Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18 января 2011 г. N 13АП-20551/2010
г. Санкт-Петербург |
|
18 января 2011 г. |
Дело N А56-16062/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 января 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 января 2011 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Горбачевой О.В.
судей Абакумовой И.Д., Будылевой М.В.
при ведении протокола судебного заседания: Петраш А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-20551/2010) Государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга"
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.09.2010
по делу N А56-16062/2010 (судья Рублева Л.М.), принятое
по иску Государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга"
к открытому акционерному обществу "АТП-31" о взыскании задолженности и пеней
при участии:
от истца (заявителя): Литовченко А.С., доверенность от 21.04.2010 N 96
от ответчика (должника): Агеев С.А., доверенность от 12.01.2011 N 7; Сурков О.Н., доверенность от 01.12.2011.
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Открытому акционерному обществу " АТП-31" (дате - ответчик) о взыскании задолженности по договору N 429.34.037.1 от 01.09.2007 теплоснабжения в паре за период февраль-май, ноябрь 2009 года в сумме 329 270 руб. 31 коп., в том числе: 260 440 руб. 43 коп. - стоимость невозвращенного конденсата и 68 829 руб. 88 коп. - пени, а также расходов по уплате госпошлины в сумме 11 585 руб. 41 коп.
Решением суда первой инстанции от 27.09.2010 в удовлетворении заявленных Истцом требований отказано.
В апелляционной жалобе Истец, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и не соответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит обжалуемое решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, Истцу не правомерно отказано в удовлетворении заявленных требований, поскольку обязанность по компенсации невозвращенного конденсата установлена условиями договора, при этом количество невозвращенного конденсата определено договором и зафиксировано в актах подписанных Ответчиком.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы, настаивал на ее удовлетворении.
Представитель Ответчика возражал против удовлетворения жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 01.09.2007 между сторонами заключен договор N 429.34.037.1 теплоснабжения в паре (далее - Договор), в соответствии, с условиями которого Истец обязался отпускать Ответчику тепловую энергию в паре для теплоснабжения объекта Ответчика через присоединенную сеть, а Ответчик своевременно оплачивать потребленную тепловую энергию и стоимость фактически не возвращаемого конденсата.
Истец исполнил принятые на себя обязательств по отпуску тепловой энергии в паре для теплоснабжения объекта Ответчика, через присоединенную сеть в спорный период в полном объеме.
Согласно п. 3.3.4 договора ответчик обязался возмещать затраты истца, связанные с не возвратом конденсата по стоимости одной тонны не возвращенного конденсата (в соответствии с утвержденной истцом калькуляцией) за фактически невозвращенное количество конденсата.
Стоимость одной тонны невозвращенного конденсата на момент заключения договора, согласно п. 5.4 договора, составляла 111, 14 руб. и представляла собой плановую себестоимость получения и приготовления одной тонны конденсата, составленной истцом в среднем по всем ее системам теплоснабжения и нормативного уровня рентабельности. Количество невозвращенного конденсата определяется на основании двухстороннего акта о теплопотреблении, где фиксируется количество подаваемого пара и количество невозвращенного (возвращенного) конденсата в тоннах.
Согласно пункту 5.5 договора при увеличении показателей, влияющих на себестоимость приготовления 1 тонны химически очищенной воды, калькуляция пересчитывается Энергоснабжающей организацией и дополнительному согласованию с Абонентом не подлежит. Стоимость одной тонны конденсата считается измененной с утверждения калькуляции ГУП "ТЭК СПб". Изменение стоимости доводится до абонента Энергоснабжающей организацией направлением соответствующего извещения.
С 01.01.2009 начальником экономического управления ГУП "ТЭК СПб" утверждена новая плановая калькуляция стоимости 1 тонны конденсата по ГУП "ТЭК СПб" на 2009 год в соответствии с которой стоимость одной тонны невозвращенного конденсата установлена в размере 179, 40 руб.(л.д. 57).
В соответствии с пунктами 5.6 и 5.7 договора, истец в первой декаде месяца, следующего за расчетным, выставляет безакцептно платежное требование за потребленную тепловую энергию расчетного месяца, которое должно быть оплачено ответчиком в течение 5 банковских дней, с момента его выставления.
