Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 24 февраля 2011 г. N 10АП-7640/2010
г. Москва
24 февраля 2011 г. |
Дело N А41-25264/10 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 февраля 2011 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ханашевича С.К.,
судей Демидовой К.И., Ивановой Л.Н.,
при ведении протокола судебного заседания Павловой Н.И.,
при участии в заседании:
от Комитета по управлению имуществом администрации городского округа Орехово-Зуево Московской области (ИНН:5034082515, ОГРН: 1035007001270): Шумилов А.С. по доверенности от 09.11.2010, Хромова Л.М. по доверенности от 10.12.2010 N 1-Д, Коренной О.В. по доверенности от 09.11.2010;
от общества с ограниченной ответственностью "Орехово-Зуевская Электросеть" (ИНН 5034027850, ОГРН 1065034031204): Цечоев М.А. по доверенности от 02.08.2010; Абукарова О.В. по доверенности от 11.01.2011; Руденко Н.В. по доверенности от 17.03.2010,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по управлению имуществом администрации городского округа Орехово-Зуево Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 18 октября 2010 года по делу N А41-25264/10, принятое судьей Калининой Н.С. по иску Комитета по управлению имуществом администрации городского округа Орехово-Зуево Московской области к обществу с ограниченной ответственностью "Орехово-Зуевская Электросеть" о расторжении договора,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по управлению имуществом администрации городского округа Орехово-Зуево Московской области (далее - Комитет) обратился в Арбитражный суд Московской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Орехово-Зуевская Электросеть" (далее - ООО "Орехово-Зуевская Электросеть") о расторжении договора безвозмездного временного пользования муниципальным имущественным комплексом коммунального назначения от 01.02.2007.
Решением Арбитражного суда Московской области от 18.10.2010 по делу N А41-25264/10 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с решением суда, Комитет обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции нарушены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Выслушав представителей сторон, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд полагает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Как следует из материалов дела, на основании решения Совета депутатов городского округа от 07.12.2006 N 636/53 об утверждении положения о проведении конкурсов на право безвозмездного временного пользования муниципальным имущественным комплексом коммунального назначения 24.01.2007 был проведен конкурс на право безвозмездного временного пользования муниципальным имущественным комплексом коммунального назначения.
По результатам указанного конкурса между Комитетом (Ссудодатель) и ООО "Орехово-Зуевская Электросеть" (Ссудополучатель) 01.02.2007 был заключен договор безвозмездного временного пользования муниципальным имущественным комплексом коммунального назначения, согласно п. 1.1 которого Ссудодатель передает, а Ссудополучатель принимает в безвозмездное временное пользование муниципальный имущественный комплекс коммунального назначения: электросетевое хозяйство, в соответствии с перечнем, указанным в Приложении N 1 к договору.
Согласно п. 2.5.1 Договора Ссудополучатель обязан инвестировать в модернизацию и развитие переданного по настоящему Договору имущества денежные средства в размере 200 000 000 руб. 00 коп., в том числе не менее 70% указанной суммы должны быть инвестированы в первые три года после заключения договора 1 год - 20 000 000 руб., 2 год - 60 000 000 руб., 3 год - 60 000 000 руб. Инвестиции должны осуществляться в рамках муниципальных программ модернизации и развития коммунальной инфраструктуры.
Решением Арбитражного суда Московской области от 08.04.2008 по делу N А41-2166/08 пункт 2.5.1 Договора был изложен в иной редакции: "5.2. Ссудополучатель обязан :5.2.1. инвестировать в модернизацию и развитие переданного по настоящему Договору имущества денежные средства в размере 200.000.000 (двести миллионов) рублей, в том числе не менее 70% указанной суммы должны быть инвестированы в первые три года, не считая год заключения договора: 1 год 20.000.000 (двадцать миллионов) рублей, 2 год 60.000.000 (шестьдесят миллионов) рублей, 3 год 60.000.000 (шестьдесят миллионов) рублей. Инвестирования должны осуществляться в рамках муниципальных программ модернизации и развития коммунальной инфраструктуры " (т. 1 л.д. 42-46).
