Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11 марта 2011 г. N 18АП-1082/2011
г. Челябинск |
|
11 марта 2011 г. |
Дело N А47-7641/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 марта 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 марта 2011 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ермолаевой Л.П.,
судей Пивоваровой Л.В., Баканова В.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кожариной К.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Мармур Олега Валерьевича
на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 10.12.2010
по делу N А47-7641/2010 (судья Штырник В.М.),
В заседании приняли участие представители:
администрации Муниципального образования городское поселение город Соль-Илецк - Кудряшова О. В. (доверенность N 01/2011 от 11.01.2011).
Администрация Муниципального образования городское поселение город Соль-Илецк, (далее - Администрация городского поселения, истец) обратилась в Арбитражный суд Оренбургской области с исковым заявлением к Федеральному государственному учреждению "Земельная кадастровая палата по Оренбургской области", г. Оренбург (далее - ФГУ "Кадастровая палата", ответчик1) обществу с ограниченной ответственностью "Альтернатива", (далее ООО "Альтернатива", ответчик2) о признании наличия кадастровой ошибки в сведениях Государственного кадастра недвижимости в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 56:47:0101013:0027 и 56:47: 0101013:0028 и возложении на ФГУ "Кадастровая палата" обязанности аннулировать в Государственном кадастре недвижимости записи о данных земельных участках (с учетом принятых судом в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ уточнений иска).
Определением суда от 17.09.2010 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Администрация МО Соль-Илецкий район, (далее - Администрация района) индивидуальный предприниматель Мармур Олег Валерьевич (далее - ИП Мармур О.В.), индивидуальный предприниматель Беднова Анна Сергеевна (далее - ИП Беднова А.С.),
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 13.12.2010 (резолютивная часть от 10.12.2010) исковые требования удовлетворены. Судом признано наличие кадастровой ошибки в сведениях Государственного кадастра недвижимости, на ФГУ "Кадастровая палата" возложена обязанность по исправлению (аннулировать) в сведениях Государственного кадастра недвижимости записи о земельных участках с кадастровыми номерами 56:47:0101013:0027 и 56:47: 0101013:0028.
В апелляционной жалобе ИП Мармур О.В. просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель ссылается на неправильное применение судом норм материального права и нарушение норм процессуального права. Доводы жалобы сводятся к следующему. Выводы суда о наличии кадастровой ошибки в сведениях Государственного кадастра недвижимости (далее - ГКН) несостоятельны, т.к. доказательств наличия технической либо кадастровой ошибки как воспроизведенной в ГКН ошибки в документе, на основании которого вносились сведения истцом не представлено. Выводы суда о том, что распоряжения администрации г. Соль-Илецка N 294-р и N 296-р на основании которых в ГКН вносились сведения приняты с превышением полномочий администрации и не содержат указаний на вид разрешенного использования, противоречат действующему в момент их принятия законодательству и содержанию данных распоряжений. В распоряжениях содержится ссылка на вид разрешенного использования, а именно - под объектами "летнее кафе" и "бар "Айсберг"". На момент принятия данных документов полномочиями по распоряжению землями, государственная собственность на которые не разграничена, обладали органы местного самоуправления, к которым относится администрация МО городское поселение город Соль-Илецк. Кроме того, истцом не представлено доказательств несоответствия указанных в ГКН сведений о виде разрешенного использования спорных земельных участков фактическому виду их разрешенного использования, установленному в соответствии с нормами действующего законодательства, поскольку правила землепользования и застройки, а, следовательно, и градостроительные регламенты, устанавливающие вид разрешенного использования в г. Соль-Илецке не приняты.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители ФГУ "ЗКП" по Оренбургской области и третьи лица не явились.
С учетом мнения представителя истца и соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие ФГУ "ЗКП" по Оренбургской области и третьих лиц, не явившихся в судебное заседание.
В судебном заседании представитель администрации города с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, не согласился. Полагает решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность оспариваемого судебного акта проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, индивидуальные предприниматели Мармур О.В. и Беднова А.С. являются сособственниками в равных долях по 1/2 доле в праве собственности в отношении двух объектов недвижимости: одноэтажного летнего кафе, площадью 22 кв.м., расположенного по адресу г. Соль-Илецк, ул. Цвиллинга, д.88, и одноэтажного здания бара "Айсберг" общей площадью 570,4 кв.м., расположенного по адресу г. Соль-Илецк, ул. Цвиллинга, д. 123 (л.д. 61-64 т.1).
Решением совета депутатов МО Соль-Илецкий район N 236 от 19.08.2003г. в перечень земельных участков общего пользования, занятых водоемами, пляжами, парками и скверами, расположенными в черте г. Соль-Илецка включен парк "Горняк".
