Нотариус - по желанию!
Намерение законодателя защитить организации от так называемых рейдеров путем установления требований об участии нотариуса в собраниях участников вышло на новый этап развития. По сравнению с прошлым вариантом новый законопроект более дружественен для бизнеса. Однако без неоднозначных новелл не обошлось и на этот раз.
Напомним, что ранее в Госдуму был внесен законопроект, предусматривающий обязательное нотариальное удостоверение протоколов общих собраний участников хозяйственных обществ (проект N 261059-4). Проект вызвал немало критики (в том числе и на страницах "эж-ЮРИСТ").
Недавно внесенный проект учитывает критические замечания. Прежде всего он предусматривает возможность закрепления в уставе хозяйственного общества случаев, когда достоверность протокола заседания органов его управления (в том числе об избрании нового руководителя) должна быть обязательно заверена нотариусом. В хозяйственных обществах с единственным участником (или акционером) в уставе также могут быть обозначены случаи, когда подлинность его подписи должна быть нотариально засвидетельствована.
Одновременно предусматривается дополнение Перечня нотариальных действий, содержащегося в Основах законодательства РФ о нотариате, согласно которому нотариусы будут удостоверять факт достоверности протоколов органов управления организаций.
В отношении полномочий и практического содержания участия нотариуса в собрании проект предусматривает, что нотариус должен будет:
- проверить полномочия обратившегося за совершением нотариального действия лица;
- проверить правоспособность организации;
- присутствовать на заседании соответствующего органа управления, причем с момента открытия и до завершения, а также при подсчете голосов и подведении итогов голосования по вопросам, рассмотренным на соответствующем заседании;
- для удостоверения факта достоверности протокола проверить достоверность указанных в протоколе сведений о дате и времени проведения заседания органа управления организации, о месте его проведения, о вынесенных на голосование вопросах, об итогах голосования и принятых решениях.
Несмотря на то что вопрос об эффективности нотариального удостоверения результатов общего собрания требует анализа и проверки практикой, одобрения заслуживает уже тот факт, что законодатель отказался от идеи императивного навязывания этого механизма всем обществам, многие из которых в нем не нуждаются.
Второй блок новелл проекта направлен на совершенствование процедуры государственной регистрации юридических лиц с целью искоренения существующих в ней злоупотреблений. Предлагается конкретизировать содержание решения об учреждении подобного общества, предусмотрев обязательность указания в нем индивидуализирующих сведений об учредителях.
При внесении в ЕГРЮЛ сведений о новом руководителе организации предлагается ввести обязательность представления в регистрирующий орган не только заявления, но и документов, подтверждающих правомочность принятия соответствующего решения об избрании (назначении) единоличного исполнительного органа юридического лица.
При этом в проекте есть норма не только о наделении регистрирующего органа полномочиями по проведению формальной правовой экспертизы представляемых документов, но и правом отказать вносить подобные поправки в сведения ЕГРЮЛ, в том числе при несоблюдении требования о нотариальном удостоверении протокола, а также "в случае наличия достоверных сведений о том, что указанные действия не совершались нотариусом, сведения о котором указаны в представленных документах".
Отказать могут также в случае, если указанные в документах сведения о лице, избранном единоличным управляющим общества, "не соответствуют данным, полученным регистрирующим органом из государственных информационных ресурсов".
Нельзя не признать, что существующая система регистрации (фактически - имеющая заявительный характер) нуждается в совершенствовании прежде всего путем наделения ФНС РФ как обязанностью проводить правовую экспертизу представленных документов, так и правом отказывать в регистрации ввиду противоречия закону содержания регистрируемых действий (а не только формы представленных документов). Однако включение в закон возможности отказывать в регистрации по явно оценочным основаниям не наводит порядок в этой сфере, а лишь усугубляет существующий хаос.
С. Муравьев,
корреспондент "эж-ЮРИСТ"
"эж-ЮРИСТ", N 5, февраль 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "эж-ЮРИСТ"
Издание: Российская правовая газета "эж-ЮРИСТ"
Учредитель: ЗАО ИД "Экономическая газета"
Подписные индексы:
41019 - для индивидуальных подписчиков
41020 - для предприятий и организаций
Адрес редакции: 127994, ГСП-4, г. Москва, Бумажный проезд, д. 14
Телефоны редакции: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Телефоны/факс: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Информация о подписке: (095) 152-0330
E-mail: lawyer@ekonomika.ru
Internet: www.akdi.ru