Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26 января 2011 г. N 16АП-2915/2010
г. Ессентуки |
Дело А61-1636/2010 |
26 января 2011 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2011 г.
полный текст постановления изготовлен 26 января 2011 г.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Афанасьевой Л.В.,
судей: Цигельникова И.А., Марченко О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Замуруевой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Пригородного отделения Управления Федерального Казначейства по Республике Северная Осетия-Алания на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 06.10.2010 по делу N А61-1636/2010 по заявлению Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Пригородном районе Республики Северная Осетия-Алания о признании незаконными действий Пригородного отделения Управления Федерального казначейства по Республике Северная Осетия-Алания,
при участии в судебном заседании:
от Пригородного отделения Управления федерального казначейства по РСО-Алания: Арчинова В.И. по доверенности N 10 от 20.01.10 г.;
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Пригородном районе РСО-Алания (далее - учреждение, фонд) обратилось в Арбитражный суд РСО-Алания с заявлением о признании незаконными действий Пригородного отделения Управления Федерального казначейства по РСО-Алания (далее - отделение казначейства, заинтересованное лицо), выразившихся в возвращении исполнительных документов -постановлений фонда о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов с муниципальных учреждений, об обязании принять постановления к исполнению.
К участию в деле, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены АМС с. Н. Саниба, АМС с. Гизель, АМС с. Кармадон, АМС с. В. Саниба, МОУ НСШ N 1, МОУ НСШ N 2, МДОУ Д/с N 12, МОУ СОШ N 1 с. Гизель, МОУ СОШ с. Н. Саниба, МОУ ООШ с. Кобан, МОУ Даргавская ООШ, МОУ В. Санибанская ООШ, МОУ СОШ N 2 с. Гизель.
Решением суда от 06 октября 2010 года действие Пригородного отделения Управления Федерального казначейства по РСО-Алания, выразившееся в возврате исполнительных документов Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Пригородному району РСО-Алания без исполнения (письмо от 06.04.2010 N 65), как несоответствующее требованиям Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ и Бюджетного кодекса Российской Федерации признано незаконным. Пригородное отделение Управления Федерального казначейства по РСО-Алания обязали принять для исполнения постановления Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Пригородному району РСО - Алания от 03.04.2008 N 99, от 29.07.2008 N 161, от 29.07.2008 N 162, от 12.09.2008 N 235, от 12.09.2008 N 236, от 08.12.2008 N 310, от 08.12.2008 N 329, от 08.12.2008 N 330 , от 08.12.2008 N 350, от 08.12.2008 N 371, от 08.12.2008 N 372, от 08.12.2008 N 374, от 08.12.2008 N 375, от 08.12.2008 N 376, от 12.03.2009 N 42, от 27.08.2009 N 148, от 27.08.2009 N 156, от 27.08.2009 N 170, от 27.08.2008 N 182, от 27.08.2009 N 204, от 27.08.2009 N 225, от 27.08.2009 N 226, от 27.08.2009 N 229, от 27.08.2009 N 230, от 27.08.2009 N 231, от 23.09.2009 N 285, от 23.09.2009 N 304, от 23.09.2009 N 334.
Не согласившись с принятым решением, Пригородное отделение Управления Федерального казначейства по РСО-Алания обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в удовлетворении требований ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ в Пригородном районе РСО-Алания - отказать, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Заявитель указывает, что в соответствии со ст. 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ осуществляется только на основании судебного акта. В соответствии с последней редакцией Федерального закона от 15.12.2001 N 167 "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" органы ГУ- Пенсионный фонд РФ не в праве осуществлять взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов во внесудебном порядке. Кроме того, учреждением не соблюдены сроки подачи исполнительных документов в отделение УФК по Пригородному району РСО - Алания. Так же учреждение представило в суд первой инстанции копии документов, подтверждающих соблюдение порядка взыскания задолженностей, пеней штрафов, данные копии не были заверены надлежащим образом, несмотря на что были приняты арбитражным судом в качестве доказательств. Несоблюдение вышеуказанного порядка лишает лиц, на которые обращено взыскание возможности обжалования действий Пенсионного Фонда. Кроме того судом первой инстанции были допущены процессуальные нарушения, в материалах дела отсутствуют доказательства надлежащего уведомления МДО детский сад N 12 и МОУ СОШ с. Нижняя Саниба. Так же в материалах дела и в документах приложенных к апелляционной жалобе имеются доказательства подтверждающие факт добровольного исполнения всеми должниками своих обязательств.
Представитель Пригородного отделения Управления федерального казначейства по РСО-Алания Арчинова В.И. в судебном заседании поддержала доводы изложенные в апелляционной жалобе.