По поручению Главы городского округа Орехово-Зуево во исполнение представления Орехово-Зуевской городской прокуратуры от 14.08.2009 N 7.1-2009 года, контрольно-ревизионным Управлением Администрации городского округа Орехово-Зуево Московской области была проведена проверка фактического исполнения планов-графиков инвестирования (т. 1 л.д. 17-41).
В ходе проверки установлено, что за 2008 и 2009 годы на развитие сетей энергообеспечения городского округа Орехово-Зуево было затрачено 20,6 млн. руб., т.е. выполнение инвестиционной программы составляет лишь 13,8 % от планового объема, что подтверждается Актом проверки N 10 от 23.04.2010.
Истец считает, что поскольку ответчиком не были исполнены условия о сроках и объемах инвестирования, установленные в п. 2.5.1 Договора, то договор подлежит расторжению.
В связи с чем, истец в адрес ответчика направил письмом от 18.05.2010 N 514-19 исх. соглашение о расторжении договора (т. 1 л.д. 9).
Поскольку ответчик в добровольном порядке отказался от расторжения договора, Комитет обратился в арбитражный суд с требованиями по настоящему делу.
Согласно статье 450 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1) при существенном нарушении договора другой стороной;
2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Требование истца о досрочном расторжении договора основано на том, что ответчиком не была выполнена инвестиционная программа, чем нарушен п. 2.5.1 договора.
Ответчик указывает, что надлежащим образом выполнил условия инвестиционной программы, а невыполнение отдельных требований указанной программы связано с отсутствием документации, необходимой для реализации программы.
Инвестиционная программа утверждена Решением Совета депутатов городского округа Орехово-Зуево от 21.08.2007 N 770/64 "Об утверждении ООО "Орехово-Зуевская Электросеть" инвестиционной программы по развитию сетей энергообеспечения городского округа Орехово-Зуево на период 2007-2011 гг." (т. 2 л.д. 64-72), с учетом изменений утвержденных Решением Совета депутатов городского округа Орехово-Зуево Московской области от 26.06.2008 N 917/77 "О внесении изменений ООО "Орехово-Зуевская Электросеть" в инвестиционную программу по развитию сетей энергообеспечения городского округа Орехово-Зуево на период 2007-2011 гг." (т. 1 л.д. 53-54, т. 2 л.д. 50-51).
Кроме того, Решением Совета депутатов городского округа Орехово-Зуево Московской области от 21.08.2007 N 769/64 "Об утверждении ООО "Орехово-Зуевская Электросеть" технического задания инвестиционной программы по развитию сетей энергообеспечения городского округа Орехово-Зуево на период 2007-2011 гг." (т. 2 л.д. 26 -28) и Решением Совета депутатов городского округа Орехово-Зуево Московской области от 24.07.2008 N 933/78 "О внесении изменений ООО "Орехово-Зуевская Электросеть" в техническое задание инвестиционной программы по развитию сетей энергообеспечения городского округа Орехово-Зуево на период 2007-2011 гг." (т. 2 л.д. 52-53) ответчику утверждено техническое задание.
Данной инвестиционной программой предусмотрено, что инвестиции должны быть направлены на реконструкцию и развитие существующей сети электроснабжения, в т.ч. инвестиции в приобретение оборудования и специальной техники (таблица 2.2.) в размере 19,9 млн.руб. и инвестиции в развитие системы электроснабжения (таблицы 4.1., 5.1.) в размере 200,0 млн.руб.
Неисполнение данной инвестиционной программы подтверждается Договором о порядке выполнения инвестиционных условий конкурса и использовании инвестиционных средств от 03.09.2007 (т. 2 л.д. 93-99), которым определен порядок выполнения ответчиком инвестиционной программы, утв. Решением Совета депутатов городского округа Орехово-Зуево от 21.08.2007 N 770/64, и механизм контроля со стороны Главы городского округа, с учетом Договора безвозмездного временного пользования муниципальным имущественным комплексом коммунального назначения от 01.02.2007 и Положения о проведении конкурсов, утв. Решением Совета депутатов городского округа Орехово-Зуево от 07.12.2006 N 636/53 (п. 1.1. Договора от 03.09.2007).
