Особенности накопительно-ипотечного
жилищного обеспечения военнослужащих
Жилищное обеспечение военнослужащих в настоящее время является одним из факторов, влияющих на поступление граждан на военную службу по контракту. Новая форма жилищного обеспечения - накопительно-ипотечная система. Ее правовые, организационные, экономические и социальные основы установлены Федеральным законом N 117-ФЗ*(1). Учитывая, что накопительно-ипотечная система довольно сложный механизм, разобраться в нем военнослужащим нелегко. В статье мы подробно раскроем порядок предоставления жилья военнослужащим посредством накопительно-ипотечной системы.
Система ипотечного жилищного кредитования - одно из приоритетных направлений государственной жилищной политики и основной способ решения жилищной проблемы для большей части работающего населения. После принятия Федерального закона N 117-ФЗ начался новый этап в решении вопроса жилищного обеспечения военнослужащих - введена накопительно-ипотечная система. Данный закон регулирует отношения, связанные с формированием и использованием средств, предназначенных для жилищного обеспечения военнослужащих. Стоит отметить, что данный закон реализуется в совокупности с иными, дополняющими его, законодательными актами РФ.
Участники накопительно-ипотечной системы
Накопительно-ипотечная система жилищного обеспечения отличается тем, что включение в нее военнослужащего не зависит от его желания приобрести жилое помещение. Например, в соответствии с пп. 2, 3 п. 1 ст. 9 Федерального закона N 117-ФЗ такими участниками накопительно-ипотечной системы могут быть:
- лица, окончившие военные образовательные учреждения профессионального образования и получившие в связи с этим первое воинское звание офицера начиная с 1 января 2005 года. Основание для включения в реестр участников - получение первого воинского звания офицера;
- офицеры, призванные на военную службу из запаса или поступившие в добровольном порядке на военную службу из запаса и заключившие первый контракт о прохождении военной службы начиная с 1 января 2005 года. Основание - заключение первого контракта о прохождении военной службы;
- мичманы и прапорщики, общая продолжительность военной службы которых составляет 3 года начиная с 1 января 2005 года. Основание - общая продолжительность военной службы по контракту - 3 года.
Помимо обязательного накопительно-ипотечная система предусматривает и добровольное участие в ней военнослужащих. Их перечень определен пп. 1, 3, 4 п. 1 ст. 9 Федерального закона N 117-ФЗ:
- лица, окончившие военные образовательные учреждения профессионального образования и получившие в связи с этим первое воинское звание офицера, заключившие первые контракты о прохождении военной службы до 1 января 2005 года;
- прапорщики и мичманы, общая продолжительность военной службы по контракту которых составит три года, заключившие первые контракты о прохождении военной службы до 1 января 2005 года;
- сержанты и старшины, солдаты и матросы, заключившие второй контракт о прохождении военной службы не ранее 1 января 2005 года.
Основанием включения военнослужащих, пожелавших войти в реестр участников накопительно-ипотечной системы, является их письменное обращение о включении в данный реестр.
Вместе с тем Федеральным законом N 117-ФЗ установлены причины исключения военнослужащего из реестра участников накопительно-ипотечной системы. Так, в соответствии с п. 3 ст. 9 данного закона ими могут быть:
- увольнение военнослужащего с военной службы;
- исключение его из списков личного состава воинской части в связи с его гибелью или смертью, признанием его в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявлением его умершим.
Отдельно стоит остановиться на реестре участников. Правила его ведения утверждены Постановлением Правительства РФ N 89*(2) (далее - Правила формирования реестра в ВС РФ). Реестр формируется регистрирующим органом как в бумажном варианте, так и на электронных носителях. Сведения о включении в реестр направляются военнослужащим в виде уведомления в срок не позднее 20-го числа каждого месяца федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба. При этом, как определено п. 15 Правил формирования реестра в ВС РФ, указанные сведения вместе с регистрационным номером вносятся в личную карточку участника, которая составляется по утверждаемой уполномоченным федеральным органом форме. В течение вышеуказанного срока федеральный орган направляет в уполномоченный федеральный орган сведения об участниках накопительно-ипотечной системы.
В соответствии с п. 19 Правил формирования реестра в ВС РФ при исключении военнослужащего из реестра по основаниям, предусмотренным п. 3 ст. 9 Федерального закона N 117-ФЗ, регистрирующий орган в течение 10 рабочих дней вносит соответствующую запись об исключении и извещает об этом:
- военнослужащего или членов его семьи - в виде уведомления об исключении военнослужащего из реестра;
- уполномоченный федеральный орган - в виде предоставления сведений об исключении военнослужащего из реестра по утверждаемой уполномоченным федеральным органом форме.
Сведения об исключении военнослужащего из реестра вносятся в личную карточку участника накопительно-ипотечной системы.
Помимо Постановления Правительства РФ N 89 реестры участников накопительно-ипотечной системы утверждаются в каждом федеральном органе исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, внутренними нормативными документами. Так, в ВС РФ инструкция о формировании и ведении реестра утверждена Приказом Минобороны РФ от 08.06.2005 N 220. При этом форма реестра и иные необходимые для его формирования документы приняты Приказом Минобороны РФ от 08.06.2005 N 223. В других федеральных органах формирование реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих предусмотрено инструкцией, утвержденной: в ФСБ РФ - Приказом от 19.10.2005 N 610., в МВД РФ - Приказом от 28.12.2005 N 1059, в МЧС - Приказом от 05.09.2005 N 671, в Спецстрое РФ - Приказом от 14.09.2005 N 382, в ФСО РФ - Приказом от 23.11.005 N 450, в ГУСП РФ - Приказом от 08.11.2006 N 9.
