Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 7 февраля 2011 г. N 11АП-20/2011
07 февраля 2011 г. |
Дело N А55-21784/2010 |
г.Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 02 февраля 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 февраля 2011 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Поповой Е.Г., Драгоценновой И.С., при ведении протокола судебного заседания Балясовой Е.А., с участием:
от государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Промышленном районе г.Самары - представителя Плотниковой М.В., доверенность от 30 декабря 2010 года N 01-13/38604,
от товарищества собственников жилья N 88 - председателя Мещерякова В.А., протокол от 10 июня 2009 года N 2,
рассмотрев в открытом судебном заседании 02 февраля 2011 года апелляционную жалобу государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Промышленном районе г.Самары
на решение Арбитражного суда Самарской области от 29 ноября 2010 года по делу N А55-21784/2010, судья Медведев А.А., принятое по заявлению государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Промышленном районе г.Самары, ИНН 6319077834, ОГРН 1036300890020, г.Самара, к товариществу собственников жилья N 88, ИНН 6319716135, ОГРН 1096319003351, г.Самара,
о взыскании штрафных санкций в сумме 3 292 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Промышленном районе г.Самары (далее - ГУ УПФ РФ в Промышленном районе г.Самары, заявитель, Управление) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о взыскании с товарищества собственников жилья N 88 (далее - ТСЖ) штрафных санкций в сумме 3 292 руб. за непредставление в установленные сроки сведений о начисленных страховых взносах и страховом стаже за 209 год.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 29 ноября 2010 года заявление ГУ УПФ РФ в Промышленном районе г.Самары удовлетворено частично, с товарищества собственников жилья N 88 (443081, Самарская область, Самара, пр-т Карла Маркса, 290, ИНН 6319716135) в Пенсионный фонд РФ взысканы штрафные санкции в размере 1646 руб. за непредставление в установленный срок индивидуальных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, за 2009 год. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе ГУ УПФ РФ в Промышленном районе г.Самары (с учетом уточнения) просит решение суда изменить, принять по делу новый судебный акт, которым взыскать с ТСЖ штрафную санкцию за несвоевременное представление индивидуальных сведений за 2009 год в полном размере 3292 руб. 00 коп., ссылаясь на нарушение норм материального права, отсутствие оснований для снижения размера взыскиваемой санкции.
Отзыв на апелляционную жалобу ТСЖ не представило, что в соответствии с ч.1 ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела по имеющимся в деле доказательствам.
В судебном заседании представитель ГУ УПФ РФ в Промышленном районе г.Самары поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда изменить, принять по делу новый судебный акт, которым взыскать с ТСЖ штрафную санкцию за несвоевременное представление индивидуальных сведений за 2009 год в полном размере -3292 руб. 00 коп.
Представитель ТСЖ возражал против удовлетворения апелляционной жалобы и просил оставить решение суда без изменения.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, страхователь - товарищество собственников жилья N 88 зарегистрирован в государственном учреждении - Управление Пенсионного фонда РФ в Октябрьском районе города Самары в качестве плательщика страховых взносов государственного пенсионного страхования рег.N 077-007-102446.
ГУ-УПФ РФ в Промышленном районе города Самары провело проверку своевременности и полноты представления сведений ТСЖ.
Согласно п.2 ст.14 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N167-ФЗ) страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Статьей 11 Федерального закона от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ) предусмотрено, что страхователь представляет один раз в год, но не позднее 01 марта сведения о каждом работающем у него застрахованном лице.
С учетом данных правовых норм за 2009 год указанные сведения должны быть представлены до 01 марта 2010 года.
В ходе проверки установлено, что индивидуальные сведения о застрахованных лицах за 2009 год в предусмотренный законом срок ТСЖ представлены не были. Данные сведения ТСЖ представило лишь 04 марта 2010, то есть с нарушением установленного срока.
ГУ-УПФ РФ в Промышленном районе города Самары по факту нарушения законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования составлен акт N 24 от 04 марта 2010 года, на который возражений от ТСЖ не поступило.
В силу п.3 ст.17 Федерального закона N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Начальником ГУ-УПФ РФ в Промышленном районе города Самары 26 марта 2010 года вынесено решение о привлечении страхователя к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 24.
Требование об уплате в добровольном порядке финансовой санкции в размере 10% от начисленных за 2009 год страховых взносов направлено почтой 30 марта 2010 года, однако до настоящего времени финансовая санкция не уплачена.
Таким образом, материалами дела подтверждается нарушение ТСЖ установленного срока представления сведений о работающих застрахованных лицах за 2009 год на три дня.