В частности, в соответствии с п. 4.2, 4.4 Договора от 03.09.2007 по истечении установленного срока использования инвестиций, предусмотренных инвестиционной программой ответчик обязан в течение 15 дней с даты истечения этого срока предоставить Главе городского округа акт о выполнении инвестиционных условий с приложением документов, оформляющих передачу инвестиций, подтверждающих целевое использование инвестиций, а Глава городского округа в 3-х дневный срок передает акт Комиссии по контролю за исполнением инвестиционных условий конкурса.
Согласно п. 6.1 Договора от 03.09.2007 обязательства по внесению инвестиций считаются исполненными должным образом и в полном объеме с момента утверждения Главой городского округа акта о выполнении инвестиционных условий. Глава городского округа утверждает указанный акт на основании решения Комиссии о выполнении инвестиционных условий.
При этом, комиссия рассматривает переданные ей акты и в случае необходимости проводит фактические проверки внесения и использования инвестиций в соответствии с их целевым назначением и принимает решение о результатах проверки выполнения инвестиционных условий (п. 6.2. Договора от 03.09.2007).
В нарушение вышеуказанных положений Договора от 03.09.2007 ответчик Акты о выполнении инвестиционных условий с приложением подтверждающих документов в адрес Главы городского округа не направлял, соответственно, Комиссией по рассмотрению выполнения производственных и инвестиционных программ организаций коммунального комплекса (далее - Комиссия) (т. 2 л.д. 21-23, т. 2 л.д. 54-55) данные акты не рассматривались.
Однако согласно Протоколам Комиссии от 24.07.2009 N 1 (т. 2 л.д.5-6), от 21.08.2009 N 2 (т. 2 л.д. 7-8), от 08.09.2009 N 3 (т.2 л.д.10-14), от 18.09.2009 N 4 (т. 2 (л.д. 15-17), от 28.12.2009 N 5 (т. 2 л.д. 18-19), а также Протоколу заседания рабочей группы от 13.08.2009 (т. 2 л.д. 9) ответчиком в Комитет по экономике Администрации городского округа Орехово-Зуево предоставлялись отчеты по инвестиционным и производственным программам.
При этом, данные отчеты приняты комиссией к сведению, а Управлению ЖКХ совместно с КРУ поручено провести проверку фактических объемов выполнения инвестиционной программы за 2007-2009 г.г., подготовить отчеты и акты о результатах и предоставить их на комиссию.
По результатам проверки КРУ подготовлен Акт проверки фактического исполнения планов-графиков инвестирования от 23.04.2010 N 10 (т.1 л.д. 17, 37-41), в соответствии с которым выполнение инвестиционной программы за 2007-2009 г.г. по представленным документам по состоянию на 01.01.2010 составило 13,8 %:
- утверждено по инвестиционной программе 2007-2009 г.г. - 149,1 млн.руб. (Решение Совета депутатов городского округа Орехово-Зуево Московской области от 26.06.2008 г. N 917/77 "О внесении изменений ООО "Орехово-Зуевская Электросеть" в инвестиционную программу по развитию сетей электрообеспечения городского округа Орехово-Зуево на период 2007-2011 гг.");
- затрачено по представленным документам - 20,6 млн.руб.;
- подтвержденное выполнение - 20,6 млн.руб.
Данный Акт направлен в адрес ответчика письмом от 18.05.2010 N 82-исх (т. 1 л.д. 51, т. 2 л.д. 20), однако до настоящего времени каких-либо возражений по акту в адрес Администрации городского округа Орехово-Зуево от Ответчика не поступило.
Факт невыполнения инвестиционной программы подтверждает и генеральный директор ответчика в своем выступлении, которое отражено в Протоколе Комиссии от 24.07.2009 N 1 (т. 2 л.д. 5-6), где он сообщил об осуществленных инвестициях на сумму 20 млн. руб.