Иные участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте проведения судебного разбирательства, своих представителя для участия в судебном заседании не направили, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, выслушав представителя стороны, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 06 октября 2010 года по делу N А61-1636/2010 следует отменить по следующим основаниям:
Из материалов дела усматривается, что учреждением вынесены постановления о взыскании с бюджетных учреждений недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов на сумму не превышающую пятьдесят тысяч рублей:
от 02.08.2007 N 159 о взыскании с АМС с Верхняя Саниба недоимки по страховым взносам, пеней, штрафов в размере 682, 20 руб.
от 03.04.2008 N 95 о взыскании с АМС с Верхняя Саниба недоимку по страховым взносам, пеней, штрафов в размере 156, 87 руб.
от 03.04.2008 N 99 о взыскании с МОУ Средняя общеобразовательная школа N 2 с. Ногир недоимку по страховым взносам, пеней, штрафов в размере 85,80 руб.
от 29.07.2008 N 161 о взыскании с МОУ Ногирская средняя школа N 1 недоимку по страховым взносам, пеней, штрафов в размере 517,21 руб.
от 29.07.2008 N 162 о взыскании с МОУ Средняя общеобразовательная школа N 2 с. Ногир недоимку по страховым взносам, пеней, штрафов в размере 460,73 руб.
от 12.09.2008 N 235 о взыскании с МОУ Ногирская средняя школа N 1 недоимку по страховым взносам, пеней, штрафов в размере 2530,01 руб.
от 12.09.2008 N 236 о взыскании с МОУ средняя общеобразовательная школа N 2 с. Ногир недоимку по страховым взносам, пеней, штрафов в размере 7 049,92 руб.
от 08.12.2008 N 310 о взыскании с АМС Гизельского сельского поселения недоимку по страховым взносам, пеней, штрафов в размере 406,59 руб.
от 08.12.2008 N 329 о взыскании с МОУ Ногирская средняя школа N 1 недоимку по страховым взносам, пеней, штрафов в размере 555,30 руб.
от 08.12.2008 N 330 о взыскании с МОУ Средняя общеобразовательная школа N 1 с. Ногир недоимку по страховым взносам, пеней, штрафов в размере 3982,36 руб.
от 08.12.2008 N 350 о взыскании с МОУ Средняя общеобразовательная школа N 1 с.Гизель недоимку по страховым взносам, пеней, штрафов в размере 348,77 руб.
от 08.12.2008 N 371 о взыскании с МОУ Нижнее-Санибанкская средняя
общеобразовательная школа недоимку по страховым взносам, пеней, штрафов в размере 241,61
руб.
от 08.12.2008 N 372 о взыскании с МОУ Кобанская основная образовательная школа недоимку по страховым взносам, пеней, штрафов в размере 128,97 руб.
от 08.12.2008 N 374 о взыскании с МОУ Даргавская общеобразовательная школа недоимку по страховым взносам, пеней, штрафов в размере 156, 06 руб.
от 08.12.2008 N 375 о взыскании с МОУ Верхнее-Санибанская средняя общеобразовательная школа недоимку по страховым взносам, пеней, штрафов в размере
206,09 руб.
от 08.12.2008 N 376 о взыскании с МОУ Средняя общеобразовательная школа N 2 им. Д. Доева с. Гизель недоимку по страховым взносам, пеней, штрафов в размере 406,97 руб.
от 12.03.2009 N 42 о взыскании с МОУ Средняя общеобразовательная школа N 2 с. Ногир недоимку по страховым взносам, пеней, штрафов в размере 2 172,21 руб.
от 27.08.2009 N 148 о взыскании с АМС Нижне-Санибанского сельского поселения недоимку по страховым взносам, пеней, штрафов в размере 845, 45 руб.
от 27.08.2009 N 156 о взыскании с АМС Гизельского сельского поселения недоимку по страховым взносам, пеней, штрафов в размере 1204,59 руб.
от 27.08.2009 N 170 о взыскании с АМС Кармадонского сельского поселения недоимку по страховым взносам, пеней, штрафов в размере 541,91руб.
от 27.08.2009 N 182 о взыскании с МДОУ Детский сад N 12 с. Ногир недоимку по страховым взносам, пеней, штрафов в размере 6 708,60 руб.
от 27.08.2009 N 204 о взыскании с МОУ Средняя АМС с Верхняя Саниба недоимку по страховым взносам, пеней, штрафов в размере 5 223,23 руб.
