Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 8 февраля 2011 г. N 01АП-7061/2010
г. Владимир |
|
08 февраля 2011 г. |
Дело N А79-9813/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01.02.2011.
В полном объеме постановление изготовлено 08.02.2011.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Белышковой М.Б., судей Кирилловой М.Н., Гущиной А.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ивановой Ю.И., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Чувашской Республике на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 06.12.2010 по делу N А79-9813/2010, принятое судьей Щетинкиным А.В., по заявлению открытого акционерного общества "Волжская Текстильная Компания" о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Чувашской Республике от 30.09.2010 N 97-10/159П.
В судебном заседании принял участие представитель Территориального управления Федеральной службы по финансово - бюджетному надзору в Чувашской Республике - Кошельков О.М. по доверенности от 11.01.2011.
Общество "Волжская Текстильная Компания", надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителя в судебное заседание не обеспечило.
Исследовав материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил:
открытое акционерное общество "Волжская Текстильная Компания" (далее по тексту - Общество, ОАО "ВТК") обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Чувашской Республике (далее по тексту - Управление, административный орган, заявитель) от 30.09.2010 N 97-10/159П о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - Кодекс), в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики от 06.12.2010 заявленные требования удовлетворены. Оспоренное постановление Управления признано незаконным и отменено.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт.
По мнению заявителя, суд при принятии решения необоснованно применил положения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не дав надлежащей правовой оценки доказательствам и обстоятельствам по делу.
В судебном заседании представитель Управления поддержал апелляционную жалобу по доводам, в ней изложенным.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу Управления - без удовлетворения. В судебное заседание представитель не явился.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя Общества.
Законность принятого судебного акта проверена Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что в ходе проведения Управлением проверки соблюдения валютного законодательства Российской Федерации, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля выявлено нарушение Обществом срока представления в уполномоченный банк справки о документах, подтверждающих вывоз товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации.
Управлением по данному факту 17.09.2010 составлен протокол об административном правонарушении и 30.09.2010 вынесено постановление N 97-10/159П о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 15.25 Кодекса, в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Общество, посчитав, что указанным постановлением нарушены его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления Управления.
Руководствуясь статьей 2.9 и частью 6 статьи 15.25 Кодекса, статьями 5, 23, частью 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", Инструкцией Центрального банка России от 15.06.2004 N 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок", пунктами 17, 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вменяемого административного правонарушения, однако посчитал его малозначительным, в связи с чем отменил постановление административного органа.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Частью 6 статьи 15.25 Кодекса предусмотрена административная ответственность за несоблюдение установленных порядка и сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок.
Согласно указанной статье ответственность наступает в том числе за несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям.
В соответствии с подпунктом 1.3 пункта 1 указания Центрального банка Российской Федерации от 10.12.2007 N 1950-У "О формах учета по валютным операциям, осуществляемым резидентами, за исключением кредитных организаций и валютных бирж" справка о подтверждающих документах является формой учета по валютным операциям для резидентов, за исключением кредитных организаций и валютных бирж.
Вопросы представления резидентами подтверждающих документов и информации в уполномоченные банки регулируются положением Центрального банка Российской Федерации от 01.06.2004 N 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций" (далее - Положение), пунктом 2.4 которого предусмотрено, что резидент представляет в банк паспорта сделки (далее по тексту - ПС) документы, указанные в пункте 2.2 Положения в установленном банком ПС порядке и в согласованный с банком ПС срок, не превышающий 15 календарных дней, исчисляемых со дня, следующего за датой выпуска (условного выпуска) таможенными органами вывозимых с таможенной территории товаров, определяемой по отметкам таможенного органа о выпуске (условном выпуске) товаров в таможенной декларации (в случае представления грузовой таможенной декларации на бланке установленной формы - графа "D"), которые в соответствии с нормативными правовыми актами в области таможенного дела подлежат декларированию таможенным органам путем подачи таможенной декларации.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, между ОАО "ВТК" (продавец) и АК "Кумас Т.И.", Турция (покупатель), 10.11.2009 был заключен контракт N 0415/11, по которому продавец передает, а покупатель принимает бывшую в употреблении высокоскоростную мерсеризационную машину "Вакаяма", 1987 года выпуска, производства Японии, на условиях EXW Чебоксары (Инкотермс 2000). Общая стоимость контракта составила 18 965 USD (долларов США).
