Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25 февраля 2011 г. N 17АП-540/2011
г. Пермь |
|
25 февраля 2011 г. |
Дело N А71-12981/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 февраля 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 февраля 2011 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Осиповой С. П.
судей Риб Л.Х., Грибиниченко О.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Черепановой Ю.С.
при участии:
от заявителя Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Удмуртской Республике (ОГРН 1061840017766, ИНН 1833038191) - не явились;
от заинтересованного лица ООО "Ижевск-Фарм" (ОГРН 1081840005092, ИНН 1834044720) - Кузнецова Е.А. предъявлен паспорт, протокол N 10 от 09.07.2010; Касьянов А.Б., предъявлен паспорт, доверенность от 09.12.2010 N 11;
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда.
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица Общества с ограниченной ответственностью "Ижевск-Фарм"
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 23 декабря 2010 года
по делу N А71-12981/2010, принятое судьей В.Н. Симоновым
по заявлению Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Удмуртской Республике
к ООО "Ижевск-Фарм"
о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Удмуртской Республике (далее заявитель, орган) обратился с заявлением в Арбитражный суд Удмуртской Республики о привлечении к административной ответственности Общества с ограниченной ответственностью "Ижевск-Фарм" (далее - заинтересованное лицо, Общество) по ч.4 ст. 14.1. Кодекса об административных правонарушениях РФ (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в сумме 40 000 руб.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 23 декабря 2010 года заявление территориального органа Росздравнадзора по Удмуртской Республике удовлетворено, общество привлечено к административной ответственности по ч.4 ст. 14.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в сумме 40 000 руб.
Не согласившись с решением суда, Общество с ограниченной ответственностью "Ижевск-Фарм" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявления Росздравнадзора отказать, ссылаясь на несоответствие выводов суда требованиям действующего законодательства, а также наличие неустранимых сомнений.
В обоснование своих требований заявитель жалобы ссылается на то, что арбитражным судом дана неверная трактовка нормам Положения о государственном регулировании цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства (п.п. 16, 20).
Указывает на несоответствие выводов суда о порядке расчета надбавки, ее суммы, цены продажи и максимальной цены реализации нормам Положения ЖНВЛС.
Представители общества в судебном заседании на доводах апелляционной жалобы настаивали.
Заявитель с апелляционной жалобой не согласен по основаниям, указанным в письменном отзыве на апелляционную жалобу. Решение суда считает законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, ссылаясь на доказанность допущенного обществом нарушения, выразившегося в превышении предельной оптовой торговой надбавки на лекарственные средства, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших препаратов.
Заявитель, надлежащим образом уведомленный о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своего представителей не направил, что в порядке п.3 ст.156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 20 октября 2010 года Территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Удмуртской Республике по результатам плановой проверки Общества с ограниченной ответственностью "Ижевск-Фарм" по вопросу соблюдения лицензионных требований и условий при осуществлении фармацевтической деятельности, составлен акт (л.д. 17-30), которым зафиксировано превышение предельной оптовой торговой надбавки на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств.
Указанное нарушение явилось основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч.4 ст.14.1 КоАП РФ и последующего обращения в арбитражный суд.
Из материалов дела следует, что решением внеочередного общего собрания участников Общества с ограниченной ответственностью "Биотэк-Ижевск": Общества с ограниченной ответственностью "Биотэк" и Кузнецовой Е.А., утверждены новое фирменное наименование общества - ООО "Ижевск-Фарм" (л.д.57-60), а также соответствующие изменения в устав общества (л.д. 37-56).
ООО "Ижевск-Фарм" осуществляет фармацевтическую деятельность в сфере оптовой торговли лекарственными средствами через аптечный склад на основании лицензии N ФС-99-02-000994 от 16.10.2009г., выданной Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (л.д.35-36).
В ходе инспекционной проверки были проанализированы договоры ООО "Ижевск-Фарм", как на приобретение у оптового поставщика - ООО "Биотэк", так и на поставку организациям - ООО "Мегапресс", ГУП УР "ЦРА N 10", ГУП УР "Фармация", ООО "Теко Фарм", ГУП УР "Аптека N 159", МУЗ "Глазовская центральная районная больница", ГУЗ "Республиканская клиническая психиатрическая больница" лекарственных препаратов.
