Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 4 марта 2011 г. N 11АП-14736/2010
г. Самара |
|
04 марта 2011 г. |
Дело N А65-24938/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 марта 2011 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Засыпкиной Т.С.,
судей Холодной С.Т., Кузнецова В.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кремневой А.А.,
с участием:
от заявителя - извещен, не явился;
от Исполнительного комитета Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан - извещен, не явился;
от третьих лиц:
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан - извещен, не явился;
от Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Республике Татарстан - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе главы крестьянского фермерского хозяйства Сабитова Альмира Флуровича, с. Введенская Слобода, Верхнеуслонский район, Республика Татарстан,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 18 ноября 2010 г.
по делу N А65-24938/2008 (судья Шайдуллин Ф.С.),
по заявлению главы крестьянского фермерского хозяйства Сабитова Альмира Флуровича, с. Введенская Слобода, Верхнеуслонский район, Республика Татарстан,
к Исполнительному комитету Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан, с. Верхний Услон, Верхнеуслонский район, Республика Татарстан,
третьи лица:
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, г. Казань,
Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Республике Татарстан, г. Казань,
о признании незаконным бездействия, обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Сабитов Альмир Флурович (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Исполнительному комитету Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан (далее - Исполком) о признании незаконным бездействия, выраженного в неутверждении и в невыдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане, в непринятии решения о предоставлении земельного участка, а также об обязании Исполкома утвердить и выдать схему расположения земельного участка на кадастровом плане, принять решение о предоставлении в аренду на 49 лет земельного участка для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства.
В ходе судебного разбирательства заявитель дополнительно просил признать незаконным отказ в предоставлении в аренду земельного участка размером 400 га, расположенного во Введенско-Слободском сельском поселении либо в его непосредственной близости, для сенокошения и выпаса скота, изложенный в письме от 23 октября 2008 г. N 1317.
Данное увеличение предмета требований судом было принято в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании 29 июля 2009 г. заявитель заявил об изменении предмета требований и просил:
- признать незаконным отказ в предоставлении в аренду земельного участка, расположенного во Введенско-Слободском сельском поселении либо в его непосредственной близости, изложенный в письме от 23 октября 2008 г. N 1317;
- признать незаконным бездействие Исполкома по непринятию решения о предоставлении ему в аренду на 49 лет семи конкретных земельных участков, находящихся в государственной собственности, и расположенных на территории Введенско-Слободского сельского поселения Верхнеуслонского муниципального района и в его непосредственной близости, и обязать Исполком принять решение о предоставлении заявителю в аренду на 49 лет указанных семи земельных участков;
- признать незаконным бездействие по неутверждению и невыдаче заявителю схем расположений четырех земельных участков, расположенных в непосредственной близости от его крестьянского (фермерского) хозяйства и отмеченных в плане зеленым цветом, и обязать Исполком утвердить и выдать заявителю схемы расположения указанных четырех земельных участков общей ориентировочной площадью 71 га.
Из протокола судебного заседания следует, что 05 августа 2009 г. заявитель от требования в части признания незаконным отказа в предоставлении в аренду земельного участка, расположенного во Введенско-Слободском сельском поселении либо в его непосредственной близости, изложенного в письме от 23 октября 2008 г. N 1317, отказался.
Судом вынесено протокольное определение о прекращении производства по делу в части заявленного требования о признании незаконным отказа в предоставлении в аренду земельного участка, расположенного во Введенско-Слободском сельском поселении либо в его непосредственной близости, изложенного в письме от 23 октября 2008 г. N 1317.
В принятии изменения предмета требований в остальной части судом отказано в силу ст. 49 АПК РФ, не допускающей одновременного изменения предмета и оснований требований.
