Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28 февраля 2011 г. N 13АП-7449/2009, 13АП-21962/2010
г. Санкт-Петербург |
|
28 февраля 2011 г. |
Дело N А21-5799/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 февраля 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 февраля 2011 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Савицкой И.Г.,
судей Есиповой О.И., Семеновой А.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Криволаповым А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
(регистрационный номер 13АП-7449/2009)
Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области
на решение Арбитражного суда Калининградской области от 12.10.2010
по делу N А21-5799/2010 (судья Сычевская С.Н.), принятое
по заявлению региональной общественной организации "Водно-моторный клуб "Маяк"
к Службе по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области
об оспаривании отказа
при участии:
от истца: Бельчевской М.Н. по доверенности от 13.07.2010;
от ответчика: Шушуновой П.П. по доверенности от 18.01.2011;
УСТАНОВИЛ:
региональная общественная организация "Водно-моторный клуб "Маяк" Светловского округа Калининградской области (далее - клуб, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Калининградской области к Службе по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области (далее - служба) с заявлением и с учетом уточнения требований просило признать недействительным отказ службы, изложенный в письме от 11.06.2010 N 1010, в отнесении клуба к группе потребителей, использующих электроэнергию на коммунально-бытовые нужды, для которых производится расчет тарифов по группе "Население", как не соответствующий Федеральному закону "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями в Российской Федерации" от 14.04.1995 N 41-ФЗ (далее - Закон) и обязать службу устранить допущенные нарушения прав путем вынесения решения об отнесении клуба к группе потребителей, приравненных к населению, как использующих электроэнергию на коммунально-бытовые нужды в объемах фактического потребления граждан потребителей и объемах электроэнергии, израсходованной на места общего пользования. Также клуб просил взыскать со службы судебные расходы по оплате услуг представителей в сумме 30 000 руб.
Решением суда от 12.10.2010 требования заявителя удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе служба, ссылаясь на нарушение и неправильное применение норм материального и процессуального права, просит решение суда от 12.10.2010 отменить, требования заявителя оставить без удовлетворения.
В судебном заседании представитель службы доводы апелляционной жалобы поддержал, а представитель клуба возразил против ее удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела следует, что клуб является добровольным, самоуправляемым, независимым общественным объединением граждан, основной целью которого является развитие водно-моторного спорта, туризма в Калининградском регионе путем создания условий для привлечения граждан к участию в этом процессе. Клуб объединяет граждан, имеющих маломерные суда (плавсредства) и эллинги.
Между клубом и ОАО "Янтарьэнерго" 26.08.2008 заключен договор на получение электрической энергии, в соответствии с которым клуб оплачивает электрическую энергию по тарифу "Прочие" с начислением на тариф налога на добавленную стоимость 18%.
Приказом службы от 12.11.2009 N 50-02э/09 (далее - Приказ N 50-02э/09) гаражно-строительные, гаражные кооперативы, использующие электроэнергию на коммунально-бытовые нужды в объемах фактического потребления граждан потребителей и объемах электроэнергии, израсходованной на места общего пользования, отнесены к группе потребителей, приравненных к населению.
Клуб обратился к ОАО "Янтарьэнерго" с просьбой применить к нему положения названного приказа и взимать плату по тарифу для потребителей, приравненных к населению, так как фактически электроэнергия используется на коммунально-бытовые нужды членов клуба.
Письмом от 26.04.2010 N 1434 в просьбе клуба ОАО "Янтарьэнерго" отказано со ссылкой на то, что данный вопрос находится в компетенции службы.
24.05.2010 клуб обратился в службу с просьбой отнести эллинги к объединениям хозяйственных построек граждан, использующих электроэнергию на коммунально-бытовые нужды, для которых производится расчет тарифов по группе "Население".
Письмом службы от 11.06.2010 N 1010 клубу отказано в отнесении эллингов членов клуба к объединениям хозяйственных построек граждан, использующих электроэнергию на коммунально-бытовые нужды, для которых производится расчет тарифов по группе "Население".
