Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 3 марта 2011 г. N 11АП-14420/2010
г. Самара |
|
03 марта 2011 г. |
Дело N А49-6097/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 марта 2011 года.
В полном объеме постановление изготовлено 03 марта 2011 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семушкина В.С.,
cудей Кувшинова В.Е., Драгоценновой И.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Журавлевой Е.Ю.,
с участием в судебном заседании:
представителя ООО "шаттдекор" Мошникова Е.В. (доверенность от 20.08.2010),
представителя Ульяновской таможни Петрушевой О.А (доверенность от 01.10.2010 N 01-08-06/08325),
рассмотрев в открытом судебном заседании 02.03.2011 в помещении суда апелляционную жалобу ООО "шаттдекор"
на решение Арбитражного суда Пензенской области от 15.11.2010
по делу N А49-6097/2010 (судья Петрова Н.Н.),
принятое по заявлению ООО "шаттдекор", г.Шатура Московской области,
к Ульяновской таможне, г. Ульяновск,
об оспаривании ненормативных актов,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "шаттдекор" (далее - ООО "шаттдекор", общество) обратилось в Арбитражный Пензенской области с заявлением (с учетом принятого судом уточнения предмета исковых требований) к Пензенской таможне о признании недействительными ее решения от 03.06.2010 N 007 об обращении взыскания на суммы авансовых платежей в части взыскания таможенной пошлины в размере 75021,97 руб., налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в размере 77758,12 руб., требования от 03.06.2010 N 74 об уплате таможенных платежей в части таможенной пошлины в размере 107776,93 руб., НДС в размере 267063,06 руб., пени в размере 73450,95 коп. и решения от 13.07.2010 N 5 о взыскании денежных средств бесспорном порядке в части таможенной пошлины в размере 107776,93 руб., НДС в размере 267063,06 руб., пени в размере 77324,29 руб.
В связи с реорганизацией Пензенской таможни в виде присоединения ее к Ульяновской таможне Арбитражный суд Пензенской области произвел замену Пензенской таможни на его правопреемника - Ульяновскую таможню (далее - таможенный орган).
Решением от 15.11.2010 по делу N А49-6097/2010 Арбитражный суд Пензенской области отказал обществу в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе ООО "Шаттдекор" просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт. Общество считает, что решение суда первой инстанции является незаконным и необоснованным.
Таможенный орган в отзыве апелляционную жалобу отклонил, считая, что обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным.
В судебном заседании представитель общества поддержал апелляционную жалобу по указанным в ней основаниям, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Представитель таможенного органа апелляционную жалобу отклонила по основаниям, приведенным в отзыве.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, отзыве и в выступлении представителей сторон в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, по результатам проверки ООО "шаттдекор" по вопросу соблюдения порядка пользования и распоряжения условно выпущенными товарами, в отношении которых предоставлены льготы по уплате таможенной пошлины и НДС при ввозе оборудования в качестве вклада в уставный (складочный капитал) предприятия с иностранными инвестициями таможенный орган установил, что общество, не имея права распоряжаться условно выпущенными товарами, произвело их списание с последующей их реализацией как металлолома, не оплатив таможенные платежи. Указанный факт зафиксирован в акте проверки от 31.05.2010 N 10410000/400/310510/А0022 (т. 1, л.д. 22-28).
По результатам проверки обществу были начислены таможенные платежи, в том числе таможенная пошлина в размере 218520,90 руб., НДС в размере 351965,58 руб., а также пени (акт от 02.06.2010 N 10410000/020610/0000015 - т. 3, л.д. 54).
Решением о зачете денежных средств в счет погашения задолженности по уплате таможенных платежей от 03.06.2010 N 007 таможенный орган произвел зачет авансовых платежей, внесенных на его счет платежными поручениями от 27.07.2009 N 582 и 29.09.2009 N 755, в счет погашения задолженности по уплате таможенной пошлины в размере 110743,97 руб. и НДС в размере 84902,52 руб. (т. 2, л.д. 49).
По окончании срока для добровольного исполнения требования об уплате таможенных платежей от 03.06.2010 N 74 (т. 1, л.д. 18-19) таможенный орган принял решение от 13.07.2010 N 5 о взыскании денежных средств с банковских счетов общества в бесспорном порядке (т. 1, л.д. 20).