29.05.2003 заместителем главы администрации района, являющегося главой администрации города Соль-Илецк, приняты распоряжения N 294-р и N 296-р об определении площадей земельных участков.
Распоряжением N 294-р определена площадь земельного участка, расположенного на землях поселений по адресу г. Соль-Илецк, ул. Цвиллинга, 88 под объектом - летнее кафе "Горняк" в размере - 331 кв.м. (л.д.23 т.1)
Распоряжением N 296-р определена площадь земельного участка, расположенного на землях поселений по адресу г. Соль-Илецк, ул. Цвиллинга, 123 под объектом - бар "Айсберг" в размере 834 кв.м. (л.д. 24 т.1).
14.09.2005 в соответствии с названными распоряжениями и на основании заявления Лагутина А.В., а так же подготовленных обществом "Альтернатива" документов межевания произведен государственный кадастровый учет двух земельных участков с присвоением номеров:
56:47:0101013:0027 - участку площадью 331 кв.м., категории - земли населенных пунктов, разрешенным использованием для эксплуатации объектов торговли, местоположением: относительно ориентира - здания летнего кафе "Горняк", имеющего почтовый адрес ул. Цвиллинга, д.88 (л.д. 80-84 т.1).
56:47: 0101013:0028 - участку площадью 834 кв.м., категории - земли населенных пунктов, разрешенным использованием для эксплуатации объектов торговли, местоположением: относительно ориентира - здания бара "Айсберг", имеющего почтовый адрес ул. Цвиллинга, д.123 (л.д.102-106 т.1).
21.01.2009 на кадастровый учет поставлен земельный участок 56:47:0101013:594, площадью 64012 кв.м., категории - земельные участки, занятые особо-охраняемыми территориями и объектами, городскими лесами, скверами, парками, с указанием аналогичного фактического (разрешенного) использования, местоположением Оренбургская область, Соль-Илецкий район, г. Соль-Илецк, ул. Володарского, д.113 "П" (л.д.85-94 т.1).
Заключением от 27.07.2009, за подписью директора МУП "Архитектор" подтверждено нахождение здания бара "Горняк" и здания бара "Айсберг" на территории городского парка, расположенного по адресу г. Соль-Илецк, ул. Володарского 113 "П".
01.10.2010 администрацией Соль-Илецкого района принято распоряжение N 95-р об отмене распоряжений администрации города Соль-Илецка от 29.05.2003 N 294-р и N 296-р (л.д.25 т. 1).
Полагая, что сведения о земельных участках N 56:47:0101013:0027 и N 56:47: 0101013:0028 внесены в ГКН без наличия соответствующих документов, выражающих волю правообладателя на формирование таких объектов недвижимости, а так же указывая на то, что наличие в ГКН незаконных записей о видах разрешенного использования участков нарушает права администрации поселения г. Соль-Илецк, поскольку препятствует осуществлять полномочия по утверждению правил землепользования и застройки и установления градостроительных регламентов в части данных земельных участков Администрация поселения обратилась с настоящим иском.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, доводы лиц, участвующих в деле, считает решение подлежащим отмене по следующим основаниям.
В силу п. 4 ч. 2 ст. 60 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно ст. 70 ЗК РФ государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре).
Согласно части 1 ст. 16 Закона о кадастре кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
В силу статьи 7 Закона о кадастре в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости. Кроме вышеуказанного также вносятся дополнительные сведения об объекте недвижимости, а именно - разрешенное использование, если объектом недвижимости является земельный участок.
Статьей 7 ЗК РФ предусмотрено, что как каждый земельный участок должен принадлежать к какой-либо категории земель, при этом отнесение одного и того же земельного участка к различным категориям одновременно не допускается.
Из материалов дела усматривается, что земельные участки 56:47:0101013:0027 и 56:47: 0101013:0028 расположены в границах земельного участка 56:47:0101013:594. При этом, земельный участок 56:47:0101013:594 по целевому назначению отнесен к землям особо-охраняемых территорий с указанием аналогичного вида разрешенного использования, а земельные участки 56:47:0101013:0027 (далее - :0027) и 56:47: 0101013:0028 (далее - :0028) относятся к землям населенных пунктов, разрешенное использование - для эксплуатации объектов торговли.
При этом из материалов дела следует, что кадастровый учет земельного участка 56:47:0101013:594 произведен по истечении более трех лет с момента кадастрового учета спорных земельных участков, учет которых производился в соответствии с нормами Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" в силу чего названные земельные участки согласно п. 1 ст. 45 Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" являются ранее учтенными земельными участками, на которых расположены принадлежащие на праве собственности третьим лицам объекты недвижимости.
Удовлетворяя исковые требования суд пришел к выводу о наличии кадастровой ошибки (как воспроизведенной в государственном кадастре недвижимости ошибки в документе, на основании которой вносились сведения в ГКН), допущенной при постановке на кадастровый учет спорных земельных участков :0027 и :0028. Указанный вывод суда следует признать ошибочным.
