации, от которых налогоплательщик получил доход, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога.
При этом пунктом 2 указанной статьи установлено, что исчисление сумм и уплата налога производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со статьями 214.1, 227 и 228 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Налогового кодекса Российской Федерации объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.
Пунктом 2 названной статьи имущественные права исключены из объектов гражданских прав, относимых к имуществу в целях определения объекта налогообложения.
Вместе с тем по правилам подпункта 5 пункта 1 статьи 208 Налогового кодекса Российской Федерации доходы от реализации долей участия в уставном капитале организаций, являющегося, по сути, имущественным правом, отнесены к доходам от источников в Российской Федерации. При этом указанный пункт статьи 208 Налогового кодекса Российской Федерации, определяющий налогооблагаемый доход налогом на доходы физических лиц, сформулирован таким образом, который позволяет сделать вывод о том, что к доходам от реализации имущества относится доход от продажи долей в уставном капитале.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 228 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающей особый порядок исчисления налога непосредственно самим налогоплательщиком в отношении отдельных видов доходов налогоплательщика, исчисление и уплату налога производят самостоятельно физические лица исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности.
Согласно пунктам 6, 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.
Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
Учитывая изложенное, апелляционная коллегия полагает, что положения статьи 228 Налогового кодекса Российской Федерации могут быть распространены и на случаи реализации налогоплательщиком - физическим лицом долей в уставном капитале.
Следовательно, общество не являлось налоговым агентом в отношении Казанцевым А.А. и Трошиным Б.Ю. в связи с чем, обязанность по исчислению, удержанию и перечисления налога на доходы физических лиц с выплат за приобретенные у названных физических лиц долей в уставном капитале ООО "Новокузнецкий коммерческий инновационный банк" у него отсутствовала.
На основании изложенного апелляционный суд находит обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что, у налогового органа отсутствовали законные основания для исчисления налога на доходы физических лиц по данному эпизоду, предложения его к удержанию и перечислению ОАО "Междуречье" в качестве налогового агента, начисления соответствующих сумм штрафных санкций по статье 123 Налогового кодекса РФ, сумм пени.
Основанием для доначисления налога на добычу полезных ископаемых в сумме 131 374 руб. послужил вывод налогового органа о неправомерном применением налогоплательщиком нулевой налоговой ставки по пластам XXXIV-XXXIVa(OK) и XXXIV-XXXIVa участка "Каталынский".
В силу статьи 334 Налогового кодекса РФ ОАО "Междуречье" является плательщиком налога на добычу полезных ископаемых.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации налогообложение НДПИ производится по налоговой ставке 0 процентов (0 рублей в случае, если в отношении добытого полезного ископаемого налоговая база определяется в соответствии со статьей 338 настоящего Кодекса как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении) при добыче полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых.
В целях настоящей главы нормативными потерями полезных ископаемых признаются фактические потери полезных ископаемых при добыче, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения, в пределах нормативов потерь утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В случае, если момент наступления срока уплаты налога по итогам первого налогового периода очередного календарного года у налогоплательщика отсутствуют утвержденные нормативы потерь на очередной календарный год, впредь до утверждения указанных нормативов потерь применяются нормативы потерь, утвержденные ранее в порядке, установленном абзацем вторым настоящего подпункта, а по вновь разрабатываемым месторождениям - нормативы потерь, установленные техническим проектом.
В соответствии с требованиями статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2001 г. N 921 утверждены Правила утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения (далее - Правила).
Из пункта 2 Правил следует, что нормативы потерь твердых полезных ископаемых рассчитываются по конкретным местам образования потерь при проектировании горных работ и утверждаются Министерством природных ресурсов Российской Федерации по согласованию с Федеральным горным и промышленным надзором России в составе проектной документации.
В силу пункта 3 Правил нормативы потерь твердых полезных ископаемых уточняются при подготовке годовых планов развития горных работ (годовых программ работ) в зависимости от конкретных горно-геологических условий, применяемых схем, способов и систем разработки участка месторождения, планируемого к разработке в предстоящем году.
Арбитражным судом установлено и материалами дела подтверждается и не оспаривается ИФНС, что приказом Министерства природных ресурсов РФ от 06.05.2006 г. N 101 "Об утверждении нормативов потерь и уточненных нормативов потерь твердых полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения на 2006 год" нормативы потерь на период 01.01.2006г. по 31.12.2006г. утверждены по объектам недропользования: Томское месторождение (пласты III, IV-V. VI), Сибиргинское месторождение: участок "Сибиргинский 7" (пласты XXXVII, XXIX-XXX, XXXI, XXXII. ХХХИа, XXXIII. XXXIV-XXXIVa. XXXV, участок "Каталынский" (пласты XXXV(OK), XXXV). Нормативы потерь на участок "Каталынский" по пластам XXXIV-XXXIVa и XXXIV-XXXIVa(OK) на 2006 год утверждены не были.