В соответствии с Указом Президента РФ N 449*(3) функции уполномоченного федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего функционирование накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, возложены на Минобороны РФ. С целью обеспечения функционирования накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих и реализации данным министерством функций уполномоченного федерального органа исполнительной власти в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22.12.2005 N 800 в ведении Минобороны РФ создано Федеральное государственное учреждение "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" (ФГУ "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих"), в служебные обязанности которого входит:
- принятие нормативно-правовых актов в сфере формирования и использования накоплений и контроль за их выполнением;
- информационное обеспечение федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, по вопросам, связанным с соблюдением порядка формирования и использования накоплений для жилищного обеспечения;
- выдача федеральным органам исполнительной власти предписаний об устранении выявленных нарушений законодательства РФ о формировании и использовании накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих;
- прием и рассмотрение отчетности о поступлении накопительных взносов, средствах, учтенных на именных накопительных счетах, использовании накоплений для жилищного обеспечения;
- осуществление иных полномочий, предусмотренных Федеральным законом N 117-ФЗ, другими нормативными правовыми актами РФ.
Участники накопительно-ипотечной системы в соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона N 117-ФЗ могут воспользоваться правом на накопления:
а) если общая продолжительность военной службы составляет 20 и более лет;
б) при увольнении военнослужащего, общая продолжительность военной службы которого составляет 10 и более лет:
- по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;
- по состоянию здоровья - в связи с признанием его врачебной комиссией не годным или ограниченно годным к военной службе;
- в связи с организационно-штатными мероприятиями;
- по семейным обстоятельствам, предусмотренным законодательством РФ о воинской обязанности и военной службе. В соответствии с пп. "в" п. 3 ст. 51 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" к ним относятся невозможность проживания члена семьи военнослужащего по медицинским показаниям в местности, в которой он проходит военную службу, с изменением места военной службы мужа-военнослужащего (жены-военнослужащей), связанным с необходимостью переезда семьи в другую местность, с необходимостью постоянного ухода за отцом, матерью, женой, мужем, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, нуждающимися по состоянию здоровья в соответствии с заключением органа государственной службы медико-социальной экспертизы по их месту жительства в постоянном постороннем уходе;
в) в случае исключения участника накопительно-ипотечной системы из списков личного состава воинской части в связи с его гибелью или смертью, признанием его в установленном порядке безвестно отсутствующим или объявлением умершим. В данном случае право на использование средств, учтенных на именном накопительном счете военнослужащего, переходит к членам его семьи (п. 1 ст. 12 Федерального закона N 117-ФЗ).
Стоит отметить несоответствие некоторых законодательных норм РФ в отношении обеспечения военнослужащих жильем. В отличие от оснований предоставления в собственность жилых помещений, указанных в п. 1 ст. 9 Федерального закона N 117-ФЗ, в абз. 12 п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих"*(4) не рассматривается в качестве оснований увольнение по семейным обстоятельствам. С целью недопущения разногласий по данному вопросу указанное несоответствие необходимо исправить на законодательном уровне. Причем, по мнению автора статьи, исправлению необходимо подвергнуть раздел жилищного обеспечения в Федеральном законе "О статусе военнослужащих" в связи с тем, что увольнение по семейным обстоятельствам является вынужденной мерой и не зависит от желания военнослужащего находиться на военной службе, что относится к иным основаниям, предусмотренным абз. 12 п. 1 ст. 15 указанного закона.
В каком порядке происходит реализации прав участников на жилище? Как определено п. 1 ст. 4 Федерального закона N 117-ФЗ, военнослужащий имеет право приобрести в собственность жилое помещение или улучшить свои жилищные условия, за счет средств, накопленных на его именном накопительном счете, за счет использования целевого жилищного займа или ипотечного кредита, а также воспользоваться денежными средствами, дополняющими накопления для жилищного обеспечения, учтенные на именном накопительном счете участника.
Формирование и использование средств на именном накопительном счете
Небольшие размеры денежного довольствия военнослужащих не позволяют быстро накопить необходимую для приобретения квартиры сумму. Поэтому накопительно-ипотечная система предусматривает такой вид реализации права на жилище, как накопления, производимые федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Как определено пп. 1 п. 1 ст. 4 Федерального закона N 117-ФЗ средства для жилищного обеспечения военнослужащих формируются на именных накопительных счетах участников с последующим использованием этих накоплений для приобретения жилья. Их формирование осуществляется за счет поступлений из федерального бюджета, доходов от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения и иных поступлений, не запрещенных законодательством РФ.
Размер поступлений из федерального бюджета регулируется соответствующим федеральным законом на год. При этом стоит отметить, что с каждым годом размер поступлений увеличивается. Так, если в 2006 году размер накопительного взноса на одного участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, включенного в реестр, был установлен в сумме 40 600 руб. (ст. 82 Федерального закона от 26.12.2005 N 189-ФЗ "О федеральном бюджете на 2006 год"), то в 2007 году размер взноса определен ст. 93 Федерального закона от 19.12.2006 N 238-ФЗ "О федеральном бюджете на 2007 год" в сумме 82 800 руб.
Отражая особенности функционирования накопительно-ипотечной системы, нельзя не указать на Постановление Правительства РФ N 655*(5), в котором наиболее полно представлен порядок ведения именных накопительных счетов, формирования, учета и использования накоплений.
Ведение именных накопительных счетов
Правила ведения данных счетов приняты Постановлением Правительства РФ N 655. Ведение счета возлагается на ФГУ "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих".