В соответствии с п. 1 ст. 28 Закона о кадастре ошибками в государственном кадастре недвижимости являются:
1) техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - техническая ошибка в сведениях);
2) воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях).
Тем самым условием признания в сведениях ГКН кадастровой ошибки является наличие ошибки в документе, на основании которого вносились сведения.
Из материалов дела следует, что к такой ошибке истец относит неправильное указание на вид разрешенного использования земельных участков, в силу отсутствия в распоряжениях администрации поселения N 294-р и N 296-р сведений о разрешенном использовании участков, а так же несостоятельность оценки данных распоряжений как позволяющих совершать юридические действия по формированию земельных участков.
Оценивая данные доводы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" (далее - Закон о земельном кадастре), действовавшем на момент осуществления кадастрового учета спорных земельных участков - государственный кадастровый учет земельных участков проводится по месту их нахождения в обязательном порядке на всей территории Российской Федерации по единой методике.
Для проведения государственного кадастрового учета земельных участков органы государственной власти, органы местного самоуправления, заинтересованные правообладатели земельных участков или уполномоченные правообладателями земельных участков лица подают в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, заявки, правоустанавливающие документы на земельные участки и документы о межевании земельных участков (ч. 2 ст. 19 Закона о земельном кадастре).
Указанные в пункте 2 настоящей статьи документы должны быть надлежащим образом оформлены (ч. 3 ст. 19 Закона о земельном кадастре).
Согласно ч. 4 ст. 19 Закона о земельном кадастре не подлежат приему для проведения государственного кадастрового учета земельных участков документы, имеющие подчистки либо приписки, зачеркнутые слова или иные не оговоренные в них исправления, документы, исполненные карандашом, а также документы с серьезными повреждениями, не позволяющими однозначно истолковать их содержание (ч. 3 ст. 19 Закона о земельном кадастре).
Из материалов дела следует, что для проведения кадастрового учета в уполномоченный орган были представлены документы межевания, в качестве правоустанавливающих документов представлены распоряжения N 294-р и N 296-р.
Из содержания названных распоряжений усматривается, что они приняты в соответствии со статьями 11, 29 Земельного кодекса Российской Федерации, регламентирующими полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений по предоставлению гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а так же усматривается волеизъявление принимающего распоряжение органа на формирование земельных участков конкретной площади, занимаемых объектами недвижимости, по указанным в распоряжениях адресам.
Учитывая, что на момент принятия указанных распоряжений, (а так же на момент осуществления кадастрового учета земельных участков) в силу п. 10 ст. 3 Федерального закона N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" полномочиями по распоряжению землями, государственная собственность на которые не разграничена, обладали, в том числе, органы местного самоуправления городских поселений, а так же учитывая, что распоряжения подписаны уполномоченным должностным лицом администрации Соль-Илецкого района, органом кадастрового учета данные распоряжения обоснованно расценены как документы, являющиеся основанием постановки земельных участков на кадастровый учет.
Изложенное свидетельствует об отсутствии в документах, на основании которых вносились записи в ГКН ошибок относительно волеизъявления и наличия полномочий у принявшего распоряжения N 294-р и N 296-р органа на распоряжение землей.
При указанных обстоятельствах кадастровая ошибка как воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения, в данном случае отсутствует.
Оценивая довод истца о неправильном указании вида разрешенного использования земельных участков, судебная коллегия приходит к следующему.
Действовавший на момент кадастрового учета Закон о земельном кадастре не предусматривал такого основания отказа в осуществлении кадастрового учета как отсутствие в представленных для учета документах сведений о разрешенном использовании земельного участка.
В соответствии с п. 6.2.17 "Порядка ведения государственного реестра земель кадастрового района" утвержденного Приказом Росземкадастра от 15 июня 2001 г. N П/119 (действовал на момент проведения учета) в раздел "Земельные участки" в строку "9" заносится разрешенное использование (назначение) в соответствии с имеющим юридическую силу документом, которым устанавливается данное разрешенное использование. Если разрешенное использование не установлено, в строку записывается цель предоставления, указанная в акте органа власти о предоставлении земельного участка.
В текстах распоряжений N 294-р и N 296-р, указания на вид разрешенного использования образуемых земельных участков, либо цель предоставления их не имеется.
Вместе с тем в соответствии с п. 6.2.18 "Порядка ведения государственного реестра земель кадастрового района" для земельного участка, находящегося в государственной собственности и не закрепленного за конкретными лицами, строка "9" заполняется в случае наличия утвержденных материалов зонирования территорий.
Границы территориальных зон на карте градостроительного зонирования территории муниципального образования устанавливаются в соответствии с правилами землепользования и застройки, порядок принятия которых в силу ст. 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации предполагает обязательное проведение публичных слушаний по проекту таких правил.
