Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28 января 2011 г. N 13АП-22674/2010
г. Санкт-Петербург |
|
28 января 2011 г. |
Дело N А26-8614/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 января 2011 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семиглазова В.А.
судей Горбачевой О.В., Загараевой Л.П.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ивановой М.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-22674/2010) МУП "Племсовхоз им. А.М. Дзюбенко"
на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 03.11.2010 по делу N А26-8614/2010 (судья Васильева Л.А.), принятое
по заявлению МУП "Племсовхоз им. А.М. Дзюбенко"
к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сортавала Республики Карелия
о признании незаконными действий
при участии:
от заявителя: не явился, извещен
от ответчика: не явился, извещен
установил:
Муниципальное унитарное предприятие "Племсовхоз им. А.М. Дзюбенко" (далее - заявитель, Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сортавала Республики Карелия (далее - ответчик, Пенсионный фонд) о признании незаконными действий Пенсионного фонда по предъявлению к бесспорному взысканию со счета заявителя в Карельском региональном филиале ОАО "Россельхозбанк" инкассовых поручений N 230 от 28.07.2010 и N 228 от 28.07.2010; признании инкассового поручения N 228 от 28.07.2010 недействительным и не подлежащим исполнению в части суммы 224 663 руб.; признании инкассового поручения N 230 от 28.07.2010 недействительным и не подлежащим исполнению в части суммы 63 895 руб.; обязании ответчика возвратить на банковский счет заявителя незаконно взысканные 28 810 руб. по инкассовому поручению N 228 от 28.07.2010.
Решением суда от 03.11.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Предприятие просит решение суда отменить, ссылаясь на нарушение норм материального права, не соответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. В обоснование своей позиции податель жалобы указал, что поскольку определение о принятии заявления Предприятия о признании его банкротом вынесено 07.12.2009, а обязательство по уплате авансовых платежей на обязательное пенсионное страхование за октябрь 2009 года в сумме 224 663 руб. (на страховую часть трудовой пенсии) и в сумме 63 895 руб. (на накопительную часть трудовой пенсии) возникло 15.11.2009, то авансовый платеж на обязательное пенсионное страхование за октябрь 2009 года в общей сумме 288 558 руб. не является текущим.
МУП "Племсовхоз им. А.М. Дзюбенко" и ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сортавала Республики Карелия надлежащим образом уведомлены о дате, месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, однако своих представителей в судебное заседание не направили.
Апелляционная инстанция считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителей истца и ответчика, поскольку они извещены надлежащим образом, а материалы дела и характер спора позволяют рассмотреть дело без их участия в соответствии с пунктом 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в адрес Предприятия направлено требование от 06.07.2010 N 1961 об уплате недоимки по страховым взносам в сумме 846 379 руб. и пени в сумме 171 187, 42 руб. в срок до 24.07.2010.
В связи с неисполнением требования в добровольном порядке Пенсионный фонд вынес решение от 28.07.2010 N 1283 о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках на общую сумму 863 566 руб. 42 коп.
Пенсионным фондом предъявлены к бесспорному взысканию со счета заявителя в Карельском региональном филиале ОАО "Россельхозбанк" инкассовые поручения: N 230 от 28.07.2010 на сумму 198 893 руб. страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии за период с 01.10.2009 по 31.12.2009; N 228 на сумму 647 486 руб. страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии за период с 01.10.2009 по 31.12.2009.
По инкассовому поручению N 228 от 28.07.2010 списано со счета заявителя 109 144 руб.
Полагая, что действия ответчика по предъявлению к бесспорному взысканию инкассовых поручений являются незаконными, а инкассовые поручения недействительными в части, Предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения суда первой инстанции.
Согласно пункту 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет.
В соответствии со статьей 23 Закона N 167-ФЗ для уплаты взносов по обязательному пенсионному страхованию под расчетным периодом понимается календарный год. Расчетный период состоит из отчетных периодов. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.
Ежемесячно страхователь уплачивает авансовые платежи, а по итогам отчетного периода рассчитывает разницу между суммой страховых взносов, исчисленных исходя из базы для начисления страховых взносов, определяемой с начала расчетного периода, включая текущий отчетный период, и суммой авансовых платежей, уплаченных за отчетный период.
Согласно статье 24 Закона N 167-ФЗ ежемесячно страхователи производят исчисление суммы авансовых платежей по страховым взносам, исходя из базы для начисления страховых взносов, исчисленной с начала расчетного периода, и тарифа страхового взноса, предусмотренного статьей 22 настоящего Федерального закона. Сумма авансового платежа по страховым взносам, подлежащая уплате за текущий месяц, определяется с учетом ранее уплаченных сумм авансовых платежей.
Уплата сумм авансовых платежей производится ежемесячно в срок, установленный для получения в банке средств на оплату труда за истекший месяц, или в день перечисления денежных средств на оплату труда со счетов страхователя на счета работников, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж по страховым взносам.