Суд первой инстанции обоснованно отказал обществу в удовлетворении заявленных требований.
Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 150 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в момент ввоза оборудования на территорию Российской Федерации) не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на таможенную территорию технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, ввозимых в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы организаций.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.07.1996 N 883 "О льготах по уплате ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставный (складочный) капитал предприятий с иностранными инвестициями" ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации в качестве вклада иностранного учредителя в уставный (складочный) капитал, освобождаются от обложения таможенными пошлинами при условии, что товары: не являются подакцизными; относятся к основным производственным фондам; ввозятся в сроки, установленные учредительными документами для формирования уставного (складочного) капитала.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ в редакции, действовавшей в указанном периоде) никто не вправе пользоваться и распоряжаться товарами и транспортными средствами до их выпуска иначе как в порядке и на условиях, которые предусмотрены ТК РФ.
После выпуска товаров и транспортных средств пользование и распоряжение ими осуществляются в соответствии с заявленным таможенным режимом (пункт 2 статьи 15 ТК РФ).
В силу статьи 156 ТК РФ ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации влечет за собой обязанность лиц поместить товары под один из таможенных режимов, предусмотренных ТК РФ, и соблюдать этот таможенный режим. Лицо вправе в любое время выбрать любой таможенный режим или изменить его на другой в соответствии с ТК РФ.
Статья 151 ТК РФ устанавливает ограничения по пользованию условно выпущенными товарами, обусловленные содержанием и требованиями некоторых таможенных режимов, предоставлением льгот по уплате таможенных пошлин, налогов и выпуском товаров без представления документов и сведений, подтверждающих соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также при предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов либо если суммы таможенных пошлин, налогов не поступили на счета таможенных органов.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 151 ТК РФ предусмотрено, что если льготы по уплате таможенных пошлин, налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации сопряжены с ограничением по использованию и распоряжению товарами, товары подлежат условному выпуску.
Условно выпущенные товары, в отношении которых предоставлены льготы по уплате таможенных пошлин, налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации, могут использоваться только в целях, соответствующих условиям предоставления льгот (пункт 2 статьи 151 ТК РФ).
В силу пункта 3 статьи 151 ТК РФ условно выпущенные товары имеют статус иностранных товаров.
Согласно пункту 1 статьи 360 ТК РФ товары и транспортные средства, ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации, считаются находящимися под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы при их прибытии на таможенную территорию Российской Федерации и до момента: выпуска для свободного обращения; уничтожения; отказа в пользу государства; обращения товаров в федеральную собственность либо распоряжения ими иным способом в соответствии с главой 41 ТК РФ; фактического вывоза товаров и транспортных средств с таможенной территории Российской Федерации.
Таким образом, пользование и распоряжение ввезенными товарами и транспортными средствами, находящимися под таможенным контролем, допускаются только в порядке и на условиях, которые определены ТК РФ.
С учетом изложенного довод ООО "шаттдекор" о том, что товары, находящиеся под таможенным контролем, могут быть по его усмотрению реализованы, переданы на утилизацию и т.п., является безосновательным.
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.07.1996 N 883 "О льготах по уплате ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставный (складочный) капитал предприятий с иностранными инвестициями" установлено, что в случае реализации товаров, предусмотренных в пункте 1 данного Постановления, причитающиеся к уплате на дату условного выпуска таможенные пошлины уплачиваются в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 327 ТК РФ при использовании условно выпущенных товаров в иных целях, чем те, в связи с которыми было предоставлено полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, применяются ставки таможенных пошлин, налогов, действующие на день принятия таможенной декларации таможенным органом. Таможенная стоимость товаров, их количество либо иные характеристики, используемые для целей исчисления таможенных пошлин, налогов, определяются на день применения ставок таможенных пошлин, налогов.
Факт ввоза спорного товара в качестве вклада в уставный капитал организации, а также отнесения его к основным средствам общество не оспаривает. Спора относительно размера начисленных таможенных платежей и пеней также не имеется.
