Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18 января 2011 г. N 18АП-11819/2010
г. Челябинск |
N 18АП-11819/2010 |
18 января 2011 г. |
Дело N А07-11146/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 января 2011 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 января 2011 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Малышева М.Б.,
судей Кузнецова Ю.А., Дмитриевой Н.Н., при ведении протокола секретарем судебного заседания Багдасарян Г.Х.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 31 по Республике Башкортостан
на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 08 октября 2010 года
по делу N А07-11146/2010 (судья Валеев К.В.),
УСТАНОВИЛ
общество с ограниченной ответственностью "Мастер" (далее - заявитель, общество, налогоплательщик, ООО "Мастер") обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействительными решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 31 по Республике Башкортостан (далее - заинтересованное лицо, налоговый орган, Межрайонная инспекция) об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения от 23.12.2009 NN 2872, 2875, 2876 в части доначисления авансовых платежей по земельному налогу в размере 121 897 руб. (требования изложены с учетом уточнений, принятых в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) (далее - АПК РФ) (т. 3, л.д. 43-44).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Республике Башкортостан.
Решением суда первой инстанции от 08.10.2010 заявленные требования удовлетворены.
В части правомерности доначисления налога по земельным участкам с кадастровыми номерами 2:26:161001:266, 2:26:161001:281, 2:26:161001:308, 2:26:161001:309, 2:26:161001:310 заявителем заявлен отказ от заявленных требований, производство по делу в этой части прекращено.
Межрайонная инспекция, не согласившись с решением суда, обратилась в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, просит обжалуемый судебный акт отменить, в удовлетворении заявленных требований налогоплательщику отказать.
В обоснование апелляционной жалобы налоговый орган указывает на то, что налогоплательщик, обладая сведениями о кадастровой стоимости земельных участков, представленных налоговому органу Управлением Роснедвижимости по Республике Башкортостан в соответствии с Порядком обмена сведениями в электронном виде о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения по земельному налогу, утвержденного совместным Приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости и Федеральной налоговой службы от 19.09.2007 N П/0235/М-3-13/529@, неверно рассчитал сумму земельного налога, подлежащую уплате в бюджет.
Налогоплательщик с апелляционной жалобой налогового органа не согласился, выводы, изложенные в решении суда, считает правильными, просит отказать налоговому органу в удовлетворении апелляционной жалобы, ссылается на то, что новые сведения относительно кадастровой стоимости земельных участков были установлены 4, 5 мая 2009, а потому в соответствии с пунктом 14 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) они должны применяться при исчислении налоговой базы по земельному налогу только с 1 января 2010 года.
Третье лицо, участвующее в деле отзыв на апелляционную жалобу налогового органа не представило.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не прибыли.
Полномочия Кузьминой Ю.В., как представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 31 по Республике Башкортостан, не приняты Восемнадцатым арбитражным апелляционным судом по причине того, что представленная доверенность от 31.12.2010 N 14-14/06 в нарушение требований п. 5 ст. 185 Гражданского кодекса Российской Федерации, не содержит оттиска печати Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 31 по Республике Башкортостан.
Подлинная доверенность от 31.12.2010 N 14-14/06 приобщена Восемнадцатым арбитражным апелляционным судом, к материалам дела N А07-11146/2010 Арбитражного суда Республики Башкортостан.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, не находит оснований для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Межрайонной инспекцией в отношении ООО "Мастер" проведена камеральная проверка налоговых расчетов авансовых платежей по земельному налогу за 1, 2, 3 кварталы 2009 года, по результатам которой составлены акты от 23.11.2009 N N 16913, 16915, 17580 (т. 1, л.д. 10-12, 13-15, 16-18) и вынесены решения от 23.12.2009 NN 2872, 2875, 2876 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которым налогоплательщику предложено уплатить суммы авансовых платежей по земельному налогу за 1 квартал 2009 года в размере 171 390 руб., за 2 квартал 2009 года в размере 171 390 руб., за 3 квартал 2009 года в размере 171 390 руб. (т. 1, л.д. 19-23, 24-29, 30-31),
Основанием для доначисления сумм земельного налога явилось неверное исчисление налогоплательщиком кадастровой стоимости спорных земельных участков.
Не согласившись с решениями Межрайонной инспекции по существу, налогоплательщик обжаловал их в административном порядке в вышестоящий налоговый орган.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан от 22.03.2010 N 134/16 жалоба налогоплательщика оставлена без удовлетворения, решения Межрайонной инспекции утверждены.