ТСЖ в отзыве на заявление, представленном суду первой инстанции, не согласилось с требованиями заявителя, сославшись на то, что сдачей всех видов отчетностей в фонды РФ в ТСЖ занимается главный бухгалтер Хабарова О.Ф., которая в период с 24 февраля 2010 года по 09 марта 2010 года находилась на больничном. ТСЖ считает болезнь Хабаровой О.Ф. уважительной причиной, в результате которой незначительно был пропущен срок подачи сведений для персонифицированного учета. При этом ТСЖ ссылается на п.2 ст.111 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому при совершении деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, налогоплательщиком - физическим лицом, находившимся в момент его совершения в состоянии, при котором это лицо не могло отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие болезненного состояния, является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения и просит заявление ГУ-УПФ РФ в Промышленном районе г.Самары о взыскании с ТСЖ N 88 штрафной санкции в сумме 3 292 руб. оставить без удовлетворения.
Судом первой инстанции отклонен данный довод ТСЖ на том основании, что положения указанной статьи относятся к налогоплательщикам-физическим лицам - индивидуальным предпринимателям. Суд первой инстанции правомерно исходил из того, что болезнь главного бухгалтера не может считаться уважительной причиной пропуска срока представления индивидуальных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, за 2009 год, поскольку данные действия мог произвести непосредственно сам руководитель ТСЖ.
Принимая во внимание незначительный период просрочки (3 дня), совершение правонарушения товариществом впервые, отсутствие негативных последствий для бюджета, суд первой инстанции правомерно расценил указанные обстоятельства как смягчающие ответственность ТСЖ. С учетом смягчающих обстоятельств суд первой инстанции обоснованно снизил взыскиваемый органом ПФР штраф в 2 раза до 1 646 руб.
Вместе с тем при этом судом первой инстанции необоснованно применены нормы Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу ст.2 Федерального закона N 167-ФЗ (в редакции Федерального закона от 24 июля 2009 года N 213-ФЗ, вступившей в силу с 01 января 2010 года) законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, Федеральных законов "Об основах обязательного социального страхования", "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации.
Правоотношения, связанные с обязательным пенсионным страхованием в Российской Федерации за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, в том числе за счет средств, направляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации из федерального бюджета в соответствии с настоящим Федеральным законом, регулируются законодательством Российской Федерации.
Правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
В случаях, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
Налоговый кодекс Российской Федерации также не предусматривает правовых норм, регулирующих отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Данные правоотношения регулируются специальным законом.
Статьей 1 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" установлено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (далее также - фонды обязательного медицинского страхования) на обязательное медицинское страхование (далее также - страховые взносы) , а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Однако неправильное применение судом первой инстанции норм Налогового кодекса Российской Федерации к рассматриваемым отношениям не привело к принятию незаконного судебного акта.
Статьей 44 Федерального закона N 212-ФЗ к обстоятельствам, смягчающим ответственность за совершение правонарушения, отнесены:
1) совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;
2) совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;
3) тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение правонарушения;
4) иные обстоятельства, которые судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.
В силу пункта 4 названной статьи обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, устанавливаются судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, и учитываются при привлечении к указанной ответственности.
С учетом вышеозначенных правовых норм судом первой инстанции в качестве обстоятельств, смягчающих ответственность, правомерно учтены следующие обстоятельства: тот факт, что ТСЖ совершило нарушение впервые; совершенное им правонарушение не повлекло каких-либо неблагоприятных последствий для Управления и застрахованных лиц; период просрочки был незначительным.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что справедливым и достаточным наказанием за совершенное ТСЖ правонарушение является штраф в размере 1646 руб., уменьшив размер штрафной санкции, наложенной на ТСЖ, в два раза.
Довод апелляционной жалобы о невозможности снижения размера штрафной санкции несостоятелен, поскольку вышеприведенные правовые нормы специального закона (Федерального закона N 212-ФЗ) предусматривают такую возможность.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не являются основанием для отмены или изменения обжалуемого решения арбитражного суда по основаниям, предусмотренным статьёй 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного решение суда от 29 ноября 2010 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Промышленном районе г.Самары, однако взысканию не подлежат в связи с освобождением государственных органов от её уплаты на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (введен Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 281-ФЗ).
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 29 ноября 2010 года по делу N А55-21784/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Промышленном районе г.Самары - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий судья |
Е.Г. Филиппова |
Судьи |
Е.Г. Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-21784/2010
Истец: ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Промышленном районе г. Самары
Ответчик: ТСЖ N88
Третье лицо: Инспекция Федеральной налоговой службы по Промышленному району г. Самары
Хронология рассмотрения дела:
07.02.2011 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-20/2011