В обязательном порядке в счете должны содержаться сведения:
- об участнике накопительно-ипотечной системы (дата рождения, номер именного накопительного счета, регистрационный номер, присвоенный участнику при включении его в реестр участников накопительно-ипотечной системы, дата включения его в указанный реестр, дата возникновения оснований для включения его в этот реестр, реквизиты документа, подтверждающего возникновение оснований для открытия именного накопительного счета, реквизиты документов, на основании которых внесены изменения в указанные реквизиты именного накопительного счета, и сведения о внесенных изменениях);
- о накопительных взносах, формируемых за счет средств федерального бюджета нарастающим итогом, и реквизиты документов, на основании которых учтены эти взносы;
- об иных поступлениях и доходах от инвестирования (размер иных не запрещенных законодательством РФ поступлений, размер доходов от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения и реквизиты документов об учете этих средств);
- об использовании средств для жилищного обеспечения (реквизиты каждого документа об использовании накоплений для жилищного обеспечения и остаток накоплений для жилищного обеспечения на соответствующую дату);
- о документах, на основании которых использованы накопления для жилищного обеспечения. Указанные сведения вносятся при условии использования участником накопительно-ипотечной системы накоплений для жилищного обеспечения. Учет использованных накоплений осуществляется в соответствии с порядком и условиями их использования для жилищного обеспечения военнослужащих;
- о закрытии именного накопительного счета (дата исключения военнослужащего из реестра участников накопительно-ипотечной системы, дата возникновения оснований для исключения его из указанного реестра, реквизиты документов, подтверждающих возникновение основания для закрытия счета, размер средств, подлежащих возврату в федеральный бюджет или использованных участником накопительно-ипотечной системы, дата закрытия счета);
- о членах семьи участника накопительно-ипотечной системы, использующих накопления в соответствии со ст. 12 Федерального закона N 117-ФЗ. Указанные сведения вносятся при возникновении у членов семьи участника оснований для использования накоплений для жилищного обеспечения;
- о размере ежемесячных накопительных взносов, рассчитанного исходя из размера годового накопительного взноса на одного участника, устанавливаемого ежегодно федеральным законом о федеральном бюджете.
Основанием для открытия именного накопительного счета участника накопительно-ипотечной системы является внесение сведений о нем в реестр участников.
Закрытие счета производится после исключения военнослужащего из списков участников накопительно-ипотечной системы.
Формирование и учет накоплений
на именных накопительных счетах
Формирование и учет накоплений, поступивших на счета, возлагаются на ФГУ "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" и производятся по определенным в Постановлении Правительства РФ N 655 правилам. Согласно п. 4, 5 данных правил операции с накоплениями учитываются на лицевом счете ФГУ в следующем порядке:
- в части поступлений - поступления из федерального бюджета, накопительные взносы, доходы от инвестирования средств, переданных в доверительное управление управляющим компаниям, целевые средства, поступающие от управляющих компаний по запросу уполномоченного федерального органа, целевые средства, поступающие из иных не запрещенных законодательством РФ источников;
- в части платежей со счета - целевые жилищные займы, передача средств в доверительное управление управляющим компаниям, выплата в установленном порядке накоплений для жилищного обеспечения.
Именной накопительный счет открывается не позднее 10 рабочих дней с даты поступления из федерального бюджета уведомлений об открытии. Учет накопительных взносов на именном накопительном счете начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем открытия этого счета, и прекращается после закрытия счета.
Помимо накоплений, учитываемых на счетах, в правилах их формирования отражен порядок учета доходов от инвестирования. В соответствии с п. 6 ст. 5 Федерального закона N 117-ФЗ их учет на счетах участников осуществляет ФГУ "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" исходя из поступивших сумм накоплений, учтенных на именных накопительных счетах участников, и сроков их инвестирования за отчетный период.
Учет дополнительных поступлений на именные накопительные счета
Иные дополнительные поступления, не запрещенные законодательством РФ, также учитываются на накопительном счете участника. Условия выплаты указанных средств определены в Постановлении Правительства РФ N 686*(6), в соответствии с которым разработаны правила выплат дополнительных средств.
Стоит отметить, что помимо данного постановления выплата дополнительных средств регулируется внутренними нормативными документами в федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. Так, в ВС РФ порядок организации работы по выплате участникам накопительно-ипотечной системы денежных средств, дополняющих накопления, утвержден Приказом Минобороны РФ N 77*(7) (далее - Порядок дополнительных выплат). В силу п. 1 данного порядка дополнительные денежные средства выплачиваются лицам по достижении оснований, указанных в ст. 10 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих".
В соответствии с п. 7 Порядка дополнительных выплат расчет размера дополнительных денежных средств, выплачиваемых с учетом накоплений для жилищного обеспечения, учтенных на именном накопительном счете участника накопительно-ипотечной системы, и дополняющих их до расчетного размера средств, которые этот участник мог бы накопить в период от даты предоставления таких средств до даты, когда общая продолжительность его военной службы могла бы составить двадцать лет (без учета дохода от инвестирования), производится воинскими частями или иными организациями относящимися к ВС РФ.
Размер дополнительных выплат определяется исходя из установленного федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год размера годового накопительного взноса на одного участника накопительно-ипотечной системы, а также количества полных лет и месяцев, которые участник накопительно-ипотечной системы не дослужил до даты, когда общая продолжительность его военной службы в календарном исчислении могла бы составить 20 лет.
Согласно п. 2 Порядка дополнительных выплат для получения выплаты увольняющийся военнослужащий или в случае его исключения из списка участников, члены его семьи, обязаны представить рапорт (заявление) с приложением:
- справки о потребности в жилом помещении, выданной органом, уполномоченным вести учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях (за исключением граждан, имеющих на момент закрытия именного накопительного счета обязательства по ипотечному кредиту);
- справки о сдаче жилого помещения по последнему месту военной службы - для граждан, не имеющих жилых помещений для постоянного проживания;
- копий паспортов гражданина РФ всех членов семьи (с отметками о регистрации по месту жительства или пребывания) и свидетельств о рождении детей, не достигших 14-летнего возраста;
- справки о составе семьи участника накопительно-ипотечной системы;
- справки об общей продолжительности военной службы;
- выписки из приказа об увольнении с военной службы (с указанием основания увольнения).
