Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25 января 2011 г. N 13АП-17660/2010
г. Санкт-Петербург |
|
25 января 2011 г. |
Дело N А56-35275/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 января 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 января 2011 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Третьяковой Н.О.
судей Дмитриевой И.А., Згурской М.Л.
при ведении протокола судебного заседания: Ким Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-17660/2010) Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.08.2010 по делу N А56-35275/2010 (судья Сайфуллина А.Г.), принятое
по заявлению ОАО "Сити Сервис"
к 1. Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Санкт-Петербургу
2. УФНС России по Санкт-Петербургу
о признании недействительным решения
при участии:
от заявителя: не явился, извещен;
от ответчика N 1: Цекуль Т.Б. - доверенность от 11.01.2011 N 0008;
от ответчика N 2: не явился, извещен;
установил:
Открытое акционерное общество "Сити Сервис" (далее - заявитель, Общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция, налоговый орган) от 03.03.2010 N 802/1005-321ш.
К участию в деле также привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу.
Решением суда от 13.08.2010 заявление Общества удовлетворено, признано недействительным решение инспекции от 24.03.2009 N 06-05/13779 "Об отказе в возмещении частично суммы НДС, заявленной к возмещению".
В апелляционной жалобе инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, просит решение суда отменить и отказать Обществу в удовлетворении требований.
В судебном заседании представитель инспекции доводы, изложенные в жалобе, поддержал.
Представители Общества и Управления Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, в настоящее судебное заседание не явились, что не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие. В представленном ранее отзыве на апелляционную жалобу, Общество доводы жалобы отклонило и просит оставить без изменения решение суда первой инстанции.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной Обществом уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 2 квартал 2009 года, согласно которой сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, составила 3 687 865 руб., реализация товаров (работ, услуг) составила 140 120 171 руб. (НДС - 25 221 632руб.), налоговая база по суммам частичной оплаты в счет предстоящего оказания услуг - 2 656 029 руб. (НДС-405 157руб.), налоговые вычеты составили 21 938 923руб. Согласно представленным Обществом по требованию налогового органа книге покупок и книге продаж за 2 квартал 2009 года, сумма предоставленных субсидий бюджетами различных уровней составила 26 014 526,43 руб.
По результатам проверки инспекцией составлен акт от 20.01.2010 N 5225 и 03.03.2010 принято решение N 802/10-05-321ш о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым Общество привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в размере 248 818,20 руб. за неуплату (неполную уплату) НДС. Указанным решением Обществу также начислены пени в размере 26 105,18 руб. и предложено уплатить недоимку по НДС в сумме 3 968 318 руб.
Основанием для принятия указанного решения послужил вывод налогового органа о занижении Обществом суммы налога, подлежащего уплате в бюджет, вследствие неправомерного включения в налоговые вычеты НДС в размере 3968 318руб., поскольку у Общества не возникло условий для применения вычетов по смыслу статьи 171 НК РФ - НДС был уплачен за счет средств бюджетного финансирования в составе общей суммы финансирования.
Решением Управления ФНС по Санкт-Петербургу от 02.06.2010 N 16-13/16758 решение инспекции оставлено без изменения, апелляционная жалоба Общества - без удовлетворения.
Считая решение Инспекции недействительным, Общество обжаловало его в судебном порядке.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования Общества, указал на отсутствие у налогового органа оснований для доначисления НДС, пени и санкций.
Выслушав мнение представителя налогового органа, изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что жалоба налогового органа не подлежит удовлетворению.
Как следует из решения налогового органа, Общество занизило сумму налога, неправомерно включив в налоговые вычеты НДС в размере 3 968 318 руб., поскольку данная сумма оплачивается за счет бюджетных средств, предназначенных для компенсации доходов, выпадающих в связи с предоставлением мер социальной защиты отдельным категориям граждан.
Судом установлено и следует из материалов дела, что ОАО "Сити Сервис" является управляющей компанией, предоставляющей услуги и выполняющей работы по содержанию, техническому обслуживанию, текущему ремонту домов, эксплуатации инженерных сетей и сетей электроснабжения, коммунальные и иные услуги. Общество действует на основании договоров управления многоквартирными домами, заключенных с собственниками помещений, договоров заключенных с ТСЖ, ЖСК организациями и учреждениями, арендующими помещения в домах и зданиях, которые находятся в управлении ОАО "Сити Сервисе".
