Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25 января 2011 г. N 16АП-2881/2010
г. Ессентуки |
Дело N А63-19438/09 |
25 января 2011 г. |
Регистрационный номер |
апелляционного производства 16АП-2881/10 (1)
Резолютивная часть постановления объявлена 20 января 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 января 2011 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Параскевовой С.А., судей Винокуровой Н.В., Сулейманова З.М. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Климовой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации города Невинномысска на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 20.09.2010 по делу N А63-19438/09, принятое судьей по иску ООО "Невинномысский автосервис" к муниципальному образованию города Невинномысска в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Невинномысска, администрации города Невинномысска, Финансового управления администрации города Невинномысска, казне Ставропольского края в лице Министерства финансов Ставропольского края, третьи лица: Правительство Ставропольского края, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, ФГУ "Земельная кадастровая палата" о взыскании с ответчиков солидарно 225 862 рублей 80 копеек, при участии в судебном заседании представителей администрации города Невинномысска - Путиловой Л.Ю. (доверенность N 7-01 от 31.03.2010); от Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Невинномысска - Путиловой Л.Ю. (доверенность N 6607/27 от 26.10.2010), от от Финансового управления администрации города Невинномысска - Ефименко Л.П. (доверенность N 24 от 11.01.2011); ООО "Невинномысский автосервис" - генерального директора Бондаренко И.И., Касьянова В.Н. (доверенность N 68 от 01.11.2010); от Министерства финансов Ставропольского края - Кирпичева А.В. (доверенность N 01-11-26/2382 от 24.06.2010), в отсутствие представителей других участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания (уведомления N N 53175 3, 53177 7, 53176 0),
УСТАНОВИЛ
общество с ограниченной ответственностью "Невинномысский автосервис" (далее - общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с иском к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации города Невинномысска (далее - комитет, ответчик), третье лицо - федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата", о взыскании с муниципального образования города Невинномысска в лице администрации города и комитета 180 690 рублей 24 копеек солидарно; отнесении на комитет расходов по уплате государственной пошлине в сумме 6 017 рублей 56 копеек и 15 000 рублей расходов по оплате услуг представителя (согласно последним уточненным требованиям (том 3, листы дела 6-9, 14-15)
Определением от 10.02.2010 суд первой инстанции привлек в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, Правительство Ставропольского края.
Определениями от 15.04.2010, 02.06.2010, 12.07.2010 суд первой инстанции с согласия истца привлек к участию в дело в качестве соответчиков Ставропольский край в лице Министерства финансов Ставропольского края, муниципальное образование города Невинномысска в лице администрации города Невинномысска, финансового управления администрации города Невинномысска, Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Невинномысска.
Решением от 20.09.2010 Арбитражный суд Ставропольского края требование удовлетворил, взыскал с казны Ставропольского края в лице Министерства финансов Ставропольского края в пользу общества 112 931 рубль 40 копеек неосновательного обогащения; взыскал с казны муниципального образования города Невинномысска в лице администрации города Невинномысска в пользу общества 112 931 рубль 40 копеек неосновательного обогащения и 21 017 рублей 56 копеек в счет возмещения судебных расходов.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что денежные средства, излишне перечисленные в результате неправомерного применения комитетом удельного показателя кадастровой стоимости, являются неосновательным обогащением ввиду отсутствия оснований для их получения, и подлежат взысканию за счет соответствующих публично правовых образований в объеме поступлений денежных средств в бюджеты соответствующих уровней.
Не согласившись с принятым решением, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 20.09.2010 отменить полностью и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований общества, ссылаясь на следующее.
Администрация считает правомерным отнесение спорного участка на основании типового перечня видов функционального использования земель к землям под объектами торговли, общественного питания, автозаправочными и газонаполнительными станциями, предприятиями автосервиса (группа 5) и применения в связи с этим в отношении участка удельного показателя кадастровой стоимости, установленного для данного вида использования, поскольку общество преследует извлечение прибыли в качестве основной своей деятельности.
По мнению администрации, обществом не были представлены соответствующие расчеты, свидетельствующие о переплате арендной платы, платежные поручения с отметкой банка о внесении платежей за аренду спорного участка.
Также считает, что обществом не представлены доказательства разумности расходов на оплату услуг представителя.