Требования заявителя рассмотрены по первоначально заявленному предмету, а именно о признании незаконным бездействия Исполкома, выраженного в неутверждении и в невыдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории Введенско-Слободского сельского поселения, в непринятии решения о предоставлении земельного участка, а также об обязании Исполкома утвердить и выдать схему расположения земельного участка на кадастровом плане, принять решение о предоставлении в аренду на 49 лет земельного участка для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 12 августа 2009 г. требования удовлетворены частично. Суд решил признать незаконным бездействие Исполнительного комитета Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан, выраженное в неутверждении и в невыдаче заявителю схемы расположения свободных земельных участков сельскохозяйственного назначения или сельскохозяйственного использования на территории Введенско-Слободского сельского поселения и (или) в его непосредственной близости; обязать Исполнительный комитет Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан не позднее месячного срока со дня получения настоящего решения устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем выдачи ему схемы расположения свободных земельных участков сельскохозяйственного назначения или сельскохозяйственного использования на территории Введенско-Слободского сельского поселения и (или) в его непосредственной близости; в удовлетворении остальной части заявления отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02 ноября 2009 г. решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 12 августа 2009 г. оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 09 марта 2010 г. решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 12 августа 2009 г. и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02 ноября 2009 г. отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Татарстан.
Направляя дело на новое рассмотрение, суд кассационной инстанции указал, что судом апелляционной инстанции не дана оценка доводу Исполкома об отсутствии публикации в средствах массовой информации сообщения о наличии предлагаемых для передачи в аренду свободных земельных участков. Не исследовался данный вопрос и в суде первой инстанции.
Кроме того, устанавливая факт наличия двух свободных земельных участков: земельный участок, расположенный в овраге между территорией заявителя и урочищем Малый Носок, ориентировочная площадь не менее 6 га и земельный участок, расположенный в овраге между землепользованием СХПК "Волга" и Фермой-2 с одной стороны, урочищем Стрелка и горнолыжным курортом "Свияга" с другой стороны, ориентировочная площадь не менее 30 га, и, как следствие, незаконность бездействия Исполкома, выраженного в неутверждении схемы расположения свободных земельных участков сельскохозяйственного назначения или сельскохозяйственного использования на территории Введенско-Слободского сельского поселения, и, обязывая Исполком выдать заявителю схему расположения свободных земельных участков сельскохозяйственного назначения или сельскохозяйственного использования на территории Введенско-Слободского сельского поселения и (или) в его непосредственной близости, судом не исследовался вопрос о возможности предоставления и пригодности названных земельных участков для испрашиваемых заявителем целей.
Таким образом, суды приняли судебные акты по неполно выясненным обстоятельствам.
Кроме того, судебной коллегией установлено, что при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции были допущены нарушения норм процессуального права.
Из содержания решения Арбитражного суда Республики Татарстан от 12 августа 2009 г. по настоящему делу также следует, что судом вынесено определение о прекращении производства по делу в части требований о признании незаконным отказа в предоставлении в аренду земельного участка, расположенного во Введенско-Слободском сельском поселении либо в его непосредственной близости, изложенного в письме от 23 октября 2008 г. N 1317.
Между тем материалы дела названного определения не содержат, равно как и не содержится указаний в резолютивной части принятого решения по делу на прекращение производства по делу в части требования о признании незаконным отказа в предоставлении в аренду земельного участка, расположенного во Введенско-Слободском сельском поселении либо в его непосредственной близости, изложенного в письме от 23 октября 2008 г. N 1317.
При отказе от части заявленных требований, и принятии данного отказа судом, суд, в условиях, обеспечивающих тайну совещания судей, обязан вынести отдельное определение, которое подлежит обжалованию в установленном законом порядке.
При новом рассмотрении заявитель заявил об уточнении предмета требований и просил признать недействительным бездействие, выраженное в неутверждении и в невыдаче схемы расположения свободных земельных участков сельскохозяйственного назначения или сельскохозяйственного использования на территории Введенско-Слободского сельского поселения и (или) в его непосредственной близости, а также об обязании Исполнительного комитета не позднее месячного срока после вступления решения Арбитражного суда Республики Татарстан в силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем выдачи ему схемы расположения свободных земельных участков сельскохозяйственного назначения или сельскохозяйственного использования на территории Введенско-Слободского сельского поселения и (или) в его непосредственной близости.
