Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 3 марта 2011 г. N 16АП-383/2011
|
16АП-383/11(1) |
г. Ессентуки |
Дело N А63-10626/2010 |
резолютивная часть постановления объявлена 01 марта 2011 года.
постановление изготовлено в полном объеме 03 марта 2011 года
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семенова М.У.,
судей: Белова Д.А., Марченко О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Замуруевой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета городского хозяйства администрации города Ставрополя (ИНН 2636045699, ОГРН 1052600306770)
на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 13.01.2011 года
по делу N А63-10626/2010 (судья Костюков Д.Ю.)
по заявлению Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края (ИНН 2636026400, ОГРН 1022601936642)
о привлечении к административной ответственности
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 13.01.2011, принятым по заявлению Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края (далее - заявитель, министерство), Комитет городского хозяйства администрации города Ставрополя (далее - комитет) привлечен к административной ответственности по части 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) в виде штрафа в размере 50 000 руб.
В апелляционной жалобе комитет просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении требований заявителя, указывая на отсутствие вины в правонарушении.
Заявитель в отзыве считает жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.
Дело пересматривается в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие участников дела, извещенных о времени месте проведения судебного заседания надлежащим образом.
Изучив материалы дела, оценив их в совокупности с заявленными доводами, апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы в связи со следующим.
Из материалов дела усматривается, что 23.09.2010 инспекцией государственного строительного надзора при министерстве (далее - инспекция) комитету выдано предписание N 7/05-2010 об устранении нарушений в строительной деятельности на объекте "Реконструкция перекрестка ул. Доваторцев - Тухачевского - Космонавтов", г. Ставрополь. Из предписания следует, что работы на объекте завершены, но осуществлялись: без разрешения на строительство органа местного самоуправления (часть 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс)); без извещения о начале производства работ органа государственного строительного надзора (часть 5 статьи 52 Градостроительного кодекса); без положительного заключения государственной экспертизы по проектной документации (часть 1 статьи 49 Градостроительного кодекса); без утвержденной проектной документации (часть 15 статьи 49 Градостроительного кодекса). Предписанием комитет обязан в срок до 25.10.2010 устранить допущенные нарушения.
На основании распоряжения от 25.10.2010 N 7/05-2010 инспекцией с уведомлением комитета проведена проверка по контролю исполнения указанного предписания. В уведомлении от 26.10.2010 указано, что законному представителю надлежит явиться 01.11.2010 к 17 часам в инспекцию для дачи объяснений, а также для участия в составлении протокола об административном правонарушении. Уведомление получено представителем комитета 28.10.2010.
По результатам проверки 01.11.2010 в отсутствие представителя комитета составлены акт и протокол об административном правонарушении, из которых следует, что предписание от 23.09.2010 комитетом не исполнено.
Министерство направило административный материал в арбитражный суд для рассмотрения вопроса о привлечении комитета к административной ответственности по части 6 статьи 19.5 Кодекса.
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Часть 6 статьи 19.5 Кодекса предусматривает административную ответственность юридических лиц в виде штрафа в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток за невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 3 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 N 54 (ред. от 16.02.2008, с изм. от 10.04.2008), задачей государственного строительного надзора является предупреждение, а также выявление и пресечение допущенных застройщиком, заказчиком, лицом, осуществляющим строительство на основании договора с застройщиком или заказчиком, нарушений соответствия выполняемых в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства работ требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации.
В силу пункта 4 Положения предметом государственного строительного надзора является проверка соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, иных нормативных актов и проектной документации; наличия разрешения на строительство; выполнения требований части 2 и 3 статьи 52 Градостроительного кодекса.
В соответствии со статьями 48, 49 Градостроительного кодекса строительство может осуществляться исключительно на основании утвержденной в установленном порядке проектной документации, в отношении которой проведена государственная экспертиза.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Градостроительного кодекса проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, подлежат государственной экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных статьей 49 Кодекса. Согласно части 9 статьи 49 Градостроительного кодекса результатом государственной экспертизы проектной документации является заключение о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) проектной документации требованиям технических регламентов и результатам инженерных изысканий, требованиям к содержанию разделов проектной документации, предусмотренным частью 13 статьи 48 Кодекса, а также о соответствии результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов (в случае, если результаты инженерных изысканий были направлены на государственную экспертизу одновременно с проектной документацией).
Таким образом, законодательством установлено, что строительство может осуществляться только на основании утвержденной в установленном порядке проектной документации, в отношении которой проведена государственная экспертиза.
Согласно частям 1 и 2 статьи 53 Градостроительного кодекса строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка. Строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительный контроль проводится также застройщиком или заказчиком. Застройщик или заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации.
Из положений части 2 и 4 статьи 51 Градостроительного кодекса следует, что строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей.
Разрешение на строительство на земельном участке, не указанном в части 5 данной статьи, выдается органом местного самоуправления по месту нахождения такого земельного участка.
Частью 5 статьи 52 Градостроительного кодекса предусмотрено, что в случае, если в соответствии с данным Кодексом при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства предусмотрен государственный строительный надзор, застройщик или заказчик заблаговременно, но не позднее чем за семь рабочих дней до начала строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства должен направить в уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее также - органы государственного строительного надзора) извещение о начале таких работ, к которому прилагаются необходимые документы.
Из пункта 1 части 2 статьи 54 Градостроительного кодекса следует, что предметом государственного строительного надзора является проверка соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации.
Частью 6 статьи 54 Градостроительного кодекса установлено, что по результатам проведенной проверки органом государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи лицу, осуществляющему строительство, предписания об устранении выявленных нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на нормативный правовой акт, технический регламент, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения выявленных нарушений.
Лица, виновные в нарушении законодательства о градостроительной деятельности, несут дисциплинарную, имущественную, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 58 Градостроительного кодекса).
Факт неисполнения в установленный срок законного предписания подтверждается материалами дела.
Данных о том, что указанные в предписании нарушения комитетом устранены, а также, документов, подтверждающих законность выполнения строительных работ (реконструкции), в материалы дела не представлено.
Предписание от 23.09.2010 в установленном порядке комитетом не оспорено.
Согласно части 1 статьи 2.1 Кодекса правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
С учетом отсутствия обстоятельств, отягчающих административную ответственность, суд первой инстанции обоснованно назначил комитету административное наказание в виде минимального размера штрафа.
Довод апелляционной жалобы о невиновности в отношении отсутствия государственной экспертизы проектной документации подлежит отклонению как неподтвержденный какими-либо доказательствами. Кроме того, данный довод не исключает вины комитета в неисполнении других пунктов предписания.
При таких обстоятельствах, руководствуясь статьями 268-271 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ставропольского края от 13.01.2011 года по делу N А63-10626/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через Арбитражный суд Ставропольского края.
Председательствующий |
М.У. Семёнов |
Судьи |
Д.А. Белов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-10626/2010
Истец: Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края, Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края Инспекция государственного строительного надзора
Ответчик: Комитет городского хозяйства Администрации г. Ставрополя, Комитет городского хозяйства администрации города Ставрополя
Хронология рассмотрения дела:
03.03.2011 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-383/2011