Воспользовавшись правом на судебную защиту, налогоплательщик обратился в арбитражный суд с заявлением о признании соответствующих решений недействительными в указанной части.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что размер налоговой базы зависит от стоимостной оценки земельного участка (кадастровой стоимости), определенной на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом), и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода. В случае же изменения величины кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода такие изменения учитываются при определении налоговой базы, которая будет применяться для исчисления земельного налога в следующем налоговом периоде.
Выводы суда первой инстанции являются верными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
В соответствии с п. 1 ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации общество является плательщиком налога на землю. ООО "Мастер" на праве собственности принадлежат, в том числе, земельные участки кадастровые номера 2:26:161001:258, 2:26:161001:259, 2:26:161001:260, 2:26:161001:261, 2:26:161001:263, 2:26:161001:264, 2:26:161001:265, 2:26:161001:266, 2:26:161001:267, 2:26:161001:268, 2:26:161001:269, 2:26:161001:270, 2:26:161001:271, 2:26:161001:272, 2:26:161001:273, 2:26:161001:274, 2:26:161001:275, 2:26:161001:276, 2:26:161001:277, 2:26:161001:278, 2:26:161001:279, 2:26:161001:280, 2:26:161001:282, расположенные в с. Акбердино Иглинского района Республики Башкортостан.
На основании ст. 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база для исчисления земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.
Пунктом 2 указанной статьи установлено, что кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В силу пункта 3 данной статьи налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
В соответствии с пунктом 14 статьи 396 Налогового кодекса Российской федерации по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года.
Согласно п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 07.02.2008 N 52 "О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков" сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет.
Как следует из материалов дела, при исчислении авансовых платежей по земельному налогу за 1-3 квартал 2009 года ООО "Мастер" были использованы данные о кадастровой стоимости земельных участков, содержащиеся в кадастровых планах земельных участков по состоянию на 7 августа 2007 года (т. 1 л.д. 128).
Налоговым органом произведено доначисление налога в связи с тем, что, обществом при исчислении авансовых платежей были неверно применены данные о кадастровой стоимости земельных участков.
Так, доначисляя налог Межрайонная инспекция руководствовалась данными о кадастровой стоимости земельных участков, утвержденными Управлением Роснедвижимости по Республике Башкортостан 30.04.2009 и 05.05.2009 (представлены в распоряжение налоговому органу 26.05.2009) в связи с перерасчетом, на основании совместного распоряжения Управления Роснедвижимости по Республике Башкортостан и ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Республике Башкортостан от 03.04.2008 N 021-р/002 "О подготовке Актов определения кадастровой стоимости земельных участков населенных пунктов Республики Башкортостан", кадастровой стоимости земельных участков, образованных в период с момента проведения государственной кадастровой оценки земельных участков населенных пунктов Республики Башкортостан (01 января 2007 года) до начала применения показателей государственной кадастровой оценки земельных участков населенных пунктов (01 января 2008 года), а также по существующим земельным участкам, по которым за указанный период произошли изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка при упорядочения его границ (т. 3, л.д. 12-14, 33-42).
Поскольку в силу вышеуказанных норм налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год, а до сведения налогоплательщиков могла быть доведена только кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года, т.е. в данном конкретном случае по состоянию на 01.01.2009, налогоплательщик не мог руководствоваться данными о кадастровой оценке земель, представленными органами Роснедвижимости 26.05.2009 и исчислить налоговую базу по земельному налогу за 2009 год исходя из кадастровой стоимости земельного участка, утвержденной в текущем налоговом периоде.
Кроме того, следует отметить, что кадастровая стоимость земли является основой для исчисления земельного налога, ее увеличение с одновременным применением увеличенных значений в более ранний период, ухудшает положение налогоплательщика, противоречит принципам налогового законодательства.
Аналогичная правовая позиция отражена в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 N 11279/08, от 21.09.2010 N 4453/10.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы налогового органа не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не установлено.
Учитывая, что налоговые органы освобождены от уплаты госпошлины, оснований для ее взимания с Межрайонной инспекции не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 08 октября 2010 года по делу N А07-11146/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 31 по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу: http://www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья |
М.Б. Малышев |
Судьи |
Ю.А. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-11146/2010
Истец: ООО "Мастер"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N31 по РБ
Третье лицо: Земельная кадастровая палата по РБ