Не согласившись с отказом службы, клуб обратился в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Суд первой инстанции признал требования службы законными и удовлетворил заявление, обязав службу отнести клуб к группе потребителей, приравненных к населению, как использующих электроэнергию на коммунально-бытовые нужды в объемах фактического потребления граждан потребителей и объемах электроэнергии, израсходованной на места общего пользования.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется в связи со следующим.
Согласно статье 2 Закона предельные уровни тарифов на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов в срок, определяемый Правительством Российской Федерации, с выделением предельных уровней тарифов на электрическую энергию для населения. Указанные предельные уровни тарифов могут быть установлены на срок более одного года, с календарной разбивкой, разбивкой по категориям потребителей с учетом региональных и иных особенностей. При установлении предельных уровней тарифов учитываются долгосрочные тарифы, установленные для организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, долгосрочные параметры регулирования деятельности соответствующих организаций, обязательства по концессионным соглашениям, объектами которых являются системы тепло- и электроснабжения.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в срок, определяемый Правительством Российской Федерации, устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе населению, в рамках указанных предельных уровней тарифов.
Следовательно, Законом установлен особый, отличный от общего, порядок ценообразования для категории потребителей - населения, тарифы для которых устанавливаются в рамках предельных уровней тарифов для населения.
Согласно абзацу 2 части 1 статьи 6 Закона органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, в частности, устанавливают тарифы на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на указанные услуги.
При этом регулирование указанных тарифов осуществляется в соответствии с Основами ценообразования, Правилами государственного регулирования и иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов (часть 3 статьи 6 Закона N 41-ФЗ).
Согласно пункту 27 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2 (далее - Методические указания) к группе потребителей "население" приравниваются исполнители коммунальных услуг, приобретающие электроэнергию для коммунально-бытового потребления граждан в объемах фактического потребления потребителей-граждан и объемах электроэнергии, израсходованной на места общего пользования.
12.11.2009 службой издан приказ N 50-02э/09 "Об отнесении потребителей - некоммерческих объединений граждан (гаражно-строительных, гаражных кооперативов) к группе потребителей, приравненных к населению". При издании данного приказа служба руководствовалась и пунктом 27 названных Методических указаний.
Исходя из пункта 27 Методических указаний, к данной тарифной группе относятся граждане, использующие электроэнергию на коммунально-бытовые нужды.
Аналогично указанной группе производится расчет тарифов для следующих приравненных к категории "население" потребителей:
- исполнителей коммунальных услуг (товарищества собственников жилья, жилищно-строительные, жилищные или иные специализированные потребительские кооперативы либо управляющие организации), наймодателей (или уполномоченных ими лиц), предоставляющих гражданам жилые помещения специализированного жилищного фонда: жилые помещения в общежитиях, жилые помещения маневренного фонда, жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения, жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев, для временного поселения лиц, признанных беженцами, жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан, приобретающих электроэнергию для коммунально-бытового потребления граждан в объемах фактического потребления потребителей-граждан и объемах электроэнергии, израсходованной на места общего пользования;
- гарантирующих поставщиков (далее также - ГП), энергосбытовых (далее также - ЭСК), энергоснабжающих организаций, приобретающих электроэнергию в целях дальнейшей продажи потребителям-гражданам и (или) исполнителям коммунальной услуги электроснабжения, наймодателям (или уполномоченным ими лицам), в объемах фактического потребления потребителей-граждан и объемах электроэнергии, израсходованной на места общего пользования;
- садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан - некоммерческих организаций, учрежденных гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства (далее - садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение);
- физических лиц, приобретающих электрическую энергию в целях потребления в помещениях для содержания осужденных, при условии наличия раздельного учета в указанных помещениях;
- физических лиц, приобретающих электрическую энергию в целях потребления в населенных пунктах, жилых зонах при воинских частях, рассчитывающихся по общему счетчику на вводе;
- содержащихся за счет прихожан религиозных организаций;
- некоммерческих объединений граждан (гаражно-строительные, гаражные кооперативы, автостоянки), объединенных хозяйственных построек граждан (погреба, сараи и иные сооружения). Отнесение указанных потребителей к данной группе осуществляется по решению региональных органов и оформляется отдельным решением.
