Могут ли представляемые для государственной регистрации изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, рассматриваться регистрирующим органом как непредставленные, если они приняты с нарушением норм законодательства?
В соответствии с Законом N 129-ФЗ государственной регистрацией юридических лиц являются акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о юридических лицах, в том числе при внесении изменений в учредительные документы юридических лиц.
Порядок государственной регистрации изменений, вносимых в сведения о юридическом лице, которые содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ), регламентирован главой VI Закона N 129-ФЗ. Состав документов, представляемых для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, поименован в ст. 17 Закона N 129-ФЗ, согласно п. 1 которой для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется, в частности, подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством РФ.
На основании подпункта "а" п. 1 ст. 17 Закона N 129-ФЗ при представлении заявления в регистрирующий орган заявителем подтверждается следующее:
- вносимые в учредительные документы юридического лица изменения соответствуют требованиям, установленным законодательством Российской Федерации;
- содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении сведения достоверны;
- соблюден установленный законодательством порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица.
Данные нормы содержатся и в разделе 6 Заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица (по форме N Р13001, утвержденной постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439), которым установлены формы и требования к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, соблюдение которых подтверждается подписью заявителя.
Анализ содержащихся в п. 1 ст. 17 Закона N 129-ФЗ норм, рассматриваемых во взаимосвязи с заявительным порядком государственной регистрации, а также с требованиями п. 4 ст. 9 и п. 1 ст. 23 этого Закона (в части отсутствия права истребования регистрирующим органом дополнительных документов и ограниченных основаниях для принятия решения об отказе в государственной регистрации соответственно), свидетельствует об ответственности заявителя в отношении представляемых для государственной регистрации сведений и установленных законом ограничений в отношении действий регистрирующих органов в рамках гражданских правоотношений хозяйствующих субъектов.
При рассмотрении вопросов соответствия законодательству Российской Федерации решений о внесении в учредительные документы юридического лица изменений, принятых его участниками, читателям журнала необходимо также иметь в виду следующее. Принятое общим собранием акционеров с нарушением требований закона решение может быть обжаловано участником юридического лица (акционером) в суде на основании п. 7 ст. 49 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах". В этой связи оценка законности принятия вышеназванных решений устанавливается в судебном порядке. Наряду с этим акт государственного органа, приведший к нарушению гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным исходя из положений ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ).
На основании вышеизложенного реализация заявителем прав и законных интересов, которые могли быть нарушены (ущемлены) при государственной регистрации изменений, внесенных в учредительные документы юридического лица и представленных уполномоченными лицами юридического лица, участником которого является заявитель, возможна в судебном порядке без внесения изменений в действующие нормативные правовые акты Правительства РФ. Изменения же постановления Правительства РФ от 19.06.2002 N 439 в части признания не представленными к государственной регистрации документов, в составе которых содержится решение собрания акционеров, принятое с нарушением законодательства Российской Федерации, не соответствуют положениям п. 1 ст. 23 Закона N 129-ФЗ.
Одновременно с этим читателям журнала следует учитывать, что представление недостоверных сведений для включения их в государственные реестры влечет ответственность, установленную действующим законодательством (ст. 25 Закона N 129-ФЗ, ст. 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). При этом регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае неоднократных либо грубых нарушений нормативных правовых актов государственной регистрации юридических лиц.
М.А. Высоцкий
1 февраля 2007 г.
"Налоговый вестник", N 2, февраль 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ
Издатель ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации N 016790
Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1