Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 15 февраля 2011 г. N 10АП-7923/2010
г. Москва
15 февраля 2011 г. |
Дело N А41-26792/10 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 февраля 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 февраля 2011 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Александрова Д.Д.,
судей Гагариной В.Г., Мордкиной Л.М.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Байбулиной Ю.М.,
при участии в заседании:
от заявителя: ООО "Уваровский - 1" (ИНН: 5028023328, ОГРН: 1065028000410): Каравайченко Е.В., доверенность N 10 от 09.09.2010 г.,
от ответчика: Администрации Можайского муниципального района Московской области - Андрияновой В.С., доверенность N 104 от 24.01.2011 г.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Можайского муниципального района Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 16 ноября 2010 г. по делу N А41-26792/10, принятое судьей Неяскиной Е.А., по заявлению ООО "Уваровский - 1" к Администрации Можайского муниципального района Московской области о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Уваровский - 1" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением (т. 1, л.д. 4-7), с учетом уточнений (т. 1, л.д. 90-95), принятых судом, к Администрации Можайского муниципального района Московской области (далее - Администрация района) о признании незаконным бездействия Администрации района, выразившееся в уклонении от принятия решения об образовании 527 земельных участков (т. 1, л.д. 93-95) из земельного участка, принадлежащего обществу на праве постоянного (бессрочного) пользования, и обязать Администрацию района в срок четырнадцать календарных дней принять решение об образовании 527 земельных участков (т. 1, л.д. 93-95).
Решением Арбитражного суда Московской области от 16 ноября 2010 г. требования, заявленные обществом, удовлетворены в полном объеме (т. 6, л.д. 15-20).
При этом суд первой инстанции исходил из того, что был осуществлен государственный кадастровый учет образованных земельных участков. Обществом, в соответствии с п. 2 ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) были представлены заявление об образовании земельных участков и прилагаемые к нему соответствующие документы. Администрация района не представила доказательств необходимости направления запросов в Московскую областную Думу - Комитет по аграрной политике, землепользованию, природным ресурсам и экологии, Министерство экологии и природопользования Московской области, Территориальный отдел по Можайскому району Управления Роснедвижимости по Московской области с просьбой разъяснить нормы действующего законодательства, и не доказало не возможность принятия соответствующего решения без ответов на вышеуказанные запросы. Кроме того, первый запрос по данному делу, на который ссылается Администрация района, был датирован 11.06.2010 г., в то время, как заявление обществом заинтересованному лицу было подано 27.11.2009 г.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Администрация района подала апелляционную жалобу (т. 6, л.д. 24, 25), в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований общества, поскольку считает принятый судебный акт незаконным, необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права.
По мнению Администрации района, требование о предоставлении обществом документа, подтверждающего, что земельные участки, площадь которых менее 2 га, расположены в пределах естественных границ на местности, основано на нормах ЗК РФ, Федерального закона от 24.07.2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", Закона Московской области от 12.06.2004 г. N 75/2004-03 "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Московской области", Закона Московской области от 06.07.1996 г. N 23/96-03 "О регулировании земельных отношений на территории Московской области". Постановка только еще образуемых земельных участков на кадастровый учет не является надлежащим и достоверным подтверждением того, что образуемые земельные участки, площадь которых менее 2 га, находятся в естественных границах не местности, поскольку документальным подтверждением того, что земельный участок из состава земель сельскохозяйственного назначения площадью менее 2 га находится в пределах естественных границ на местности, может служить межевой план, предоставляемый в орган кадастрового учета и включающий в себя графическую и текстовую части. Администрация района 14.10.2010 г. направила запрос в Можайский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, в котором просит разъяснить обоснованность постановки на государственный кадастровый учет земельных участков, площадь которых менее 2 га, и подтвердить, что данные земельные участки расположены в пределах естественных границ на местности, в связи с тем, что сведения государственного кадастра недвижимости о земельных участках, учет которых осуществлен после даты вступления в силу Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", до момента поступления в орган кадастрового учета сведений о зарегистрированных правах на такие земельные участки, носят временный характер и не являются кадастровыми сведениями.
На основании изложенного Администрация района утверждает, что без достоверного подтверждения факта нахождения образуемых земельных участков, площадь которых менее 2 га, в естественных границах на местности, вынесение законного и обоснованного решения невозможно, и, следовательно, бездействие, выразившее, как полагает заявитель, в уклонении от принятия решения об образовании земельных участков, со стороны Администрации района отсутствует.
В судебном заседании представитель Администрации района поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
В судебном заседании представитель общества возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения по доводам, изложенным в письменных пояснениях.