Судом установлено и материалами дела подтверждается то, что эллинги клуба представляют собой принадлежащие гражданам двухэтажные строения, на первом этаже которых расположено помещение для хранения лодки либо маломерного судна, на втором этаже - помещение для отдыха. Все эллинги принадлежат членам клуба, использующим электроэнергию на коммунально-бытовые нужды при эксплуатации эллинга, который не является ничем иным, как гаражом для лодки.
Установление данного обстоятельства позволило суду прийти к выводу о том, что некоммерческое объединение граждан - владельцев лодок и гаражей для них, использующих электроэнергию на коммунально-бытовые нужды относимо к группе потребителей, приравненных к населению, поскольку гаражные кооперативы, объединяющие владельцев автомашин, имеющих гаражи для хранения автомашин, использующих электроэнергию на коммунально-бытовые нужды, к таковым отнесены.
Согласно части 1 статьи 65 АПК Российской Федерации, согласно которой каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений; обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо;
части 5 статьи 200 АПК Российской Федерации, согласно которой обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Суд апелляционной инстанции не находит оснований не согласиться с выводом суда первой инстанции в том, что в настоящем случае службой не доказана невозможность отнесения клуба, являющегося некоммерческой организацией, использующей электроэнергию на коммунально-бытовые нужды, к группе потребителей, приравненных к населению с применением соответствующего тарифа.
Суд первой инстанции обоснованно указал на то, что в Методических указаниях перечень общественных организаций и объединений, которые по решению уполномоченного органа могут быть отнесены к категории, приравненной к населению, не является исчерпывающим, поскольку указано: "объединенных хозяйственных построек граждан (погреба, сараи и иные сооружения)" и, по мнению суда, эллинги могут быть отнесены к иным сооружениям.
При таких обстоятельствах отказ службы в отнесении клуба к группе потребителей, использующих электроэнергию на коммунально-бытовые нужды, для которых производится расчет тарифов по группе "Население" признан незаконным обоснованно. То обстоятельство, что на сегодняшний день действует приказ Федеральной службы по тарифам от 31.12.2010 N 655-э, не влечет необоснованность выводов суда первой инстанции, поскольку согласно перечню потребителей, утвержденному названным приказом, к группе "население" отнесены объединенные хозяйственные постройки физических лиц (погреба, сараи и иные сооружения аналогичного назначения), к которым могут быть отнесены и спорные эллинги.
Доводы подателя жалобы о том, что судебные расходы по оплате услуг представителя взысканы со службы неправомерно со ссылкой на пункт 15 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.12.2007 N 121, не принимаются апелляционным судом.
Положения указанного пункта применяются тогда, когда орган государственной власти в деле выступает от имени Российской Федерации, либо субъекта Российской Федерации.
Возмещение судебных расходов за счет государственного (муниципального) органа производится в случаях, когда ответчиком по делу является не публично-правовое образование, а государственный (муниципальный) орган.
Следовательно, судебные расходы в настоящем случае взысканы непосредственно со службы правомерно.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для признания взысканной суммы судебных издержек на оплату юридических услуг представителя в размере 30 000 руб., неразумным и чрезмерным.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 12.10.2010 по делу N А21-5799/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
О.И. Есипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-5799/2010
Истец: Региональная общественная организация "Водно-моторный клуб "Маяк" Светловского округа Калининградской области, РОО "Водно-моторный клуб "Маяк"
Ответчик: Служба по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области, Служба по государственному регулированию цен и тарифом Калининградской области
Хронология рассмотрения дела:
06.03.2012 Постановление Президиума ВАС РФ N 14340/11
15.12.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-14340/11
09.11.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-14340/11
25.10.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-14340/11
27.06.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-3713/11
01.03.2011 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-21962/2010