Как следует из материалов дела и не отрицается представителем администрации городского поселения, правила землепользования и застройки на территории городского поселения г. Соль-Илецк до настоящего времени не приняты.
Учитывая, что земельные участки :0027 и :0028 на момент их кадастрового учета находились в государственной собственности и не были закреплены за конкретными лицами, материалов зонирования территории городского поселения не имелось, в силу п. 6.2.18 "Порядка ведения государственного реестра земель кадастрового района" строка "9", определяющая вид разрешенного использования не подлежала заполнению.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии в сведениях государственного кадастра недвижимости в отношении спорных земельных участков технической ошибки, допущенной органом кадастрового учета и приведшей к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости о разрешенном использовании спорных земельных участков, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости.
В настоящем случае указанный в ГКН вид разрешенного использования земельных участков не соответствует содержащимся в распоряжениях N 294-р и N 296-р сведениям, в которых указания на вид разрешенного использования отсутствуют, а так же документам зонирования, на основании которых определен вид разрешенного использования земельного участка 56:47:0101013:594, в состав которого входят спорные участки.
Порядок исправления ошибок в государственном кадастре недвижимости определен ст. 28 Закона о кадастре.
В соответствии со ст. 28 Закона о кадастре техническая ошибка в сведениях подлежит исправлению на основании решения органа кадастрового учета в случае обнаружения данным органом такой ошибки или поступления в орган кадастрового учета от любого лица заявления о такой ошибке в форме, установленной органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки. Техническая ошибка в сведениях подлежит исправлению в срок не более чем пять рабочих дней со дня ее обнаружения органом кадастрового учета, поступления в орган кадастрового учета такого заявления или указанного решения суда. Орган кадастрового учета в случае поступления такого заявления обязан проверить содержащуюся в нем информацию и устранить соответствующую техническую ошибку или не позднее рабочего дня, следующего за днем истечения установленного настоящей частью срока, принять решение об отклонении такого заявления с обоснованием причин отклонения, направив данное решение посредством почтового отправления с описью вложения и с уведомлением о вручении обратившемуся с таким заявлением лицу по указанному в заявлении почтовому адресу. Данное решение может быть обжаловано в судебном порядке.
Кадастровая ошибка в сведениях в силу п. 4 ч. 2 ст. 28 Закона о кадастре подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со ст. 22 настоящего Федерального закона), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
В соответствии с ч. 3 ст. 20 Закона о кадастре с заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости, с заявлениями об учете изменений земельных участков, предоставленных на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, - лица, обладающие этими земельными участками на указанном праве.
Изложенные нормы законодательства не предоставляют возможности в порядке исправления кадастровой ошибки аннулировать в ГКН записи (сведения) о ранее учтенных земельных участках.
В силу изложенного вывод суда об удовлетворении заявленных требований об исправлении кадастровой ошибки путем аннулирования в ГКН записи о земельных участках 56:47:0101013:0027 и 56:47:0101013:0028 не основан на нормах Закона о кадастре.
Учитывая, что судом апелляционной инстанции установлен факт наличия технической, а не кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости, требования о признании наличия кадастровой ошибки удовлетворены судом необоснованно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Судебные расходы распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными ст. 110 АПК РФ.
Предпринимателем Мармур О.В. при обращении с апелляционной жалобой обществом была уплачена государственная пошлина в размере 2000 рублей, которая в силу удовлетворения апелляционной жалобы подлежит взысканию с истца.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 10.12.2010 по делу N А47-7641/2010 отменить.
В удовлетворении требований администрации Муниципального образования городское поселение город Соль-Илецк, о признании наличия кадастровой ошибки в сведениях Государственного кадастра недвижимости в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 56:47:0101013:0027 и 56:47: 0101013:0028 и возложении на Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата по Оренбургской области" обязанности аннулировать в Государственном кадастре недвижимости записи о данных земельных участках - отказать.
Взыскать с администрации Муниципального образования городское поселение город Соль-Илецк в пользу индивидуального предпринимателя Мармур Олега Валерьевича расходы по уплате государственной пошлины в размере 2000 рублей за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайтах Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru либо Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по адресу http://rad.arbitr.ru.
Председательствующий судья |
Л.П. Ермолаева |
Судьи |
Л.В. Пивоварова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-7641/2010
Истец: Администрация Муниципального образования городское поселение город Соль-Илецк
Ответчик: ООО "Альтерна", ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Оренбургской области, ФГУ "ЗКП"
Третье лицо: Администрация МО Соль-Илецкий район Оренбургсокй области, Беднова Анна Сергеевна, ИП Мармур О. В., Мармур Олег Валерьевич
Хронология рассмотрения дела:
10.03.2011 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-1082/2011