Истцом были выставлены ответчику платежные требования за оказанные в период февраль - май, ноябрь 2009 года услуги на общую сумму 260 440 руб. 43 коп., однако в нарушение условий договора ответчик не оплатил истцу стоимость невозвращенного конденсата в течении 5-ти банковских дней с момента выставления истцом платежных требований, что и послужило основанием для обращения истца с настоящим иском в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных истцом требований, пришел к выводу о том, что платежные требования на оплату ответчиком массы (объема) потребленной тепловой энергии в паре оплачены со стороны последнего, включая находящийся в этих объемах невозвращенный конденсат.
Апелляционный суд, заслушав представителей сторон, изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, считает, что обжалуемое решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
На отношения сторон, связанные со снабжением через присоединенную сеть водой и тепловой энергией, в соответствии с пунктом 2 статьи 548 ГК РФ распространяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 ГК РФ), если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
Согласно статье 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии со статьей 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Из условий в договора следует, что Ответчик принял на себя обязательство, в том числе, по возмещению затрат истца в отношении невозвращенного конденсата по стоимости одной тонны не возвращенного конденсата (в соответствии с утвержденной истцом калькуляцией) за фактически невозвращенное количество конденсата, определяемое на основании двухстороннего акта о теплопотреблении, где фиксируется количество подаваемого пара и количество невозвращенного (возвращенного) конденсата в тоннах.
Согласно статье 23 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) цены (тарифы) на тепловую энергию подлежат государственному регулированию и включены в исчерпывающий перечень цен (тарифов), подлежащих государственному регулированию. Цены (тарифы) на иные виды продукции (услуг) в электроэнергетике (не указанные в перечне о государственном регулировании цен) определяются по соглашению сторон и не подлежат регулированию (пункт 3 статьи 23 Закона N 35-ФЗ).
Из положений Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (далее - Закон N 41-ФЗ, действовавшего в спорный период) следует, что тарифы на электрическую и тепловую энергию подлежат государственному регулированию. Тарифы на электрическую и тепловую энергию - система ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за электрическую и тепловую энергию (мощность).
Согласно статье 2 Закона N 41-ФЗ государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию (мощность) (далее также - тарифы) осуществляется на основе принципов, изложенных в названном Законе, посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и тепловую энергию и (или) их предельных уровней.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе населению, на очередной финансовый год в рамках указанных предельных уровней до принятия закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 6 Закона N 41-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов осуществляют следующие полномочия: устанавливают тарифы на тепловую энергию, за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на тепловую энергию, за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии; устанавливают тарифы на тепловую энергию, производимую электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на тепловую энергию, производимую электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии; осуществляют контроль за применением регулируемых ими цен (тарифов) и проводят проверки хозяйственной деятельности организаций, осуществляющих деятельность в сфере регулируемого ценообразования, в части обоснованности величины и правильности применения указанных цен (тарифов).
Регулирование указанных тарифов осуществляется в соответствии с основами ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации, правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию и иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов действует в соответствии с положениями об органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, утверждаемыми органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, составленными на основании типового положения, утвержденного Правительством Российской Федерации.
Пунктом 3 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 (далее - Основы ценообразования) предусмотрено, что в систему тарифов (цен) входят регулируемые тарифы (цены) и свободные (нерегулируемые) цены. Подпунктами 3 и 4 названной нормы определено, что к регулируемым тарифам (ценам) относятся, в том числе регулируемые тарифы на тепловую энергию (мощность) на розничном рынке; тарифы (размер платы) и (или) их предельные (минимальные и (или) максимальные) уровни на услуги, оказываемые на розничном рынке тепловой энергии (мощности) организациями, осуществляющими регулируемую деятельность.
Согласно пункту 57 Основ ценообразования тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям, представляют собой сумму следующих слагаемых:
1) средневзвешенная стоимость единицы тепловой энергии (мощности);
2) стоимость услуг по передаче единицы тепловой энергии (мощности) и иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки энергии потребителям.
Таким образом, органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов осуществляется государственное регулирование тарифов на тепловую энергию, а не цены на теплоноситель (воду, отборный пар, редуцированный пар).
