Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25 февраля 2011 г. N 18АП-896/2011
г. Челябинск
25 февраля 2011 г. |
N 18АП-896/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 февраля 2011 г.
Полный текст постановления изготовлен 25 февраля 2011 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Плаксиной Н.Г.,
судей Костина В.Ю., Бояршиновой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ермолиной Ю.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 09 декабря 2010 г. по делу N А07-18651/2010 (судья Боброва С.А.).
В заседании приняли участие представители:
от закрытого акционерного общества "Судоходная компания "БашВолготанкер" - Чепайкин А.М. (доверенность от 09.06.2010 N 34),
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан - Изибаева А.А. (доверенность от 17.11.2010 N 304).
Закрытое акционерное общество "Судоходная компания "БашВолготанкер" (далее - заявитель, ОАО "СК "БашВолготанкер", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан (далее - административный орган, Управление Росреестра по Республике Башкортостан) о признании незаконным и отмене постановления от 28.09.2010 N 116 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 09.12.2010 заявленные требования удовлетворены частично. Суд отменил постановление Управления Росреестра по Республике Башкортостан от 28.09.2010 N 116 о привлечении ЗАО "СК "БашВолготанкер" к административной ответственности по статье 7.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 15 000 руб., признав правонарушение малозначительным.
В апелляционной жалобе Управление Росреестра по Республике Башкортостан просило решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обосновании апелляционной жалобы административный орган указывает, что основания для применения статьи 2.9 КоАП РФ отсутствуют. Состав вменяемого правонарушения является формальным. Совершенное обществом правонарушение не является малозначительным, поскольку несоблюдение требований по оформлению правоустанавливающих документов на используемый земельный участок нарушает один из главных принципов земельного законодательства.
В судебном заседании представитель Управления Росреестра по Республике Башкортостан поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель ЗАО "СК "БашВолготанкер" против требований апелляционной жалобы возражал.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 31.08.2010 N 68 Управлением Росреестра по Республике Башкортостан проведена плановая проверка ЗАО "СК "БашВолготанкер" по вопросам соблюдения земельного законодательства (т.1, л.д.117-118).
В ходе проверки установлено отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок площадью 1753 кв.м., расположенный по адресу: Республика Башкортостан, Дюртюлинский район, с. Исмаилово, ул. Школьная, 35-Б, кадастровый номер 02:22:031102:160, на котором расположен гараж, принадлежащий ЗАО "СК "БашВолготанкер".
Результаты проверки отражены в акте от 01.10.2010 N 68 (т.1, л.д.129-131), протоколе осмотра территории от 15.09.2010 (т.1, л.д.97-97).
По факту совершения административного правонарушения по статье 7.1 КоАП РФ Управлением Росреестра по Республике Башкортостан составлен протокол об административном правонарушении от 20.09.2010 в отношении ЗАО "СК "БашВолготанкер" (л.д.95-96).
По результатам проверки Управлением Росреестра по Республике Башкортостан вынесено постановление от 28.09.2010 по делу N 116 о привлечении ЗАО "СК "БашВолготанкер" к административной ответственности по статье 7.1 КоАП РФ в виде наложения штрафа в размере 15 000 руб. (т.1, л.д.85-86) и предписание от 28.09.2010 (т.1, л.д. 83-84).
Не согласившись с постановление о назначении административного наказания, ЗАО "СК "БашВолготанкер" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из наличия в действиях общества состава вменяемого правонарушения, а также указал на малозначительность правонарушения.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В соответствии со статьей 7.1 КоАП РФ самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Анализ объекта и объективной стороны указанного состава административного правонарушения позволяет сделать вывод о том, что под использованием земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю следует понимать пользование земельным участком, осуществляемое с разрешения собственника или лица, им уполномоченного, но сопряженное с невыполнением предусмотренной законом обязанности по оформлению правоустанавливающих документов на землю.
Следовательно, если законом установлена обязанность лица оформить правоустанавливающие документы на землю, пользование земельным участком без оформления таких документов образует указанный состав правонарушения.
В соответствии со статьями 25, 26 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации. Права на земельные участки удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что объект недвижимости - гараж, расположенный по адресу: с. Исмаилово, ул. Школьная, 35-Б числится на балансе ЗАО "СК "БашВолготанкер" (л.д. 132).
При этом на момент проведения проверки и рассмотрения настоящего спора правоустанавливающие документы на земельный участок, занятый объектом недвижимости - гаражом у ЗАО "СК "БашВолготанкер" отсутствуют.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В данном случае у ЗАО "СК "БашВолготанкер" имелась возможность обратиться в установленном порядке за оформлением прав на земельный участок, но оно не приняло всех зависящих от него для этого мер.
При указанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии в действиях ЗАО "СК "БашВолготанкер" состава вменяемого административного правонарушения, выразившегося в действиях по использованию земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов.
Между тем, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для признания совершенного административного правонарушения малозначительным.
На основании статьи 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с пунктом 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - Постановление от 02.06.2004 N 10), если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.
Согласно пункту 18 Постановления от 02.06.2004 N 10 при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Положения статьи 2.9 КоАП РФ могут быть применены судом к любому совершенному правонарушению.
В силу пункта 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но, с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд правомерно сделал вывод о малозначительности административного правонарушения с учетом конкретных обстоятельств дела, отсутствия вредных последствий, существенной угрозы охраняемым общественным отношениям и в соответствии с конституционными принципами соразмерности и справедливости при назначении наказания.
Основанием для признания правонарушения малозначительным в данном случае являются следующие обстоятельства: совершение правонарушения впервые, принятие обществом мер к оформлению документов на землю, отсутствие обстоятельств, свидетельствующих о существенной угрозе общественным отношениям.
По смыслу статьи 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично - правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания. Указанные принципы привлечения к ответственности в равной мере относятся к физическим и юридическим лицам.
Санкции не должны превращаться в инструмент чрезмерного ограничения свободы предпринимательства. Такое ограничение не соответствует принципу соразмерности при возложении ответственности, ведет к умалению прав и свобод, что недопустимо в силу части 2 статьи 55 Конституции Российской Федерации.
У заявителя не было умысла на причинение какого-либо вреда, доказательств причинения его действиями реального ущерба, материалы дела не содержат. Следовательно, существенной угрозы охраняемым общественным отношениям заявителем не создано.
Применение положений статьи 2.9 КоАП РФ в данном случае соответствует разъяснениям, содержащимся в пункте 18 Постановления от 02.06.2004 N 10.
Законодательством предоставлено право судье по своему усмотрению принимать решение об освобождении лица, допустившего правонарушение, от ответственности и самостоятельно в каждом конкретном случае определять признаки малозначительности правонарушения, применительно ко всем обстоятельствам дела и в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции относится критически к доводу апелляционной жалобы о том, что административное правонарушение является формальным и по своему характеру исключает малозначительность деяния.
Статья 2.9 КоАП РФ является общей нормой, не содержит исключений и ограничений и может быть применена судом в отношении любого состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена КоАП РФ. Запрета на применение малозначительности к каким-либо составам правонарушений, в том числе формальным, к которым относится статья 7.1 КоАП РФ, настоящим Кодексом не установлено.
В силу пункта 18.1 Постановления от 02.06.2004 N 10 при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ.
Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.
Применение статьи 2.9 КоАП РФ является основанием для освобождения от административной ответственности и не влечет применение административного наказания ниже низшего предела, предусмотренного статьей 7.1 КоАП РФ.
В силу части 1 статьи 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Поэтому при наличии формальных признаков состава правонарушения подлежит оценке вопрос целесообразности привлечения к административной ответственности.
Цель административного наказания в виде предупреждения совершения новых правонарушений в данном случае может быть достигнута при вынесении устного замечания.
Довод Управления Росреестра по Республике Башкортостан о том, что вменяемое правонарушение не является малозначительным, суд апелляционной инстанции признает несостоятельным, поскольку при применении статьи 2.9 КоАП РФ нарушитель хоть и освобождается от административной ответственности, но к нему применяется такая мера государственного реагирования, как устное замечание, которая призвана оказать моральное воздействие на нарушителя и направлена на то, чтобы предупредить нарушителя о недопустимости совершения подобных нарушений впредь. Тем самым, достигаются и реализуются все цели и принципы административного наказания: справедливости, неотвратимости, целесообразности и законности.
В связи с чем, суд первой инстанции обоснованно ограничился в отношении ЗАО "СК "БашВолготанкер" предупреждением и на основании статьи 2.9 КоАП РФ освободил его от административной ответственности.
Процессуальных нарушений при проведении проверки и привлечении к ответственности, влекущих признание незаконным и отмену постановления по делу об административном правонарушении административным органом не допущено.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, административным органом на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
На основании статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы на решение арбитражного суда по делу об оспаривании решения о привлечении к административной ответственности государственная пошлина не уплачивается.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 09 декабря 2010 г. по делу N А07-18651/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайтах Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru либо Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по адресу http://rad.arbitr.ru.
Председательствующий |
Н.Г. Плаксина |
Судьи |
Е.В. Бояршинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-18651/2010
Истец: ЗАО СК "БашВолготанкер"
Ответчик: Управление Росреестра по РБ отдел Дюртюлинского р-на и г. Дюртюли РБ по использованию и охране земель, Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии Управление Росреестра по РБ по Дюртюлинскому району и г. Дюртюли
Третье лицо: Управлние Росреестра по РБ