Комментарий к Единым рекомендациям по установлению на федеральном,
региональном и местном уровнях систем оплаты труда
работников организаций, финансируемых из соответствующих
бюджетов, на 2007 год
(утв. решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию
социально-трудовых отношений от 20.10.2006, протокол N 9)
Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях системы оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, на 2007 год (далее - Единые рекомендации) ежегодно разрабатываются Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений. Данные рекомендации учитываются Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления при определении объемов финансирования организаций и разработке законов и иных нормативных правовых актов по оплате труда работников учреждений бюджетной сферы.
Прокомментируем основные нововведения, которые представлены в Единых рекомендациях на 2007 год. То есть рассмотрим, что изменилось в них по сравнению с Едиными рекомендациями 2006 года. Следует отметить, что подверглись корректировке отдельные пункты и разделы Единых рекомендаций, кроме того, введен новый раздел.
Внесены существенные изменения в раздел 2 "Принципы формирования федеральной, региональных и муниципальных систем оплаты труда". Пункт 2.4 раздела 2 более конкретизирован, то есть в нем уточнено, с помощью каких документов регулируется оплата труда работников учреждений бюджетной сферы на основании тарифной системы дифференциации заработной платы работников различных категорий, включающей в себя тарифные ставки, оклады (должностные оклады), тарифную сетку и тарифные коэффициенты. Если в ранее действовавших Единых рекомендациях по вопросу регулирования оплаты труда была ссылка на ст. 143 ТК РФ, то в Единых рекомендациях на 2007 год указывается, что данное регулирование производится коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Изменен принцип формирования системы оплаты труда в п. 2.5 раздела 2. Если ранее оплата труда формировалась исходя из принципа зависимости размеров тарифных ставок (окладов) в тарифной системе от сложности выполняемых работ, количества и качества затрачиваемого труда и требований к квалификации по соответствующей должности, то теперь заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда без ограничения ее максимальным размером.
Принцип повышения уровня реальной заработной платы работников учреждений бюджетной сферы (п. 2.6 раздела 2) не зависит от роста потребительских цен на товары и услуги.
Раздел 3 "Перечень норм по оплате труда, регламентируемых федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации" также претерпел изменения (сохранилась нумерация), некоторые абзацы утратили силу. Так, например, в Единых рекомендациях 2007 года аннулирован абзац, в соответствии с которым при повышении заработной платы работников учреждений бюджетной сферы размер тарифной ставки (оклада) первого разряда ЕТС по оплате труда работников федеральных государственных учреждений, а также минимальный размер тарифной ставки (оклада) в региональных и муниципальных тарифных системах оплаты труда не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
В Единых рекомендациях указано: тарификация работ и присвоение тарифных и квалификационных разрядов работникам учреждений бюджетной сферы производится с учетом ЕТКС и ЕКС. Новый смысл приобрел абзац в части применения данных справочников, так как их использование направлено на сохранение единства тарификации работ, установление единых подходов к определению должностных обязанностей работников и предъявляемых к ним квалификационных требований, правильный подбор и расстановку, повышение деловой квалификации сотрудников, рациональное разделение труда, создание действенного механизма разграничения функций, полномочий и ответственности между различными категориями работников.
Следует обратить внимание на изменение еще одного абзаца. Если ранее, до утверждения в установленном порядке ЕКС, содержащего квалификационные характеристики должностей руководителей, специалистов и служащих учреждений бюджетной сферы, в том числе по общеотраслевым должностям служащих, применялись предусмотренные тарифно-квалификационные характеристики, то в настоящее время используются тарифно-квалификационные характеристики, утвержденные (согласованные) федеральным органом исполнительной власти по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Раздел дополнен новыми пунктами, согласно которым перечень норм по оплате труда расширен. В нем поименованы: базовые оклады, базовые ставки, профессиональные квалификационные группы, типовые нормы труда для однородных работ, нормы времени, минимальные размеры повышения оплаты труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, размеры выплат при выполнении сверхурочных работ, работ в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, порядок аттестации работников бюджетной сферы.
Раздел 4 "Условия оплаты труда работников бюджетной сферы" также изменен. Ранее, до формирования федеральной, региональных, муниципальных систем оплаты труда в полном объеме, для обеспечения стабильности правового регулирования в вопросах оплаты труда рекомендовалось применять тарифную систему оплаты труда работников бюджетной сферы на основе ЕТС с сохранением 18 разрядов и соотношением ставок первого и восемнадцатого разрядов 1:4,5 и межразрядных тарифных коэффициентов, утверждаемых Правительством РФ. В Единых рекомендациях 2007 года данная система уже не рекомендуется к применению, а применяется. Эта система должна применяться до введения иных систем оплаты труда работников федеральных государственных учреждений.
Изменение принципа формирования системы оплаты труда, рассмотренное в п. 2.4 раздела 2, нашло отражение в разделе 4. Так, система оплаты труда работников федеральных государственных учреждений, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Система оплаты труда работников государственных учреждений субъектов РФ устанавливается коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами на основании федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ и ее субъектов.
Система оплаты труда работников муниципальных учреждений устанавливается коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами РФ и ее субъектов, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В Единые рекомендации 2007 года добавлен пятый раздел - "Основные принципы и подходы к формированию иных, отличных от ЕТС, систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений". В данном разделе указывается, в соответствии с какими документами устанавливаются системы оплаты труда, отличные от ЕТС, за счет каких источников должно обеспечиваться финансирование.
"Бюджетные организации: акты и комментарии для бухгалтера", N 2, февраль 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"