г. Саратов |
Дело N А12-17933/2010 |
14 января 2011 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 11 января 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 января 2011 года
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Александровой Л.Б.,
судей Борисовой Т.С., Веряскиной С.Г.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Потехиной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу межрайонной ИФНС России N 11 по Волгоградской области (г. Волгоград)
на решение арбитражного суда Волгоградской области от 27 октября 2010 г. по делу N А12-17933/2010 (судья Любимцева Ю.П.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ломбард Царицын" (г. Волгоград)
к межрайонной ИФНС России N 11 по Волгоградской области (г. Волгоград)
об оспаривании бездействия налогового органа
УСТАНОВИЛ
ООО "Ломбард Царицын" обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании решения межрайонной ИФНС России N 11 по Волгоградской области об оспаривании бездействия межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Волгоградской области, выразившееся в невыдаче уведомления о постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения - филиала в г. Волгограде, ул. 64-ой Армии, 61 и обязании инспекции в течение 5 дней после вступления решения суда в законную силу выдать уведомление о постановке на налоговый учет филиала ООО "Ломбард Царицын" в г. Волгограде.
Решением арбитражного суда Волгоградской области от 27 октября 2010 г. з аявление общества с ограниченной ответственностью "Ломбард Царицын" удовлетворено. Суд признал незаконным бездействие межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Волгоградской области, выразившееся в невыдаче уведомления о постановке на учет по месту нахождения обособленного подразделения - филиала в городе Волгограде, ул. 64-й Армии, 61 и обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 11 по Волгоградской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем выдачи в пятидневный срок с момента вступления решения в законную силу ответствующее уведомление.
С межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Волгоградской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Ломбард Царицын" взысканы судебные расходы по государственной пошлине в сумме 2000 руб.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 11 по Волгоградской области, не согласившись с решением суда первой инстанции, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит принятое по делу решение отменить и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленного требования по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Общество отзыв на апелляционную жалобу не представило.
В судебное заседание не явились лица, участвующие в деле. Межрайонная ИФНС России N 11 по Волгоградской области и ООО "Ломбард Царицын" о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о чем в материалах дела имеются уведомления о вручении почтовых отправлений NN 80755, 80756, 80757. Почтовые отправление вручены инспекции 10 декабря 2010 г., обществу - 13 и 14 декабря 2010 г. Информация на сайте размещена 08 декабря 2010 г. При таких обстоятельствах указанные лица имели реальную возможность обеспечить явку своих представителей в судебное заседание либо известить суд о причинах неявки.
В соответствии с п. 3 ст. 156 АПК РФ суд рассматривает дела в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела.
Дело в апелляционной инстанции рассматривается с соблюдением требований статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В соответствии с частью 1 статьи 268 АПК РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, ООО "Ломбард Царицын" является юридическим лицом, поставлено на налоговый учет. 06 августа 1999 г. общество было поставлено на налоговый учет по месту нахождения обособленного подразделения - филиала в г. Волгограде по адресу: г. Волгоград, ул. 64-й Армии, 59 (библиотека N 21 ЦСГБ).
06 августа 2010 г. ООО "Ломбард Царицын" письмом N 38 уведомило налоговый орган об изменении адреса местонахождения филиала, в связи с чем просило выдать уведомление о постановке на учет ООО "Ломбард Царицын" по месту нахождения филиала: 400059, г. Волгоград, Кировский район, ул. 64-й Армии, 61.
