Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 9 февраля 2011 г. N 05АП-7768/2010
г. Владивосток |
Дело |
09 февраля 2011 г. |
N А59-3786/2010 |
Резолютивная часть постановления оглашена 02 февраля 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 февраля 2011 года .
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: Н.В. Алферовой
судей: З.Д. Бац, О.Ю. Еремеевой
при ведении протокола секретарем судебного заседания: Е. В. Жариковой
при участии:
от ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Сахалинской области: руководитель Касилов А.В., приказ N 107-п от 26.06.2009, загранпаспорт; представитель Ермакова Т.Е., доверенность N 01-06 от 11.01.2011, паспорт;
от ООО "ВСТК-Приморье": директор Гордин О.Н., протокол N 1 от 06.07.2009, паспорт; представитель Кобзева Л.П., доверенность от 01.08.2010 сроком на один год, паспорт;
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Сахалинской области извещено, представителя не направило;
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Сахалинской области, ООО "ВСТК-Приморье"
апелляционные производства N 05АП-7768/2010, 05АП-7769/2010
на решение от 12.11.2010
по делу N А59-3786/2010 Арбитражного суда Сахалинской области
по заявлению ООО "ВСТК-Приморье" (ОГРН 1022501276676, ИНН 2536058052)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Сахалинской области
третье лицо: ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Сахалинской области
о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации договора аренды земельного участка от 14.05.2010 N 165, изложенного в сообщении от 19.07.2010 N 01/029/2010-007, обязании зарегистрировать договор аренды, взыскать судебные расходы.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ВСТК - Приморье" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Сахалинской области (Управление Росреестра по Сахалинской области) (далее - управление, ответчик) о признании незаконным решения об отказе в регистрации договора аренды, изложенного в сообщении от 19.07.2010 N 01/029/2010-007 и обязании зарегистрировать договор аренды от 14.05.2010 N 165.
Определением суда от 09.09.2010 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Сахалинской области.
Решением Арбитражного суда Сахалинской области от 12.11.2010 в удовлетворении требований ООО "ВСТК-Приморье" о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Сахалинской области, выразившегося в отказе государственной регистрации договора аренды земельного участка от 14.05.2010 N 165, изложенного в сообщении от 19.07.2010 N 01/029/2010-007, обязании зарегистрировать договор аренды, взыскании судебных расходов отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ООО "ВСТК-Приморье" и ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Сахалинской области обратились с Пятый арбитражный апелляционный суд с жалобами, в которых просят отменить решение от 12.11.2010. Общество в своей апелляционной жалобе указывает, что запрет, вытекающий из п. 1 Постановления N 234, установлен именно на согласование сделок, но не на распоряжение земельными участками. Указанное Постановление N 234 не содержит запрета на проведение Росимуществом и его территориальным органом торгов по продаже земельных участков, находящихся в федеральной собственности, или права на заключение договора аренды таких земельных участков, а также заключения договоров аренды земельных участков по результатам этих торгов. Также заявитель в своей апелляционной жалобе указывает, что данное Постановление не требует какого-либо и с кем-либо согласования для проведения торгов и заключения договоров. По мнению заявителя, вывод суда о том, что Постановление N 234 фактически устанавливает запрет на распоряжение участками, является ошибочным и обусловлен неправильным пониманием и толкованием данного нормативного акта. Общество считает, что Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Сахалинской области, являясь территориальным органом Росимущества, действуя по поручению Росимущества от 16.04.2010 в целях реализации полномочий, предоставленных Росимуществу Положением о ФАУГИ, правомерно заключило с обществом спорный договор аренды. Общество не может согласиться с позицией суда, что Постановлением N 234 фактически установлен запрет на распоряжение земельными участками, поскольку это означает запрет на осуществление Росимуществом и его территориальными органами полномочий, предоставленных Положением N 432, в том числе на заключение договоров аренды земельных участков по результатам торгов. Общество в своей апелляционной жалобе высказывает позицию о несогласии c применением Постановления 234 к отношениям, связанным с проведением торгов по продаже земельных участков, находящихся в федеральной собственности, или права на заключение договоров аренды таких земельных участков, а также с заключением договоров аренды земельных участков по результатам упомянутых доргов. Также общество не согласно с выводом суда, что торги по продаже спорного земельного участка не были проведены по указанию Росимущества, так как своим письмом от 16.04.2010 Росимущество конкретных указаний не давало, а лишь предложило своему территориальному органу самостоятельно рассмотреть вопрос о возможности проведения торгов.