При этом, административным органом установлено, что обществом при реализации препаратов указанным выше организациям, допущено превышение предельной оптовой торговой надбавки на лекарственные средства Диферилин 3,75 мг. лиоф д/пр сусп для в/м введения лонг N 1, серия С09619 - на 9,38%; Но-шпа 40 мг. N 100 таб., серия 9V058 на 3,17%; Ацикловир 5% мазь 5 г. N 1, серия 160510 от 34,75% до 38,09%; Атаракс 25 мг. таб. п/о N 25, серия 0000062529 на 3,86%, входящие в перечень жизненно необходимых и важнейших средств, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 30.12.2009г. N 2135-р, предельная оптовая надбавка на которые должна составлять: в ценовой группе свыше 500 руб. не более 9%, свыше 50 руб. до 500 руб. не более 10%; до 50 руб. не более 11%.
При расчете надбавки, по мнению Росздравнадзора, Общество нарушило п.п. "в" п.4 Постановления Правительства РФ от 06.07.2006г. N 416 "Об утверждении Положения о лицензировании фармацевтической деятельности (с изменениями от 19.07.2007г., 07.04.2008г., 18.05.2009г., 08.08.2009г.), п.16 Положения о государственном регулирования цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 09.11.2001г. N 782 "О государственном регулировании цен на лекарственные средства" (действовавшего в спорный период), Постановлением Региональной энергетической комиссии УР от 28.01.2010г. N 1/1/ (л.д. 106-107), Методики определения предельной отпускной цены производителя на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства и Методики определения органами исполнительной власти субъектов РФ предельных оптовых и розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства".
Привлекая Общество с ограниченной ответственностью "Ижевск-Фарм" к административной ответственности по ч.4 ст.14.1 КоАП РФ, суд первой инстанции согласился с приведенными административным органом основаниями.
Оценив представленные суду первой инстанции доказательства, заслушав доводы заявителя апелляционной жалобы, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд оснований для отмены судебного акта и удовлетворения жалобы не находит по следующим мотивам.
В соответствии с п. 47 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", главой 4 Федерального закона от 12.04.2010г. N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию.
Фармацевтическая деятельность это деятельность, осуществляемая организациями оптовой торговли и аптечными учреждениями в сфере обращения лекарственных средств, включающая оптовую и розничную торговлю лекарственными средствами, изготовление лекарственных средств.
Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет, в силу требований ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ, наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Примечанием к указанной норме КоАП РФ установлено, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Порядок лицензирования фармацевтической деятельности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, включающей оптовую, розничную торговлю лекарственными средствами и изготовление лекарственных средств, определен Положением о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2006 г. N 416 (далее Положение).
Пунктом 5 Положения установлено, что осуществление лицензируемой деятельности с грубым нарушением лицензионных требований и условий влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований и условий, предусмотренных подпунктами "а"-"д" пункта 4 Положения.
Подпунктом "в" п. 4 Положения предусмотрено, что лицензионным требованием при осуществлении фармацевтической деятельности является соблюдение лицензиатом, осуществляющим оптовую торговлю лекарственными средствами, требований статьи 29 Федерального закона "О лекарственных средствах", правил оптовой торговли лекарственными средствами и установленных предельных оптовых надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства.
В соответствии с указанным выше Федеральным законом N 61-ФЗ государственное регулирование отношений, возникающих в сфере обращения лекарственных средств, осуществляется, в том числе, путем государственного регулирования цен на лекарственные средства.
В целях государственного регулирования цен на лекарственные средства и эффективного и экономного использования бюджетных средств в соответствии с данным законом и Бюджетным кодексом Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.11.2001г. N 782 "О государственном регулировании цен на лекарственные средства" (действовало в спорный период) утверждено Положение о государственном регулировании цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства (далее - Положение).
Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 09.11.2001г. N 782 предусмотривалось, что цены на лекарственные средства, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, утверждаемый Правительством Российской Федерации, подлежат государственному регулированию.
Согласно п. 2 Положения государственное регулирование цен на лекарственные средства осуществляется, в том числе путем, установления предельных оптовых и предельных розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные средства.
В соответствии с п. 15 Положения (в редакции, действующей в спорный период) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливают предельные оптовые и предельные розничные надбавки к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные средства в соответствии с методикой, утверждаемой Федеральной службой по тарифам.