Рассмотрев повторно дело в порядке ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), выслушав представителей Администрации района и общества, исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, письменных пояснений, суд апелляционной инстанции считает, что оснований для отмены и изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Как следует из материалов дела, Постановлением Главы администрации Можайского района Московской области N 232/1 от 25.01.1994 г. "О передаче земель в коллективно-долевую собственность акционерному обществу "Уваровский N 1" за акционерным обществом "Уваровский N 1" закреплены в бессрочное (постоянное) пользование 1699 несельскохозяйственных угодий (т. 1, л.д. 81).
В соответствии с письмом Территориального отдела по Можайскому району Управления Роснедвижимости по Московской области от 24.12.08 г. N 28-75-28 (т. 1, л.д. 82) по состоянию на 01.12.2008 г. за обществом на праве бессрочного постоянного пользования по земельно-учетным данным числится 1654 га земель сельскохозяйственного назначения. Изменения произошли за счет изъятия из земель, находящихся в пользовании земельных участков, площадью 44,7 га.
Общество 27.11.2009 г. обратилось к Главе Можайского муниципального района Московской области с заявлением (т. 1, л.д. 71-75), в котором просило образовать 529 земельных участков из земельного участка общей площадью 1654,3 га, предоставленного обществу на праве постоянного (бессрочного) пользования на основании Постановления N 232/1 от 25.01.1994 г., с приложением копии Постановления N 232/1 от 25.01.1994 г., письма Территориального отдела по Можайскому району Управления Роснедвижимости по Московской области от 24.12.2008 г. N 28-75-28, кадастровых паспортов земельных участков в количестве 529 шт.
Администрация района в письме от 24.12.09 г. N 4430/1-24 (т. 1, л.д. 76) сообщила обществу, что на основании ст. 6 Закона Московской области от 12.06.2004 г. N 75/2004-03 "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Московской области" обществу необходимо представить документ о том, что вновь образованные земельные участки, площадь которых меньше двух гектаров, находятся в пределах естественных границ на местности.
Общество, в ответ на указанное выше письмо, представило 05.02.2010 г. в Администрацию района справку кадастрового инженера от 02.01.2010 г. и кадастровую выписку на земельный участок с кадастровым номером 50:18:0000000:127. Данное обстоятельство подтверждается соответствующим штампом Администрации района на сопроводительном письме общества (т. 1, л.д. 77).
Впоследствии, 13.05.2010 г., общество повторно представило в Администрацию района справки кадастрового инженера, подтверждающие, что земельные участки, в отношении которых проведены кадастровые работы находятся в естественных границах (т. 1, л.д. 79). Данное обстоятельство подтверждается соответствующим штампом Администрации района на письме общества.
Администрация района в ответ на последнее письмо общества сообщило в своем письме от 11.06.2010 г. (т. 1, л.д. 80), что в целях определения возможности образования земельных участков по представленным документам Администрацией района направлен запрос в Московскую областную Думу с просьбой разъяснить нормы действующего законодательства. После получения информации Администрация района обязалась проинформировать общество.
Общество, посчитав, что Администрация района уклоняется от принятия решения об образовании 529 земельных участков и тем самым причиняет обществу значительные убытки, нарушает его право на регистрацию права постоянного (бессрочного) пользования в Росреестре и на последующий выкуп земельного участка, принадлежащего на праве постоянного (бессрочного) пользования, обратилось в суд первой инстанции с заявлением, впоследствии уточненным, о признании незаконным бездействия Администрации района, выразившееся в уклонении от принятия решения об образовании 527 земельных участков (т. 1, л.д. 93-95) из земельного участка, принадлежащего обществу на праве постоянного (бессрочного) пользования, и обязать Администрацию района в срок четырнадцать календарных дней принять решение об образовании 527 земельных участков (т. 1, л.д. 93-95).
Вывод суда первой инстанции о том, что бездействие Администрации района, выразившееся в уклонении от принятия решения об образовании 527 земельных участков из земельного участка, принадлежащего обществу на праве постоянного (бессрочного) пользования, не соответствует законодательству и нарушает права заявителя, является правильным.
Согласно п. 1 ст. 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных ст. 29 ЗК РФ.
В соответствии с п. 2 ст. 11.3 ЗК РФ решения об образовании земельных участков, указанных в пункте 1 данной статьи, могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки. Обязательными приложениями к заявлениям об образовании земельных участков являются:
кадастровые паспорта образуемых земельных участков или кадастровый паспорт образуемого земельного участка;
правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки.
Судом первой инстанции установлено, что общество выполнило требования п. 2 ст. 11.3 ЗК РФ. Администрацией района данный факт не оспаривался.
В соответствии с п. 2 ст. 11.9 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с ЗК РФ, другими федеральными законами.
Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" минимальные размеры образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения могут быть установлены законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Статья 6 Закона Московской области от 12.06.2004 г. N 75/2004-03 "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Московской области" предусматривает, что минимальный размер образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения составляет 2,0 гектара, за исключением случаев, предусмотренных п. п. 2 и 3 данной статьи.