В разделе 4 Контракта предусмотрено, что товар, указанный в контракте, должен быть предоставлен в распоряжение покупателя не позднее 10 рабочих дней с момента поступления денежных средств на счет продавца. Датой поставки стороны согласились считать дату фактической передачи товара покупателю.
Обществом 19.11.2009 по данному контракту оформлен паспорт сделки N 09110030/14-81/1747/1/0 в филиале N 8613 Акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации (ОАО) - Чувашское отделение.
В рамках контракта ОАО "ВТК" по грузовой таможенной декларации N 10406030/031209/0003539, оформленной в Чувашской таможне, отгружен товар.
В графе "D" ГТД согласно отметке таможенного органа "выпуск товара разрешен" указана дата 04.12.2009.
При таких обстоятельствах справка о подтверждающих документах должна быть представлена Обществом в уполномоченный банк до 21.12.2009, однако была представлена 29.12.2009, то есть с нарушением срока, установленного законодательством, на 8 календарных дней.
Обществом не оспаривается факт представления справки о документах, подтверждающих факт вывоза товара в уполномоченный банк с нарушением срока.
Доказательств, свидетельствующих о принятии Обществом всех зависящих от него мер для исполнения обязанности по представлению справки о документах, подтверждающих факт вывоза товара в уполномоченный банк в установленный законодательством срок, и наличии объективных причин, препятствующих соблюдению правил и норм, за нарушение которых оно привлечено к административной ответственности, Обществом в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах арбитражный суд первой инстанции сделал правильный вывод о наличии в действиях Общества состава вменяемого ему административного правонарушения.
Вместе с тем согласно статье 2.9 Кодекса при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" определено, что, если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 2.9 Кодекса, принимает решение о признании постановления незаконным и его отмене.
Согласно пункту 18 указанного постановления при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Арбитражный суд Чувашской Республики не установил наличия существенной угрозы охраняемым общественным отношениям в результате несвоевременного представления в банк документов, подтверждающих факт вывоза товара за пределы таможенной территории Российской Федерации, и указал, что нарушение установленного срока на 8 календарных дней не свидетельствует о пренебрежительном отношении Общества к исполнению публично-правовой обязанности и не связано с посягательством на экономические интересы Российской Федерации.
Арбитражный суд первой инстанции на основе полного и объективного исследования имеющихся в деле доказательств пришел к выводу, что правонарушение, впервые совершенное Обществом, не содержит опасной угрозы охраняемым общественным отношениям, ущерб государству и третьим лицам не причинен. В связи с этим суд расценил правонарушение как малозначительное, не повлекшее вредных последствий, и на основании статьи 2.9 Кодекса освободил нарушителя от ответственности.
Вывод суда о возможности применения в данном случае статьи 2.9 Кодекса сделан с учетом вышеназванного постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и конкретных обстоятельств дела.
Понятие малозначительности административного правонарушения является категорией оценочной и определяется судом в каждом конкретном случае применительно ко всем обстоятельствам дела и в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Первый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для переоценки вывода суда первой инстанции о возможности освобождения Общества от административной ответственности.
Иных доводов для отмены решения суда первой инстанции в апелляционной жалобе не приведено.
С учетом изложенного апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Арбитражный суд Чувашской Республики полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют этим обстоятельствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине с апелляционной жалобы не рассматривался с учетом положений части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 06.12.2010 по делу N А79-9813/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Чувашской Республике - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия, только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
М.Б. Белышкова |
Судьи |
А.М. Гущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-9813/2010
Истец: Арбитражный управляющий ОАО Волжская текстильная компания - Парамонов Ю. Н., ОАО "Волжская текстильная компания", ОАО "Волжская текстильная компания"
Ответчик: Территориальное управление Федеральной службы по финансово-бюджетному надзору по Чувашской Республике, Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Чувашской Республике
Третье лицо: КУ ОАО "Волжская Текстильная Компания" Парамонов Юрий Николаевич
Хронология рассмотрения дела:
08.02.2011 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-7061/2010