В ходе судебного разбирательства арбитражным судом установлено, что Общество согласно протоколу заседания Центральной комиссии по разработке месторождений полезных ископаемых Министерства природных ресурсов РФ от 20.11.2007 года N 114-унп утверждены нормативы потерь каменного угля при его добыче на месторождении Сибиргинское участка "Каталынский" по указанным пластам на 2007 год.
Следовательно, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что участок "Каталынский" по пластам XXXIV-XXXIVa и XXXIV-XXXIVa(OK) являлся вновь разрабатываемым на момент подачи декларации за июль, август, сентябрь 2007 года.
Статьей 7 Закона РФ "О недрах" от 21.02.1992 года N 2395-1 установлено, что предоставление земельного участка для проведения работ, связанных с геологическим изучением и иным использованием недр, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, после утверждения проекта проведения указанных работ.
Судом первой инстанции установлено и подтверждено материалами дела, что согласно протоколу N 824 от 12.11.2003 года Территориальной комиссии по запасам полезных ископаемых Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды по Кемеровской области Министерства природных ресурсов РФ комиссией были рассмотрены геологический отчет "Каталынская площадь участка Сибиргинского - 7" в Мрасском геолого-экономическим районе Кузбасса", экспертное заключение. По результатам заседания комиссия постановила, что запасы участка "Каталынский" подготовлены для промышленного освоения, определены границы отработки угольных пластов (л.д. 24-28 том 4).
В 2004 году открытым акционерным обществом Сибирский горный институт по проектированию шахт, разрезов и обогатительных фабрик "Сибгипрошахт" подготовлен проект отработки участка "Каталынский", произведен расчет промышленных запасов в границах, предусмотренных в отработке проектом.
Управлением по техническому и экологическому надзору по Кемеровской области согласован проект горно-транспортной части отработки участка "Каталынский" ОАО "Междуречье" при условии выполнения рекомендаций экспертизы промышленной безопасности N 399/54-014/04 и государственной экологической экспертизы, утвержденной приказом Управления от 21.07.2005 N 31-287/67 (письмо от 29.08.2005 N 08-1255).
Добыча угля на участке "Калталынский" по пластам XXXIV-XXXIVa и XXXIV-XXXIVa(OK) начата в 2007 году после включения указанных пластов в план горных работ на 2007 год.
Указываемая налоговым органом добыча полезных ископаемых в 2006 году в размере 6000 тонн осуществлена на участке "Каталынский" по пластам XXXV-XXXVa. Учитывая, что разработка месторождений полезных ископаемых представляет систему организационно-технических мероприятий по добыванию полезного ископаемого, суд пришел к выводу о том, что до включения пластов XXXIV-XXXIVa и XXXIV-XXXIVa(OK) участка "Каталынский" в план горных работ, и начала добычи каменного угля указанное месторождение являлось разрабатываемым, определение налогового обязательства по показателям, применяемым к пластам XXXV-XXXVa на участке "Каталынский" недопустимо.
На основании изложенного апелляционный суд, с учетом того, что по спорным пластам нормативы потерь не были утверждены на 2006 годы, в связи с чем у налогоплательщика отсутствовала возможность применения нормативов потерь, утвержденных ранее в отношении данного месторождения, приходит к выводу об обоснованности мнения суда первой инстанции, что ОАО "Междуречье" правомерно применяло в 2007 году до утверждения нормативов потерь в установленном порядке нормативы, указанные в техническом проекте в соответствии с пунктом 1 статьи 342 Налогового кодекса РФ.
Апелляционный суд находит обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что, у налогового органа отсутствовали законные основания для исчисления налога на добычу полезных ископаемых в сумме 131 374 руб.
В остальной части решение суда первой инстанции не оспаривается.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не подтвердились.
На основании изложенного Седьмой арбитражный апелляционный суд считает, что решение суда первой инстанции законно и обоснованно, каких-либо нарушений процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену решения суда в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено. Решение арбитражного суда первой инстанции по рассматриваемому делу подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 10.07.2009 года по делу N А27-6780/2009 по заявлению Открытого акционерного общества "Междуречье" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 по Кемеровской области о признании недействительным решения в части оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 по Кемеровской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Залевская Е.А. |
Судьи |
Кулеш Т.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-6780/2009
Истец: ОАО "Междуречье"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 по Кемеровской области, МРИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N1 по Кемеровской обл.