Согласно представленному в материалы дела Акту от 23.04.2010 N 10 проверки фактического исполнения планов-графиков инвестирования ответчиком не выполнены условия инвестиционной программы по следующим объектам (т. 1 л.д. 17, 37-41):
1.1. Инвестиции в содержание и развитие системы электроснабжения:
1. Строительство 2БКТП, Центральный бульвар - Я.Флиера
- строительство 2 БКТП, утверждено инвестиций - 20 млн.руб., выполнено ответчиком - 50 %.
2. 2 ТП на ул. Ленина у ТРЦ "Аквилон"
- ТП-438, ТП 439, утверждено инвестиций - 10 млн.руб., выполнено ответчиком - 100%;
3. РТП по ул. Бугрова
- строительство, прокладка 2-х новых фидеров (10 кВт), утверждено инвестиций - 46,5 млн.руб., выполнено ответчиком - 0 %.
4. 2 БКТП по ул. Бугрова
- строительство, прокладка новых линий, утверждено инвестиций - 10 млн.руб., выполнено ответчиком - 0 %.
5. Строительство 2 БКТП, ул. Ленина - Школьный пр-д
- строительство, прокладка новых линий, утверждено инвестиций - 20 млн.руб., выполнено ответчиком - 0%.
6. Система АИИСКУЭ
- монтаж системы приборов учета АИИСКУЭ, проектные работы, утверждено инвестиций - 33,5 млн.руб., выполнено Ответчиком - 0%.
Расходы в размере 34,4 млн.руб. не приняты в качестве инвестиций, т.к.: не подтверждены работы на сумму 3,6 млн. руб., из них с завышением сметной стоимости - 0,04 млн.руб., неподтвержденная стоимость работ - 0,46 млн. руб., неподтвержденная стоимость материалов - 3,1 млн. руб.;
- работы на сумму 30,7 млн. руб. осуществлены за счет собственных средств (нарушение условий инвестиционной программы, см. таблицу 2.3. инвестпрограммы).
2. Приобретение оборудования и специальной техники:
- приобретение оборудования и специальной техники для ремонта и обслуживания сетей, утверждено инвестиций - 9,1 млн.руб., выполнено ответчиком - 73,4 %.
При таких обстоятельствах, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу, что ответчиком нарушены обязательства, предусмотренные пунктом 2.5.1 договора от 01.02.2007.
Следовательно, на основании пункта 2.2.5 договор от 01.02.2007 подлежит расторжению по требованию истца.
Кроме того, ответчиком не представлено в материалы дела доказательств выполнения условий п.п. 3.2, 3.3, 3.4 договора о порядке выполнения инвестиционных условий конкурса и использовании инвестиционных средств от 03.09.2007: разработка технико-экономического обоснования, бизнес-плана, проведение экспертиз изношенного и нового оборудования.
Названные обстоятельства соответствии с п. 2.2.5 договора от 01.02.2007 также являются основаниями для расторжения договора.
Ссылки ответчика на то, что Комитет обратилось с настоящим иском в целях безвозмездного получения в муниципальную казну объектов, созданных в результате инвестиционных программ за счет ответчика, не могут быть признаны обоснованными, поскольку ООО "Орехово-Зуевский городской Водоканал" вправе обратиться в суд с соответствующими требованиями для защиты своих нарушенных прав и законных интересов.
На основании изложенного арбитражный апелляционный суд приходит к выводу, что требования КУИ администрации городского округа Орехово-Зуево Московской области о расторжении договора от 01.02.2007 являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Следовательно, обжалуемое решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 18 октября 2010 года по делу N А41-25264/10 отменить.
Расторгнуть договор безвозмездного временного пользования муниципальным имущественным комплексом коммунального назначения от 01.02.2007, заключенный между Комитетом по управлению имуществом администрации городского округа Орехово-Зуево и обществом с ограниченной ответственностью "Орехово-Зуевская электросеть".
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Орехово-Зуевская электросеть" в доход федерального бюджета 6 000 руб. судебных расходов.
Председательствующий |
С.К. Ханашевич |
Судьи |
К.И. Демидова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-25264/2010
Истец: Комитет по управлению имуществом Орехово-Зуевского района, КУИ Администрации городского округа Орехово-Зуево Моск.обл.
Ответчик: ООО "Орехово-Зуевская электросеть"