Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15 февраля 2011 г. N 11АП-14768/2010
15 февраля 2011 г. |
Дело N А65-8607/2010 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 08 февраля 2011 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 февраля 2011 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Терентьева Е.А., судей Балакиревой Е.М., Романенко С.Ш.,
при ведении протокола помощником судьи Черновой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 08 февраля 2011 г. в зале N 6 помещения суда апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 15 ноября 2010 года, принятое по делу N А65-8607/2010, судья Горинов А.С.,
по иску Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (ОГРН 1021602866405, ИНН 1653003714), г.Казань,
к Средневолжскому территориальному управлению Федерального агентства по рыболовству (ОГРН 1076316004445, ИНН 6316121764), г.Самара,
и к индивидуальному предпринимателю Давыдову Владимиру Викторовичу (ОГРН 304166810500064, ИНН 163700033311), Республика Татарстан, г.Болгар,
о признании дополнительного соглашения от 01.01.2007 г. к договору пользования рыбопромысловым участком в целях промышленного рыболовства от 16.12.2005 г., заключенного между Средневолжским территориальным управлением Росрыболовства и индивидуальным предпринимателем Давыдовым В.В. недействительным,
в отсутствие сторон,
установил:
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 15 ноября 2010 года отказано в удовлетворении иска Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан к Средневолжскому территориальному управлению Росрыболовства и к индивидуальному предпринимателю Данилову В.В. о признании недействительным дополнительного соглашения от 08.06.2007 г. к договору пользования рыбопромысловым участком в целях промышленного рыболовства от 16.12.2005 г.
Не соглашаясь с принятым Арбитражным судом Республики Татарстан судебным решением, Управление ФАС по РТ обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Республики Татарстан по делу отменить.
В отзыве на апелляционную жалобу Средневолжское территориальное управление Росрыболовства с требованиями истца не согласилось, указав на законность обжалованного судебного акта.
Законность и обоснованность судебного решения, принятого по делу Арбитражным судом Республики Татарстан, проверена Одиннадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с требованиями статей 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с требованиями статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие сторон, которые о месте и времени судебного заседания судом апелляционной инстанции были уведомлены надлежащим образом, явку в суд своих представителей не обеспечили.
Из материалов дела усматриваются следующие обстоятельства:
Управление ФАС по РТ обратилось в суд с иском к Средневолжскому теруправлению Росрыболовства и к ИП Давыдову В.В. о признании недействительным дополнительного соглашения от 01.01.2007 г. к договору пользования рыбопромысловым участков в целях промышленного рыболовства от 16.12.2005 г., заключенного между первым и вторым ответчиками.
Средневолжское территориальное управление Россыболовства с иском УФАС не согласилось.
16.12.2005 г. Средневолжское бассейновое управление по сохранению, воспроиоводству водных биологических ресурсов и организации рыболовства (ФГУ "Средневолжрыба") и ИП Давыдов В.В. (пользователь) заключили договор пользования рыбопромысловым участком в целях промышленного рыболовства, в соответствии с которым пользователю предоставлен для промышленного рыболовства рыбопромысловый участок площадью 650 га, границы: Куйбышевское водохранилище от Старого Затона вниз по течению 0,5 км в направлении Тенишевских островов, от восточной оконечности территории дач (о-ва Лосиные) вниз до н.п. Урняк (до о-вов Метеошишка - Комаровский - "Вертолетный завод") о сроком пользования до 10.06.2007 г.
Дополнительным соглашением от 08.06.2007 г. Средневолжское бассейновое управление по сохранению, воспроиоводству водных биологических ресурсов и организации рыболовства (ФГУ "Средневолжрыба") и ИП Давыдов В.В. (пользователь) заключили дополнительное соглашение к договору от 16.12.2005 г., которым продлили срок действия указанного выше договора до даты подписания договора с победителем конкурса на участок в пределах границ, определенных договором.
Решением Комиссии Татарстанского УФАС России по делу N 02-388/2009 от 29.12.2009 г. Средневолжское территориальное управление Росрыболовства и ИП Давыдов В.В. признаны нарушившими статью 16 ФЗ от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в связи с заключением дополнительного соглашения от 08.06.2007 г. о продлении договора пользования рыбопромысловым участком в целях промышленного рыболовства от 16.12.2005 г.
Однако, решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 28.05.2010 г. и постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.08.2010 г., принятыми по делу N А65-4839/2010 решение Управление ФАС по РТ N 02-388/2009 от 29.12.2009 г. и предписание Управления ФАС по РТ признаны незаконными.