Доводы, изложенные в жалобе ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Сахалинской области, касаются расширенного толкования судом Постановления N 234, что привело к ущемлению интересов и нарушению прав Российской Федерации как собственника имущества, а также нарушению прав и законных интересов по осуществлению полномочий арендодателя.
В судебное заседание 02.02.2011 Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Сахалинской области не явилось, извещено надлежащим образом. Суд, руководствуясь ст. 156 АПК РФ, рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителя Управления.
Представители ООО "ВСТК-Приморье" и ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Сахалинской области поддержали доводы, изложенные в апелляционных жалобах.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, коллегия считает, что решение арбитражного суда первой инстанции подлежит отмене в силу следующего.
Как следует из материалов дела, 14.05.2010 между Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Сахалинской области и ООО "ВСТК-Приморье" заключен договор аренды N 165 земельного участка из земель категории "земли населенных пунктов" с кадастровым номером 65:01:03 10 002:0029, общей площадью 7 382 кв.м., находящийся по адресу: Сахалинская область, г. Южно-Сахалинск, относительно ориентира северо-западнее пересечения улиц Крайней и Долинской, адрес ориентира: Сахалинская область, г. Южно-Сахалинск, в границах указанных в кадастровой карте (плане) участка, прилагаемой к настоящему договору (Приложение N 2) и являющейся его неотъемлемой частью. Земельный участок используется под существующую производственную базу (п.1.1).
Согласно п.п. 2.1, 2.2 договора срок аренды земельного участка устанавливается на 49 лет. Договор вступает в законную силу с даты его государственной регистрации в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Сахалинской области (Управление Росреестра по Сахалинской области), а действует с момента подписания акта приема-передачи земельного участка.
Согласно акта приема передачи от 14.05.2010 Российская Федерация в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Сахалинской области передало, а ООО "ВСТК-Приморье" приняло земельный участок, составляющий казну Российской Федерации - земельный участок с кадастровым номером 65:01:03 10 002:0029 (РНФИ П11650001036), общей площадью 7 382, 00 кв.м., расположенный по адресу: Сахалинская область, г. Южно-Сахалинск, относительно ориентира северо-западнее пересечения улиц Крайней и Долинской, адрес ориентира: Сахалинская область, г. Южно-Сахалинск.
20.05.2010 во исполнение п. 2.2 договора аренды от N 165 от 14.05.2010 общество обратилось в управление с заявлением о государственной регистрации договора аренды. Для регистрации были представлены следующие документы: заявление от 20.05.2010 N 01/029/2010-007, платежное поручение от 18.05.2010 N 2723, доверенность от 14.05.2010 N 5-3573, договор аренды от 14.05.2010 N 165, акт приема - передачи от 14.05.2010, выписка из ЕГРЮЛ от 28.04.2010, кадастровый план земельного участка от 12.05.2009 N 6501/201/09-6834, протокол о результатах проведения торгов от 14.05.2010 N 1, протокол очередного собрания участников ООО "ВСТК-Приморье" от 06.07.2009 N1, устав от 28.10.2009, уставные документы (расписка о получении документов на государственную регистрацию от 20.05.2010).
25.06.2010 обществом в управление представлены дополнительные документы - заявление от 25.06.2010 N 01/040/2010-165, письмо от 16.04.2010 N ПП-10/9746 (расписка о получении документов на государственную регистрацию от 25.06.2010).