от 27.08.2009 N 225 о взыскании с МОУ Средняя общеобразовательная школа с. Нижняя Саниба недоимку по страховым взносам, пеней, штрафов в размере 4 727,39 руб.
от 27.08.2009 N 226 о взыскании с МОУ основная общеобразовательная школа с. Кобан недоимку по страховым взносам, пеней, штрафов в размере 3 153,03 руб.
от 27.08.2009 N 229 о взыскании с МОУ Основная общеобразовательная школа с. Даргавс недоимку по страховым взносам, пеней, штрафов в размере 14 984,94 руб.
от 27.08.2009 N 230 о взыскании с МОУ средняя общеобразовательная школа с. Верхняя Саниба недоимку по страховым взносам, пеней, штрафов в размере 5 136,90 руб.
от 27.08.2009 N 231 о взыскании с МОУ средняя общеобразовательная школа 32 им. Давида Доева с. Гизель недоимку по страховым взносам, пеней, штрафов в размере 9 090,03 руб.
от 23.09.2009 N 285 о взыскании с АМС Гизельского сельского поселения недоимку по страховым взносам, пеней, штрафов в размере 886 руб.
от 23.09.2009 N 304 о взыскании с МОУ Средняя общеобразовательная школа N 1 с. Ногир недоимку по страховым взносам, пеней, штрафов в размере 5 140,99 руб.
от 23.09.2009 N 334 о взыскании с МОУ Средняя общеобразовательная школа N 2 им. Давида Доева с. Гизель недоимку по страховым взносам, пеней, штрафов в размере 16 руб(том N 1 л.д. 12-21).
Указанные постановления приняты Пригородным районным отделом судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по РСО-Алания в период с 02.08.2007 по 25.09.2009.
Судебные приставы-исполнители Пригородного районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по РСО-Алания письмами от 19.02.2010 N N 113 -114 возвратили исполнительные документы в учреждение в связи с тем, что у должников отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание и все принятые меры оказались безрезультатными (том N 1 л.д. 5-6).
Реестром от 02.03.2010 учреждение направило в отделение казначейства указанные постановления (томN 1 л.д. 11).
Письмом от 06.04.2010 N 65 исполнительные документы возвращены Пригородным отделением УФК по РСО-Алания заявителю. Основанием возвращения отделение казначейства указало на статью 239 БК РФ, согласно которой обращение взыскания на средства бюджет возможно только на основании судебного акта в соответствии с главой 24.1 БК РФ.
Не согласившись с действиями отделения УФК РФ по предгорному району РСО- Алания, ГУ- Отделение Пенсионного Фонда РФ обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании действий отделения УФК незаконными.
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности и создают препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Следовательно, действие либо бездействие (ненормативный правовой акт) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, могут быть признаны незаконными (недействительными) только при наличии одновременно двух условий: несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица.
Как следует из материалов дела постановления УПФР приняты в 2008-2009 гг.
Согласно пп.5 и 14 ст. 25.1 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (действовавшему в спорный период) в случае, если страхователь добровольно не уплатил недоимку по страховым взносам, пени и штрафы в размере и срок, которые указаны в требовании об их уплате, соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации принимает решение о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов. Решение о взыскании недоимки обращается к исполнению путем направления соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю.
Согласно п. 3 ст. 25 Закона N 167-ФЗ взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в случае, если размер причитающейся к уплате суммы не превышает в отношении индивидуальных предпринимателей - пять тысяч руб., в отношении юридических лиц -пятьдесят тысяч руб., осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации на основании решения названных органов в порядке, предусмотренном ст. 25.1 данного Закона.
В связи с вышеизложенным, довод апелляционной жалобы о том, что УПФР не обладает полномочиями выносить постановления о взыскании сумм задолженности - отклоняется.
Довод апелляционной жалобы о том, что в соответствии со ст. 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ осуществляется только на основании судебного акта - отклоняется, так как в соответствии с разъяснениями, данными в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.05.2007 N 31 "О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение", установленная ст. 25 Закона N 167-ФЗ внесудебная процедура взыскания недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, пеням и штрафам (если в отношении юридических лиц размер причитающейся к уплате суммы не превышает пятидесяти тысяч руб.) подлежит применению ко всем юридическим лицам независимо от их организационно-правовой формы собственности. Названный Закон не содержит исключения в отношении бюджетных учреждений и не устанавливает правила о судебном порядке взыскания указанной задолженности.
