Какие документы необходимы для принятия на баланс нематериального актива (программа для ЭВМ), созданного в порядке выполнения служебного задания работником (имущественные права принадлежат организации-работодателю)?
Как в бухгалтерском, так и в налоговом учете нематериальными активами признаются приобретенные и (или) созданные налогоплательщиком результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности (исключительные права на них), используемые в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг) или для управленческих нужд организации в течение длительного времени (продолжительностью свыше 12 месяцев). Для признания нематериального актива необходимо наличие способности приносить налогоплательщику экономические выгоды (доход), а также наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование самого нематериального актива и (или) исключительного права у налогоплательщика на результаты интеллектуальной деятельности (в том числе патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор уступки (приобретения) патента, товарного знака) (п. 3 ст. 257 НК РФ).
Стоимость нематериальных активов, созданных самой организацией, определяется как сумма фактических расходов на их создание, изготовление (в том числе материальных расходов, расходов на оплату труда, на услуги сторонних организаций, патентные пошлины, связанные с получением патентов, свидетельств) (п. 7 ПБУ 14/2000).
Соответственно необходимы служебное задание работнику в письменной форме (в задании должно быть указано, что имущественные права принадлежат организации-работодателю), отчет работника о выполнении задания с указанием затраченного времени и материалов, расчет расходов на оплату труда и материальных расходов, осуществленных на выполнение данного задания в произвольной форме (унифицированной формы не существует), документы, подтверждающие понесенные затраты, связанные с оформлением патента, свидетельства и т.п. После того как стоимость нематериальных активов будет сформирована на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы", необходимо составить акт ввода их в эксплуатацию в произвольной форме. В бухгалтерском учете на каждый объект ведется карточка учета нематериальных активов (форма НМА-1).
Однако налогоплательщик, получив результаты НИОКР, подлежащих правовой защите, которые предполагается использовать в производстве и (или) реализации товаров (работ, услуг), должен принять решение, будет ли он оформлять исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности или использовать полученные результаты как НИОКР.
Если организация примет решение запатентовать полученные результаты НИОКР и такой патент будет ею получен, то при отражении в бухгалтерском учете расходов, связанных с проведением НИОКР, а также расходов на патентование ей необходимо руководствоваться положением по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" ПБУ 14/2000, утвержденным приказом Минфина России от 16.10.2000 г. N 91н.
Если же в выдаче патента будет отказано, но за организацией сохранится право использования полученных результатов, то организации следует руководствоваться положением по бухгалтерскому учету "Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы" ПБУ 17/02, утвержденным приказом Минфина России от 19.11.02 г. N 115н, а не ПБУ 14/2000.
Ю. Кольцов,
ООО "ЮВК Аудит"
15 марта 2007 г.
"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 11, март 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"
Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"
Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.
Регистрационное свидетельство N 012947
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71