Кроме того, администрация не согласна с взысканием судом первой инстанции с казны муниципального образования города Невинномысска судебных расходов в полном объеме.
Общество с решением суда первой инстанции согласно.
Комитет, Финансовое управление администрации города Невинномысска, Министерство финансов Ставропольского края поддерживают доводы апелляционной жалобы администрации города Невинномысска.
Правильность решения от 20.09.2010 проверена в апелляционном порядке в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, выслушав представителей общества, комитета, администрации города Невинномысска, Финансового управления администрации города Невинномысска, Министерства финансов Ставропольского края, апелляционный суд не усматривает оснований к отмене решения суда первой инстанции исходя из следующего.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, на основании постановления главы администрации города Невинномысска от 13.09.1994 N 891 за обществом в аренду сроком на 30 лет закреплен земельный участок площадью 6154 кв.м по ул. Гагарина (район политехнического института) для эксплуатации автостоянки.
13.09.1994 Комитет по земельным ресурсам и землеустройству г. Невинномысска (арендодатель) и общество (арендатор) заключили договор аренды земель, согласно которому арендодатель сдает, а арендатор принимает в аренду земельный участок общей площадью 6154 кв.м согласно прилагаемой экспликации земель, для платной стоянки автомобилей на основании постановления от 13.09.1994 N 891.
Договор зарегистрирован в Комитете по земельным ресурсам и землеустройству города Невинномысска 04.10.1994 за номером 91.
В письмах от 15.02.2007 N 97 и от 26.12.2008 N 1287 комитет уведомил общество о применении в 2007 и 2008 годах ставок арендной платы, исчисленных исходя из удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка в размере 10 086 рублей 19 копеек за кв.м.
Общество оплатило за 2007, 2008 годы арендную плату исходя из удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка, указанного комитетом в уведомлениях.
Согласно выписке из государственного кадастра недвижимости от 30.10.2008 N 16 -02/08-7951 арендуемый обществом земельный участок поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 26:16:040603:39, с указанием вида разрешенного использования - для эксплуатации автостоянки, удельного показателя кадастровой стоимости 2 646 рублей 15 копеек за квадратный метр.
Выявив расхождение между удельным показателем кадастровой стоимости земельного участка, примененным комитетом при расчете арендной платы за 2007, 2008 годы, со сведениями, содержащимися в выписке из государственного кадастра недвижимости от 30.10.2008, общество обратилось в комитет с требованием от 17.03.2009 о возврате излишне уплаченной арендной платы, в том числе за 2007 год в сумме 137 358 рублей и за 2008 год в сумме 88 504 рублей 80 копеек.
В письме от 31.03.2009 комитет посчитал, что переплата арендной платы по договору отсутствует, указав на правомерность применения удельного показателя кадастровой стоимости, определенного исходя из действующих нормативных актов, и отнесение земельных участков автостоянок в соответствии с типовым перечнем видов функционального использования земель к землям под объектами торговли, общественного питания, автозаправочными и газонаполнительными станциями, предприятиями автосервиса (группа 5).
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения общества с иском в суд.
Как правильно установил суд первой инстанции по результатам рассмотрения иска общества, в подпункте 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации закреплен принцип платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату.
Данный принцип раскрыт в статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которой использование земли в Российской Федерации является платным, арендная плата является одной из установленных форм платы за использование земли и взимается за земли, переданные в аренду.
Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (пункт 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
Государственная собственность на земельный участок с кадастровым номером 26:16:04 06 03:0039 не разграничена. По общему правилу пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
Постановлением главы города Невинномысска Ставропольского края от 01.02.2007 N 171 "Об утверждении ставок годовой арендной платы" установлено, что расчетная база для арендной платы за земельные участки определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося расчетным периодом. Кадастровая стоимость рассчитывается путем умножения удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка (УПКСЗ), являющегося результатом государственной кадастровой оценки земель поселений по состоянию на 1 января 2007 года, на площадь арендуемого земельного участка. Арендная плата определяется путем умножения расчетной базы на ставку арендной платы и на поправочный коэффициент использования земель.
Из изложенного постановления следует, что размер арендной платы определяется расчетным путем в виде произведения удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка, площади этого участка, ставки арендной платы, утвержденной постановлением, и поправочного коэффициента.