Данные об исчисленных и уплаченных суммах авансовых платежей страхователь отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.
Разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за отчетный (расчетный) период, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с расчетом (декларацией), подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи расчета (декларации) за отчетный (расчетный) период, либо зачету в счет предстоящих платежей по страховым взносам или возврату страхователю.
Определением Арбитражного суда Республики Карелия от 07.12.2009 по делу N А26-7965/2009 принято к рассмотрению заявление Предприятия о признании его несостоятельным (банкротом). Определением суда от 11.01.2010 в отношении должника введена процедура наблюдения, определением от 06.07.2010 в отношении Предприятия введена процедура внешнего управления сроком до 06.01.2012.
Согласно пункту 1 статьи 63 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ) с даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, срок исполнения по которым наступил на дату введения наблюдения, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением установленного настоящим Федеральным законом порядка предъявления требований к должнику.
В силу абзаца пятого статьи 2 Закона N 127-ФЗ обязательные взносы в государственные внебюджетные фонды, к числу которых относятся страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, являются обязательными платежами.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 5 Закона N 127-ФЗ в целях этого Закона текущими платежами признаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства. Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур банкротства не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве.
Согласно пункту 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве" (далее - Постановление) при применении положений пункта 1 статьи 5 Закона N 127-ФЗ и решении вопроса о моменте возникновения обязательного платежа для целей отнесения соответствующих требований к текущим или к подлежащим включению в реестр требований кредиторов судам необходимо учитывать следующее.
В силу пункта 1 статьи 38, пункта 1 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность исчисления и уплаты налога возникает у налогоплательщика при наличии у него объекта налогообложения и налоговой базы.
Объект налогообложения как совокупность налогозначимых операций (фактов) является сформировавшимся к моменту окончания налогового периода. При этом он формируется применительно не к отдельным финансово-хозяйственным операциям или иным имеющим значение для налогообложения фактам, а к совокупности соответствующих операций (фактов), совершенных (имевших место) в течение налогового периода.
Это означает, что возникновение обязанности по уплате налога определяется наличием объекта налогообложения и налоговой базы, а не наступлением последней даты срока, в течение которого соответствующий налог должен быть исчислен.
Таким образом, датой возникновения обязанности по уплате налога является дата окончания налогового периода, а не дата представления налоговой декларации или дата окончания срока уплаты налога.
Согласно пункту 9 Постановления при решении вопроса об установлении размера и квалификации требований уполномоченного органа по налогам, налоговый период по которым состоит из нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи (например, единый социальный налог, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, земельный налог), судам надлежит исходить из следующего.
Если окончание отчетного периода и срока уплаты соответствующего авансового платежа наступило до принятия заявления о признании должника банкротом, то этот авансовый платеж не является текущим. При этом окончание налогового периода после принятия судом заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства (что влечет квалификацию требования об уплате налога, исчисленного по итогам налогового периода, как текущего) не является основанием для признания указанного авансового платежа также в качестве текущего.
Поскольку в данном случае обязанность по уплате авансового платежа по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 4 квартал 2009 года (в том числе и за октябрь 2009) наступила у Общества с момента окончания отчетного (налогового) периода, то есть с 01.01.2010, следовательно, после принятия заявления о признании должника банкротом (07.12.2009) и введения в отношении него процедуры наблюдения, то требование Фонда о взыскании страховых взносов за октябрь 2009 года в сумме 288 558 руб. является текущим и подлежит удовлетворению вне рамок дела о банкротстве.
При таких обстоятельствах суд обоснованно пришел к выводу, что задолженность за октябрь 2009 года в сумме 288 558 руб., предъявленная к взысканию в составе оспариваемых инкассовых поручений, является текущей и может быть взыскана в принудительном порядке в процедуре внешнего управления.
При вынесении решения судом в соответствии со статьей 71 АПК РФ оценены все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи. Выводы, изложенные в решении суда, соответствуют материалам дела. Нарушений или неправильного применения норм процессуального права при вынесении решения судом не допущено.
Учитывая изложенное, оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь ст. 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 03.11.2010 по делу N А26-8614/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с МУП "Племсовхоз им. А.М. Дзюбенко" муниципального образования г. Сортавала в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1000 рублей.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий |
В.А. Семиглазов |
Судьи |
О.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-8614/2010
Истец: МУП "Племсовхоз им. А. М. Дзюбенко"
Ответчик: ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сортавала Республики Карелия
Третье лицо: Карельский региональный филиал открытого акционерного общества "Россельхозбанк", Внешний управляющий Малинен И. Н.
Хронология рассмотрения дела:
05.08.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9517/11
11.07.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9517/11
26.05.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-2900/11
28.01.2011 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-22674/2010