Рапорт (заявление) должны содержать:
- основания признания военнослужащего нуждающимся в жилом помещении;
- сведения о непринятии членами семьи участника накопительно-ипотечной системы его обязательств по ипотечному кредиту (займу);
- сведения о получателе денежных средств и его платежные реквизиты;
- обязательства об использовании дополнительных денежных средств по целевому назначению, освобождении занимаемого служебного жилого помещения и своевременном предоставлении информации о получении дополнительных средств по месту признания военнослужащего нуждающимся в жилом помещении.
Командирами воинских частей, начальниками иных учреждений, подведомственных ВС РФ, после получения указанных документов производится проверка на соответствие указанных в рапорте (заявлении) сведений, в результате которой принимается решение о выплате или об отказе в ней.
Обратите внимание: особенностью Приказа Минобороны РФ N 77 в отличие от Постановления Правительства РФ N 686 является установление в приказе месячного срока принятия решения о выплате денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения. При этом за начало срока принимается день подачи рапорта (заявления).
В случае принятия положительного решения командиры воинских частей, начальники (руководители) организаций ВС РФ осуществляют истребование ассигнований на выплату участникам накопительно-ипотечной системы или членам их семей дополнительных денежных средств (п. 4 Порядка дополнительных выплат). В случае отказа в выплате повторное обращение допускается после устранения причин, послуживших для отказа в выплате.
Обратите внимание: воспользоваться правом на получение дополнительных денежных средств военнослужащий может один раз за весь период службы. Указанная выплата осуществляется по последнему месту военной службы.
Правила использования накоплений
Далее рассмотрим особенности доведения накоплений до участника, а также закрытия накопительных счетов, которые отражены в правилах использования накоплений, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 655.
Как определено п. 6, 7 правил использования накоплений, федеральные органы исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, представляют сведения об изъявивших желание использовать накопления военнослужащих в ФГУ "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих", которое проводит их проверку на соответствие запрашиваемой в рапорте (заявлении) военнослужащего или членов его семьи сумме накоплений, учтенной на именном накопительном счете. В течение 10 рабочих дней с даты перечисления денежных средств ФГУ уведомляет федеральный орган исполнительной власти, представивший сведения об участниках, о перечислении указанных средств с предоставлением выписок с именных накопительных счетов.
Руководствуясь п. 2 ст. 13 Федерального закона N 117-ФЗ основанием закрытия именного накопительного счета является увольнение военнослужащего с военной службы, а также исключение его из списков участников накопительно-ипотечной системы и передача его прав членам семьи военнослужащего. При этом закрытие счета производится по истечении 10 рабочих дней после поступления от федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, уведомления об исключении участника из реестра.
При досрочном увольнении военнослужащего по иным, не предусмотренным п. 1, 2 ст. 10 Федерального закона N 117-ФЗ, основаниям перед закрытием его именного накопительного счета все начисленные на нем средства подлежат распределению по именным накопительным счетам остальных участников одновременно с очередными накопительными взносами из федерального бюджета.
Использование целевого жилищного займа
Жилищный заем еще одна возможность реализации военнослужащим права на получение жилого помещения. Он примечателен тем, что в отличие от накоплений, учтенных на именном накопительном счете участника накопительно-ипотечной системы, право на использование которых возникает после 10 лет военной службы, им можно воспользоваться по истечении как минимум трех лет после включения военнослужащего в реестр участников накопительно-ипотечной системы не дожидаясь окончания военной службы. В соответствии с п. 1 ст. 14 Федерального закона N 117-ФЗ военнослужащий может использовать накопленные на его именном накопительном счете средства в виде целевого жилищного займа по своему усмотрению на:
- приобретение жилого помещения под залог приобретаемого жилья;
- погашение первоначального взноса при получении ипотечного кредита или обязательств по такому кредиту.
Целевой жилищный заем предоставляется на основании договора, заключенного в установленном гражданским законодательством порядке. Согласно ст. 807 ГК РФ по договору займа одна сторона (займодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить займодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества.
Обратите внимание: договор займа считается заключенным с момента передачи денег или других вещей. В нашем случае речь идет о передаче военнослужащим - участником накопительно-ипотечной системы - денежных средств.
Договор займа заключается между участником накопительно-ипотечной системы и ФГУ "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих". Учитывая, что заем является целевым, то есть средства предоставляются на определенные договором цели, ФГУ подведомственно осуществлять проверку использования средств по назначению.
Отличительная особенность предоставляемого военнослужащему жилищного займа - он выдается только на время прохождения военной службы, а также является беспроцентным. Однако данное правило действует до тех пор, пока военнослужащий проходит военную службу. Как определено п. 2 ст. 15 Федерального закона N 117-ФЗ, при досрочном увольнении участника накопительно-ипотечной системы с военной службы, если у него отсутствуют основания увольнения, предусмотренные пп. 1, 2 ст. 10 данного закона, начиная со дня увольнения по целевому жилищному займу начисляются проценты по ставке, установленной договором о предоставлении целевого жилищного займа. При этом на военнослужащего возлагается обязанность возвратить выплаченные ФГУ "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" суммы в погашение целевого жилищного займа и уплатить проценты по нему. Погашение займа производится ежемесячными платежами в срок, не превышающий 10 лет. Проценты начисляются не на весь размер займа, а на сумму остатка задолженности по нему.
Как указывалось выше, источниками предоставления участнику накопительно-ипотечной системы целевого жилищного займа являются накопления для жилищного обеспечения, учтенные на его именном накопительном счете. Сумма предоставляемого займа должна быть отражена в договоре. В то же время как определено п. 4 ст. 14 Федерального закона N 117-ФЗ предельный размер целевого жилищного займа не может превышать общую сумму расчетного суммарного взноса и учтенных на именном накопительном счете доходов от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения на день предоставления целевого жилищного займа.
