Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 10 февраля 2011 г. N 04АП-5619/2010
г. Чита |
Дело N А19-17762/2010 |
"10" февраля 2011 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 февраля 2011 года
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Е.В. Желтоухова, судей Г.Г. Ячменёва, Е.О. Никифорюк, при ведении протокола судебного заседания секретарем Федосеевой Е.Н., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, на решение Арбитражного суда Иркутской области от 16 ноября 2010 года по делу N А19-17762/2010, по заявлению открытого акционерного общества "Научно-производственная корпорация "Иркут" (ОГРН 1023801428111 ИНН 3807002509) к Государственному учреждению - Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиалу N 5) (ОГРН 1023801012905 ИНН 3808011062) об оспаривании решения государственного органа, принятое судьей Крассько Б.В.,
при участии:
от заявителя: не было;
от заинтересованного лица: не было;
и установил:
Заявитель, открытое акционерное общество "Научно-производственная корпорация "Иркут", обратился с заявлением к Государственному учреждению - Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 5) о признании незаконным решения Государственного учреждения - Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации N 42 от 26.07.2010 в части непринятия к зачету суммы 607 755, 94 рублей - расходов, произведенных страхователем - плательщиком единого социального налога на цели обязательного страхования.
Решением суда первой инстанции от 16 ноября 2010 требования заявителя удовлетворены.
Суд признал незаконным решение N 42 от 26.07.2010, вынесенное городским филиалом N 5 Государственного учреждения - Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в части непринятия к зачету суммы 607 755 рублей 94 копеек - расходов, произведенных страхователем - плательщиком единого социального налога на цели обязательного страхования, как несоответствующее Федеральному закону от 21.07.2007 N 183-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов", постановлению главы администрации Иркутской области от 28 января 1993 N 9 "О выравнивании районного коэффициента к заработной плате на территории Иркутской области".
Суд первой инстанции обязал Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации устранить допущенные нарушения прав и законных интересов открытого акционерного общества "Научно-производственная корпорация "Иркут".
Суд взыскал с Иркутского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу открытого акционерного общества "Научно-производственная корпорация "Иркут" расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 000 рулей 00 копеек.
Принимая указанное решение, суд первой инстанции исходил из следующего.
Поскольку вывод государственного органа о неправомерном применении обществом коэффициента 1.3 при исчислении размера пособий по обязательному социальному страхованию суд находит не основанным на нормах права, требование заявителя подлежит удовлетворению, оспариваемое решение признанию незаконным
Региональное отделение, не согласившись с выводами суда первой инстанции, заявило апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить и отказать заявителю в удовлетворении требований.
Представитель Регионального отделения в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, уведомления N 33851388, 33851395.
Представленным ходатайством, Региональное отделение просило рассмотреть дело в отсутствие его представителя.
Из апелляционной жалобы заявителя следует, что в соответствии со статьей 316 Трудового кодекса Российской Федерации размер районного коэффициента к заработной плате и порядок его выплаты устанавливаются федеральным законом.
В соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 04.02.1991г. N 76 "О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера" (далее - постановление N 76) (п. 13) субъекты Российской Федерации вправе установить собственные районные коэффициенты к заработной плате, применяемые на территории соответствующего субъекта.
Однако, средства Фонда социального страхования Российской Федерации, из которых выплачиваются пособия по обязательному социальному страхованию являются федеральной собственностью, поэтому расходование этих средств может осуществляться только на основании нормативных актов Российской Федерации, а не ее субъектов. В связи с этим, при определении размеров пособий по обязательному социальному страхованию применяются во всех случаях районные коэффициенты, применяемые для работников непроизводственных отраслей, установленные нормативными актами органов государственной власти СССР или федеральных органов власти РФ (п.55 постановления Совета Министров РФ от 20.03.1991г. N 162).
Пунктом 13 постановления N 76 прямо указано, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в пределах действующих на территории минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов. При этом затраты на указанные цели осуществляются за счет средств предприятий и организаций, бюджетов республик, автономных округов, местных бюджетов.
В Иркутской области Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 21 октября 1969г. N 421/26 "О размере районного коэффициента к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в Красноярском крае и Иркутской области, для которых этот коэффициент в настоящее время не установлен, и о порядке его применения" районный коэффициент к заработной плате утвержден в размере 1,20.
Действительно, как указывал заявитель, постановлением главы администрации Иркутской области от 28.01.1993г. N 9 "О выравнивании районного коэффициента к заработной плате на территории Иркутской области" постановлено: с 1 января 1993 г. установить выравнив единый районный коэффициент к заработной плате рабочих и служащих в размере:
1,6 - на территории г.Усть-Илимска, Усть-Илимского и Нижнеилимского районов; 1,4 - на территорий г.Братска, Братского района; 1,3 - на территории остальных городов и районов юга Иркутской области.
При этом, пунктом 2 настоящего постановления прямо установлено, что затраты на выплату установленных районных коэффициентов осуществлять предприятиями за счет собственных средств, бюджетным организациям за счет соответствующих бюджетов.
Таким образом, отделение Фонда считает, что заявитель вправе выплачивать своим работникам пособия по обязательному социальному страхованию с применением районного коэффициента 1,30, при этом затраты на выплату выравнивающего районного коэффициента, т.е. дополнительные 10 процентов должны быть осуществлены заявителем за счет собственных средств.