Ссылку общества на судебные акты по другим делам суд первой инстанции обоснованно отклонил, поскольку эти судебные акты были приняты в отношении иной совокупности конкретных обстоятельств, установленных по спорам между иными лицами. В частности, из судебных актов, на которые сослалось общество, видно, что основанием для освобождения от уплаты таможенных платежей послужило отсутствие каких-либо операций по отчуждению условно выпущенных товаров. Между тем в рассматриваемом случае товары выбыли из-под таможенного контроля в результате возмездной сделки по их отчуждению.
Последствия несоблюдения условий использования товара, в отношении которого предоставлено освобождение от уплаты таможенных платежей, предусмотрены таможенным законодательством и состоят в прекращении действия указанного освобождения и возложении на соответствующих лиц обязанности по уплате таможенных платежей.
Из вышеприведенных правовых норм следует, что завершение таможенного контроля в отношении товаров, выпущенных условно, возможно только после уплаты условно начисленных таможенных платежей, налогов (то есть после выпуска товаров в свободное обращение) либо их помещения под иные таможенные режимы (в том числе под режим уничтожения).
При этом, согласно статье 247 ТК РФ, в отношении отходов, образовавшихся в результате уничтожения иностранных товаров, подлежат уплате таможенные пошлины, налоги, как если бы указанные отходы были ввезены на таможенную территорию Российской Федерации в этом состоянии, за исключением случаев, когда указанные отходы вывезены с таможенной территории Российской Федерации или переработаны в состояние, непригодное для их дальнейшего коммерческого использования на таможенной территории Российской Федерации, и не могут быть восстановлены в первоначальном состоянии экономически выгодным способом. Отходы, в отношении которых подлежат уплате таможенные пошлины, налоги, подлежат декларированию. Для целей взимания таможенных пошлин, налогов отходы рассматриваются как товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации.
Довод общества о реализации не условно выпущенного товара, а его металлолома, то есть об уничтожении товара и прекращении обязанности по уплате таможенных платежей, суд первой инстанции правомерно отклонил.
ООО "шаттдекор", не имея права распоряжаться условно выпущенными товарами, произвело их списание, а затем реализовало как металлолом, не оплатив таможенные платежи, и получило при этом прибыль, что подтверждается документами (накладные на отпуск материалов на сторону, приемо-сдаточные акты), свидетельствующими о переходе права собственности на металлолом к ОАО "Проммаш" на возмездной основе.
Материалами дела подтверждается вывод суда первой инстанции о том, что списание условно выпущенного товара со ссылкой на непригодность его к дальнейшей эксплуатации произведено без ведома таможенного органа. ООО "шаттдекор" не обращалось в таможенный орган в целях изменения таможенного режима условно выпущенного товара на режим "уничтожение".
В рассматриваемом случае списание основных средств и дальнейшая их реализация под иным наименованием свидетельствует о выбытии с баланса организации этих товаров как основных средств. Данные обстоятельства свидетельствуют о нарушении целевого использования условно выпущенных товаров.
ТК РФ, действовавший в указанный период, не содержал положений о прекращении обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, выпущенных условно в связи с предоставлением льгот или по истечении какого-либо срока (в том числе срока амортизации товара).
В связи с этим доводы ООО "шаттдекор" о сроках амортизации товаров, об отсутствии необходимости и возможности их дальнейшего использования не могут быть приняты во внимание как не имеющие значения для разрешения спора.
При указанных обстоятельствах и на основании приведенных правовых норм суд первой инстанции сделал правильный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных обществом требований.
Доводы, приведенные обществом в апелляционной жалобе, не основаны на законе, не опровергают обстоятельства, установленные судом первой инстанции, и поэтому не могут быть приняты во внимание.
Согласно пункту 15 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.05.2005 N 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" (в редакции от 11.05.2010) при обжаловании в апелляционном порядке судебных актов по делам об оспаривании решений и действий (бездействия) государственных органов государственная пошлина для юридических лиц составляет 1000 руб.
В связи с изложенным и на основании статей 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции возвращает обществу из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1000 руб., излишне уплаченную платежным поручением от 13.12.2010 N 2377 при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пензенской области от 15 ноября 2010 года по делу N А49-6097/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "шаттдекор" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в сумме 1000 (одна тысяча) руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
В.С. Семушкин |
Судьи |
В.Е. Кувшинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А49-6097/2010
Истец: ООО "Шаттдекор"
Ответчик: Ульяновская таможня, Федеральная таможенная служба Пензенская таможня