19.07.2010 управлением принято решение (сообщение) за N 01/029/2010-007 об отказе в государственной регистрации договора аренды со ссылкой на абзацы 6 и 10 п.1 ст. 20 Федерального закона РФ от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Не согласившись с данным решением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Сахалинской области, общество обратилось в арбитражный суд.
В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона N 122-ФЗ от 21.07.1997 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N122-ФЗ) государственная регистрация - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Порядок государственной регистрации возникновения прав на недвижимое имущество, предусматривающий прием регистрирующим органом документов, необходимых для государственной регистрации прав и отвечающих требованиям закона, проведение правовой экспертизы и проверки законности сделки, установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав определен статьями 9 и 13 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Основания отказа в государственной регистрации прав предусмотрены ст. 20 Закона N 122-ФЗ.
Основания для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним определены пунктом 1 статьи 17 Закона N 122-ФЗ. Пунктом 2 статьи 17 Закона установлен запрет на истребование дополнительных документов, за исключением указанных в пункте 1 настоящей статьи.
Требования к предоставляемым на государственную регистрацию документам определены в статье 18 Закона N 122-ФЗ.
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Сахалинской области не отрицает факт представления обществом всех необходимых для регистрации договора аренды правоустанавливающих документов.
Однако 19.07.2010 управлением принято решение (сообщение) за N 01/029/2010-007 об отказе в государственной регистрации договора аренды со ссылкой на абзацы 6 и 10 п.1 ст. 20 Федерального закона РФ от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Согласно абзацам 6, 10 ст. 20 Закона N 122-ФЗ в государственной регистрации права может быть отказано в случаях, если лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества; не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав.
Органом, уполномоченным распоряжаться земельными участками, расположенными на территории Сахалинской области, на которые зарегистрировано право собственности Российской Федерации, является Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Сахалинской области.
В качестве основания для отказа в регистрации спорного договора аренды земельного участка ответчик указал на запрет на распоряжение земельным участком в силу положений Постановления Правительства РФ от 03.04.2008 N 234 "Об обеспечении жилищного и иного строительства на земельных участках, находящихся в федеральной собственности".
В соответствии с п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2008 N 234 "Об обеспечении жилищного и иного строительства на земельных участках, находящихся в федеральной собственности" (далее - Постановление N 234) в целях обеспечения жилищного и иного строительства на земельных участках, находящихся в федеральной собственности и не используемых для реализации полномочий Российской Федерации, определенных федеральными законами, Правительством РФ установлен для федеральных органов исполнительной власти запрет на согласование сделок, связанных с распоряжением земельными участками, находящимися в федеральной собственности.
Спорный земельный участок находится в границах населенного пункта г. Южно-Сахалинск, является федеральной собственностью, не был предоставлен в период проведения торгов ни юридическим лицам, ни гражданам в аренду, а также не находился в оперативном управлении или на праве хозяйственного ведения за федеральными учреждениями или предприятиями, или органами власти. То есть спорный земельный участок относится к казне Российской Федерации, а значит, на него распространяется действие п.1 Постановления N 234.
Однако из указанной нормы следует, что запрет установлен именно на согласование сделок, но не на распоряжение земельными участками. Также Постановление N 234 не содержит запрета на проведение Росимуществом и его территориальными органами торгов по продаже земельных участков, находящихся в федеральной собственности, или права на заключение договоров аренды земельных участков, а также заключения договоров аренды земельных участков по результатам этих торгов.
На основании выше изложенного, суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что Постановлением N 234 фактически установлен запрет на распоряжение земельными участками.
Более того, запрет, установленный Постановлением N 234, не является проявлением изъятия или ограничения обороноспособности земель, равно как и ограничения прав на землю по основаниям, не связанным с их резервированием. Не могут быть изъяты или ограничены в обороте все земли, находящиеся в федеральной собственности, не предоставленные до определенного дня гражданам или юридическим лицам.