Нормы минимальных размеров земельных участков, установленные ст. 6 Закона Московской области от 12.06.2004 г. N 75/2004-03, в частности, не применяются к земельным участкам, если земельный участок меньшей площади находится в пределах естественных границ на местности (п. 3 ст. 6 Закона Московской области от 12.06.2004 г. N 75/2004-03).
Согласно п. 3 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных данным Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В соответствии с пп. 2 п. 3 ст. 27 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета принимает решение об отказе в постановке на учет земельного участка также в случае, если размер образуемого земельного участка или земельного участка, который в результате преобразования сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок), не будет соответствовать установленным в соответствии с земельным законодательством требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков.
Фактические обстоятельства дела свидетельствуют о том, что спорные земельные участки поставлены в установленном порядке на государственный кадастровый учет, что подтверждается наличием кадастровых паспортов, представленных обществом в Администрацию района в качестве приложения к соответствующему заявлению (т. 1, л.д. 71) и в материалы дела (т. 2-5).
В кадастровых паспортах на спорные земельные участки (т. 2-5) указана площадь каждого земельного участка.
Обществом, во исполнение требования п. 2 ст. 11.3 ЗК РФ были представлены соответствующие документы, подтверждающие право на образование спорных земельных участков, указанных в п. 1 ст. 11.3 ЗК РФ (т. 1, л.д. 71-75). Перечень документов, указанный в п. 2 ст. 11.3 ЗК РФ, является исчерпывающим.
В материалы дела обществом представлен Проект границ земельных участков общества, площадью 1654,3 га, согласованный генеральным директором общества, Главой Администрации сельского поселения "Замошинское" Можайского муниципального района Московской области, начальником отдела по Можайскому муниципальному району Управления Роснедвижимости по Московской области, а также утвержденный заместителем Главы Можайского муниципального района Московской области. Согласно данного Проекта границ все земельные участки общества расположены в пределах естественных границ на местности. Данный документ Администрацией района не оспаривался.
Таким образом, у Администрации района не было оснований для затягивания вопроса по рассмотрению заявления общества (т. 1, л.д. 71-75).
На основании изложенного отклоняются доводы Администрации района о необходимости предоставления обществом документа, подтверждающего, что земельные участки, площадь которых менее 2 га, расположены в пределах естественных границ на местности, а также о необходимости затребования судом первой инстанции межевых планов указанных земельных участков.
Администрация района в апелляционной жалобе указала, что 14.10.2010 г. направила запрос в Можайский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, в котором просит разъяснить обоснованность постановки на государственный кадастровый учет земельных участков, площадь которых менее 2 га, и подтвердить, что данные земельные участки расположены в пределах естественных границ на местности, в связи с тем, что сведения государственного кадастра недвижимости о земельных участках, учет которых осуществлен после даты вступления в силу Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", до момента поступления в орган кадастрового учета сведений о зарегистрированных правах на такие земельные участки, носят временный характер и не являются кадастровыми сведениями.
В силу ч. 4 ст. 24 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного земельного участка, носящие временный характер, действительны в течение двух лет со дня постановки данного земельного участка на учет.
Согласно кадастровых паспортов (т. 2-5), представленных обществом Администрации района и в материалы дела, спорные земельные участки были поставлены на учет в августе 2009 г.
Следовательно, у Администрации района, получившей 27.11.2010 г. от общества соответствующее заявление и прилагающиеся к нему документы, предусмотренные п. 2 ст. 11.3 ЗК РФ, и имеющей в распоряжении Проект границ земельных участков общества, площадью 1654,3 га, утвержденный заместителем Главы Можайского муниципального района Московской области, не было правовых оснований для отказа в принятии решения об образовании земельных участков.
Таким образом, суд первой инстанции обосновано сделал вывод о том, что бездействие Администрации района, выразившееся в уклонении от принятия решения об образовании 527 земельных участков из земельного участка, принадлежащего обществу на праве постоянного (бессрочного) пользования, не соответствует законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя.
В соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ, арбитражный суд, установив, что оспариваемые ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Судом апелляционной инстанции рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда первой инстанции, положенные в основу судебного акта, и не могут служить основанием для отмены и изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 266, 268, частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 16 ноября 2010 г. Арбитражного суда Московской области по делу N А41-26792/10 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Можайского муниципального района Московской области без удовлетворения.
Председательствующий |
Д.Д. Александров |
Судьи |
В.Г. Гагарина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-26792/2010
Истец: ООО "Уваровский - 1", ООО "Уваровский-1" с. Мокрое
Ответчик: Администрация Можайского муниципального района Московской области, Администрация Можайского района