Указанные услуги предоставляются населению по утвержденным тарифам, и с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходы Общества связанные с предоставлением льгот по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, возмещались налогоплательщику из бюджета.
Платежи населения, бюджетные средства поступают на расчетный счет общества, которое расходует их самостоятельно на обеспечение задач по жилищно-коммунальному содержанию жилищного фонда, в том числе и на оплату товаров (работ, услуг), используемых для оказания нанимателям и собственникам жилых помещений услуг по техническому обслуживанию, ремонту и содержанию жилищного фонда.
Компенсация выпадающих доходов ОАО "Сити Сервис" в связи с предоставлением льгот отдельным категориям граждан в Ленинградской области осуществляется на основании договора N 30 от 04.02.2008 заключенного с Комитетом социальной защиты населения администрации МО "Ломоносовский муниципальный район" Ленинградской области", договора N 108 от 20.08.2007, заключенного с Комитетом по социальным вопросам администрации МО Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области", договора N 1-56/2007 от 01.08.2007 заключенного с Комитетом социальной защиты населения администрации МО "Кировский муниципальный район" Ленинградской области".
Налоговым органом в ходе проверки установлено, что во 2 квартале 2009 года сумма выпадающих доходов составила 26 014 526,43 руб. (в том числе по Санкт-Петербургу - 20 467 956,25 руб., по г.Ломоносову - 263 339,64 руб., по г.Кировску - 4 986 698,02 руб., по г.Всеволожску - 296 532,52 руб.).
Сумма налога на добавленную стоимость, исчисленная расчетным путем с суммы выпадающих доходов, была исключена налоговым органом из суммы налоговых вычетов, заявленных налогоплательщикам по товарам (услугам, работам), предъявленным заявителю в составе стоимости приобретенных им у поставщиков во втором квартале.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ N 10841/10 от 16.11.2010 определение налоговой базы, облагаемой налогом на добавленную стоимость, управляющими компаниями осуществляется в соответствии с положениями статьи 153 НК РФ.
В силу пункта 2 статьи 153 НК РФ при определении налоговой базы выручка от реализации товаров, работ, услуг определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров, работ, услуг, полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.
В ходе камеральной проверки Инспекцией установлено, что источниками выручки Общества являются: суммы начисленной платы населения за жилые помещения и коммунальные услуги, рассчитанные по установленным тарифам, бюджетные средства, предназначенные для компенсации доходов, выпадающих в связи с предоставлением мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, выручка за услуги по техническому обслуживанию, содержанию и ремонту, оказанные ТСЖ, ЖСК, организациями, учреждениями, арендующими помещения в домах и зданиях, находящихся в управлении налогоплательщика.
Исходя из предоставленных полномочий, на Общество возложены обязанности по обеспечению потребителей коммунальными и прочими услугами.
С целью оказания потребителям услуг по тепло-энерго-водоснабжению и иных жилищно-коммунальных услуг управляющей компанией заключены договоры с ресурсоснабжающими организациями. Услуги предоставлялись в объеме, соответствующем нормативам потребления. Оплата за них (включая налог на добавленную стоимость по налоговой ставке 18 процентов) производилась за счет средств, поступающих от населения, бюджетных дотаций, а также денежных средств, поступающих из иных источников.
В соответствии со статьями 146, 153, 154, 166, 171, 172 НК РФ, управляющая компания уплачивала с реализации названных услуг налог на добавленную стоимость и вправе была предъявить к вычету суммы этого налога, уплаченные ресурсоснабжающим организациям за предоставленные коммунальные ресурсы.
Согласно пункту 1 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Налогового кодекса Российской Федерации, на установленные указанной статьей налоговые вычеты. В соответствии с пунктом 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Налогового кодекса Российской Федерации, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации.
Вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов. Согласно пункту 1 статьи 176 НК РФ в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 2 пункта 1 статьи 146 НК РФ, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату).
Исходя из правовой позиции, изложенной в Постановлениях Президиума ВАС РФ от 01.04.2008 N 13419/07, от 01.04.2008 N 12611/07, Налоговым кодексом РФ не предусмотрено ограничение права на налоговые вычеты для организаций, реализующих товары (работы, услуги) по регулируемым ценам и с учетом предоставления льгот, определенных действующим законодательством, получающих в связи с этим дотации, в случае оплаты за коммунальные ресурсы за счет бюджетных средств, а также средств, собранных с населения.