Следовательно, исходным элементом начисления арендной платы является удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 установлено, что государственная кадастровая оценка земель проводится Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости, его территориальными органами, а также находящимися в их ведении предприятиями и организациями.
Из пункта 4 Правил следует, что государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
Пунктом 9 Правил определено, что результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр.
В силу пункта 11 Правил государственная кадастровая оценка должна проводиться в соответствии с методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-техническими документами, утвержденными в установленном порядке для целей указанной оценки.
Приказом Росземкадастра от 17.10.2002 N П/337 утверждена Методика государственной кадастровой оценки земель поселений. В соответствии с пунктом 2.1 Методики кадастровая стоимость земельных участков поселений определяется, в том числе с учетом вида функционального использования земельного участка. Согласно пункту 1.4 Методики удельный показатель кадастровой стоимости земель - расчетная величина, представляющая собой кадастровую стоимость единицы площади земель поселения в целом или земель кадастрового квартала в составе поселения по видам функционального использования земель.
Техническими указаниями по государственной кадастровой оценке земель поселений, утвержденными Федеральной службой земельного кадастра 15.01.2001, определен типовой перечень видов функционального использования земель, установленный для государственной кадастровой оценки земель поселений. Всего определено 14 видов функционального использования земель поселений.
Следовательно, как правильно установил суд первой инстанции, вид функционального использования земельного участка является показателем, учитываемым при проведении государственной кадастровой оценки земельных участков.
Постановлением Правительства Ставропольского края от 28.12.2006 N 176-п утверждены Результаты государственной кадастровой оценки земель поселений города-курорта Ессентуки, городов Невинномысска, Ставрополя с учетом соответствующих 14 видов функционального использования земельных участков из земель поселений. Данным документом утверждена кадастровая стоимость одной единицы площади земельного участка каждого вида разрешенного использования в пределах кадастровых кварталов, на которые разбита территория муниципального образования.
Таким образом, при определении кадастровой стоимости земельного участка вид функционального использования учитывается как изменяемый показатель.
Пунктом 4 статьи 17 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" предусмотрено, что сведения об экономических характеристиках земельных участков вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель и положений нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12.08.2006 N 222, зарегистрированным в Минюсте Российской Федерации 15.09.2006 за N 8297, утверждены Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка.
Согласно пункту 1.3 данных указаний кадастровая стоимость земельных участков определяется Земельной кадастровой палатой по соответствующему субъекту Российской Федерации, уполномоченной на обеспечение ведения Государственного реестра земель кадастрового района.
Результаты определения кадастровой стоимости земельных участков отражаются в Акте определения кадастровой стоимости земельных участков, который удостоверяется должностным лицом управления Роснедвижимости по соответствующему субъекту Российской Федерации, уполномоченным на выполнение учетных кадастровых записей (пункт 1.4 Методических указаний).
В силу пункта 2.1.3 названных Методических указаний в границах существующего поселения кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала поселения, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка.
В соответствии с Письмом Роснедвижимости от 20.02.2006 N ВК/0169 "О кадастровой стоимости" данные о кадастровой стоимости земельных участков, содержащиеся в оценочных описях, подлежат внесению в подразделы Единого государственного реестра земель кадастрового района, открытые на каждый земельный участок.
Из изложенных норм следует, что сведения о кадастровой стоимости земельных участков вносятся в государственный кадастр недвижимости и в соответствующие выписки о земельных участках на основании данных, поступающих из иных источников, и подлежат изменению в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном земельном кадастре". Данным законом установлен заявительный порядок изменения дополнительных сведений об уникальных характеристиках земельного участка.
При этом орган кадастрового учета не является органом, который устанавливает кадастровую стоимость земельных участков или определяет удельный показатель кадастровой стоимости конкретного земельного участка. При внесении сведений в государственный кадастр недвижимости орган кадастрового учета использует установленные удельные показатели кадастровой стоимости применительно к конкретному виду функционального использования земельного участка. Фактическое изменение вида функционального использования земельного участка или его уточнение влечет изменение удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка, подлежащего применению в правоотношениях по обороту этого земельного участка, вне зависимости от своевременности внесения соответствующих изменений учетных сведений в государственный кадастр недвижимости.