Также отделение Фонда считает, что ссылку заявителя на постановление ФАС ВСО от 19.01.2010г. по делу N А33-14092/2009, от 30.11.2005г. по делу N А69-2206/05-6-Ф02-5972/05-С1 нельзя принимать во внимание, поскольку данные судебные акты приняты по иным обстоятельствам рассматриваемых судебных дел, с учетом нормативных правовых актов иного субъекта Российской Федерации. Более того, из указанных судебных актов не усматривается, что по данным делам рассматривался вопрос об источниках выплаты районных коэффициентов.
Отделение Фонда считает, что указанной нормой установлена льгота для государственных органов, которым и является отделение Фонда, в связи с чем, взыскание с Государственного учреждения - Иркутского регионального отделения Фонда социального страхования РФ расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой инстанции в размере 2000 рулей 00 копеек неправомерным.
Представитель общества в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, уведомление N 33851418, 3385401.
Представленным отзывом, заявитель просил отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена судом апелляционной инстанции на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет 28.12.2010.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке ч. 1 ст. 121, ст.ст. 122, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы. Выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку заявлялись в суде первой инстанции, и им дана полная и надлежащая оценка.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как правильно указал суд первой инстанции, для признания ненормативного акта (решения), действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону и иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как правильно указано судом первой инстанции, в силу статьи 11 Федерального закона N 165-ФЗ от 16.07.1999 "Об основах обязательного социального страхования" страховщики имеют право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные только с нарушением законодательства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 18 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101, установлено, что расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
Пунктом 2 статьи 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" предусмотрено, что в заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, включаются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, учитываемые при определении налоговой базы по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования Российской Федерации, в соответствии с главой 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации.
Частью 2 статьи 13 Федерального закона N 234-ФЗ от 19.12.2006 "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2007 год", частью 2 статьи 12 Федерального закона N 183-ФЗ от 21.07.2007 "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов", статьей 5 Федерального закона N 81-ФЗ от 19.05.1995 "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", статьями 9, 10 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" предусмотрено, что в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности, пособия по беременности и родам, пособий гражданам, имеющим детей, и пособия на погребение определяются с учетом этих районных коэффициентов.
В соответствии со статьями 1, 3 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" действие данного Закона распространяется на лиц, работающих по найму или временно на предприятиях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от форм собственности, и лиц, проживающих в указанных районах и местностях.
Государственные гарантии и компенсации для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях, устанавливаются названным Законом и другими соответствующими законодательными актами Российской Федерации. Статьей 24 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" в случае временной нетрудоспособности лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается пособие по временной нетрудоспособности в размере полного заработка и с учетом районного коэффициента и процентной надбавки.
В соответствии с пунктом 3 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 19.02.1993 N 4521-1 "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" государственные гарантии и компенсации, предусмотренные указанным Законом, распространяются на районы Севера, в которых начисляются районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, но не отнесенные к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям.
Пунктом 13 постановления Совета Министров РСФСР от 04.02.1991 N 76 "О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера" исполнительным органам субъектов Российской Федерации предоставлено право устанавливать районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в пределах действующих на территории минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов.
В 1993 году принято постановление главы администрации Иркутской области от 28 января N 9 "О выравнивании районного коэффициента к заработной плате на территории Иркутской области", в котором с 1 января 1993 года были установлены выравнивающие районные коэффициенты для территорий Иркутской области, в том числе для г. Иркутска - установлен коэффициент 1.3 (таблица 2).
Принимая во внимание изложенное, применение обществом коэффициента 1.3 при исчислении размера пособий по обязательному социальному страхованию, является правомерным.
Довод апелляционной жалобы о том, что заявитель вправе выплачивать своим работникам пособия по обязательному социальному страхованию с применением районного коэффициента 1,30, при этом затраты на выплату выравнивающего районного коэффициента, т.е. дополнительные 10 процентов должны быть осуществлены заявителем за счет собственных средств, не принимается судом апелляционной инстанции как не основанный на действующих нормах права.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции считает, что оспариваемое решение Регионального отделения не только не соответствует Федеральному закону от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию", Федеральному закону от 21.07.2007 N 183-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов", Закону Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", Постановлению главы администрации Иркутской области от 28 января 1993 N 9 "О выравнивании районного коэффициента к заработной плате на территории Иркутской области" но и нарушает права и законные интересы заявителя, как страхователя, на получение зачета при уплате платежей по обязательному социальному страхованию, в части произведенных им расходов связанными с выплатами пособий по обязательному социальному страхованию застрахованным лицам.
Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции в соответствии со ст. 71 и ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дал полную и всестороннюю оценку имеющимся в деле доказательствам в их взаимосвязи и совокупности и пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований заявителя.
На основании изложенного, у суда апелляционной инстанции нет законных оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Доводы апелляционной жалобы о неправомерности отнесения на Региональное отделение 2 000 руб. судебных расходов общества по уплате государственной пошлине, суд апелляционной инстанции не принимает, поскольку решение суда в этой части в полной мере соответствует требованиям ст. 101, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Иркутской области "16" ноября 2010 года по делу N А19-17762/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.
Председательствующий судья |
Е.В. Желтоухов |
Судьи |
Е.О. Никифорюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-17762/2010
Истец: ОАО Научно-производственная корпорация "Иркут"
Ответчик: ГУ ИРО ФСС - Городской филиал N5