Использование ипотечного кредита на приобретение жилья, по мнению автора статьи, самый доступный способ приобретения жилья. Решающим фактором служит срок погашения таких кредитов. Как правило, они предоставляются на 20 и более лет. Чаще всего обязательным условием предоставления ипотечного кредита является первоначальный взнос по нему. Учитывая, что по прошествии трех и более лет на именном накопительном счете имеется достаточная сумма, она и может быть использована в качестве первоначального взноса.
В целях погашения обязательств по ипотечному кредиту целевой жилищный заем предоставляется в соответствии с графиком его погашения, определенным соответствующим договором, но не чаще одного раза в месяц, при этом объем предоставляемых средств не должен превышать фактический объем средств, учтенных на именном накопительном счете участника на конец месяца, предшествующего осуществлению очередной выплаты (п. 5 ст. 14 Федерального закона N 117-ФЗ). Погашение целевого жилищного займа осуществляется ФГУ "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" при возникновении у получившего целевой жилищный заем участника накопительно-ипотечной системы обстоятельств, указанных в ст. 10 и 12 Федерального закона N 117-ФЗ.
Целевой жилищный заем может погашаться досрочно. При продолжении прохождения участником накопительно-ипотечной системы военной службы по контракту после погашения целевого жилищного займа начисления на именной накопительный счет участника производятся на общих основаниях.
Кроме военнослужащего, воспользоваться жилищным займом могут и члены его семьи. Это право предоставляется им по основаниям, предусмотренным п. 1 ст. 12 Федерального закона N 117-ФЗ. Так, если участник накопительно-ипотечной системы исключен из списков личного состава воинской части в связи с его гибелью или смертью, признанием его в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или в связи с объявлением его умершим и при этом военнослужащий использовал целевой жилищный заем для получения кредита, члены его семьи могут принять на себя обязательства по указанному кредиту. В случае если кредитный договор переоформляется на лицо, принявшее на себя обязательства участника, оно получает право на продолжение погашения ипотечного кредита за счет начислений на именной накопительный счет участника до даты, указанной в договоре предоставления целевого жилищного займа на погашение обязательств по ипотечному кредиту. При этом ФГУ "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" обязано направить в кредитную организацию, с которой заключен договор на получение ипотечного кредита, запрос о подтверждении факта переоформления кредитного договора и его новых реквизитах с целью дальнейшего погашения за счет начисленных на именном накопительном счете средств до даты, указанной в договоре предоставления целевого жилищного займа, обязательств по ипотечному кредиту (займу). В этом случае именной накопительный счет закрывается с 1-го числа месяца, следующего за днем наступления указанной даты.
От редакции: в следующем номере будут рассмотрены особенности инвестирования накоплений, передачи их в доверительное управление, а также осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства о накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих.
До того как накопления для жилищного обеспечения военнослужащих будут использованы, их необходимо разместить. В этих целях Федеральным законом N 117-ФЗ*(8) предусмотрен перечень активов, в которые могут быть переведены накопления для жилищного обеспечения военнослужащих (п. 1 ст. 16 данного закона):
- государственные ценные бумаги РФ и субъектов РФ;
- облигации российских эмитентов помимо ценных бумаг, указанных выше;
- акции российских эмитентов, созданных в форме открытых акционерных обществ;
- ипотечные ценные бумаги, выпущенные в соответствии с законодательством РФ;
- паи (акции, доли) иностранных индексных инвестиционных фондов, размещающих средства в государственные ценные бумаги иностранных государств, облигации и акции иных иностранных эмитентов;
- денежные средства в рублях на счетах в кредитных организациях;
- депозиты в рублях в кредитных организациях;
- иностранная валюта на счетах в кредитных организациях.
Однако чтобы разместить накопления для жилищного обеспечения, должны быть соблюдены соответствующие условия (п. 4 ст. 16 Федерального закона N 117-ФЗ). Например, размещение накоплений в государственные ценные бумаги РФ допускается в случае, если последние обращаются на рынке ценных бумаг.
В то же время федеральным законодательством предусмотрено, что накопления могут быть размещены не во всех активах. Так, в соответствии с п. 3 ст. 16 Федерального закона N 117-ФЗ накопления для жилищного обеспечения военнослужащих не могут быть использованы в целях:
- приобретения ценных бумаг, эмитентами которых являются управляющие компании, брокеры, кредитные и страховые организации, специализированный депозитарий и аудиторы, с которыми заключены договоры об обслуживании;
- приобретения ценных бумаг эмитентов, в отношении которых осуществляются меры досудебной санации, или введена процедура несостоятельности (банкротства) (наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство), или такая процедура применялась в течение последних двух лет.
Как известно, ценные бумаги должны находиться в обороте. Поэтому с целью рационального размещения накоплений в разрешенные активы они передаются в доверительное управление управляющим компаниям.
Хранение сертификатов ценных бумаг в документальной форме и учет прав на ценные бумаги, в которые инвестированы накопления для жилищного обеспечения военнослужащих, переданные в доверительное управление управляющими компаниями, а также контроль за распоряжением этими накоплениями осуществляются специализированным депозитарием.
Последний выбирается на основании конкурса, проведенного уполномоченным федеральным органом, которым в соответствии с Указом Президента РФ от 20.04.2005 N 449 "Вопросы накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" является Минобороны РФ.
Основным нормативным документом, регулирующим проведение конкурса, является Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"*(9). В то же время особенности проведения конкурса по выбору специализированного депозитария и управляющих компаний отражены в Постановлении Правительства РФ N 572*(10), которым для каждого кандидата утверждены свои правила проведения конкурса. Учитывая, что порядок проведения конкурса по выбору управляющих компаний и специализированного депозитария практически идентичен, соответственно, объединим разработанные по каждому участнику конкурса правила (далее - Правила проведения конкурса).