Из пункта 2 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2 (далее - Методические указания) следует, что Методические указания предназначены для использования регулирующими органами (федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов), органами местного самоуправления, регулируемыми организациями для расчета методом экономически обоснованных расходов уровней регулируемых тарифов и цен на розничном (потребительском) рынке электрической энергии (мощности) и тепловой энергии (мощности) в рамках устанавливаемых предельных уровней (минимальный и (или) максимальный) указанных тарифов и цен.
В информационном письме ФСТ от 31.08.2007 N СН-5083/12 также дано разъяснение по применению пункта 60 Методических указаний, согласно которому потребители, допускающие в процессе потребления тепловой энергии невозврат конденсата, потери воды в закрытых системах теплоснабжения и сверхнормативный слив воды на горячее водоснабжение, оплачивают дополнительное количество химочищенной воды в объеме этих потерь. Расходы энергоснабжающей организации на приобретение химочищенной воды принимаются по ценам покупки воды и расходам на ее химическую очистку по указанным в договорах ценам.
Из содержания указанных выше актов следует, что установление тарифов на тепловую энергию основывается на полном возврате потребителями теплоносителей (конденсата) в тепловую сеть и (или) источник тепла, при этом потребитель должен оплачивать расходы теплоснабжающей организации на приобретение и химическую очистку воды.
Таким образом, в тариф на тепловую энергию включена стоимость исходной химочищенной воды, а стоимость затрат на покупку и подготовку подпиточной воды в связи с не возвратом потребителем теплоносителя из тепловых сетей должна возмещаться потребителем тепловой энергии дополнительно.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции относительно того, что платежные требования на оплату ответчиком массы (объема) потребленной тепловой энергии в паре оплачены со стороны последнего, включая находящийся в этих объемах невозвращенный конденсат, является ошибочным.
Учитывая, что между стонами подписаны двусторонние акты без возражений со стороны Ответчика фиксирующие количество невозвращенного конденсата и его стоимость, доказательств исполнения договорных условий в указанной части Ответчиком не представлено, апелляционный суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований в части взыскания с Ответчика стоимости невозвращенного конденсата в размере 260 440 руб. 43 коп.
Апелляционным судом отклоняются доводы ответчика о непредставлении доказательств стоимости затрат, связанных с не возвратом конденсата, поскольку сторонами в заключенном договоре согласована стоимость указанных затрат равных стоимости одной тонны не возвращенного конденсата (в соответствии с утвержденной истцом калькуляцией).
Истцом также заявлено требование о взыскании неустойки исчисленной на основании пункта 5.10 Договора в соответствии, с которым в случае полной или частичной неоплаты Ответчиком платежных документов Истец вправе начислить, а Ответчик обязан уплатить, штрафную неустойку в виде пени в размере 0.1% от неоплаченной суммы за каждый день просрочки.
Вместе с тем, из условий договора следует, что сторонами фактически не определен порядок и сроки оплаты возмещения истцу стоимости невозвращенного конденсата, поскольку в силу условий пунктов 5.6 и 5.7 договора, истец в первой декаде месяца, следующего за расчетным, выставляет безакцептно платежное требование на оплату стоимости именно потребленной тепловой энергии расчетного месяца, которое должно быть оплачено ответчиком в течение 5 банковских дней, с момента его выставления.
Возмещение ответчиком стоимости невозвращенного конденсата путем оплаты платежных требований истца условиями договора не предусмотрено.
При таких обстоятельствах требование истца о взыскании с Ответчика неустойки на основании пункта 5.10 Договора удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.09.2010 по делу N А56-16062/2010 отменить.
Взыскать с ОАО "АТП-31" в пользу ГУП "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" основной долг в сумме 260 440,43 руб., а также расходы по уплате государственной пошлины в сумме 9 163,62 руб.
В остальной части в удовлетворении иска отказать.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий |
О.В. Горбачева |
Судьи |
И.Д. Абакумова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-16062/2010
Истец: ГУП "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга"
Ответчик: ОАО "АТП-31"
Хронология рассмотрения дела:
18.07.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9102/11
30.06.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9102/11
29.04.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-2925/11
18.01.2011 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-20551/2010