В соответствии с пунктом 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Согласно статье 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Исковые требования истца обоснованы положениями пункта 1 статьи 15 и статьей 16 Федерального закона РФ от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в силу которых федеральным органам исполнительной власти запрещено принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а также запрещают соглашения между федеральными органами исполнительной власти и хозяйствующими субъектами либо осуществление ими согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39 Федерального закона от 20.12.2004 г. N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (редакция от 18.12.2006 г.) по договору пользования рыбопромысловым участком федеральный орган исполнительной власти в области рыболовства обязуется предоставить гражданину или юридическому лицу рыбопромысловый участок для целей, указанных в статье 18 настоящего Федерального закона.
Пунктом 3 статьи 39 закона было предусмотрено, что договор, на основании которого гражданину или юридическому лицу были предоставлены рыбопромысловые участки до вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежит переоформлению без проведения конкурсов на право заключения договора пользования рыбопромысловым участком.
Статьей 41 того же закона предусмотрено, что конкурсы на право заключения договора пользования рыбопромысловым участком организуются и проводятся федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2006 г. N 260-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" и Земельный кодекс Российской Федерации" договор, на основании которого гражданину или юридическому лицу согласно статье 39 Закона о рыболовстве был предоставлен рыбопромысловый участок, подлежит приведению в соответствие с требованиями ст.18 Закона о рыболовстве до 01.01.2008 г.
В соответствии с пунктом 4 статьи 18 Федерального закона от 20.12.2004 г. N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" перечень рыбопромысловых участков, включающий в себя акватории внутренних вод Российской Федерации, утверждается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства. В период заключения дополнительного соглашения к договору от 16.12.2005 г. указанный перечень рыбопромысловых участков на территории Республики Татарстан отсутствовал.
Перечень таких рыбопромысловых участков был утвержден Приказом Министерства сельского хозяйства РТ от 06.03.2008 г. N 113/2-пр.
В связи с этим проведение конкурса на право заключения договоров пользования рыбопромысловыми участками на территории Республики Татарстан не могло быть осуществлено в период заключения дополнительного соглашения от 08.06.2007 г. к договору от 16.12.2005 г., так как отсутствовал предмет конкурса.
Таким образом, в действиях Средневолжского территориального управления РосРыболовства, связанных с заключением дополнительных соглашений к договору, отсутствовали признаки нарушения Закона о защите конкуренции, выразившегося в предоставлении ИП Давыдову В.В. рыбопромыслового участка без проведения конкурса на право заключения договора пользования рыбопромысловым участком.
В последующем, Федеральным законом от 06.12.2007 г. N 133-ФЗ с 01.01.2008 г. внесены изменения в Федеральный закон от 20.12.2004 г. N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", согласно которым, статьи 39-41 признаны утратившими силу и предусмотрено, что порядок подготовки и заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка, форма примерного договора, порядок организации и проведения конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка устанавливаются Правительством Российской Федерации (ст.33.3 Закона).
Постановлением Правительства РФ от 14.04.2008 г. N 264 "О проведении конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления промышленного рыболовства и заключении такого договора" утверждены Правила организации и проведения конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления промышленного рыболовства. В соответствии с пунктом 3 Правил организаторами конкурса на предоставление рыбопромыслового участка для осуществления промышленного рыболовства в отношении водных биологических ресурсов внутренних вод Российской Федерации являются органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Решение о проведении конкурса принимают Федеральное агентство по рыболовству и органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, с апреля 2008 г. полномочия по проведению конкурса и заключению договоров переданы органам государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
Судом первой инстанции дана обоснованная оценка доказательствам, представленным истцом в обоснование утверждения о наличии в действиях ответчиком нарушений антимонопольного законодательства, при этом сделан правильный вывод о том, что в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истцом так и не были представлены надлежащие доказательства, которые в своей совокупности доказывали бы обоснованность иска.
В силу изложенного апелляционная жалоба истца удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 15 ноября 2010 года, принятое по делу N А65-8607/2010, оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.А.Терентьев |
Судьи |
Е.М. Балакирева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-8607/2010
Истец: Управление Федеральной антимонопольной службы, г. Казань
Ответчик: ИП Давыдов Владимир Викторович, г.Болгар, Средневолжское территориальное управление Росрыболовства, г.Самара
Третье лицо: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N12 по Республике Татарстан,г.Чистополь