При этом, сумма оптовых надбавок всех организаций оптовой торговли, участвующих в реализации лекарственного средства на территории субъекта Российской Федерации, не должна превышать соответствующую предельную оптовую надбавку, установленную органом исполнительной власти этого субъекта Российской Федерации (п.16 Положения).
Постановлением Региональной энергетической комиссии Удмуртской Республики от 28.01.2010г. N 1/1 "О предельных оптовых и предельных розничных надбавках на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства" (л.д. 106-107) установлены размеры предельных оптовых и предельных розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные средства.
С учетом установленных размеров предельных оптовых надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные средства, Росздравнадзором установлено, что обществом допущено нарушение таких предельных размеров в отношении ряда лекарственных средств. При этом, судом апелляционной инстанции учитывается то обстоятельство, что ответственность за превышение предельной оптовой торговой надбавки в отношении таких лекарственных средств, как диферилин (правонарушение совершено 20.09.2010г.), ацикловир (правонарушение совершено 08.09.2010г. и 16-17.09.2010г.), срок давности привлечения к административной ответственности на момент рассмотрения дела судом первой инстанции, истек (л.д. 12).
Что касается выявленного Территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Удмуртской Республике нарушения, выразившегося в превышении предельно установленных оптовых торговых надбавок на лекарственные препараты: но-шпа (правонарушение совершено 05.10.2010г.), ацикловир (правонарушение совершено 27.09.2010г., атаракс (правонарушение совершено 06.10.2010г.), то оно подтверждается материалами дела, что свидетельствует о наличии события административного правонарушения.
Как следует из материалов дела, общество приобрело лекарственные средства у одного из участников общества - ООО "Биотэк" по цене ниже зарегистрированной предельной отпускной цены производителя, при этом отпускную цену сформировало путем сложения фактической отпускной цены производителя и оптовой торговой надбавки. Доводы апелляционной жалобы в части неверной формулировки судом 1 инстанции фактического порядка формирования отпускной цены ООО "Ижевск-Фарм" принимаются апелляционным судом, однако отмену судебного акта не влекут по изложенным выше основаниям.
Факт совершения ООО "Ижевск-Фарм" административного правонарушения подтвержден материалами дела, в том числе актом проверки от 20.10.2010г. (л.д.17-22), протоколом об административном правонарушении от 22.10.2010г. N 16/10 (л.д.11-16), иными материалами проверки: договорами, товарными накладными (л.д. 61-92).
Приведенные обществом доводы относительно формирования оптовой цены на ЖНВЛС в соответствии с установленным порядком правомерно не приняты арбитражным судом, как не основанные на указанных выше положениях действующего законодательства.
В силу ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Судом установлено, что ООО "Ижевск-Фарм", осуществляя фармацевтическую деятельность в сфере оптовой торговли лекарственными средствами, имело возможность выполнить условие лицензии, обеспечить соблюдение требований вышеперечисленных нормативно-правовых актов, но им не были надлежащим образом исполнены организационно-распорядительные и административные функции при формировании оптовой цены на ЖНВЛС, не были приняты все зависящие меры для предупреждения правонарушения.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что вина Общества в совершении вмененного административного правонарушения установлена и подтверждена соответствующими доказательствами. Обществом в свою очередь не представлены доказательства принятия всех возможных мер для соблюдения требований закона, а также доказательств объективной невозможности исполнения действующего законодательства.
Процессуальных нарушений при проведении административным органом проверки судом не установлено.
Проверка проведена и протокол об административном правонарушении от 22.10.2010г. N 16/10 составлен в присутствии законного представителя ООО "Ижевск-Фарм" - директора Общества Кузнецовой Е.А.
При изложенных обстоятельствах заявление о привлечении ООО "Ижевск-Фарм" к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ обоснованно удовлетворено судом 1 инстанции.
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ст. 4.1 КоАП РФ).
Судом при определении меры наказания учтено, что правонарушение совершено впервые, ранее к административной ответственности Общество по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ не привлекалось, в связи с чем, наказание назначено в пределах минимального размера санкции - 40 000 руб.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 23 декабря 2010 года по делу N А71-12981/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Ижевск-Фарм" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным ч.4 ст. 288 АПК РФ, в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
С.П. Осипова |
Судьи |
О.Г. Грибиниченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-12981/2010
Истец: Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Удмуртской Республике, Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по УР
Ответчик: ООО "Ижевск-Фарм"