Проведение конкурса начинается с издания приказа министра обороны РФ, в котором указываются предмет и сроки его проведения, состав конкурсной комиссии и другие, необходимые условия. Как определено в разд. 2 Правил проведения конкурса, он является открытым. При подготовке к конкурсу его организатор - Минобороны РФ, в соответствии с вышеуказанными правилами и ст. 21 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", публикует в средствах массовой информации, а также на официальном сайте Минэкономразвития РФ извещение о проведении конкурса, в котором указывает следующие данные:
- наименование, место нахождения, почтовый адрес и адрес электронной почты, номер контактного телефона заказчика, уполномоченного органа;
- предмет государственного контракта;
- место, условия и сроки оказания услуг;
- форма, сроки и порядок их оплаты;
- начальная цена контракта;
- срок, место и порядок представления конкурсной документации, официальный сайт, на котором размещена конкурсная документация, размер, порядок и сроки внесения платы, взимаемой заказчиком, уполномоченным органом за представление конкурсной документации, если такая плата установлена;
- место, порядок, дата начала и окончания подачи заявок на участие в конкурсе;
- критерии оценки таких заявок;
- место, дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе, место и дата рассмотрения таких заявок и подведения итогов конкурса;
- размер обеспечения заявки на участие в конкурсе;
- размер обеспечения исполнения государственного контракта, срок и порядок его предоставления в случае, если заказчиком, уполномоченным органом установлено требование обеспечения исполнения контракта.
Состав предъявляемой управляющей компании и специализированному депозитарию конкурсной документации должен содержать сведения, указанные в ст. 22 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
После получения конкурсной документации участники конкурса в срок, определенный в ней, представляют в Минобороны РФ конкурсную заявку, к которой согласно п. 7 ст. 24 Федерального закона N 117-ФЗ прилагаются следующие документы:
1. Заверенные аудитором бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и об убытках за последние три года, предшествующие подаче заявки на участие в конкурсе;
2. Заверенный руководителем участника конкурса перечень сведений об акционерах (участниках), в том числе акционерах (участниках) акционеров (участников), и о других аффилированных физических и юридических лицах, включающий в себя:
- полное наименование и место нахождения (адрес) акционера (участника) - юридического лица, фамилию, имя, отчество, гражданство и место жительства (адрес) акционера (участника) - физического лица;
- дату и номер свидетельства о государственной регистрации юридического лица, а также свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;
- данные об изменениях наименования и организационно-правовой формы организации;
- фамилию, имя, отчество и место жительства (адрес) главы исполнительного органа или единоличного руководителя организации;
- размер доли соответствующего акционера (участника) в уставном (складочном) капитале участника конкурса;
- информацию об акционерах (участниках) акционеров (участников) (доля которых в уставном (складочном) капитале организации превышает 5 процентов), содержащую полное наименование или фамилию, имя и отчество, идентификационный номер налогоплательщика, место нахождения или место жительства (адрес) каждого из акционеров (участников), а также размер их доли в уставном (складочном) капитале.
Условия отстранения претендентов на участие в конкурсе, содержащиеся в разд. 4 Правил проведения конкурса, в целом схожи с условиями допуска к участию в торгах, указанными в ст. 12 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". В частности, отстранение производится, если конкурсной комиссией установлено, что:
- претендент не соответствует требованиям, указанным в п. 6 Федерального закона N 117-ФЗ, или не представил в установленный срок полный состав документации по запросу конкурсной комиссии либо представленные документы неправильно оформлены;
- заявка не отвечает требованиям, предусмотренным конкурсной документацией;
- действие лицензии претендента на ведение деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами, а также на осуществление депозитарной деятельности указанных фондов приостановлено или данная лицензия аннулирована до даты определения победителей конкурса.
Заявка представляется в запечатанном конверте. После получения заявок от всех участников конкурсная комиссия, в соответствии с законодательством РФ о проведении конкурсов, в присутствии всех участников конкурса вскрывает конверты с заявками.
Стоит отметить, что в отличие от специализированного депозитария, который исполняет свои функции по хранению ценных бумаг единолично, количество управляющих компаний, выбираемых по итогам конкурса, не должно быть менее трех. То есть если в результате проведения конкурса отобрано менее трех управляющих компаний, Минобороны РФ обязано провести дополнительный конкурс. При выборе специализированного депозитария, если количество зарегистрировавшихся участников будет менее двух, то конкурс признается несостоявшимся.
При выборе управляющих компаний или специализированного депозитария конкурсная комиссия, определяя победителя, исходит из того, у кого из претендентов более высокий по сравнению с иными претендентами рейтинг.
После объявления победителя конкурса в соответствии с условиями его проведения заполняется протокол, в котором указываются:
- рейтинг каждого претендента и набранные им балы по всем критериям оценки, используемым для определения рейтинга;
- победитель конкурса и основание для принятия решения о признании его победителем.
В зависимости от условий проведения конкурса с его победителем заключается или договор доверительного управления накоплениями для жилищного обеспечения, или договор об оказании услуг специализированного депозитария Минобороны РФ.
Рассмотрим порядок заключения этих договоров.
Доверительное управление накоплениями
Взаимоотношения управляющей компании, победившей в конкурсе, и Минобороны РФ по распоряжению накоплениями участников накопительно-ипотечной системы регулируются нормами гл. 53 ГК РФ. Исходя из данной главы доверительным управлением признается передача одной стороной (Минобороны РФ) другой (управляющей компании) на определенный срок накоплений, сформированных на именных накопительных счетах участников накопительно-ипотечной системы, в доверительное управление. Компания, в соответствии с этим договором, обязуется осуществлять управление накоплениями в интересах Минобороны РФ (ст. 1012 ГК РФ).