Данное уточнение предмета заявленных требований принято судом в соответствии со ст. 49 АПК РФ.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 18 ноября 2010 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что обязанность органа местного самоуправления по утверждению и выдаче заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории возникает только в случае реальной возможности предоставления земельного участка сельскохозяйственного назначения в испрашиваемых размерах и местоположении, то есть при наличии свободных земельных участков сельскохозяйственного назначения или сельскохозяйственного использования, причем именно в испрашиваемых размерах и местоположении.
Исполком в своем ответе на заявление так и указал, что на территории Введенско-Слободского сельского поселения Верхнеуслонского муниципального района и в непосредственной близости к этой территории свободные государственные земли сельскохозяйственного назначения или сельскохозяйственного использования под заявленные Вами цели отсутствуют.
Из материалов дела следует, что наличие на территории Введенско-Слободского сельского поселения Верхнеуслонского муниципального района и в непосредственной близости к нему свободных государственных земель сельскохозяйственного назначения или сельскохозяйственного использования в заявленных заявителем размерах или в близких к ним значениях не установлено.
Не согласившись с выводами суда, заявитель подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить.
В апелляционной жалобе указывает, что в ходе судопроизводства на судебный запрос был получен ответ Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Татарстан, которым предоставлен перечень находящихся в государственной собственности земельных участков, расположенных на территории Введенско-Слободского сельского поселения Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан. В соответствии с данным перечнем имеются 7 земельных участков, с общей площадью в 964 913 кв.м., которые удовлетворяют требованиям заявителя.
Также имеются соответствующие земельные участки, которые в настоящее время не сформированы. Данные земельные участки, согласно плану, находятся в непосредственной близости крестьянского (фермерского) хозяйства Сабитова Альмира Флуровича и могут быть использованы под пастбище.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, заявитель, будучи главой крестьянского (фермерского) хозяйства, 23 сентября 2008 г. обратился в Исполком с заявлением о предоставлении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, согласно которому просил предоставить ему в аренду на 49 лет для заготовки кормов, фуража, под пастбища, выпаса скота и сенокошения любой земельный участок, предполагаемый размер приблизительно 400 га, расположенный во Введенско-Слободском сельском поселении Верхнеуслонского муниципального района либо в его непосредственной близости (т. 1 л.д. 8-9).
В установленный законом срок Исполком направил в адрес заявителя письмо от 23 октября 2008 г. N 1317, в котором указал на отсутствие свободных государственных земель сельскохозяйственного назначения и сельскохозяйственного использования под заявленные главой КФХ Сабитовым А.Ф. цели (т. 1 л.д. 34).
Поскольку ответ Исполкома схемы расположения земельного участка сельскохозяйственного назначения или сельскохозяйственного использования на кадастровом плане территории Введенско-Слободского сельского поселения, предусмотренной законом утверждению и выдаче, не содержал, заявитель обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с настоящими требованиями.
При принятии судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с п.п. 1 и 4 ст. 81 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом, федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве. Условия предоставления гражданам земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для сенокошения и выпаса скота устанавливаются настоящим Кодексом, Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", другими федеральными законами, а также законами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 6 ст. 27 ЗК РФ предусмотрено, что оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". Образование земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения регулируется настоящим Кодексом и Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
В п. 2 ст. 10 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления.
В силу п.п. 1 и 3 ст. 11 Федерального закона от 11 июня 2003 г. N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - закон N 74-ФЗ) для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения. Земельные участки, предоставляемые и приобретаемые для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, формируются в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 12 закона N 74-ФЗ граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть указаны: 1) цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение); 2) испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду); 3) условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно); 4) срок аренды земельных участков; 5) обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства); 6) предполагаемое местоположение земельных участков.
