Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 31 января 2011 г. N 03АП-5106/2010
г. Красноярск
"31" января 2011 г. |
Дело N А33-14761/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена "24" января 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен "31" января 2011 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Дунаевой Л.А.,
судей: Бычковой О.И., Первухиной Л.Ф.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ахметшиной Г.Н.,
при участии:
от заявителя (Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району города Красноярска): Лебедева С.В., представителя по доверенности от 25.10.2010;
от общества с ограниченной ответственностью "ПРОФИТ": Доложевского К.В., представителя по доверенности от 01.11.2010; Семенова Р.В., генерального директора на основании решения от 10.12.2009 N 1,
рассмотрев апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Красноярска
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "09" ноября 2010 года по делу А33-14761/2010, принятое судьей Чурилиной Е.М.,
установил:
Инспекция Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Красноярска (далее - заявитель, Инспекция, административный орган) (ОГРН 1042442940011, ИНН 2466124118) обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "ПРОФИТ" (далее - общество, ООО "ПРОФИТ") (ОГРН 1092468054634, ИНН 2460220270) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 09 ноября 2010 года в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с указанным решением, Инспекция обратилась в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований на том основании, что материалами дела подтверждается факт надлежащего извещения общества о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Представитель Инспекции в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представители общества с доводами жалобы не согласились, считают решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора обстоятельства.
09.09.2010 должностными лицами административного органа совместно с сотрудниками Главного Управления Внутренних Дел по г. Красноярску проведена проверка соблюдения ООО "ПРОФИТ" законодательства Российской Федерации в области финансового контроля - применения контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, полноты учета выручки и порядка работы с денежной наличностью в лотерейном клубе, расположенном по адресу: г. Красноярск, ул. К. Маркса, 58.
В ходе проведения проверки клиентом произведена оплата денежных средств в электронный терминал с целью получения денежного выигрыша. В момент оплаты электронный терминал отпечатал и выдал клиенту квитанцию от 09.09.2010 N 130416073, не являющуюся фискальным чеком. На выданной клиенту квитанции отсутствовал признак фискального режима, а также обязательные к заполнению реквизиты. Лицензия на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в лотерейном клубе ООО "ПРОФИТ" не представлена.
При проведении проверки должностными лицами административного органа составлен протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 09.09.2010, акт проверки выполнения требований Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" от 09.09.2010 N 026846, акт о проверке наличных денежных средств кассы от 09.09.2010 N 026846, протокол изъятия вещей и документов от 09.09.2010.
Усмотрев в действиях ООО "ПРОФИТ" состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, должностным лицом административного органа в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 13.09.2010 N 973.
Зафиксированные в протоколе обстоятельства явились основанием для обращения административного органа в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о привлечении ООО "ПРОФИТ" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
Согласно части 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, возлагается на орган или лицо, которые составили этот протокол, и не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.
В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Суд апелляционной инстанции, проверив порядок составления протокола об административном правонарушении в отношении ООО "ПРОФИТ", соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что Инспекцией допущены существенные нарушения при производстве по делу об административном правонарушении.
В соответствии со статьей 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с данным Кодексом. В силу части 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В силу части 1 статьи 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол. Положения статьи 28.2 КоАП РФ, регламентирующие порядок составления протокола об административном правонарушении, предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, в том числе составление протокола об административном правонарушении в присутствии лица, привлекаемого к административной ответственности.
В пункте 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" указано, что суду при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности или дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности необходимо проверять соблюдение положений статьи 28.2 КоАП РФ, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, имея в виду, что их нарушение может являться основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности либо для признания незаконным и отмены оспариваемого решения административного органа.
В пункте 24 Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Постановления от 26.07.2007 N 46 "О внесении дополнений в постановление Пленума от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" сказано, что при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из приведенных норм права и правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации следует, что обеспечение административным органом лицу, привлекаемому к административной ответственности, возможности участвовать при составлении протокола об административном правонарушении является гарантий соблюдения его прав на защиту, а также создание необходимых предпосылок и условий для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела об административном правонарушении уполномоченным административным органом.
Согласно содержанию протокола от 13.09.2010 N 973 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, он составлен в отсутствие законного представителя общества - генерального директора Семенова Р.В., надлежащим образом извещенного о времени и месте составления протокола, что подтверждается протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 09.09.2010 N 1, повесткой о явке в налоговый орган от 09.09.2010 и другими материалами дела. Из содержания протокола также не следует, что при его составлении присутствовал защитник общества в соответствии со статьей 25.2 КоАП РФ.
В указанном протоколе осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 09.09.2010 N 1 не содержится указаний на время и место составления протокола об административном правонарушении в отношении выявленного факт осуществления ООО "ПРОФИТ" деятельности по организации и проведению азартных игр без лицензии.
Повестка, полученная директором общества Семеновым Р.В. 09.09.2010, извещает о необходимости явки в Инспекцию 13.09.2010 в 11 час. 00 мин. для подписания протокола об административном правонарушении, по проверке выполнения требований Закона Российской Федерации от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт".
Акт проверки выполнения требований Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" от 09.09.2010 N 026846, на который административный орган также ссылается в качестве доказательства надлежащего извещения законного представителя ООО "ПРОФИТ" о составлении протокола об административном правонарушении, содержит указание о необходимости явки в Инспекцию 13.09.2010 к 10-11 час. 00 мин. для составления протокола об административном правонарушении со ссылкой на статью 5 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт".
Представленная в материалы дела доверенность от 13.09.2010 N 721, выданная Левковской Н.В. также не подтверждает факт надлежащего извещения общества о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, поскольку предоставляет полномочия на представление интересов ООО "ПРОФИТ" по акту о проверке наличных денежных средств кассы от 09.09.2010 N 026846 и протоколу осмотра от 09.09.2010 N 1. Полномочия на представление интересов общества в отношении установленного факт осуществления предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) указанная доверенность не содержит.
Следовательно, Инспекция не доказала факт надлежащего извещения ООО "ПРОФИТ" о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
В силу пункта 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Необеспечение права лица, привлекаемого к административной ответственности, на защиту своих интересов при рассмотрении дела об административном правонарушении носит существенный характер и не позволяет всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявления Инспекции о привлечении ООО "ПРОФИТ" на основании части 2 статьи 14.1 КоАП РФ к административной ответственности.
Таким образом, в соответствии со статьей 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение суда первой инстанции от 09 ноября 2010 года подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Как указано в пункте 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", в настоящее время федеральным законом не предусмотрено взимание государственной пошлины за рассмотрение арбитражным судом дел о привлечении к административной ответственности.
Следовательно, государственная пошлина в настоящем деле уплате не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 09 ноября 2010 года по делу А33-14761/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение, только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.А. Дунаева |
Судьи |
О.И. Бычкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-14761/2010
Истец: ИФНС России по Центральному району г. Красноярска
Ответчик: ООО "Профит"
Третье лицо: ООО "Профит"
Хронология рассмотрения дела:
31.01.2011 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-5106/2010