Все отношения, связанные с передачей накоплений в доверительное управление, регулируются типовым договором, заключаемым по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 11.11.2005 N 678*(11).
В соответствии с требованиями ст. 1016 ГК РФ при заключении договора в нем в обязательном порядке указывается:
- состав имущества, передаваемого в доверительное управление, - накопления жилищного обеспечения;
- наименование уполномоченного федерального органа, в интересах которого осуществляется управление накоплениями, - Минобороны РФ;
- размер и форма выплаты вознаграждения управляющей компании. Размер вознаграждения определяется в зависимости от стоимости чистых активов за отчетный год;
- срок действия договора - не более 5 лет. В случае отсутствия заявлений от одной из сторон о прекращении действия договора доверительного управления по окончании срока его действия он считается продленным на тот же срок и на ранее предусмотренных условиях.
Условия расторжения договора предусмотрены п. 12, 14 ст. 17 Федерального закона N 117-ФЗ, а именно:
- приостановление действия выданной управляющей компании лицензии на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами или аннулирование такой лицензии;
- введение в отношении управляющей компании процедуры несостоятельности (банкротства) (наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство);
- принятие решения о ликвидации управляющей компании;
- несоответствие управляющей компании требованиям, предъявляемым к ней в п. 1 ст. 20 Федерального закона N 117-ФЗ;
- нарушение управляющей компанией требований к составу активов, в которые могут быть инвестированы накопления для жилищного обеспечения;
- нарушение управляющей компанией порядка и сроков корректировки структуры инвестиционного портфеля;
- неоднократное нарушение управляющей компанией порядка и сроков представления отчетов и иной информации в Минобороны РФ или в ФСФР РФ;
- неоднократное нарушение управляющей компанией порядка и сроков передачи специализированному депозитарию копий первичных документов в отношении имущества, составляющего накопления для жилищного обеспечения.
В соответствии с условиями договора перечисление накоплений управляющей компании осуществляется на открытый ей в кредитной организации отдельный банковский счет в течение одного месяца с момента заключения договора или же в течение трех месяцев, следующих за датой получения Минобороны РФ накопительных взносов, и оформляется актом передачи по форме, указанной в Приложении N 1 к Постановлению Правительства РФ N 678. Для учета прав на ценные бумаги, в которые инвестированы накопления, управляющая компания открывает отдельный счет в специализированном депозитарии, причем в том, с которым Минобороны РФ заключило договор об оказании услуг.
Выделим основные обязанности, возлагаемые на управляющую компанию в связи с инвестированием накоплений. Их перечень приведен в п. 2 ст. 20 Федерального закона N 117-ФЗ, в соответствии с которым компания обязана:
1) инвестировать накопления для жилищного обеспечения военнослужащих в интересах участников накопительно-ипотечной системы;
2) нести установленную Федеральным законом N 117-ФЗ и договором доверительного управления ответственность за соответствие инвестирования накоплений для жилищного обеспечения требованиям данного закона;
3) осуществлять операции с накоплениями для жилищного обеспечения под контролем специализированного депозитария;
4) расторгать договоры с кредитными организациями, закрывать банковские счета и принимать меры по истребованию денежных средств в случае, если кредитные организации перестали удовлетворять требованиям Федерального закона N 117-ФЗ;
5) перечислять в Минобороны РФ накопления для жилищного обеспечения в соответствии с составленным Минобороны РФ прогнозом потребности в денежных средствах на выплаты за счет накоплений для жилищного обеспечения и договором доверительного управления;
6) представлять в Минобороны РФ и ФСФР РФ в порядке и сроки, которые установлены договором доверительного управления:
- отчет об инвестировании накоплений для жилищного обеспечения;
- отчет о доходах от инвестирования;
7) соблюдать иные требования, предусмотренные Федеральным законом N 117-ФЗ и другими нормативными правовыми актами федерального законодательства.
Обратите внимание: переданные в доверительное управление накопления не переходят в собственность управляющей компании. Доходы, полученные от их инвестирования, относятся на прирост средств, переданных в доверительное управление.
Одним из обязательных условий функционирования управляющей компании, определенных в ст. 20 Федерального закона N 117-ФЗ, является страхование своей ответственности перед Минобороны РФ за нарушения заключенных договоров доверительного управления, вызванные ошибками, небрежностью или умышленными противоправными действиями работников управляющей компании либо иных лиц. Особенностью данного страхования является то, что выплата страховой суммы зависит от суммы накоплений, переданных Минобороны РФ управляющей компании. Так, если эта сумма не превышает 600 000 000 руб., то страховая сумма не может быть менее 5% суммы накоплений, переданных в доверительное управление. При превышении указанного порогового значения страховая сумма не может быть менее 30 000 000 руб. (ст. 31 Федерального закона N 117-ФЗ).
Услуги специализированного депозитария
Помимо Федерального закона N 117-ФЗ деятельность специализированного депозитария регулируется Приказом ФСФР РФ N 05-81/пз-н*(12), которым утверждено положение о деятельности специализированного депозитария.
Исходя из данного положения на специализированный депозитарий, заключивший договор об оказании услуг Минобороны РФ, возлагаются следующие обязанности:
- хранение сертификатов документарных ценных бумаг, а также учет прав на бездокументарные ценные бумаги, в которые инвестированы накопления для жилищного обеспечения военнослужащих в соответствии с требованиями законодательства РФ;
- контроль за соблюдением управляющими компаниями, осуществляющими доверительное управление накоплениями, требований Федерального закона N 117-ФЗ, иных нормативных правовых актов РФ и договоров доверительного управления накоплениями для жилищного обеспечения военнослужащих. При выявлении нарушений в деятельности управляющих компаний специализированный депозитарий обязан уведомить об этом Минобороны РФ и ФСФР РФ.