Согласно статье 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации иммунитет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации представляет собой правовой режим, при котором обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта, за исключением случаев, установленных статьями 93.3, 93.4, 142.2, 142.3, 166.1, 218 и 242 настоящего Кодекса. Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, установленных настоящим Кодексом. Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 3 статьей 242.1 главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации основанием для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение, является: непредставление какого-либо документа, указанного в пункте 2 настоящей статьи; несоответствие документов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, требованиям, установленным Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве"; нарушение установленного законодательством Российской Федерации срока предъявления исполнительного документа к исполнению; представление взыскателем заявления об отзыве исполнительного документа.
При проверке довода апелляционной жалобы о пропуске срока представления документов к исполнению установлено:
В соответствии с пунктом 14 статьи 25.1. решение о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов обращается к исполнению путем направления в течении пяти дней со дня вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве"(в редакции от 19.07.2007; с 07.01.2010 данная норма утратила силу), следовательно постановление Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Пригородном районе Республики Северная Осетия-Алания принятые в 2008-2009 гг. должны быть направлены на исполнение в пятидневный срок.
В настоящее время действует Федеральный закон N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования" в соответствии с пунктом 2 статьи 20 которого Решение о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя принимается руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов в форме соответствующего постановления, которое направляется судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
В соответствии с частью 6 статьи 21 Федерального закона "Об исполнительном производстве" на предъявление к исполнению акта органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с должника предусмотрен шестимесячный срок.
Таким образом, довод апелляционной жалобы о том, что учреждением не соблюдены сроки подачи исполнительных документов в отделение УФК по Пригородному району РСО подтвердился.
Суд первой инстанции при рассмотрении дела пришел к выводу о том, что шестимесячный срок предъявления исполнительных документов взыскателем не нарушен, так как в случае возвращения исполнительного документа взыскателю в связи с невозможностью его исполнения срок предъявления исполнительного документа к исполнению исчисляется со дня возвращения исполнительного документа взыскателю (часть 3 статьи 22 Закона об исполнительном производстве).
Между тем, судом не учтено следующее. Согласно разъяснениям, данным в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.05.2007 N 31 "О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение", установленная ст. 25 Закона N 167-ФЗ внесудебная процедура взыскания недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, пеням и штрафам (если в отношении юридических лиц размер причитающейся к уплате суммы не превышает пятидесяти тысяч руб.) подлежит применению ко всем юридическим лицам независимо от их организационно-правовой формы собственности. Названный Закон не содержит исключения в отношении бюджетных учреждений и не устанавливает правила о судебном порядке взыскания указанной задолженности.
Кроме того в материалах дела отсутствуют требования УПФР к УФК о восстановлении пропущенного срока.
Таким образом, Управление Пенсионного фонда должно было сразу представить документы на исполнение в УФК, а в случае нарушения установленного срока обратится с заявлением об его восстановлении.
Так же следует принять во внимание, что УФК в настоящее время погашены все задолженности, о чем свидетельствует письмо УПФР от 01.11.2010 N 1165.
С учетом приведенных обстоятельств оснований для признания действий ответчика незаконными не имеется.
Довод апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции были допущены процессуальные нарушения, в материалах дела отсутствуют доказательства надлежащего уведомления МДО детский сад N 12 и МОУ СОШ с. Нижняя Саниба- отклоняется, так как от данных учреждений поступили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствии.
Доводы апелляционной жалобы не нашли подтверждения.
Нормы процессуального права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебных актов (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), из материалов дела не усматривается.
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу, что судом первой инстанции не установлены все фактические обстоятельства по делу, вынесено не законное и не обоснованное решение, и поэтому у арбитражного апелляционного суда имеются основания для отмены решения Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 06 ноября 2010 года по делу N А61-1636/2010.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 270,271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 06 ноября 2010 года по делу N А61-1636/2010 отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
В удовлетворении требований Управления Пенсионного фонда РФ в Пригородном районе Республики Северная Осетия-Алания о признании незаконными действий Пригородного отделения Управления Федерального казначейства по Республике Северная Осетия-Алания - отказать.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Л.В. Афанасьева |
Судьи |
И.А.Цигельников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А61-1636/2010
Истец: ГУ-УПФР по Пригородному району
Ответчик: Пригородное отделение УФК по РСО-А
Третье лицо: АМС с. В. Саниба, АМС с. Гизель, АМС с. Кармадон, АМС с. Н. Саниба, МДОУ д/с N12, МОУ в. Санибанская ООШ, МОУ Даргавская ООШ, МОУ НСШ N1, МОУ НСШ N2, МОУ ООШ с. Кобан, МОУ СОШ N1 с. Гизель, МОУ СОШ N2 с. Гизель, МОУ СОШ с. Н. Саниба