Вид разрешенного использования арендуемого истцом земельного участка, установлен в постановлении от 13.09.1994 N 891, договоре аренды от 13.09.1994 N 91 - "для эксплуатации автостоянки".
По мнению истца, указанный вид разрешенного использования прямо соответствует 4 виду функционального использования "земли гаражей и автостоянок", установленному в постановлении правительства Ставропольского края от 28.12.2006 N 176-п.
Утвержденная в соответствии с постановлением правительства Ставропольского края от 28.12.2006 N 176-п кадастровая стоимость одной единицы площади земельного участка (метр квадратный) в пределах кадастрового квартала 16:04 06 03 для 4-группы по виду функционального использования составляет 2 646 рублей 15 копеек.
Согласно выписке из государственного кадастра недвижимости от 30.10.2008 N 1602/08-7951 арендуемый обществом земельный участок поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 26:16:04 06 03:39, с указанием по результатам государственной кадастровой оценки земель вида разрешенного использования - "для эксплуатации автостоянки", удельного показателя кадастровой стоимости 2 646 рублей 15 копеек за квадратный метр.
Судом первой инстанции правомерно не были приняты доводы администрации и комитета о правомерности отнесения спорного участка на основании типового перечня видов функционального использования земель к землям под объектами торговли, общественного питания, автозаправочными и газонаполнительными станциями, предприятиями автосервиса (группа 5) и необходимости применения в отношении участка удельного показателя кадастровой стоимости, установленного для данного вида использования, поскольку указанные доводы не основаны на нормах действующего законодательства, не подтверждаются правоустанавливающими документами на земельный участок, результатами государственной кадастровой оценки земель и сведениями государственного земельного кадастра.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции правомерно согласился с доводами общества о том, что денежные средства, излишне перечисленные в результате неправомерного применения комитетом удельного показателя кадастровой стоимости, являются неосновательным обогащением ввиду отсутствия оснований для их получения.
Согласно пункту 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного Кодекса.
Принимая во внимание, что в соответствии со статьей 11 Закона Ставропольского края от 29.12.2006 N 97-кз "О бюджете Ставропольского края на 2007 год" доходы от передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов в спорный период распределялись в бюджеты городских округов по нормативу 50 процентов, суд первой инстанции обоснованно счел, что требования истца подлежат удовлетворению за счет соответствующих публично правовых образований, в том числе за счет казны Ставропольского края и казны муниципального образования города Невинномысска в объеме поступлений денежных средств в бюджеты соответствующих уровней.
В пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения Арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" содержится разъяснение о том, что в суде от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов, а также по искам, предъявленным в порядке субсидиарной ответственности к публично-правовым образованиям по обязательствам созданных ими учреждений, выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств, понятие которого дано в пункте 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В ходатайстве общество просило взыскать с комитета в его пользу судебные издержки в сумме 21 017 рублей 56 копеек, в том числе: расходы на оплату услуг адвоката в сумме 15 000 рублей и 6 017 рублей 56 копеек по оплате государственной пошлины.
Рассмотрев ходатайство, изучив документы, приложенные в обоснование понесенных расходов, суд первой инстанции правомерно, руководствуясь частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, счел ходатайство обоснованным и подлежащим удовлетворению, а судебные издержки подлежащими взысканию в пользу общества с казны муниципального образования города Невинномысска.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования истца.
Доводы администрации, изложенные в апелляционной жалобе, были судом первой инстанции рассмотрены и им дана правильная оценка.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и влекущих безусловную отмену вынесенного решения суда, при проверке дела в апелляционном порядке не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на администрацию, которая от ее уплаты освобождена.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Ставропольского края от 20.09.2010 по делу N А63-19438/09 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через Арбитражный суд Ставропольского края.
Председательствующий |
С.А. Параскевова |
Судьи |
Н.В. Винокурова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-19438/2009
Истец: Администрация г. Невинномысска, ООО "Невинномысский автосервис"
Ответчик: Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации г. Невинномысска
Третье лицо: ЗАО "Ставропольский бройлер", Министерство финансов СК, Правительство СК, Управление Росреестра по СК, ФГУ Земельная кадастровая палата по СК, Финансовое управление администрации г. Невинномысска