Порядок заключения типового договора об оказании услуг специализированного депозитария установлен в Постановлении Правительства РФ N 678. Стоит отметить, что в отличие от договора доверительного управления настоящий договор может заключаться на любой срок (п. 46 Типового договора оказания услуг специализированного депозитария).
Помимо случаев, предусмотренных ГК РФ, в Постановлении Правительства РФ N 678 отмечены иные особенности его расторжения, к которым относятся (п. 47 Типового договора оказания услуг специализированного депозитария):
- приостановление действия выданных специализированному депозитарию лицензии на осуществление депозитарной деятельности или лицензии на осуществление деятельности специализированного депозитария инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов либо отзыва таких лицензий;
- введение в отношении специализированного депозитария процедуры несостоятельности (банкротства), а именно наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления и конкурсного производства;
- принятие решения о ликвидации специализированного депозитария.
Как и управляющие компании, специализированный депозитарий имеет право застраховать риск своей ответственности перед Минобороны РФ и управляющими компаниями за нарушение договоров об оказании им своих услуг. Однако в отличие от страхований управляющих компаний сумма страховых выплат специализированному депозитарию не может быть менее 30 000 000 руб. (п. 3 ст. 31 Федерального закона N 117-ФЗ).
Государственное регулирование и контроль формирования и
использования накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих
С учетом того, что средства на формирование накоплений, предоставление целевого жилищного займа выделяются из федерального бюджета, необходим всесторонний контроль за их использованием. Данному обстоятельству в Федеральном законе N 117-ФЗ посвящена целая глава. В соответствии с ней государственное регулирование и контроль, помимо федерального законодательства в сфере жилищного обеспечения военнослужащих, осуществляются Постановлением Правительства РФ от 08.11.2005 N 666 "Об уполномоченных федеральных органах исполнительной власти, осуществляющих функции по нормативно-правовому регулированию и государственному контролю (надзору) в сфере отношений по формированию, инвестированию и использованию накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих - участников накопительно-ипотечной системы".
В соответствии с п. 2 данного постановления на Минобороны РФ как орган, осуществляющий функции по нормативно-правовому регулированию и государственному контролю в сфере отношений по формированию и использованию накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих, возлагаются следующие функции:
- принятие нормативных правовых актов в сфере формирования и использования накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих;
- осуществление контроля за соблюдением законодательства РФ о формировании и использовании указанных накоплений федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба;
- получение от указанных федеральных органов информации об осуществлении ими деятельности по формированию и использованию накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих, а также иной информации с учетом требований федеральных законов;
- обращение в федеральные органы исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, по вопросам, связанным с соблюдением порядка формирования и использования накоплений для жилищного обеспечения;
- выдача предписания силовым ведомствам об устранении выявленных нарушений законодательства РФ о формировании и об использовании накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих;
- рассмотрение отчетов о поступлении накопительных взносов и направлении на инвестирование накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих, о средствах, учтенных на именных накопительных счетах участников накопительно-ипотечной системы, об использовании этими участниками накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих, а также о результатах инвестирования накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих, переданных в доверительное управление управляющим компаниям;
- осуществление иных полномочий, предусмотренных Федеральным законом N 117-ФЗ, другими нормативными правовыми актами РФ.
К функциям ФСФР РФ как уполномоченного органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию и государственному контролю (надзору) в сфере отношений по инвестированию накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих, относятся:
- принятие нормативных правовых актов в сфере инвестирования накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих;
- осуществление контроля за соблюдением законодательства РФ об инвестировании таких накоплений специализированным депозитарием, управляющими компаниями и брокерами;
- получение от специализированного депозитария, управляющих компаний и брокеров информации об осуществлении ими деятельности по инвестированию накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих, а также иной информации с учетом требований федеральных законов;
- проведение проверки специализированного депозитария, управляющих компаний и брокеров;
- выдача предписания специализированному депозитарию, управляющим компаниям и брокерам об устранении выявленных нарушений законодательства РФ об инвестировании накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих;
- осуществление иных полномочий.
А. Беляев,
зам. главного редактора журнала "Силовые министерства и
ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение"
"Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", N 2, 3, февраль, март, 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 20.08.2004 N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих".
*(2) Постановление Правительства РФ от 21.02.2005 N 89 "Об утверждении правил формирования и ведения реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих Министерством Обороны Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба".
*(3) Указ Президента РФ от 20.04.2005 N 449 "Вопросы накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих".
*(4) Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
*(5) Постановление Правительства РФ от 07.11.2005 N 655 "О порядке функционирования накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих".
*(6) Постановление Правительства РФ от 17.11.2005 N 686 "Об утверждении правил выплаты участникам накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих или членам их семей денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения".
*(7) Приказ Министра обороны РФ от 20.02.2006 N 77 "Об утверждении порядка организации в Вооруженных Силах Российской Федерации работы по выплате участникам накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих или членам их семей, нуждающимся в улучшении жилищных условий, денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения".
*(8) Федеральный закон от 20.08.2004 N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе военнослужащих".
*(9) Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
*(10) Постановление Правительства РФ от 17.09.2005 N 572 "Об утверждении правил проведения конкурсов по отбору специализированного депозитария для заключения с ним договора об оказании услуг специализированного депозитария и отбору управляющих компаний для заключения с ними договоров доверительного управления накоплениями для жилищного обеспечения военнослужащих".
*(11) Постановление Правительства РФ от 11.11.2005 N 678 "Об утверждении типовых договоров в целях реализации Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих".
*(12) Приказ ФСФР РФ от 15.12.2005 N 05-81/пз-н "Об утверждении положения о деятельности специализированного депозитария, заключившего договор об оказании услуг специализированного депозитария федеральному органу исполнительной власти, обеспечивающему функционирование накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"