Полагая, что Налоговый кодекс, а также принятые в соответствии с ним подзаконные нормативные акты, не содержат процедуры выдачи уведомления о постановке на налоговый учет организации по месту нахождения обособленного подразделения в связи с изменением места нахождения обособленного подразделения., инспекция отказал в выдаче соответствующего уведомления, предложив обществу письменно сообщить в налоговый орган по месту нахождения организации о создании обособленного подразделения, а также о прекращении деятельности организации через обособленное подразделение (закрытии обособленного подразделения) - в течение одного месяца со дня создании (закрытия) обособленного подразделения (пункт 3 статьи 23 НК РФ); представить заявление о снятии с учета российской организации в налоговом органе по месту нахождения ее обособленного подразделения на территории РФ в налоговый орган, в котором организация состояла на учете по месту нахождения обособленного подразделения (пункт 5 статьи 84 НК РФ); представить заявление о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту нахождения ее обособленного подразделения на территории РФ в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения налоговый орган по месту нахождения этого обособленного подразделения, если организация не состоит на учете по основаниям, предусмотренным НК РФ, в налоговых органах на территории муниципального образования, в котором создано обособленное подразделение (пункт 4 статьи 83 НК РФ).
Не согласившись с бездействием налогового органа, выразившимся в невыдаче уведомления о постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения - филиала в г. Волгограде, ул. 64-ой Армии, 61, полагая, что указанное бездействие нарушает права и законные интересы хозяйствующего субъекта, ООО "Ломбард Царицын" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные ООО "Ломбард Царицын" требование, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что налогоплательщиком соблюдены нормы законодательства о налогах и сборах, а право на изменение местонахождения обособленного подразделения и постановка его на налоговый учет по новому местонахождению подтверждается представленными в суд доказательствами.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции соответствующими фактическим обстоятельствам дела, нормам материального права, законодательству о налогах и сборах.
Дело арбитражным судом рассмотрено по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а также нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Согласно пункту 2 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации вправе обратиться арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно положениям статьи 137 Налогового кодекса Российской Федерации каждый налогоплательщик или налоговый агент имеют право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению налогоплательщика или налогового агента, такие акты, действия или бездействие нарушают их права.
Статьями 137 и 138 Налогового кодекса Российской Федерации установлено право налогоплательщика обжаловать в суд акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению налогоплательщика, такие акты, действия или бездействие нарушают его права.
В соответствии с п. 1 ст. 83 НК РФ (в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 г. N 154-ФЗ, от 23.12.2003 г. N 185-ФЗ, от 27.07.2006 г. N 137-ФЗ) в целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом.
Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, обязана встать на учет в налоговом органе по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения, если эта организация не состоит на учете в налоговом органе по месту нахождения этого обособленного подразделения по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом.
Согласно п. 4 ст. 83 НК РФ при осуществлении организацией деятельности в Российской Федерации через обособленное подразделение заявление о постановке на учет такой организации подается в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения в налоговый орган по месту нахождения этого обособленного подразделения, если указанная организация не состоит на учете по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, в налоговых органах на территории муниципального образования, в котором создано это обособленное подразделение.
В иных случаях постановка на учет организации в налоговых органах по месту нахождения ее обособленных подразделений осуществляется налоговыми органами на основании сообщений в письменной форме, представляемых этой организацией в соответствии с пунктом 2 статьи 23 настоящего Кодекса.
Обязанность налоговых органов на основе имеющихся данных и сведений о налогоплательщиках поставить налогоплательщика на учет предусмотрена п. 10 ст. 83 НК РФ.
Таким образом, обязанность налогового органа по постановке на налоговый учет обособленного подразделения юридического лица корреспондируются с обязанностью налогоплательщика, предусмотренной пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ, согласно которому налогоплательщики - организации помимо обязанностей, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, обязаны письменно сообщать в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации, - в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения или прекращения деятельности организации через обособленное подразделение (закрытия обособленного подразделения). Указанное сообщение представляется в налоговый орган по месту нахождения организации.
Суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и указал на то, что п. 2 ст. 11 НК РФ раскрыто понятие обособленного подразделения организации - любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца. Местом нахождения обособленного подразделения российской организации согласно статье 11 НК РФ является место осуществления этой организацией деятельности через свое обособленное подразделение.