Таким образом, земельный участок с кадастровым номером 65:01:0310002:0029, находящийся в федеральной собственности, не занят объектами, перечисленными в п. 4 ст. 27 ЗК РФ, не входит в состав и территорий земель, названных в п. 5 ст. 27 ЗК РФ, следовательно, он может находиться в обороте, в том числе быть сданным в аренду в предусмотренном Земельным кодексом РФ и Гражданским кодексом РФ порядке.
Согласно п. 2 ст. 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и ином правовым актом и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В соответствии с п.2 ст. 9 Земельного Кодекса РФ Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в ее собственности.
Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом", установлено, что Росимущество является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.
Согласно п. 4 Постановления N 432 Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации.
В соответствии с пунктом 5 Постановления N 432 Росимущество наделено рядом полномочий, в том числе: осуществлять в отношении федеральных государственных унитарных предприятий согласование сделок с недвижимым имуществом (пп.5.17.1); осуществлять контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранению земельных участков, находящихся в федеральной собственности (пп.5.8); выступать организатором торгов про продаже земельных участков, находящихся в федеральной собственности, или права на заключение договоров аренды таких земельных участков (пп.5.36.4); заключать договоры аренды и купли-продажи земельных участков по результатам торгов (пп.5.36.5).
По мнению суда апелляционной инстанции Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Сахалинской области провело торги по продаже спорного земельного участка по указанию Росимущества, изложенного в письме Росимущества от 16.04.2010.
Названное письмо отвечает признакам ненормативного акта государственного органа и обязательно для исполнения Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Сахалинской области.
Из текста письма Росимущества от 16.04.2010 N ПП-10/9746, имеющегося в материалах дела, следует, что Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Сахалинской области поручается рассмотреть вопрос о возможности проведения торгов в форме аукциона на право заключения договора аренды спорного участка в рамках своей компетенции. Об исполнении поручения предписывалось доложить в Росимущество с предоставлением копии протокола аукциона, договора аренды, а также выписки из ЕГРП, подтверждающую государственную регистрацию договора аренды.
Таким образом, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Сахалинской области, являясь территориальным органом Росимущества, действуя по поручению Росимущества от 16.04.2010 N ПП-10/9746 в целях реализации полномочий, предоставленных Росимуществом Проставлением N 432, правомерно заключило с обществом спорный договор аренды в пределах своей компетенции.
Результаты аукциона не оспорены, в установленном законом порядке не признаны недействительными.
Из всего вышеуказанного суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что предоставление земельного участка с кадастровым номером 65:01:0310002:0029 в аренду ООО "ВСТК-Приморье" не противоречит Постановлению N 234 от 03.04.2008, в связи с чем отказ Росреестра в регистрации договора аренды N 165 является незаконным.
Согласно пункту 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 12.11.2010 по делу N А59-3786/2010 отменить.
Признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Сахалинской области, выразившееся в отказе государственной регистрации договора аренды земельного участка от 14.05.2010 N 165, изложенное в сообщении от 19.07.2010 N 01/029/2010-007.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Сахалинской области в месячный срок с даты принятия постановления зарегистрировать договор аренды от 14.05.2010 N 165.
Взыскать с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Сахалинской области в пользу ООО "ВСТК-Приморье" 3 000 (три тысячи) рублей по заявлению и апелляционной жалобе.
Арбитражному суду Сахалинской области выдать исполнительный лист.
Возвратить ООО "ВСТК-Приморье" из Федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 1 000 (одной тысячи) рублей.
Выдать справку.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Н.В. Алферова |
Судьи |
З.Д. Бац |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А59-3786/2010
Истец: ООО "ВСТК-Приморье"
Третье лицо: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Сахалинской области, УФС государственной регистрации, кадастра и картографии по Сах.обл.
Хронология рассмотрения дела:
27.06.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7812/11
10.06.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7812/11
03.05.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-1106/11
09.02.2011 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-7768/2010