Аналогичные рекомендации содержат Письма УФНС России по г. Москве от 18.12.2007 N 19-11/120978, ФНС России от 28.07.2009 N 3-1-11/544@.
Расчет налога на добавленную стоимость, уплаченного обществом своим контрагентам по счетам-фактурам на оплату товаров (работ, услуг), в ходе судебного разбирательства инспекцией не оспаривался.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о правомерности применения Обществом налоговых вычетов в размере 3 968 318 руб., уплаченных контрагентам за оказанные последними коммунальных услуг, основан на правильном применении действующего законодательства и сложившейся судебной практике.
Апелляционным судом отклоняется довод налогового органа о том, что операции по реализации услуг льготной категории населения не должны облагаться НДС.
В соответствии с пунктом 3 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики вправе использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
Статьей 149 Налогового кодекса Российской Федерации определены операции, не подлежащие налогообложению (освобождается от налогообложения) налогом на добавленную стоимость. Определенный ст. 149 НК РФ перечень является закрытым, и не содержит указания на то обстоятельство, что операции по реализации услуг льготной категории населения, освобождены от налогообложения НДС.
Также судом апелляционной инстанции признается необоснованной ссылка налогового органа на двойное возмещение Обществом НДС. Право Общества на возмещение НДС установлено статьями 171, 172, 176 НК РФ. Требования действующего законодательства, предъявляемые к документам, необходимым для применения налоговых вычетов, Обществом выполнены. Следовательно, у налогового органа отсутствовали основания для отказа в применении вычетов.
Исключение Обществом из состава налоговой базы за 2 квартал 2009 года полученных из бюджета денежных средств не являлось предметом камеральной проверки. Выводы налогового органа о правомерности (неправомерности) исключения из состава налоговой базы бюджетных средств полученных в связи с предоставлением льгот отдельным потребителям в соответствии с законодательством, отсутствуют как в акте налоговой проверки, так и в решении.
Кроме того, основанием для доначисления НДС по оспариваемому решению явилось не занижение Обществом налоговой базы в связи с неправомерным применением п. 2 ст. 154 НК РФ, а необоснованность применения Обществом налоговых вычетов. Следовательно, ссылка на неправомерное одновременное применение Обществом п. 2 ст. 154 НК РФ, предусматривающей, что суммы субсидий, при определении налоговой базы не учитываются, и положений статей 171, 172 НК РФ признается судом апелляционной инстанции несостоятельной.
Подлежат отклонению доводы апелляционной жалобы о фактическом возмещении бюджетом НДС путем перечисления денежных средств за льготную часть населения по предоставленным услугам, поскольку возмещение НДС осуществляется в порядке, установленном главой 21 НК РФ. Иные методы возмещения налога, действующим налоговым законодательством не предусмотрены. Кроме того, какие-либо доказательства выделения бюджетных денежных средств непосредственно для возмещения сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных Обществом контрагентам, в материалах дела отсутствуют.
Данная правовая позиция подтверждается также практикой Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 13.03.2007 N 9591/06 и 9593/06. При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно признал требования Общества обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Однако апелляционная инстанция считает обоснованным довод апелляционной жалобы о нарушении судом положений статей 170, 201 АПК РФ. Как следует из материалов дела, Общество обратилось в суд с заявлением о признании недействительным решения инспекции от 03.03.2010 N 802/1005-321ш "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", решением же от 13.08.2010 суд первой инстанции признал недействительным решение инспекции от 24.03.2009 N06-05/13779 "Об отказе в возмещении частично суммы НДС, заявленной к возмещению". При таких обстоятельствах резолютивная часть решения суда первой инстанции подлежит изменению.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.08.2010 по делу N А56-35275/2010 изменить, изложив его в следующей редакции
Признать недействительным решение Межрайонной ИФНС России N 19 по Санкт-Петербургу от 03.03.2010 N 802/10-05-321ш "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения".
Взыскать с Межрайонной ИФНС России N 19 по Санкт-Петербургу в пользу ОАО "Сити Сервис" расходы по государственной пошлине в размере 4 000 руб.
Возвратить ОАО "Сити Сервис" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 2 000 руб.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий |
Н.О. Третьякова |
Судьи |
И.А. Дмитриева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-35275/2010
Истец: ОАО "Сити Сервис"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N19 по Санкт-Петербургу, УФНС России по Санкт-Петербургу