В соответствии с п. 3 ст. 12 закона N 74-ФЗ орган местного самоуправления на основании заявления, указанного в пункте 1 настоящей статьи, или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Как правильно указал суд первой инстанции, обязанность органа местного самоуправления по утверждению и выдаче заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, предусмотренная п. 3 ст. 12 закона N 74-ФЗ, возникает только в случае реальной возможности предоставления земельного участка сельскохозяйственного назначения в испрашиваемых размерах и местоположении, то есть при наличии свободных земельных участков сельскохозяйственного назначения или сельскохозяйственного использования, причем именно в испрашиваемых размерах и местоположении.
Исполком в письме от 23 октября 2008 г. N 1317 сообщил заявителю о том, что свободных государственных земель сельскохозяйственного назначения и сельскохозяйственного использования под заявленные главой КФХ Сабитовым А.Ф. цели не имеется (т. 1 л.д. 34).
Кроме того, из представленных третьими лицами сведений, изложенных как на бумажном, так и на электронном носителе, наличие на территории Введенско-Слободского сельского поселения Верхнеуслонского муниципального района и в непосредственной близости к нему свободных государственных земель сельскохозяйственного назначения или сельскохозяйственного использования в заявленных заявителем размерах или в близких к ним значениях не установлено.
Довод заявителя о том, что в соответствии с ответом Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Татарстан имеются 7 земельных участков с общей площадью в 964 913 кв.м., а также имеются два несформированных участка, которые удовлетворяют требованиям заявителя, арбитражным апелляционным судом не принимаются, поскольку противоречат имеющимся в деле доказательствам.
Кроме того, заявителем не представлено доказательств того, что данные участки с учетом зонирования территорий пригодны для использования под цели, указанные заявителем. Разрешенное использование этих участков (под личное подсобное хозяйство, под объекты общего пользования, для иных целей) не совпадает с планируемым использованием этих участков заявителем. Общая площадь этих участков (96,5 га) значительно меньше площади, испрашиваемой заявителем (400 га). Указанные участки сформированы и поставлены на кадастровый учет с определенной площадью. С заявлением о приобретении прав на указанные конкретные земельные участки конкретной площадью заявитель не обращался.
Таким образом, у Исполкома отсутствовали основания для утверждения и выдачи заявителю схемы расположения земельного участка при отсутствии сведений о наличии свободных земельных участков сельскохозяйственного назначения, пригодных для использования под заявленные цели.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Доводы, приведенные подателем жалобы в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Расходы по государственной пошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Учитывая, что при подаче апелляционной жалобы в соответствии с п. 12 ч. 1 ст. 333.21 НК РФ государственная пошлина физическими лицами уплачивается в размере 100 руб., а податель апелляционной жалобы уплатил государственную пошлину в сумме 2 000 руб. по платежному поручению от 17 декабря 2010 г. N 114, то согласно ст. 333.40 НК РФ излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1 900 руб. подлежит возврату главе крестьянского фермерского хозяйства Сабитову Альмиру Флуровичу из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 18 ноября 2010 г. по делу N А65-24938/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить главе крестьянского фермерского хозяйства Сабитову Альмиру Флуровичу, с. Введенская Слобода, Верхнеуслонский район, Республика Татарстан, из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 900 руб.
Справку на возврат государственной пошлины выдать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т.С. Засыпкина |
Судьи |
С.Т. Холодная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-24938/2008
Истец: Глава крестьянского фермерского хозяйства Сабитов Альмир Флурович, Верхнеуслонский район, с.Введенская Слобода
Ответчик: Исполнительный комитет Верхнеуслонского муниципального района РТ, Верхнеуслонский район, с.Верхний Услон
Кредитор: Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по РТ (Роснедвижимость), г. Казань, Верхнеуслонский районный отдел судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов РФ по РТ
Хронология рассмотрения дела:
19.07.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-5694/11
04.03.2011 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-14736/2010
22.06.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7479/10
09.03.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N А65-24938/2008
02.11.2009 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-5742/2009
13.10.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N А65-24938/2008
07.08.2009 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-5742/2009