Налоговый орган не оспаривает факт осуществления обществом с 1999 года деятельности через обособленное подразделение - филиал в г. Волгограде. Инспекцией не оспаривается и факт постановки филиала на налоговый учет 06 августа 1999 г. по месту его нахождения - по адресу: г. Волгоград, ул. 64-й Армии, 59 (библиотека N 21 ЦСГБ).
Пунктом 1 статьи 84 НК РФ определено, что постановка на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения осуществляется на основании заявления. При подаче заявления о постановке на учет организации о месту нахождения ее обособленного подразделения организация одновременно с заявлением о постановке на учет представляет в одном экземпляре копии заверенных в установленном порядке свидетельства о постановке на учет в налоговом органе организации по месту ее нахождения, документов, подтверждающих создание обособленного подразделения.
Согласно п. 4 ст. 84 НК РФ если налогоплательщик изменил местонахождение, то необходимо провести процедуру снятия его с учета и постановку на учет, по новому местонахождению в течение 5 дней.
Фактические обстоятельства дела свидетельствуют о том, что подача заявления в межрайонную ИФН России N 11 по Волгоградской области о постановке на налоговый учет филиала общества связана с изменением адреса обособленного подразделения в связи с истечением договора аренды помещений. Доказательств обратного налоговым органом суду не представлено.
Как установил суд, изменение местонахождения обособленного подразделения произошло в пределах одного территориального образования - Кировский район г. Волгограда, прежнее местонахождение филиала и новое находятся пределах компетенции одного налогового органа.
Предложение инспекции осуществить ликвидацию филиала и создание нового филиала нормы при смене адреса размещения нормы гражданского законодательства не предусматривают. Налоговый кодекс РФ также не предусматривает необходимость ликвидации организаций, в том числе её обособленных подразделений в случае изменения их места нахождении.
Суд сделал правильные выводы о том, что отсутствие в налоговом законодательстве норм, регулирующих процедуру снятия и постановки на налоговый учет обособленных подразделений в связи с изменением их места нахождения, не позволяет налоговому органу, препятствовать смене адреса обособленного подразделения, изменению места его нахождения, а, соответственно, уклоняться от учета налогоплательщиков, в том числе по месту нахождения их обособленных подразделений.
Поскольку в данном случае обособленное подразделение ООО "Ломбард Царицын" не создавалось, решение о прекращении деятельности своего подразделения ООО "Ломбард Царицын" не принимало, соответственно, налоговый орган располагал всеми документами, необходимыми для постановки на учет и выдачи соответствующего уведомления, что соответствует п. 4 ст. 83 НК РФ, в соответствии с которой следует, что в иных случаях постановка на учет организации в налоговых органах по месту нахождения ее обособленных подразделений осуществляется налоговыми органами на основании сообщений в письменной форме, представляемых этой организацией в соответствии с пунктом 2 статьи 23 настоящего Кодекса.
На основании вышеизложенного довод заявителя апелляционной жалобы о том, что у налогового органа имелись основания для отказа в постановке на налоговый учет обособленного подразделения по новому месту нахождения не соответствует фактическим обстоятельствам дела и нормам материального права.
Доводам, изложенным в апелляционной жалобе, судом первой инстанции дана полная и объективная оценка в соответствии с положениями ст. 71 АПК РФ, что нашло отражение в обжалуемом судебном акте. Нарушений норм материального и процессуального права при принятии решения судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены состоявшегося по делу решения суда не имеется.
Апелляционная жалоба инспекции подлежит оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ
Решение арбитражного суда Волгоградской области от 27 октября 2010 года по делу N А12-17933/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу межрайонной ИФНС N 11 по Волгоградской области (г. Волгоград) - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в порядке, предусмотренном статьями 273-277 АПК РФ, путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд Волгоградской области в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий |
Л.Б. Александрова |
Судьи |
Т.С. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-17933/2010
Истец: ООО "Ломбард Царицын"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N 11 по Волгоградской области, МИ ФНС России N 11 по Волгоградской области